Как Узбекистану выстраивать отношения с международными корпорациями и какие реформы необходимы

Аналитик Аваз Камалов рассуждает о необходимом Узбекистану объеме реформ, о роли рейтингов и критики в продвижении интересов.

Как Узбекистану выстраивать отношения с международными корпорациями и какие реформы необходимы

Сегодня Узбекистан переживает очень тяжелый и интересный период в своей истории. В стране начаты широкомасштабные реформы, государство поставило амбициозные цели, привлекает огромные ресурсы и поддержку международных корпораций (далее «МК»), чтобы решить острые проблемы страны.

Любые радикальные изменения в обществе порождают страх и надежду, оптимизм и пессимизм. Но всегда есть вера, что завтра будет лучше, чем сегодня, ровно, как и есть убеждение, что сегодня лучше, чем вчера. В чем суть этих реформ, какие установки и ориентиры нам задают различные рейтинги и куда они нас приведут?

Рецепты проводимых в нашей стране реформ давно были реализованы в других странах и по их итогам проведены множество исследований, сделаны выводы политиков, ученых и специалистов, выявлены некие закономерности. Важно эти выводы не игнорировать, а подходить к их оценке объективно, избавившись от предвзятостей и предпочтений. Человек существо иррациональное и склонен считать правильным то, что ему нравится. Однако не все, что нам нравится – правильно, и наоборот.

Успешное проведение реформ зависит от чёткого определения целей и интересов, приоритетов и возможностей страны, выстраивания равных отношений с МК и признаний экономических закономерностей. Каковы эти закономерности и насколько интересы МК соответствуют нашим интересам в этих реформах?

Наука изучает закономерности и объясняет их в виде теорий. Не все закономерности научно обоснованы и поэтому людям свойственно их недооценивать. Однако отсутствие научной обоснованности не означает отсутствие этих явлений и закономерностей, поскольку яблоки падали на землю с деревьев даже тогда, когда закон свободного падения не был научно обоснован.

Поэтому при оценке явлений важно опираться не только на теоретические модели, которые, в первую очередь, предназначены для формирования и развития экономического мышления в академической сфере. Но и учитывать интересы развитых стран, закономерности и глобальные процессы, которые происходят за пределами нашей страны в течении нескольких десятилетий.

Игнорирование закономерностей приводят к нерациональным решениям и негативным последствиям. Можно обладать знаниями, усердно трудиться и учиться, чтобы вырастить бананы, однако если посев осуществлен без учета закономерностей – траектории движения солнца - то вырастить их, вне зоны покрытия солнечных лучей, будет сложно.

Что такое реформы?

Развитые страны создали различные Международные корпорации (МК) и их размеры сегодня превышают ВВП многих отдельных стран мира. Богатый опыт в сфере реформ позволили МК разработать грамотные рецепты для реализации реформ во всех отраслях экономики - строительство, сельхоз, промышленность, авиация и т.д. Эти реформы направлены на модернизацию и приватизацию базовых отраслей, создание свободной и открытой экономики. Так же эти реформы помогают усовершенствовать систему управления экономикой, внедрить передовые информационные системы сбора, анализа и распространения данных и интегрироваться в мировую экономику. Реформы улучшают технические, правовые и административные (стандарты, процедуры, связь и т.д.) показатели страны, повышают привлекательность экономики для ведения бизнеса. И сегодня любая страна, которая стремится интегрироваться в мировую экономику, сталкивается с интересами МК.

Интересы – это основа прогресса и объективная реальность, которые, как и вращение земли вокруг своей оси, существуют вне зависимости от наших желаний и предпочтений. Поэтому, интересы, как и интересы Международных Корпораций, не поддаются какой либо оценке или критике. Другой вопрос, насколько интересы МК совпадают с нашими?

 В структуре ВВП развитых стран доминирует сфера услуг (более 70%), где высокого уровня развития достигли такие услуги как связь, транспорт, финансы и страхование, торговля, обслуживание, образование, медицина, программное обеспечение, инженерия, консультации и т.д. И для обеспечения устойчивого роста благосостояния своих граждан, развитые страны вынуждены обеспечивать устойчивый рост и гарантии реализации своих услуг. Поэтому реформы – это, в первую очередь, огромный бизнес, который является локомотивом развития финансовых, консультационных, юридических и других услуг. Чем больше в мире реформ, тем больше спрос на товары и услуги, и доходы тех, кто их поставляет.

Однако МК часто склонны преувеличивать актуальность своих услуг и необходимость проведения реформ, предлагая странам больше реформ, чем страны могут себе позволить. Поэтому важно определить стоимость реформ, исходя исключительно из собственных интересов и возможностей страны, поскольку реформы – это дорогое удовольствие. 

Какой объем реформ нужен Узбекистану?

