Узбекистан

27.10.2020 | 12:31

Культура мусульманского средневековья не только предваряла Ренессанс в Европе, но и подготавливала его зарождение

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему национальная идея должна выражать практическую потребность общества.

Культура мусульманского средневековья не только предваряла Ренессанс в Европе, но и подготавливала его зарождение

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мёртвым.

Аристотель (384-321 годы до н.э.), великий древнегреческий учёный, философ

О мудрости твердят: она бесценна,Но за неё гроша не платит мир.

Абу Али ибн Сино (980-1037 годы), гениальный учёный-энциклопедист, врач и философ. 

«Мы строим дороги, метро, но нужно улучшать школы. Если не будет знаний там, не будет знаний и в высшем образовании, фундаментальных знаний… Мы готовим основу для третьего Ренессанса. Если мы создадим условия в школах, знаете, ни в одной стране мира нет таких терпения, трудолюбия, знаний, как у узбекской нации. Ренессанс будет, появятся [новые] Улугбеки. 

Возьмите творческие школы… Почему столько денег математике, химии, биологии? Завтра эти фундаментальные знания все равно дадут свой результат. Дали же в своё время», — заявил президент Шавкат Мирзиёев 29 августа 2020 года во время осмотра новых станций метро.

«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам» (Никколо Макиавелли, политический мыслитель, писатель, историк)

О том, что в Узбекистане закладывается фундамент новой эпохи Возрождения («Третий Ренессанс»), президент впервые упомянул 31 августа 2020 года в комплексе «Куксарой» на праздничном мероприятии в честь 29-й годовщины Независимости республики. Обращение к третьему Ренессансу вызвало ожидаемые вопросы и споры о существовании первого и второго Возрождения. 

Президент Шавкат Мирзиёев на торжественном собрании, посвящённом Дню учителя и наставника, разъяснил, когда на территории современного Узбекистана были первый и второй Ренессансы. По словам президента, первый Ренессанс на земле Узбекистана имел место в IX-XII веках, а в XV веке наблюдалось второе Возрождение.

«Мне, как и многим представителям интеллигенции, не даёт покоя мысль о том, что наши предки-просветители, джадиды, могли ещё в ХХ веке свершить третий Ренессанс, — заявил президент. — Священную мудрость «Нет и не может быть иного пути к спасению, кроме знания» они сделали своим жизненным кредо».

Это очень интересная история, которая заслуживает небольшого экскурса в далёкое и не очень далёкое прошлое. Без этого будет невозможно понять причины зарождения, существования и упадка Возрождения, дать объективную оценку современного положения нашего общества.

Ни один гражданин в нашей стране не может утверждать, что ничего не изменилось в нашей жизни с 2016 года. Прежде закрытый Узбекистан с различными фанабериями (неуместное высокомерие, кичливость или спесь) его руководства, сложными и напряжёнными отношениями со странами-соседями и отсутствием каких-либо реальных гражданских свобод стал быстро меняться. Более того, страна имеет реальный потенциал совершить качественный рывок в своём развитии.

Но время, отпущенное для этого, катастрофически сокращается. Пока же будущее туманно и страна всё ещё ищет идейную точку опоры. «Великое будущее» - «Эпоха процветания» - «Третий Ренессанс» … 

И вот уже спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Нурдинжон Исмоилов заявляет: «Основой политического, экономического преобразования нашей жизни президент страны вполне обосновано считает необходимость создания условий для формирования в Узбекистане фундамента новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса путём масштабных демократических реформ, в том числе в системе образования. По глубине замыслов и значении для дальнейшего развития нашего общества данная идея вполне обосновано может стать для нас Новой Национальной идеей».

Совершенствование системы образования – это замечательно, но история требует объективности. В День поминовения жертв репрессий президент предложил увековечить память всех репрессированных в период с 1937 по 1953 год. По данным пресс-службы президента, в 1937-1953 годах в Узбекистане было репрессировано 100 тысяч человек, из них 13 тысяч - расстреляны.

«Эти люди были настоящими лидерами, передовыми представителями интеллигенции, лучшими литераторами и деятелями культуры — словом, цветом нашей нации, — сказал Шавкат Мирзиёев. — Представьте, какие великие дела они бы совершили во имя развития Родины, науки, экономики, культуры и литературы, какой бы прорыв сделал наш народ, если бы они не были репрессированы! Сегодня мы со скорбью вспоминаем об этой утрате».

