Прошли две полные недели, когда частные школы Узбекистана вышли из карантина и начали учебный процесс в классах. Государственные – следом. Что получилось и к чему готовятся в профессиональном сообществе? И, самое главное – как «аукаются» сегодня итоги весеннего перехода к онлайн-образованию?
Элина Юнусметова, директор английской гимназии New Tone, где вместе работают и детский сад, и средняя школа:
«Итог первый и главный. За две недели уже практически привыкли к новому формату: разное время начала учебы, «разведённые» перемены, максимум дистанции. То есть, жить и качественно учиться в пост-карантинном мире вполне можно.
Итог второй. Многие дети – те, кто как рыба в воде в виртуальном мире, интроверты – для них период онлайн-образования не стал чем-то проблемным. Даже наоборот: в своей школе мы видим немало учеников, чья успеваемость заметно выросла. Здесь имеет значение и уровень внутренней мотивации к учебе, конечно. Плюс, некоторые школьники просто сместили акценты – отвлеклись от выстраивания отношений со сверстниками и сосредоточились на занятиях. И, конечно, хорошие результаты показали дети из семей, где сами родители очень ответственно и педантично участвуют в образовании детей. Но…
Итог третий – то самое «но»: психологическое состояние от онлайн-режима и выключения из нормальной школьной жизни лучше точно не стало. Ни у кого.
Итог четвертый. Для большей части учеников онлайн-образование хорошо только как дополнение, как расширение горизонтов при образовании классическом – очном, с личным контактом, с живыми эмоциями. Это отмечают и педагоги, и родители, и, что удивительно, сами ученики: может быть, неделя-другая дома и была в радость. Но потом такие «каникулы» - тоска, в прямом смысле до слёз.
И, наконец, итог пятый, тоже в своём роде главный. Эффективное разрешение такой кризисной ситуации, как пандемия, без понимания и сотрудничества школы и родителей невозможно. Поэтому искренне благодарю коллектив педагогов и не менее важный коллектив наших родителей за взаимную поддержку. Несмотря на нервозность, и пусть иногда на эмоциях – все мы люди, – но мы проходим, я считаю, самый сложный этап. И проходим достойно. Жизнь возвращается на круги своя!»
Открытие школ после карантина ожидаемо стало одной из обсуждаемых тем по всему миру. Вот что пишут о «посткарантинном образовании» СМИ в разных странах:
CNN: «Some students already started classes. Here's what we have learned so far about America's schools in the pandemic»
…Парты расположены в 2 метрах друг от друга, проверка температуры уже стала рутинным занятием, а обеденный перерыв для школьников теперь проходит в маленьких группах. Это современная картина жизни американских школ, которые открыли свои двери для учащихся и преподавателей две недели назад.
Американские власти ставят под вопрос эффективность онлайн-образования, но оставляют за учениками и родителями право выбора. «Ключевой принцип - дать реальный выбор и гибкость, чтобы обеспечить потребности всех семей и школьников, и мы рады, что школы достигли этого», - говорит Тарин Фенске, пресс-секретарь Департамента образования Флориды.
Science: «School openings across globe suggest ways to keep coronavirus at bay, despite outbreaks»
…После открытия школ в странах от Южной Африки до Финляндии и Израиля, появились некоторые закономерности: обучение в небольших группах, социальное дистанцирование и масочный режим помогают школам сохранить безопасную среду для учащихся. А дети из младших классов редко передают вирус друг другу или приносят его домой.
«Вспышки болезни в школах неизбежны, – говорит Отто Хельве, специалист по детским инфекционным заболеваниям в финском институте здравоохранения, – но с некоторыми изменениями в повседневной жизни школ, преимущества посещения школы перевешивают риски».
Nature: «How schools can reopen safely during the pandemic»
…В течение исследуемого периода в среднем на один штат Австралии приходилось 193 случая заболевания в день — 24 на миллион человек, — но 58% случаев приходились на путешественников, возвращавшихся из-за границы. Ученые обнаружили, что только 25 из 7 700 школ или детских садов (менее 1%!) сообщили о первичной инфекции в течение исследуемого периода.
Школы должны принимать меры по социальному дистанцированию, разделяя учебный день на утреннюю и дневную смены, чтобы уменьшить количество детей в классе. И не позволять родителям и учителям собираться у входа и выхода из школы.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.