Бедность не порок?

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему борьба с бедностью должна стать трендом государственной политики – I часть.

Бедность не порок?

Единственный класс в обществе, думающий о деньгах больше, чем богатые - бедняки. Им больше просто не о чем думать. В этом горе бедняков...

Оскар Уайльд, английский писатель и поэт («Душа человека при социализме»/ «The Soul of Man under Socialism»).

 В 1992 году, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, был установлен Международный день борьбы за ликвидацию нищеты, который отмечается 17 октября. В своей резолюции Генеральная Ассамблея приветствовала тот факт, что в этот день, по инициативе одной из межправительственных организаций, отмечался «День борьбы за преодоления крайней нищеты». В резолюции содержится призыв ко всем государствам проводить в этот день пропаганду мероприятий по ликвидации нищеты и бедности.

Борьба с крайними формами бедности названа первой в списке главных целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, принятой 189 государствами - членами Организации Объединенных Наций на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года.

Мир без бедности — это утопия?

«Бедность – источник возмущений и преступлений». Справедливость этого высказываниядревнегреческого философа Аристотеля разделяли многие правители, вожди и лидеры. Поэтому борьба с бедностью существовала с момента зарождения государственности.

В Древнем Египте государственная политика борьбы с бедностью прослеживается уже во времена Имхотепа (III тысячелетие до н. э.) Методы этой политики заключались в создании и развитии социальных лифтов: действовала сеть государственных школ – «Дома жизни» - в которые мог поступить и бедный, и богатый. За образование платило государство.

В Древней Греции бедных, в нашем понимании, не было. Если гражданина постигало несчастье (увечье, пожар, голод), община оказывала ему помощь – например, хлебом, освобождением от налогов. Воины, которые в результате ранений не могли продолжать службу, получали пособия.

В Древнем Риме императоры боролись с бедностью, в основном, за счет собственных средств. Складывалась система выдачи свободным гражданам хлебных пайков и денежных компенсаций из казны. В Древнем Риме впервые была опробована практика страхования на случай потери трудоспособности. Государство и военнослужащие создали фонд, из которого выплачивали компенсации инвалидам и семьям погибших. Нищих в Римской империи не любили и всячески преследовали, считая, что трудоспособный гражданин должен уметь зарабатывать своим трудом.

На Руси бедных и нищих жалели. Но Петр I нищих не любил и боролся с ними своим излюбленным методом — реформами. Уже в 1691 году 19-летний царь приказал чиновникам высылать из Москвы нищих и калек.

После Петра I с нищенством боролись учреждением приказов общественного призрения, в функции которых входили: устройство народных школ, сиротских домов, больниц, домов для неизлечимых больных, богаделен, работных и смирительных домов.

Массовое нищенство стало результатом развития капиталистических отношений. Обезземеливание крестьян, широкое внедрение машин и механизмов в производство, увеличение производительности труда и неразвитость рынков способствовали появлению многочисленных нищих и деклассированных элементов.

В борьбе с нищими всегда применялась политика «кнута и пряника». В России в 1823 году Николай I учредил военно-арестантские роты, куда направлялись осуждённые за бродяжничество. В 1838 году в Москве и Санкт-Петербурге были созданы специальные полицейские учреждения — комитеты для разбора и призрения просящих милостыню…

Несмотря на все меры, бедность и профессиональное нищенство побороть не удалось. К концу XIX века доля «профессионалов» среди нищих достигало 80 процентов. Крестьяне тратили на подаяния около 230 млн рублей в год! Не помогли ни наказания, ни полиция.

В Советском Союзе до 1930-х годов наличие проституток, нищих, бродяг представлялось как наследие старого режима. Проблема с нищими в СССР была, но ее замалчивали. С политической, идеологической и этической точек зрения признать существование такого явления было невозможно:  в стране «победившего социализма» бедности быть не могло.  

С середины 1950-х годов в СССР начинает проводиться разработка мер социальной защиты от бедности. В 1960 году в Уголовный кодекс была введена статья 209, предусматривающая уголовную ответственность за нищенство (до этого была административная), бродяжничество и тунеядство. Проведение комплексных мероприятий позволило значительно сократить численность нищих. Но они вновь появились, когда в 1991 году отменили статью 209 Уголовного кодекса.

XXI век… Но мы снова вынуждены говорить о бедности и нищете.

Бедность и нищета – синонимы?

Говоря коротко, бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Это состояние, при котором насущные потребности отдельных человека или семьи превышают возможности для их удовлетворения.