Глава государства поручил провести изыскания по каждому из 100 тысяч репрессированных, узнать их историю, встретившись с их родственниками, издать книги об их деятельности, увековечить память о них, назвав их именами махалли и школы.

«Мы знаем, что наши просвещённые предки боролись за независимость, свободу нашего народа. В последние годы усилиями всей нашей общественности проводится большая работа по восстановлению их доброго имени, пополнению музеев, организации творческих школ. Все это делается для того, чтобы довести до людей историческую справедливость и правду, чтобы наш народ знал и никогда не забывал о прошлом, ценил нынешнюю мирную жизнь», — добавил президент.

Известно, что репрессии 30-50-х годов не обошли стороной ни одну бывшую советскую республику, но нигде не предлагалось «увековечить память» всех жертв поимённо. И дело здесь не только в определении 100 тысяч объектов, которые нужно назвать именами репрессированных – хотя это тоже гигантская работа. Дело в том, что в ходе изучения непременно будут возникать спорные моменты, которые приведут к поляризации мнений в обществе. А это отразиться на сохранении единства в обществе, что никак не отвечает задачам реформирования.

Согласно указу президента «Об установлении Дня поминовения жертв репрессий» этот день установлен в «память о людях, ставших жертвами в жестокой борьбе с захватническими и враждебными силами за свободу нашей Родины, защиту чести и достоинства нашего народа, национальных традиций и обычаев…» Под это определение не подходят те, кто олицетворял «захватнические и враждебные силы».

Яркий пример - первый секретарь ЦК ВКП(б) Узбекистана Акмаль Икрамов, член республиканской «тройки», выносившей смертные приговоры. 20 сентября 1937 года Акмаль Икрамов был арестован, а 15 марта 1938 года по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации – расстрелян. 3 июня 1957 года был полностью реабилитирован. Позже его имя получили город Акмальабад (название города Гиждуван до 1972 года), районы Ташкента (1977-2005 годы) и Самаркандской области (ныне Пастдаргомский), посёлок Икрамово (ныне город Джума), Государственный музей истории культуры и искусства в Самарканде.

Под жернова репрессий попали секретари ЦК ВКП(б) Узбекистана С.Болтабоев, И. Худайкулов, А. Цехер, начальники отделов ЦК М. Шермухамедов, М. Усмонов, К. Берегин, секретари ЦК ЛКСМ Узбекистана И. Ортиков, Т. Рыскулов, Ф. Тарасов, наркомы республики А.Исламов, М. Турсунходжаев, секретари обкомов партии Д. Ризаев, К. Болтаев, Н. Исроилов, Ю. Ирисметов и другие. К весне 1938 года более 60 процентов секретарей районных, городских и областных партийных комитетов, а во второй половине этого года ещё 114 секретарей того же уровня были репрессированы.

К кому относятся все эти люди: к «враждебным силам» или жертвам?

«Познай самого себя» (Сократ, древнегреческий философ)

Но вернёмся к Возрождению. Вопросы роли и места человека начали волновать мудрецов с античности (Древние Греция и Рим), времён существования Древних Китая и Индии. Возможно и раньше. Но именно древние культуры Греции, Индии и Китая – судя по дошедшим до нас источникам – сформировали осевое время, во время которого произошло формирование идей гуманизма. Осевое время (VII-II до нашей эры) – период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское.

Питтак из Метилены, Солон из Афин, Хилон из Эфор, Протагор из Абдер, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Лао-Цзы, Мэн-Цзы, Сиддхартха Гаутама (Будда), Джина Махавира, Аджита Кесакамабала, Пурана Кассапа, Пакудха Каччаяна, Макхали Госала, Арада Калама…

Среди них выделяется уникальная цепочка: Сократ – учитель Платона, Платон – учитель Аристотеля. Жизнь Сократа (470- 399 годы до нашей эры) приходится на трудное для Афин время, когда общее забвение идеалов обнажило кризис Афинской демократии. Сократ стремился пробудить человеческий разум, заставить вспомнить человека, для чего тот ему дан. 

На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ ответил: «Того, у кого честный образ мысли и острый ум». Он утверждал, что красота, разум и добро – человеческие качества – превыше богов («Существует только один бог – знания, и только один дьявол – невежество», «Кто мудр, тот и добр»).

Всё учение Сократа пронизано любовью к человеку. Способствуя пробуждению человечности в человеке, Сократ исключительно ярко сумел выразить гуманистический подход к пониманию человеческой жизни.

Аристотель (384 – 322 годы до нашей эры) – античный философ-энциклопедист, автор многочисленных трактатов. Он полагал, что ценности человека и его жизни должны оцениваться не тем, насколько человек приближается к абсолютному идеалу, а тем, в какой мере человек сумел практически реализовать свою сущность, то есть заложенные в нем личные способности.

После закрытия Афинской школы по приказу императора Юстиниана в 529 году греческая мысль переместилась на Восток. Там, где преподавали теологию, также учили философии, математике, медицине, переводили труды древнегреческих философов на арабский язык. Роль арабов как посредников в передаче античной философии усилилась с приходом ислама.

Ни в статьях, посвящённых Ренессансу в Европе в научных источниках, ни в обширных трактовках его в большинстве исследований философского, литературо- и искусствоведческого порядка зачастую ни словом не упоминаются восточные корни западного Ренессанса. А это влияние было фундаментальным! В средневековой Европе к власти пришла церковь, которая вовсе не была заинтересована в просвещении. Скорее наоборот. 

За все отрицательные стороны жизни в Европе того времени ответственна христианская церковь. Католическая, прежде всего. Достаточно сказать слово «инквизиция» и всё встанет на свои места. Кстати, слово «инквизиция» возникло ещё в I веке нашей эры и первоначально не имело к религии никакого отношения. 

Латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». Или следуя дохристианской (светской, римской) терминологии инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Так было бы и дальше, если в дело не вмешалась религия… Первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожжённого на костре по обвинению в ереси ещё в 380 году. 

О царившем обскурантизме (мракобесие) свидетельствует лишь один факт. Античный мир возвёл гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий: достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. 

Основание: нагота и уход за телом считались грехом. Мыться нельзя было ещё и потому, что так можно было смыть с себя «святую» воду, к которой прикоснулся при крещении. Люди в те смутные и страшные времена не мылись годами или не знали воды вообще. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

С того времени берут начало некоторые традиции: душиться, выходя в общество (аромат духов заглушал зловоние от тел и одежд); ночные горшки (отсутствие туалетов); широкополые шляпы (для защиты голов от экскрементов, которые выливали из окон); реверанс (вонь от снятой шляпы слабее доходила до дамы); широкие юбки (справлять нужду где угодно); дамы с собачками (защита от блох); шёлковые нижние рубашки (считалось, что вши не могут уцепиться за шёлк); сабо, чопины, цокколи или пьянелле (не пачкать платье и ноги в грязи и городских нечистотах); длинные волосы, усы у мужчин и парики (свидетельство отсутствия у кавалера сифилиса и, наоборот, чтобы скрывать внешние проявления этой болезни); балдахин (защищал от падающих с потолка клопов, клещей и других насекомых)… 

Или такой факт. При проведении хирургических манипуляций в качестве обезболивающего средства использовался тяжёлый деревянный молоток («киянка»), удар которого по голове приводил к потере сознания больного, а также к другим непредсказуемым последствиям. 

А ведь уже в V-III тысячелетиях до нашей эры в Древнем Египте для обезболивания использовали отвары трав. Анестезия в Древних Греции и Риме, Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия. Но в христианской средневековой Европе обо всем этом и многом другом забыли и старались не вспоминать.

Вплоть до XIII века труды многих греческих философов и мыслителей, включая Аристотеля (за исключением нескольких сочинений), были почти неизвестны на Западе.

«Мы обязаны быть благодарными тем, кто оставил нам хотя бы крупицу истины, не говоря уже о тех, кто оставил нам многое» (Абу Юсуф аль-Кинди, арабский философ, математик, астроном (801-873 годы)

В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики, теории неоплатонических школ в Афинах и Александрии. 

Абу Юсуф аль-Кинди первым в исламском мире обратился к философским трудам Аристотеля, став основоположником перипатетизма – философия Аристотеля и его учеников – на мусульманском Востоке.

Халифы Аббасиды (династия основана в 750 году) покровительствовали изучению греческой мысли. Во времена их правления были переведены сочинения Архимеда, Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена и Аристотеля. 

Началом арабской философии принято считать VIII - IX века. Арабо-мусульманская философия стала наследницей древнегреческой мысли. Унаследовала она и основные древнегреческие вопросы: первоначало этого мира, соотношение единого и множественного, причинно-следственную связь явлений, проблемы истины и знания и много других.

В арабской философии можно выделить 5 направлений: калам (рационалистическая теология); арабский перипатетизм (светские вопросы: торговля, строительство, математика, физика, астрономия); исмаилизм (одно из основных течений шиитского ислама); ишракизм (мистико-философское учение) и суфизм (мистико-аскетическое течение). 

За исключением перипатетизма, эти направления выходят за рамки философии и представляют собой скорее культурные, политические (исмаилизм) и духовные (суфизм) течения. Суфизм делает попытку переосмыслить веру, придав ей интимный характер. Познание Бога — это трудный путь интеллектуального наслаждения. Суфизм многогранен. Он внёс огромный вклад в мировую культуру, подарив миру Руми, Саади и многих других поэтов и философов.

В первой половине VII века на Аравийском полуострове сложилось крупное государство арабов. До VII века среди арабских племён господствовали политические культы, то есть течения, признающие многобожие. После множества межплеменных споров верх одерживают сторонники Мухаммада, проповедовавшие принцип единобожия. Деятельность Мухаммада, военные успехи его войск привлекали к нему всё больше сторонников и последователей. 

Постепенно его власти подчинилась вся Аравия. После кончины Мухаммада в 632 году, основанная им община и объединённые с ней арабские племена стали центром нового крупного объединения арабских родов и племён с центром в Медине. Так оформилось арабское теократическое государство - халифат (халиф - заместитель).

В 651 году арабы впервые появляются на границах Средней Азии. Именно с этого времени эти земли получили название Мавераннахр («за рекой» - Амударьей). В начале VIII века арабский халифат приступил к захвату Средней Азии. Разделённая на несколько мелких государств Средняя Азия была не в силах оказать серьёзного сопротивления. 

На месте храмов зороастризма начали воздвигаться мечети. Были уничтожены все религиозные книги зороастрийцев, книги на согдийском языке. Стали поощряться те, кто принял ислам. Например, тем, кто посещал мечети, выдавали по два дирхема. Арабский язык был объявлен государственным. 

Ислам практически за одно столетие прочно утвердился в Мавераннахре, проник в быт и образ мышления местного населения, вписался в местные обычаи и традиции. Тщательный отбор и систематизация хадисов привели к созданию сборника из шести книг. Их составители были наиболее подготовленными теологами. Среди них особенно выделялись имам аль-Бухари и Мухаммад ат-Термези.

В конце VIII - начале IX века Арабский халифат переживает тяжёлый политический кризис. Халифам все труднее становилось удерживать в повиновении покорённые народы. Частые восстания населения Центральной Азии, войны в халифате привели к ослаблению центральной власти.

Власть в регионе переходит в руки местной феодальной аристократии Тахиридов, Сафаридов и Саманидов. В 875 году формируется централизованное Саманидское государство на территории Хорасана и Мавераннахра (ныне территории Ирана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Пакистана, известные под названием Большая Центральная Азия).

В период правления Саманидов наблюдается экономический и культурный подъем в Хорасане и Мавераннахре, а города Мерв, Самарканд, Бухара и Ургенч приобрели славу культурных центров того времени.

Арабское нашествие нанесло региону огромный урон, разрушило сложившуюся здесь на протяжении столетий материальную и духовную культуру. Однако, арабское завоевание вызвало определенные позитивные изменения в судьбах народов Центральной Азии. 

Войдя в состав халифата, Центральная Азия теснейшим образом связалась с Передней Азией, с её хозяйственной, торговой, культурной и духовной жизнью. Мыслители Хорасана и Мавераннахра получили доступ к наследию античности.

Саманиды поощряли развитие науки, поэзии и литературы, оказывали покровительство учёным. У многих аристократов были крупные библиотеки, которыми пользовались мудрецы. В этом был практический смысл: развитие зодчества и ирригации, хозяйственных и торговых связей требовали более совершенных знаний, особенно в геодезии, геометрии, астрономии. Многие центральноазиатские учёные ездили учиться в Багдад и другие крупные научные центры.

Арабское завоевание и последующая исламизация населения способствовали внедрению арабского языка, который стал применяться не только в мусульманском богословии, но и на официальном уровне, а также среди персидской, хорезмийской и согдийской аристократии. Видные деятели науки и культуры Средней и Центральной Азии в совершенстве владели арабским языком. Большинство их сочинений было написано на арабском, хотя немало произведений ими создавалось на персидско-таджикском и староузбекском языках.

Знаменитый медик, астроном, математик, философ Ибн Сино создал «Книгу арабского языка». В творчестве хорезмийца Махмуда Замахшари центральное место занимали вопросы арабской грамматики, этимологии слов. Абдураззак Самарканди написал комментарий к книге по грамматике арабского языка.

Именно благодаря арабскому языку научные труды средне- и центральноазиатских учёных стали достоянием мировой культуры, ибо с него они переводились на классический латинский, а затем на европейские языки.

«Я составил краткую книгу об исчислении алгебры и алмукабалы… ибо это необходимо людям» (Аль-Хорезми, выдающийся среднеазиатский учёный, математик, астроном, географ и историк)

Центральная Азия в Средние века стала центром просвещения: наука и культура в то время особенно активно развивалась именно на территории современных Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая. Многие учёные работали в Багдаде и других крупных научных центрах.

Столица халифата на реке Тигр была средоточием центральноазиатской интеллектуальной жизни. Не только учёные и исследователи из региона были среди светил города, но, как заметил арабский писатель Х века, «не было ни одного учёного или поэта в Багдаде, кто бы не имел ученика из Хорезма».

Почему же многие видные учёные, поэты и музыканты не могли остаться дома? Часто причиной была политическая нестабильность. Хорезм, родной регион математика и астронома аль-Хорезми, пытался восстановиться после арабского вторжения, когда молодой исследователь покинул дом. Саманидское государство было в упадке, когда молодой врач Ибн Сина уехал из Бухары. Когда суфийский поэт Руми позже покидал Хорасан, этот регион переживал монгольское завоевание.

Многих также влекла перспектива исследований и установление истинных знаний. Абу Зайд аль-Балхи ездил, чтобы собирать информацию для своих карт, в то время как аль-Бухари, составитель сборника хадисов, много путешествовал, проводя устные опросы для своего знаменитого собрания. И даже эрудит Бируни, несмотря на отсутствие выбора, приветствовал возможность провести годы в разъездах ради исследований в Индии.

Центральноазиатские мыслители выделялись в среде арабских учёных тем, что кроме изумительного владения арабским языком, они знали многие другие. Например, персидский. Кроме того, семья Бармакидов, а затем братья Бану Муса широко открыли свои двери и кошельки для учёных и исследователей с их родной земли. 

И здесь нельзя не вспомнить слова известного предпринимателя Алишера Усманова: «Меценатство в период Возрождения считалось довольно ответственным делом. Благотворители поддерживали художников, верили им и никогда не позволяли себе вмешиваться непосредственно в творческий процесс людей искусства. Я и сам исповедую аналогичные принципы в сфере сотрудничества с выдающимися культурными деятелями».  

Несмотря на большую численность и известность арабов, почти во всех областях науки и философии выходцы из Центральной Азии затмили их. Так, большинство известных музыкантов того времени были арабами. Но именно выходец из Центральной Азии аль-Фараби впервые приступил к теоретическому исследованию музыки. Это определило развитие восточной и западной музыкальной теории на 500 лет вперёд. Многие выходцы из Центральной Азии показали себя новаторами в архитектуре и технике. Были и выдающиеся художники-миниатюристы. 

В столице халифата был создан «Байт ул-хикма» («Дом мудрости» или, говоря современным языком, Академия наук). В библиотеке дома насчитывалось свыше 400 тысяч томов рукописей, написанных на индийском, греческом, китайском, арабском, персидском языках. При академии работали две обсерватории (в Багдаде и Дамаске).

Многие учёные, работавшие в Академии, были выходцами из Центральной Азии. Это, прежде всего, выдающиеся математики аль-Хорезми и аль-Фергани.

Мухаммад аль-Хорезми (783-850 годы) получив образование у себя на родине - в поисках новых знаний и литературы - оказался в Багдаде. Аль-Хорезми - основоположник алгебры. Название этого раздела математики взято из его труда «Китаб ал-джабр ва мукабала». Само имя аль-Хорезми сохранилось в математике в виде термина «алгоритм». Труды великого математика, переведённые на латинский язык, оказали определяющее влияние на развитие точных наук в странах Востока и Запада.

Другим великим учёным-энциклопедистом был Ахмад аль-Фергани (797-865 годы) известный в мире науки как крупный астроном, математик и географ. Родился он в Ферганской долине в семье земледельца, учился в Мерве, жил в Хорезме, работал в Багдаде и Дамаске. Широкую известность аль-Фергани принесла его «Книга о небесных движениях и свод науки о звёздах».

Огромный вклад в развитие общественных наук внёс Абу Наср аль-Фароби (873-950 годы). Родился Абу Наср на берегу Сырдарьи в местности Фароб. Там получил и начальное образование. Затем совершенствовался в Шаше, Самарканде, Бухаре и ряде городов Ирана. Он хорошо знал несколько десятков языков, в том числе классические - греческий и латынь(известен как «знаток 70 языков»). Является один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке. Поэтому аль-Фароби называют «Второй учитель» (первый - Аристотель). Современные исследователи отмечают, что труды аль-Фароби сыграли большую роль в процессе европейского Возрождения.

Абу Али ибн Сино (в Европе он известен под именем Авиценна, 980-1037 годы) – гениальный учёный-энциклопедист, врач и философ. Его имя стоит рядом с именем Гиппократа. Ибн Сино родился в селении Афшана близ Бухары. Затем семья переезжает в Бухару. К 17 годам он уже сложившийся учёный и врач (именно к этому возрасту относится первая научная работа). Общее число научных трудов Ибн Сино превышает 450, но из них дошло до нас лишь около 160. О величии вклада ибн Сино в мировое просвещение свидетельствует тот факт, что «Канон медицины» Авиценны был переведён на латынь в XII веке и доминировал в преподавании медицины в Европе по меньшей мере до конца XVI века.

Абу Райхон Беруни (973-1048 годы) родился в предместье древней столицы Хорезма Кията. Выдающийся учёный-энциклопедист, перу которого принадлежат свыше 100 работ по астрономии, математике, минералогии, географии, истории, лингвистике и другим направлениям. Абу Райхон Бируни за 600 лет до Галилея математически обосновал, что Земля вращается вокруг Солнца. Учёный сконструировал первый глобус и, основываясь на логике, обосновал наличие большого континента на другой стороне Земли. Так Беруни теоретически открыл Америку, а 12 октября 1492 года Христофор Колумб высадился в Новом Свете.

Выдающимися учёными были Абул-Касым Махмуд аз-Замахшари (1075-1144 годы, родом из хорезмийского селения Замахшар), Бурхануддин Маргинани (1123-1197 годы, родом из города Риштан Ферганской области), известным мыслителем и поэтом того времени был Юсуф Хас-Ходжиб (1020-1075 годы). В тюркской литературе особое место занимают уникальная поэма «Книга о том, как быть счастливым» Юсуфа Хас-Хаджиба, «Словарь тюркского языка» Махмуда Кашгари (1029-1101 годы), «Подарки истин» Ахмада Югнаки (XII век), «Диван хикматов» Ахмада Яссави (1093-1166 годы).

Знамениты своими трудами летописцы Мухаммад ибн Жарир ат-Табари (839-923 годы), Абубакр ибн Жаъфар ан-Наршахи (899-959 годы, родом из кишлака Наршах, ныне Вабкентский район Бухарской области). 

Центральноазиатские мыслители внесли огромный вклад в теологию. Имена имама аль-Бухари (810-870 годы) и Мухаммада ат-Термизи (824-892 годы) известны во всём мире. Фундаментальными трудами отметились великие тюркские теологи Юсуф Хамадони (1039-1140 годы), Нажмиддин Кубро (1145 -122l годы).

В X-XII веках расцветает архитектура и зодчество. Достаточно сказать, что в 1127 году был построен архитектурный ансамбль Пойи Калон в Бухаре, который включал в себя мечеть Калон вместе с одноименным минаретом и другие сооружения. Минарет Калон - один из самых высоких в Центральной Азии (его диаметр 9 метров, а высота 46,5 метра), совершенен как с инженерной, так и с эстетической точки зрения.

Исследователь истории Мавераннахра средних веков Хильда Хукхем (Великобритания), отмечая появление в Средней Азии в IX-XII веках «блистательных исследований» по философии, медицине, математике, астрономии, географии, истории, праву и литературе, справедливо указывала, что «эти работы позже стимулировали эпоху европейского Возрождения и обеспечили базу европейской науки на многие столетия вперёд».

Вторгшиеся в XIII веке в Среднюю Азию монгольские завоеватели прервали ход раннего средневекового Возрождения в культуре Центральной Азии. 

«Книга - учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости» (Алишер Навои, величайший тюркский поэт, философ, государственный деятель)

Период с середины VIII по середину XIII веков получил множество названий «Восточный Ренессанс», «Мусульманский Ренессанс», «Исламский ренессанс», «Золотой век ислама»… Но этот временной период справедлив для Передней Азии. Для Центральной Азии он будет несколько иной. Среди исследователей нет единого мнения, что считать Восточным Ренессансом, различаются представления о Востоке (страна, регион, зона) и времени расцвета науки, культуры и искусства.

Говоря о Центральной Азии, выделяют первый (ранний) Ренессанс IX-XII веков и второй (поздний) - XV век. Ход раннего средневекового Возрождения в культуре Центральной Азии прервался вторжением в XIII веке в Среднюю Азию монгольских завоевателей.

Завоевание Средней Азии Чингизханом нанесло развитию науки, искусству и культуре тяжелейший удар. Города, культурные центры Мавераннахра и Хорасана были разрушены. Были уничтожены научные учреждения, учебные заведения, библиотеки. Убиты многие знаменитые представители науки, художники, музыканты, а случайно спасшиеся нашли приют в северной Индии, западном Иране и других регионах, куда монгольское войско не дошло. 

9 апреля 1336 года. Город Кеш (ныне Шахрисабз). Рождение Амира Темура. Меньше, чем через 30 лет Темур начнёт объединение и освобождение страны. После побед над своими противниками, начиная с 1370 года, страной правит Амир Темур, выдающийся государственный деятель, прославленный полководец, меценат науки и культуры. Амир Темур создаёт сильное централизованное государство.

На десятилетия Самарканд и другие города Центральной Азии стали своеобразными центрами культурного и научного прогресса. Эпоха Амира Темура отмечена приобщением широких слоёв населения к ценностям духовной культуры. Общий духовный подъём породил когорту одарённых личностей. В мастерских ремесленников и лавках торговцев велись беседы на возвышенные темы, читались стихи. Они звучали не только на придворных празднествах и изысканных мажлисах городской элиты, но и среди широких кругов населения.

Во время правления Темура культура и наука Мавераннахра приобрели свою мировую популярность. Растёт интерес к античной культуре, раннесредневековому философскому наследию народов Мавераннахра, Индии, арабских стран. 

Темур ценил всякое знание, особенно если оно могло принести практическую пользу: медицина, астрономия, математика, но более всего интересовался архитектурой. В эпоху Амира Темура возводились дворцы, мечети, мавзолеи, загородные сады, мастерские, дуканы, городские укрепления. Центральноазиатские наука и литература интенсивно развивались. Самарканд и Герат становятся крупными центрами научной и литературной жизни. 

После смерти Темура, Темуриды обратили большое внимание на продолжение развития искусства, науки и культуры. Особенно во время правления Улугбека, Шахруха и Хусайна Байкаро культура достигла своей высшей точки в исторической эпохе. Города Мавераннахра и Хорасана были признаны очагами великой цивилизации, не только в мусульманских странах, но также и в Европе.

Это было благодатное время для узбекской поэзии, художественной миниатюры, рукописного искусства и развития большого количества научных направлений по астрономии, математике, истории и медицине. Литература всё больше освобождается от религиозных мотивов и становится подлинно художественной, получив в произведениях Алишера Навои своё наиболее полное и яркое воплощение.

Алишер Навои – величайший поэт и философ. В годы своего обучения Навои сблизился со своим наставником Абдурахманом Джами – великим философом и богословом. Творческое наследие Навои огромно: более 3 тысяч стихотворений (газелей), знаменитая «Хамса» («Пятерица» - пять эпических поэм), многочисленные труды в области филологии, истории, государственного управления и общественного устройства. 

Алишер Навои приходит к выводу, что расцвет общества возможен лишь под управлением мудрого и духовно обогащённого правителя. Навои резко осуждает подхалимство, подлость, трусость, невежество, угодничество, раболепие, двуличие, хвастовство, чванливость. «Чванливый человек - шайтан, возвеличение себя - дело глупого человека». Поэт мечтал о разностороннем развитии человека, о воплощении в нем лучших человеческих качеств.

Один из Темуридов – Улугбек (1394-1449 годы) – основал научный центр в Самарканде, известный как Академия Улугбека. Сам Мирзо Улугбек был выдающимся учёным. Астрономические таблицы Улугбека и его каталог 900 звёзд, видимых невооружённым взглядом, вошли в мировую науку. При Улугбеке Самарканд превратился в центр искусства и научной мысли. Медресе Улугбека стал настоящим центром дискуссий и полемики, научных и творческих изысканий мыслителей своей эпохи. Мирзо Улугбек творчески развил педагогические взгляды своих предшественников Рудаки, аль-Фароби, аль-Беруни, Ибн Сино. Он высоко ценил разум, верил, что прогресс науки способствует развитию личности, его интеллекта. 

Нуриддин Абдурахман Джами (1414-1492 годы), успешно закончив медресе Улугбека, возвращается в Герат. Скоро Джами становится известным как талантливый поэт и автор научных трудов. Им были написаны «Трактат о музыке», другие труды во многих областях науки и литературы. Источником знания, великим учителем и наставником молодёжи Джами считал книгу. Он призывал подрастающее поколение читать, любить и ценить книги.

Другой яркой фигурой, оставившей след не только в узбекской истории литературы, но и в педагогике был основатель империи Великого Могола в Индии, последний из Тимуридов хан Захриддин Мухаммад Бобур (1483-1530). Бобур известен не только как основатель великой династии и талантливый полководец, но и как выдающийся поэт XV века, автор «Бобур-наме» - историческая работа, представляющая интерес мирового значения. Его мемуары играют огромную роль в изучении Индии тех времён. Бобур также оставил яркие картины природы и народов Ферганы, а также долины реки Зарафшан.

Бобур оставил богатейшее литературное наследие: сочинения по законоведению, музыке, трактаты по военному делу и поэтике. В рубаи и газелях Бобура постоянно встречаются мысли о дружбе, Родине, честности, добре и зле, почитании родителей, об отношении к женщине, к религии, к богатству, о важности обучения, воспитания и повторения себя в своих учениках.

В XV веке развивается книжное дело. С созданием рукописных книг связано появление искусных каллиграфов, художников, переплётчиков, а также мастеров по изготовлению лауха (подставка для книг). Известным каллиграфом Мирали Табризи (1330— 1404) был разработан новый изящный почерк насталик. Другим крупным мастером-каллиграфом был Султанали Машхади (1432—1520). До наших дней сохранилось более 50 книг, переписанных Султанали Машхади, в том числе произведения Низами, Аттара, Хафиза, Саади, Хосрова Дехлеви, Джами, Навои, Хусейна Байкары и других.

В это время особого расцвета достигло изобразительное искусство. В этот период получили развитие такие жанры, как портрет, пейзаж, бытовой жанр, а также широко применялось художественное оформление зданий и книг. Один из корифеев изобразительного искусства XV века Камалиддин Бехзод - воспитанник Навои - основал школу миниатюристов, называемую «Гератской школой», и создал новый художественный стиль — гератский.

Во время второго Центральноазиатского Ренессанса появляются талантливые музыканты, композиторы, исполнители, хафизы, среди которых Абдукадыр Найи, Кулмухаммад Шейхи, Хусайн Уди, Шахкули Гиджаки, Касым Раббони и другие. 

Именно Центральная Азия представляла собой «плавильный котёл», в котором из мыслей античных учителей, исламской культуры и культов доисламского периода духовного развития нашего края (поклонение Митре и Анахите, Аполлону и Зевсу, Будде и Ахура-Мазде, исповедование манихейства и иудаизма, зороастризма, христианского несторианского верования), засияло знание, осветившее путь к европейскому Возрождению.

Продолжение следует.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости