Эксперты агентства RGCA (официально аккредитованное агентство международного оператора IPSOS и лицензиат исследовательского холдинга «Ромир») выяснили, какие онлайн-платформы используют и знают жители городов Узбекистана и откуда получают новости о сайтах и приложениях для шоппинга.
Вячеслав Карпов, CEO RGCA:
«Сегодня мы становимся свидетелями уникальной ситуации: миллионы людей, традиционно покупавших практически все на тысячелетних базарах, кардинально меняют свои привычки, заменяя тележку с носильщиком на виртуальную корзинку в правом нижнем углу экрана. Хотя, привычка говорить «электронный базар» вместо «маркетплейс» будет жива еще очень и очень долго».
Самые известные
Если в 2022 году по данным исследования агентства X Research ECOM лидирующие позиции по знанию бренда занимали OLX и AliExpress, то в этом году по данным опроса RGCA лидирует новый узбекистанский бренд — Uzum Market. Сейчас уже можно утверждать, что буквально за полгода маркетплейс стал одной из самых узнаваемых шоппинг-платформ в стране.
Платформа объявлений OLX остается в тройке лидеров, а замыкает ее в этом году мессенджер Telegram — узбекистанцы активно покупают и продают не только в онлайн-магазинах. Продолжают список самых популярных Instagram, AliExpress, Mediapark, Zoodmall, Olcha.uz и Asaxiy.

В Карапалкастане, Самарканде, Бухаре и Карши OLX по-прежнему остается платформой номер один — здесь активно продают и покупают, причем не только новые, но и б/у вещи. А вот жители Ташкента и Ферганской долины первым среди e-commerce брендов вспоминают Uzum Market — и именно в этих регионах маркетплейс в числе первых открыл собственные пункты выдачи.

Росту узнаваемости Uzum Market способствовала рекламная кампания бренда на телевидении, которое остается самым охватным медиа страны (технических охват составляет более 95%, данные медиа-агентства Ledokol). И, конечно, свою роль сыграл и рост сети ярких брендированных пунктов выдачи заказов.
Аудитория
Традиционно самые активные онлайн-покупатели — это девушки, для них важно, чтобы у площадки был широкий ассортимент и возможность проверить и примерить товар при получении. Данные опроса это подтверждают, именно Uzum Market стал самым популярным сервисом среди женщин. Мужчины же предпочитают не только покупать, но и продавать — они чаще выбирают для шоппинга OLX, который дает возможность продавать в том числе подержанные товары.

Критерии выбора
По каким критериям узбекистанцы выбирают платформу для шоппинга? Наибольшее число респондентов отметило, что для них важна программа лояльности для постоянных покупателей, второе по значимости место заняли низкие цены, а третье — удобная доставка.
Высокому уровню осведомленности, несомненно, способствует знание рекламы, которое в свою очередь способствует в принятии решений в пользу того или иного участника рынка. Здесь также лидирует Uzum Market — более половины респондентов упоминают рекламу марки без подсказки. Однако стоит отметить, что площадки OLX, Telegram и Instagram не рекламируются как интернет-магазины. Наиболее успешными каналами коммуникации узбекистанцы называют социальные сети (Telegram/Instagram), рекламу на телевидении и поиск в интернете.

Буквально за несколько месяцев лидирующие позиции в электронной коммерции занял национальный бренд — и RGCA продолжит следить за динамикой роста как всего рынка e-commerce, так и за конкуренцией глобальных и локальных игроков на нем. Как отмечают аналитики, сейчас в Узбекистане на рынке онлайн-платформ формируется конкуренция за потребителей, которая стимулирует компании совершенствовать сервис, а также расширять ассортимент товаров и услуг. При этом, в стране складывается уникальная ситуация, когда покупатели базаров сразу переходят за покупками на сайты и в приложения, минуя этап оффлайн-ритейла.