Различают бедность абсолютную, относительную и как самооценку (субъективную). 

Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилье. Количественными расчетами уровня бедности впервые стали заниматься английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х годах понятие «порог (черта) бедности».

Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и обеспечения проживания. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась прежней: отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.

В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов: считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия определенных мер. Однако его недостаток – субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.

Организация объединенных наций применяет к бедным территориям термин «наименее развитые страны (НРС)». Согласно данным ООН в 2019 году в список НРС входит 47 стран, включая Молдову, Украину, Таджикистан и Афганистан. Получение статуса бедного государства производится на основании выводов комиссии, которая ставит оценку согласно трем критериям: индекс экономической уязвимости; уровень доходов жителей (ВВП на душу населения за последние 3 года); оценка реального качества жизни. Это довольно сложная оценка определения наименее развитых стран.

Более четкое определение бедности дает Всемирный банк, который в 2015 году поднял черту бедности с 1,25 доллара до 1,9 доллара дохода в день. Существование на сумму менее 3,20 доллара в день отражает средний показатель черты бедности в странах с уровнем дохода ниже среднего, тогда как показатель в 5,50 доллара в день отражает стандарты в странах с уровнем дохода выше среднего. Это следует из доклада Всемирного банка «Бедность и всеобщее процветание - 2018», который публикуется раз в два года. Согласно данным ВБ Узбекистан входит в группу стран со средним уровнем национального дохода на душу населения (1 533 доллара на человека в год).

Вместе с тем, по данным доклада компании Focus Economics в 2018 году Узбекистан занял 8-е место в списке беднейших стран мира (на 4-м месте расположился Таджикистан).

Главной мировой проблемой продолжает оставаться крайняя бедность – нищета, когда человек выживает на 1,9 доллара в день или менее. Нищета – это состояние ниже уровня бедности, позволяющее оставаться лишь в рамках биологически допустимых норм.

Несмотря на определение черты бедности значением 1,9 доллара в день, каждая страна устанавливает национальную черту бедности. Например, бедными в странах Евросоюза считаются те граждане, чей доход (включая социальные выплаты) меньше 60 процентов от уровня средней зарплаты в стране проживания.

В большинстве стран мира, в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума.

— А что такое «прожиточный минимум»? — Это когда человек еще дышит и иногда ест...

И здесь начинается самое интересное. В Узбекистане никогда не было утвержденного прожиточного минимума. Почему во всех других странах он рассчитывается и применяется на практике? Дело в том, что власть в нашей стране старательно избегала использовать в своем лексиконе слова «бедность» и «нищета», а применяла термины «малоимущие» и «малообеспеченные».

Расчет, а тем более утверждение размера прожиточного минимума, повлечет за собой обязанность государства расширить социальную поддержку населения.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Или прожиточный минимум устанавливает ту черту, за которой человек не сможет удовлетворить самые необходимые потребности, за которой бедность превращается в нищету.

Понятно, что минимальные размеры заработной платы, пенсий и пособий должны быть равны или превышать величину прожиточного минимума. Понятно также, что существовавший минимальный размер заработной платы (до 1 сентября 2019 года – 223 тысячи сумов) явно не мог претендовать на величину прожиточного минимума.

С 1 сентября 2019 года взамен минимального размера заработной платы был введен минимальный размер оплаты труда (634 880 сумов), а минимальный размер заработной платы трансформировался в базовую расчетную величину (223 000 сумов).

Неужели почти 635 тысяч сумов – это величина прожиточного минимума в настоящее время? Трудно сказать. Правовое регулирование понятий «прожиточный минимум» и «потребительская корзина» в нашей республике должно было оформиться до 1 июля 2018 года: такой срок предусмотрен Государственной программой на 2018 год  для определения необходимого уровня доходов населения страны.

Такая задача была поставлена президентом в его послании Олий Мажлису в декабре 2017 года: «На основе передового зарубежного опыта нам нужно закрепить в законодательстве и создать механизмы практического применения понятия «потребительская корзина», необходимого для выявления уровня доходов, достаточного для достойной жизни населения».     

Министерство экономики и промышленности, ответственное за исполнение этого поручения, отмечало ряд проблем, не способствующих эффективной реализации мер по действенному повышению уровня жизни населения страны. 22 июля 2019 года на пресс-конференции министр экономики и промышленности Ботир Ходжаев заявил, что потребительская корзина уже сформирована. Однако, внедрить ее удастся только через год или полтора: идет процесс тестирования.

Министр озвучил приблизительную стоимость потребительской корзины в 650 тысяч сумов (69 долларов), а размер прожиточного минимума — в 800 тысяч сумов (85 долларов). Такие результаты появились в результате тестовых исследований в Ташкентской и Ферганской областях.

Прожиточный минимум – очень важный показатель. На его основе устанавливаются минимальный размер оплаты труда, величины пенсий и пособий, рассчитываются республиканский и региональные бюджеты, разрабатываются социальные программы.

Нищие — счастливый народ?

По данным Госкомстата за январь-июнь 2019 года совокупный доход на душу населения достиг 4,6 млн сумов или в месяц доход на человека составил 767 тысяч сум. Размер прожиточного минимума, пусть лишь в Ташкентской и Ферганской областях, был озвучен Министерством экономики и промышленности в размере 800 тысяч сумов или большая часть населения живет ниже тестируемой черты бедности.

Те же данные Госкомстата сообщают, что доля малообеспеченного населения в республике в 2018 году снизилась до 11,4 процента. При этом главный статистический орган не уточняет, кто относится к «малообеспеченному населению»: нищие, бедные или собственно малообеспеченные граждане. Но есть пояснение, что к этой категории населения отнесены те, у кого энергетическая ценность пищевого потребления составляет 2 100 килокалорий на человека в день согласно рекомендациям Всемирного банка. Однако, эта норма устарела.

Действительно, в 2000-2001 годах, - учитывая существовавшие в то время условия проживания в стране, - Всемирный банк рекомендовал методологию измерения уровня бедности в Узбекистане с использованием черты бедности на указанном уровне потребления продуктов питания. Применение данной методологии, по мнению Всемирного банка, на современном этапе развития Узбекистана, как государства в группе стран со средними доходами на душу населения, нуждается в дальнейшем обновлении. Тем более, что уровень бедности определяется не только энергетической ценностью потребляемых продуктов.

В Глобальном индексе голода 2018 года Узбекистан занимает 52-е место из 119 стран: с баллом 12,1 наша страна входит в группу «умеренного уровня голода». А по информации делегации Европейского Союза в Узбекистане в 2018 году в республике голодало 6,3 процента от общего количества населения (использованы данные исследований ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - FoodandAgricultureOrganizationoftheUnitedNations). 2,1 млн человек в нашей стране голодает!

А вот данные Всемирного банка о доле населения, живущего на 1,9 доллара в день и ниже.

Доля такого населения в Узбекистане составила в 2018 году 62,1 процента. Огромная цифра. Отсутствие современной методологии статистического изучения вопросов бедности скрывает остроту этой проблемы, не позволяет разрабатывать комплексные и действенные меры по искоренению этого позорного явления.

Например, Россия - первая на постсоветском пространстве в 1992 году -  ввела официальную методику расчета уровня бедности на основе минимальной потребительской корзины. C 2000 года ее размер и величина прожиточного минимума рассчитываются нормативным путем по единой методологии, что закреплено законом, и размер потребительской корзины пересматривается ежеквартально. Так, уровень бедности в России после повышения прожиточного минимума выше инфляции во втором квартале 2019 года составил 12,7 процента против 12,5 процента год назад.

Огромное число бедных людей в нашей стране не мешает им чувствовать себя счастливыми: Узбекистан занял 44-е место во Всемирном докладе счастья, став самой счастливой страной в СНГ. Парадокс? Скорее здесь нужно рассматривать субъективную оценку бедности: человек редко признается, даже самому себе, что он находится в нужде.

Верхи едят мясо, низы – капусту. А в среднем все едят голубцы

Показатель бедности не характеризует всей картины бедственного положения. Он не дает оценки доли дохода, которые получают бедняки и зажиточные слои населения или степень расслоения общества.

Коэффициент Джини (индекс Джини, «индекс справедливости», «индекс концентрации доходов») — показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов между различными группами населения. Коэффициент в 1912 году разработал итальянский статистик Коррадо Джини. Этот коэффициент часто используется в качестве показателя экономического неравенства, измерения распределения доходов и богатства среди населения.

Коэффициент варьируется от 0 (или 0%) до 1 (или 100%), причем 0 представляет собой идеальное равенство и 1 представляет собой идеальное неравенство (все богатство сосредоточено в руках одного человека). Если доходы распределяются равномерно между людьми, то график («кривая Лоренца») будет выглядеть как биссектриса (ровная линия под углом 45 градусов). Такой график называется линией абсолютного равенства, и он может быть лишь в теории. Линия абсолютного равенства не встречается в жизни: одни люди богаче, другие — беднее, поэтому их доли получаемого дохода не соразмерны долям общества, которые они занимают.