Реформы направлены на решение проблем, которые создают моральные и материальные издержки в обществе. Проблема – это понятие относительное, поскольку степень ее актуальности зависит от степени решения проблем в других странах. Отсутствие канализации в одних странах не считалось проблемой до тех пор, пока не появились канализационные системы в других странах. Наличие высокоскоростного интернета в одних странах сделало его отсутствие «проблемой» в Узбекистане. Поэтому проблемы страны можно определить, как отсутствие условий, которые имеются в развитых странах, то есть по формуле: Проблемы Узбекистана = условия развитых стран – условия Узбекистана. Чем больше разница, тем больше проблем в Узбекистане.

Но какова цена проблем и реформ, которые призваны решить эти проблемы? Стоимость реформ зависит от стоимости проблем и возможностей страны. Если страна привлекает кредиты в среднем на 30 лет, то каким должен быть объем долгов, чтобы страна смогла без потрясений добиться своих целей, при самых оптимистических прогнозах роста экономики, экспорта и импорта, золотовалютных резервов страны за этот период?

Обладая намного меньшими возможностями, чем развитые страны, Узбекистан сегодня стремится обладать большими, как и развитые страны, условиями. И это безусловно благородные намерения и стремления. Но если мы хотим обладать условиями развитых стран, то следует определить насколько наши возможности соответствуют возможностям развитых стран. 

Возможности страны

Одними из показателей возможностей страны являются доход на душу населения страны и его рост. Сегодня доход на душу населения Узбекистана составляет $2.000, что в 15 раз меньше, чем среднее значение в развитых странах ($30.000). Это означает, что при ежегодном росте ВВП на 5% и населения – на 1,2% ВВП на душу населения Узбекистана достигнет $30.000 к 2078 году, то есть через 60 лет. К тому моменту ВВП страны составит $199,2 миллиарда, а население – 65 млн человек, при самом оптимистичном варианте развития. О чем говорят эти цифры и почему нельзя рассчитывать на более высокий рост экономики?

Для объективной оценки роста экономики важно избавиться от иллюзий, что современные достижения в сфере технологий, прав человека и экономики обеспечат высокий рост экономики. Экономические показатели последних десятилетий отражают устойчивое снижение роста мировой экономики и его циклический характер развития. Рост мировой экономики в первую очередь зависит от уровня потребления, который сегодня имеет тенденцию к снижению. Это связано с увеличением доли пожилого населения в общей численности мирового населения. Развитие медицины снизило уровень смертности, что вместе с политикой Китая «1 семья – 1 ребенок» привели к старению населения планеты. По данным экспертов, если доля населения мира в возрасте 65 лет и старше в 70-е годы прошлого века составляла 7%, то этот показатель повысится до 16% к 2030 при среднем уровне рождаемости.

Поэтому современные достижения в сфере технологий, прав человека и экономике могут способствовать не только росту, но и спаду мировой экономики. Так же важно учесть, что Узбекистан развивается в условиях насыщенности мировых рынков, высокого уровня международной конкуренции, наихудших условий для доступа на и ужесточенной борьбы за рынки сбыта. Безусловно реформы будут способствовать росту инвестиций, однако если объемы произведенных товаров и услуг значительно превысят объемы потребления, то эти товары и услуги не будут пользоваться достаточным спросом и реализованы. Это приводит к повышению задолженностей в экономике, банкротству и долларизации страны.

Роль рейтингов в продвижении интересов

Стремление соответствовать моде – это естественная потребность человека. Коммерция формирует моду на быт, воздействуя на эмоции и восприятие человека, рекламируя преимущества предмета и скрывая его недостатки. Другой важной и естественной потребностью человека является получение одобрения и позитивной оценки его выбора. Фейсбук стал успешным благодаря тому, что он создал площадку, где люди могут удовлетворить свои базовые психологические, морально-духовные потребности, получая одобрение их выбора, средством получения положительных оценок - «лайки». И сам факт того, что Фейсбук сегодня является самым популярным социальным сайтом, говорит о том, что можно добиться от людей определенных действий и формировать определенные поведения и привычки, помогая удовлетворить их потребности. 

Потребность соответствовать моде и получать признания существует и в международной политике. И рейтинги сегодня стали своего рода ценностной установкой, которые помогают сориентироваться стране и определить вектор его развития. Если коммерция создает моду на быт, то МК - на вектор развития, где «лайки» ставятся рейтинговыми агентствами за приверженность страны к современному международному тренду - глобализации. Стремление соответствовать высоким рейтингам помогут улучшить технические и правовые характеристики страны. Однако следует трезво оценить насколько слабые страны выигрывают от процесса глобализации.

Рейтинговые агентства, с одной стороны, подчеркивают необходимость проведения реформ, чтобы у стран были высокие рейтинги. А Международные корпорации, с другой стороны, помогают проводить реформы и оценивают их результаты, ссылаясь на оценки рейтинговых агентств. Но за высокими рейтингами не всегда стоят успешные реформы. Например, несмотря на девальвацию местной валюты, снижение доходов населения и гражданскую войну из-за отмены поддержки фермерских хозяйств в Руанде, МК оценили реформы как: «Страна улучшила свои позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business и теперь занимает второе место в регионе (и 41-е в мире)». Несмотря на тяжелое, по мнению многих специалистов, положение экономики Грузии после 15 лет громких реформ, МК настойчиво оправдывают свои реформы тем, что рейтинговые агентства подняли рейтинг страны с 83-го на 35-е место. И если верить стереотипу, что страны могут стать развитыми в течении 25 лет, то каковы сегодня шансы у Грузии совершить экономическое чудо и стать развитой страной за оставшиеся 10 лет?

Роль критики в продвижении интересов

Современные Международные корпорации (МК) вкладывают немало средств в «мягкую силу» для создания положительного имиджа, стремятся соответствовать высоким моральным и этическим стандартам, применяют инновационные подходы - «забота, гуманность и прогресс» - для упаковки своих услуг, обеспечивают прозрачность своих процедур и предоставляют безвозмездные гранты на различные социальные и образовательные проекты по принципу «купи авто, получи футболки бесплатно».

Идеализация рейтингов агентствами, с одной стороны, и критика Международными корпорациями стран за несоответствие этим рейтингам, с другой стороны, формируют в обществе недовольства и комплексы, что создаёт спрос на реформы. Чем больше критики, тем больше спрос общества на реформы, а чем больше реформ, тем больше спрос на услуги МК. Поэтому грамотную и последовательную критику, направленную на несоответствие общества высоким западным стандартам, можно успешно монетизировать. И стремление Международных корпораций монетизировать критику породило на западе такое понятие как «корпоративная пропаганда».

Абсолютно все МК критикуют страны за несоответствие стандартам, но ни один МК не критикует негативные последствия собственной политики! Именно поэтому, важно изучать и негативные последствия реформ, реализованных МК в других странах и критически оценивать их критику.

Недавно Международная финансовая корпорация, которая входит в Группу Всемирного банка провела диагностику частного сектора Узбекистана. Одним из основных причин, которые мешают развитию ИКТ и химической отраслей нашей страны, МФК называет конфликт интересов. Безусловно, эти отрасли нуждаются в реформах, но может ли наличие конфликта интересов служить веским основанием для радикального реформирования этих отраслей? Не создает ли конфликт интересов политика самого Всемирного Банка?

Будучи учредителями международных корпораций, развитые страны устанавливают политику МК, естественно, в первую очередь, с выгодой для себя. Они финансируют проекты, которые помогают странам активно участвовать в процессе глобализации и обеспечивают экспорт товаров и услуг в эти страны. Международные корпорации:

- проводят исследования и участвуют в реформах и приватизации базовых и ликвидных отраслей экономки. Крупные ТНК в основном инвестируют в базовые отрасли, товары и услуги этих отраслей являются жизненно важными для населения и бизнеса;

- содействуют в реализации реформ в рамках грамотных и наработанных ими процедур, руководств и правил. Эти правила помогают проводить прозрачные тендеры, отбирать самых лучших поставщиков и подрядчиков. Самые лучшие – это поставщики и подрядчики из развитых стран, то есть страны, которые являются основными учредителями Международных корпораций;

- разрабатывают рейтинги и индикаторы, которые содействуют странам активно вовлекаться в процесс глобализации. Развитые страны активно продвигают процесс глобализации.

Вышеназванные показывают, что МФК создают спрос на свои услуги, финансируют, реализуют и оценивают реформы по разработанным ими же правилам. Подобные ситуации часто приводят к конфликту интересов заемщиков и учредителей Международных корпораций.

Итак, реформы и сотрудничество с Международными корпорациями (МК) крайне необходимы. Однако считается, что рациональные подходы к сотрудничеству с Международными корпорациями, определение стоимости и направления реформ исключительно в рамках целей и интересов, приоритетов и возможностей страны способствуют достижению положительных результатов.

Рейтинги – это не панацея и они оценивают форму, а не содержание прогресса. Поэтому, в стремлении улучшить технические показатели страны, важно не ухудшить коммерческую привлекательность приоритетных отраслей экономики, что является главным критерием для привлечения инвестиций. Наличие конфликта интересов не может быть веским основанием для радикальных реформ и приватизации базовых отраслей.

Так же не стоит идеализировать и дискредитировать Международные корпорации, поскольку дискредитация приводит к отрицанию и игнорированию интересов капитала, что равносильно к игнорированию закона свободного падения. А идеализация рождает иллюзии и завышенные ожидания от сотрудничества с МК, что неизбежно создает моральные риски.

Важно не игнорировать опыт сотрудничества других стран с МК и различные их оценки, чтобы снизить риски негативных последствий. Повлиять на интересы МК невозможно, а на негативные последствия – можно. При всем этом, важно так же изучать и признавать талант и мудрость Международных корпораций, поскольку игнорирование этого является главным препятствием стать самим таковым.

Продолжение следует.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться