Узбекистан

31.01.2021 | 09:55

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, что скрывается за предлагаемыми изменениям в Конституцию

https://repost.uz/teper-proshe

Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи. 

Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 25 января рассмотрела в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства», сообщила пресс-служба нижней палаты парламента. 

В этот же день – 25 января – этот законопроект был размещён на сайте Законодательной палаты. Интересно, что проект закона не был опубликован для общественного обсуждения на портале системы оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ). Своё мнение можно было отправить исключительно через электронную почту inform@parliament.gov.uz или через форму «Обращение к депутатам» .

Но уже 29 января депутаты Законодательной палаты приняли проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства». Об этом сообщило общенациональное движение «Юксалиш». Согласно информации, документ будет отправлен на рассмотрение в Сенат.

Поразительная оперативность! Давайте посмотрим, чем вызвана срочность принятия такого закона. Проектом закона совершенствуется система финансирование участия политических партий в выборах; упраздняется институт окружных избирательных комиссий; определяется порядок внесение граждан, находящихся в иностранных государствах, в список избирателей; уточняются некоторые аспекты проведения предвыборной агитации… В основном изменения касаются закона «О финансировании политических партий» и Избирательного кодекса Республики Узбекистан.

Ничего особенного. Кроме предлагаемого одного изменения в Конституцию и Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти». В части второй статьи 117 Конституции и в статье 3 Конституционного Закона предлагается «слово «декабря» заменить словом «октября». 

Кажется, что это незначительный перенос срока, но в действительности это важный момент.

Согласно действующей редакции: «Выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря».

Или, в случае принятия этого закона, выборы президента будут проведены в этом году не 26 декабря, а 24 октября 2021 года. 

Срок президентских полномочий Шавката Мирзиёева истекает 14 декабря 2021 года: именно в этот день 2016 года была проведена инаугурация президента. Согласно статье 65 Избирательного кодекса: «Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Республики Узбекистан». Естественно, что избранный президент не будет ждать два месяца, а вступит в свою должность ориентировочно в начале ноября 2021 года.

Чем же мотивируют перенос срока выборов президента депутаты нижней палаты парламента? В сообщении Законодательной палаты говорится, что проведение выборов в конце года «приводит к затягиванию проведения послевыборных политических мероприятий, в частности, принятия Государственной программы».

Формально доля истины в этом доводе есть, но лишь формально. 

Нельзя уделять внимание какому-либо одному вопросу каждый год: развиваться необходимо комплексно. Дважды объявлялся «Год семьи», трижды – по теме молодёжи, пять раз – по вопросам матери и ребёнка. Особенно выдающихся результатов не наблюдается. 

В России, например, осуществляется 46 государственных программ по пяти направлениям, но и там результаты довольно скромные. 

Принимать государственные программы можно в любое время, главное, чтобы управление ими проводилось по принципам проектного менеджмента. Поэтому ссылка на затягивание «проведения послевыборных политических мероприятий, в частности, принятия Государственной программы» не выдерживает критики. Так в чем же реальная причина переноса срока выбора президента?

Многие усмотрели в предложении провести выборы главы государства во втором осеннем месяце возможность реализовать преимущества тёплой погоды в это время. Ещё свежи в памяти провалы в электро-, газо- и теплоснабжении, имевшие место в декабре прошлого года. Недовольные люди выходи на митинги, перегораживали дороги и жгли покрышки. Естественно, в таких условиях говорить о всенародной поддержке действующего президента не приходится. И наши политические государственные служащие изящно нейтрализовали этот негативный фактор в предстоящей предвыборной кампании президента.

Вполне допускаю, что предстоящие выборы президента, возможно, станут наиболее честными и открытыми в истории независимого Узбекистана. Во всяком случае, автор видит стремление действующего президента получить на шестых по счёту президентских выборах в истории Республики Узбекистан положительные отзывы от международных организаций, проводящих мониторинг выборного процесса. Если, конечно, чиновники не начнут оказывать «медвежьи услуги».

Есть и ещё одна сторона вопроса. Это возможное обнуление первого срока президентства Шавката Мирзиёева. Помните, как для участия в выборах в третий раз ЦИК зарегистрировал кандидатуру Ислама Каримова на том основании, что после принятия в январе 2002 года новой редакции Конституции он будет избираться президентом на семилетний срок впервые. 

Так почему нельзя обосновать возможность регистрации Шавката Мирзиёева в качестве кандидата в президенты в третий раз на том основании, что по обновлённой Конституции – в части срока проведения выборов в октябре – действующий президент будет избираться фактически второй раз подряд («Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд» статья 61 Избирательного кодекса).

Кроме того, накладывается тот факт, что реально первый конституционный срок президентства Шавката Мирзиёева будет меньше 5 лет на 1,5 месяца. Несогласованность стилей правового языка и мышления допускают в этой ситуации, что 5-летнего срока исполнения президентских полномочий не было.

Думается, что парламентарии и Конституционный суд Узбекистана найдут выход. Расторопность и изобретательность государственных служащих, когда речь идёт об их интересах, поразительна. 

Например, постановлением Сената Олий Мажлис от 24 августа 2017 года были избраны новые судьи Конституционного суда. Случилась закавыка: председатель Конституционного суда оказался старше 70 лет. А ведь согласно статье 6 закона от 31 мая 2017 года № ЗРУ-431 «О Конституционном суде Республики Узбекистан»: «Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда составляет семьдесят лет». 

Вы думаете, что судью «попросили»? Как бы не так. Видимо, значение чиновника так велико, что законодатели отредактировали положение закона: часть вторая статьи 6 в редакции закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 стала «Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда составляет как правило семьдесят лет». 

«Как правило». Легко, изящно и непринуждённо… 

Как тут не вспомнить слова великого Алишера Навои: «Просчёты и ошибки допускает человеческий род, кто замечает и учитывает их, счастливым человеком может назваться тот. Исправляет ошибку, кто признается в ней, увеличивает ошибку, кто старается оправдаться в глупости своей. Чем больше такой человек старается превознести свою правоту, тем яснее становится его ошибка, чем надменнее он утверждает своё мнение, тем больше позорится он среди людей».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Популярные новости

Популярные новости