Вернемся к отечественной статистике. То, что органы статистики говорят, что за январь-июнь 2019 года совокупный доход на душу населения составил 4,6 млн сумов не раскрывает ситуации, сколько дохода получили бедные и зажиточные слои населения. Но Госкомстат отмечает положительные изменения и в распределении доходов по группам.

Коэффициент Джини, отражающий равномерность распределения доходов среди групп населения в республике,  уменьшился с 0,39 в 2000 году до 0,26 в 2017 году.Но, главный статистический орган умалчивает, что – по данным Всемирного банка - в 1985 году в Узбекистане коэффициент Джини составлял 0,19; в 1990 году – 0,29; в 1995 – 0,39. То есть, раскол населения по уровню получаемого дохода произошел с отходом от принципов социализма в сторону построения капиталистического общества.

Но построили ли мы капитализм? Нет. Как признался недавно первый заместитель председателя Сената Садык Сафаев: «Узбекистан остался между… Мы не поддерживали социалистическую систему, но и не переходили к истинной рыночной экономике. Не открывали реальный рост для внешних рынков и при этом не совершенствовали систему автаркии внутри страны, находясь в неопределенности – ни туда, ни сюда».

И такая политика «ни туда, ни сюда», вернее ее отсутствие, привела к тому, что люди оказались лишены привычной социальной поддержки со стороны государства и не встроились в полурыночные отношения, именуемые «узбекской моделью». Произошло резкое расслоение общества на богатых и бедных.

В 2018 году доходы 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения составили 23,7 процента всех доходов, в то время как доходы 10 процентов наименее обеспеченных - всего 3,9 процента всех доходов. Децильный коэффициент дифференциации доходов составил 6,1. Если суммировать группы по медиане, то окажется, что соотношение доходов 68,9 процента и 31,1 процента сохраняется в 2016-2018 годах или различия между доходами сохраняются.

Следует отметить, что коэффициент Джини и децильный коэффициент не отражают точные данные о доходах. Существование теневой экономики (в Узбекистане на нее приходится около половины валового внутреннего продукта) и прочей неформальной экономической деятельности затрудняют их получение.

Нищета не имеет оправданий

Всеобщая декларация прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Для правильной оценки ситуации необходимы, прежде всего, совершенно новые данные об уровне бедности, нужна целевая статистика для борьбы с бедностью. Например, Росстат внедряет новый международный метод измерения уровня бедности, и расчеты индексов немонетарной бедности будут опубликованы с 2020 года. Методика расчета немонетарной бедности включает в себя измерение бедности населения по трем индексам: многомерной бедности (показатель, характеризующий многокритериальную бедность населения и ее глубину), материальной депривации (определение относительной бедности) и социальной исключенности (доступ к социально значимым услугам).

Необходимо пересмотреть и существующую систему трудоустройства и выделения пособий безработным гражданам. В настоящее время уровень безработицы в стране составляет 9,1 процента. Министр занятости и трудовых отношений Шерзод Кудбиев признался, что пособие по безработице в Узбекистане не выполняет экономическую функцию: «Кто обращается за пособиями по безработице? Можно сказать, что никто. Потому что пособия по безработице не несут функциональную или экономическую нагрузку… Сейчас очень редко получают 70 процентов от прежней зарплаты, а в основном получают одну «минималку»… За этими деньгами очень редко кто идет. [Пособия по безработице] свою экономическую функцию не выполняют».

Поэтому намерения министерства по передаче некоторых функции органов по труду частным агентствам занятости, и повышения величины пособий по безработице до уровня минимального размера оплаты труда имеют хорошие перспективы.

Но борьба с бедностью совсем не означает залить проблему деньгами. Бедность имеет многоплановые характер и причины. Ее нельзя победить одним лишь увеличением пособий, созданием рабочих мест, обеспечением доступа к кредитам для организации бизнеса или улучшением жилищных условий. 2 августа 2019 года на видеоселекторном совещании президент отметил: «Деньги, выделенные предпринимателям за последние 2,5 года, не выделялись предпринимательству в таком объеме за 30 лет. Даже больше. Результат этого должен отразиться на настроении людей, экономике, ВВП. Но 60 процентов выделенных кредитов не оказали своего положительного влияния на экономику…»

Европейская сеть по борьбе с бедностью (EAPN) отметила ряд ключевых факторов, в результате которых человек наиболее подвержен риску оказаться в бедности: безработица, низкий уровень образования, инвалидность, плохое здоровье, принадлежность к меньшинству той или иной этнической группы, жизнь в отдаленной или бедной общине. Вот все эти факторы и должны учитываться при борьбе с бедностью.

У людей должно быть желание делать свою жизнь лучше и развиваться. Они должны ощущать себя защищенными и не бояться, что их собственность уничтожат или отнимут чиновники или близкие к власти бизнесмены. У них должны быть институты, которые обеспечат, чтобы их голос власти слышали постоянно, а не только тогда, когда начинается предвыборная компания. У них должен быть доступ к работе, образованию, здравоохранению, жилью, системе коммунального обслуживания и хорошая экологическая обстановка.

Китай… Огромная страна… Некогда беднейшая… В сентябре 2018 года Государственное бюро статистики КНР привело данные о том, что за 1978-2017 годы 740 миллионов человек или 94,4 процента сельского населения Китая избавились от нищеты. Это 70 процентов людей во всем мире, переставших жить в условиях крайней бедности. Осталось еще 16 миллионов, доход которых планируют повысить за два года и перейти к обществу гармоничного развития и средней зажиточности.

Китайский подход к борьбе с бедностью подразумевает доминирование государства и постоянный сбор статистики. В Госсовете КНР действует комитет по борьбе с бедностью, который координирует выполнение национальной программы. В стране была создана система институтов по борьбе с бедностью: страхования, инвестиций, социальной помощи, сбора данных, аналитики и отчетности.

В августе 2018 года в совместном документе Госсовета КНР и ЦК Коммунистической партии Китая о борьбе с бедностью была провозглашена идея интеграции мер по искоренению этого явления и повышению уверенности людей в собственной способности вырваться из нищеты. В прошлом году в КНР был зафиксирован самый низкий уровень безработицы за последние годы – меньше 4 процентов.

Опыт Китая и других стран доказывает, что бедность возможно сократить даже там, где она исторически была всегда. Проблемы бедности в Узбекистане решаемы. Прежде всего, не нужно стыдливо замалчивать наличие бедности и нищеты. Наоборот, открытое обсуждение этой проблемы на государственном уровне позволит ускорить ее решение и покончить с бедностью в нашей стране.

У нас сложилась традиция: начиная с 1997 года глава государства объявляет название будущего года и определяет приоритетные направления дальнейшего развития общества. Почему бы следующий год не посвятить искоренению такого позорного явления как бедность и не провозгласить 2020 год – годом борьбы с бедностью?

Самое главное — не поддаться соблазну думать, что если обеспечить людей доходом выше 1,9 доллара в день, то проблема с бедностью будет решена. В этом случае будет решен вопрос не ликвидации бедности, а лишь ее крайней формы – нищеты.

Вместо послесловия, или притча про рухнувший дом

Один богатый человек решил построить большой новый дом. Он нанял рабочих, купил кирпичи и другие материалы. В первый день строительства хозяин торжественно заложил в основание дома монетку, а сверху положил первый кирпич со словами:

— Пусть в доме всегда будет достаток.

Тут к стройке подошла нищенка и попросила:

— Дай и мне монетку. Я помолюсь, чтобы твой дом прочно стоял.

— На всех нищих у меня монет не хватит. Уходи отсюда! — грубо закричал хозяин.

— За твою грубость я заколдую один твой кирпич, и он станет кривой, — пообещала нищенка.

— Я сотню тысяч кирпичей для дома купил, и один кривой кирпич мне не помеха, — усмехнулся хозяин.

Нищенка исчезла, а стройка пошла своим чередом. Через год дом был построен. Хозяин объявил, что по поводу окончания строительства на следующий день будет дан банкет. Но ночью дом внезапно обрушился.

Хозяин обвинял мастера и строительную бригаду. Он хотел подать на них жалобу в суд и доказать, что дом был возведен с нарушениями.

Когда рабочие разобрали завал, мастер достал из-под завала самый первый кирпич и показал его хозяину.

— Этот кирпич вы сами положили в основание дома, а под него монетку. Но посмотрите, какой он кривой, — объяснил мастер.

— Не может из-за одного кривого кирпича весь дом рухнуть! — закричал хозяин.

— Малая течь и большой корабль ко дну пустит, — сказал кто-то неподалёку.

Богач оглянулся и увидел, что это произнесла та самая нищенка, которую он прогнал в первый день строительства дома.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости