Узбекистан

27.04.2023 | 16:45

Что цифровая маркировка расскажет покупателю о товаре

О внедрении маркировки рассказал генеральный директор Центра развития перспективных технологий, председатель наблюдательного совета CRPT TURON Андрей Кириллов.

Что цифровая маркировка расскажет покупателю о товаре

Цифровая маркировка защищает интересы покупателей, так как с ее помощью потребитель может узнать все о продукте, что снижает риск покупки опасного или некачественного товара. Информация о каждом продукте сохраняется в электронной базе данных, которая может быть просканирована, как потребителем, так и производителем.

Благодаря данной системе потребитель Узбекистана при помощи приложения «Asl Belgisi» может узнать, что это оригинальный товар, выпущенный производителем и получить подробные сведения о нем.

В Узбекистане поэтапно внедряется система цифровой маркировки товаров. О внедрении маркировки, успехах, а также о запуске цифровой маркировки воды и прохладительных напитков, в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия» поделился своим мнением генеральный директор Центра развития перспективных технологий, председатель наблюдательного совета CRPT TURON Андрей Кириллов.

С какими трудностями пришлось столкнуться производителям учитывая новизну данного явления?

— В принципе у всех очень быстро получилось, потому что в Узбекистане десятки интеграторов, которые готовы быстро и недорого оснастить производство и дистрибьюторов и импортеров, от маленьких до самых крупных. Я лично был на двух производствах бытовой техники. В Узбекистане все работает как часы и введено в короткие сроки за несколько месяцев.

Расскажите об успехах в направлении маркировки лекарственных препаратов

— С точки зрения новых товарных категорий самое главное – это фармацевтика. Поскольку это защита жизни и здоровья населения. За прошлый год были запущены этапы маркировки лекарств в первичной и вторичной упаковках, выпущенные до 1 сентября. Стоит отметить, что немаркированные лекарства во вторичной упаковке могут реализоваться до 1 августа 2025 года. Несмотря на это, на сегодняшний день около 90% фармацевтической продукции имеет код цифровой маркировки. Остальные 10% – это орфанные препараты для лечения тяжелых заболеваний, которые начали маркироваться с марта 2023 года.

Насколько процесс внедрения маркировки является ощутимыми для нелегального рынка? 

— Нарушение производителями и продавцами правил маркировки несет наложение штрафа в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале. То есть вся прибыль за этот период уходит на оплату штрафа. Это очень болезненно, и в этом плане Узбекистан – самое суровое и жесткое к недобросовестным производителям и реализаторам государство. И это, пожалуй, самый реальный путь от серого рынка к белому.

В июле в Узбекистане стартует обязательная маркировка воды и напитков. Расскажите подробнее о главных преимуществах системы в этом сегменте?

– Все, что связано с едой – это все про защиту жизни и здоровья. У меня нет статистики по Узбекистану, но если брать за пример российский опыт, то причиной запуска маркировки в этом сегменте российской экономики послужил тот факт, что в период с мая по октябрь 60% всей минеральной бутилированной воды на рынке оказалось поддельной. Люди платили деньги за непонятную жидкость, в которой могло быть все, что угодно – соли тяжелых металлов, неизвестная микрофлора и так далее. Причем, как правило, активно подделываются именно дорогие напитки.

Должен сказать несмотря на то, что обязательная маркировка в этом сегменте рынка Узбекистана только стартует, на прилавках уже встречается маркированная вода. Проверял лично. К слову, мы провели интеграцию наших систем, поэтому с недавнего времени, кстати, проверять коды можно как узбекским, так и российским приложением. Это очень удобно для тех, кто часто ездит из России в Узбекистан и наоборот.

Обязательная цифровая маркировка воды и прохладительных напитков в Узбекистане стартует с 1 июля 2023 года. Маркировка воды и прохладительных напитков через национальную систему «Asl Belgisi» работает так же, как и в отношении лекарств, табака, пива, алкоголя и бытовой техники. Система также предусматривает расширения перечня товаров подлежащих обязательной цифровой маркировке в будущем.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться