Как Аббос Халмуратов открыл книжный магазин в век digital и увеличил продажи через маркетплейс.
История одного предпринимателя
Электронная коммерция в нашей стране с каждым годом растет все стремительнее.
Согласно статистическим данным, процент электронной коммерции во всем мире в 2020 году вырос на 25.7%.
Постепенно и в Узбекистане стала формироваться культура онлайн-покупок, люди освоились на маркетплейсах и перестали бояться заказывать что-то через Интернет. Безусловно, и по сей день остается слой населения, который скептически относится к покупкам через приложения, ведь у нашего народа в крови искусство живой торговли.
Толчком к развитию онлайн-продаж стала пандемия: люди не могли выходить из дома, а электронный шопинг давал ощущение «нормальности» жизни.
Как не отстать от стремительно летящего поезда онлайн-коммерции, рентабельно ли продавать книги электронно и как попасть на «полку» маркетплейса – обо всем этом нам рассказал основатель книжного магазина Topar – Аббос Халмуратов.
Текстовая версия интервью:
Аббос, расскажите, как пришла мысль пойти в торговлю? И почему вы выбрали именно книги?
Мне 24 года и первой моей работой была стажировка у брата. Я учился и на полставки пробовал себя в сфере оптового бизнеса.

Ну, а книги я любил с детства. Не могу сказать, что я был заядлым чтецом, но мне всегда нравилось рассматривать энциклопедии, картинки в них. Решение создать именно книжный бизнес пришло как-то само собой после того, как я сам всерьез увлекся книгами и начал покупать их за свои деньги. Тогда я понял, что у нас очень маленький, но дорогой книжный ассортимент.
Мне нравилось работать с клиентами, видеть их эмоции – это и стало переломным моментом в принятии решения с головой уйти в розницу.
Вы сказали, что всерьез увлеклись книгами. А что вам сегодня нравится читать больше всего?
В основном я читаю бизнес-литературу, истории успеха, биографии. Для меня это источник мотивации и вдохновения. Особенно хочу отметить Уолтера Айзексона, который писал биографии величайших людей, таких как Стив Джобс. Ну и, конечно, для меня пример для подражания Алишер Усманов.
А какой у вас личный топ-3 настольных книг?
На третье место могу поставить «Жесткий менеджмент» Дэна Кеннеди – книга об управлении, мотивации, контроле бизнес-процессов. Второе место: «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови – там вы найдете ответы на вопросы о личном развитии. И первое место — «Стратегия голубого океана» (В. Чан Ким и Рене Моборн). Эта книга про то, как создать продукт, который будет единственным в своем роде. Эти три шедевра, на мой взгляд, должны стать настольными книгами бизнесмена.
Расскажите, как пришла идея дать магазину название Topar? Что означает это слово?
Если переводить с узбекского языка topar — это «ищущий». Сам проект в начале пути не был только книжным, были и другие товары, например, когда-то популярный pop-it. Замысел был прост: человек, который что-то ищет, всегда сможет найти это у нас.
Как вы считаете, насколько актуальны «живые» книги в век цифровых технологий?
На этапе зарождения бизнес-идеи я долго думал об этом. Проект был создан в 2018 году, и на тот момент читателей было не так много, как сейчас. Поэтому создавать что-то похожее на большие книжные магазины в Москве или Питере было нерентабельно. Но мы старались вернуть людей к чтению разными способами: запускали рекламу, создавали привлекательные по цене предложения, открыли книжный клуб.
Я могу с уверенностью сказать – книга, которую можно подержать в руках и насладиться перелистыванием страниц абсолютно точно актуальнее той, что вы скачали в интернете.
Аббос, книжные клубы в Узбекистане — это такая редкость! Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Книжный клуб был создан в сентябре прошлого года. У нас есть отдельный сотрудник, который проводит отбор в Клуб по определенным критериям. Она задает около 10 вопросов о том, какие книги читал человек, какой жанр больше всего интересует, сколько книг прочтено и т.п. Это делается для того, чтобы в клубе были только те, с кем можно поговорить. Дальше путем голосования выбирается книга, которая и будет обсуждаться на следующей встрече. Такие сборы «прокаченных читателей» проходят один или два раза в месяц, в зависимости от того, успевают ли все участники прочесть выбранную книгу.
Сколько денег было вложено в бизнес на старте?
Проект начинался с онлайн-продаж и на тот момент было вложено около 15 тысяч долларов, которые ушли на разработку сайта, закуп товара, а также на рекламу в социальных сетях. Оффлайн точка появилась только год назад, и на ее открытие ушло порядка 80 тысяч долларов. За это время мы уже смогли окупить большую часть бизнеса, благодаря маркетплейсам в том числе.
Как вы набираете людей в команду?
В первую очередь, я смотрю на то, мотивирован ли человек. Мотивация для любого, кто работает на кого-то — это деньги. Поэтому если человек разбирается в данной сфере и хочет расти, развиваться и добиться какого-то результата вместе со мной, то я с радостью буду работать с этим сотрудником на любых условиях.
Бизнес научил не доверять людям, в которых ты не уверен внутренне. А еще не давать и не брать в долг. Это те уроки, которые я получил на собственном опыте.
Как вас изменил ваш бизнес?
Вы следите за конкурентами?
Да, безусловно. Конкурентов в книжном бизнесе Узбекистана не так много, но тем не менее есть несколько крупных игроков. Мне важно знать, что делает мой конкурент: какие шаги, какие ошибки, что нового он привнес, где опередил меня.
А как вы относитесь к вашим косвенным конкурентам – тем, кто перепечатывает книги?
Это больная тема для меня, мы с этим боремся с самого открытия. Я считаю, что те, кто занимается пиратством, крадут чужой труд. Потому что автор старался, несколько лет писал книгу, а её взяли и распечатали за 15 минут без авторских прав и лицензии. Это, во-первых, неуважение к автору, а во-вторых, неуважение к тем, кто работал над этой книгой. Издательство трудится над книгой, выпускает тираж, тратит свои деньги, ресурсы, время.
Был ли момент, что хотелось все бросить, закрыть магазин и уйти?
Нет, я об этом даже не задумывался. Цель этого проекта – не деньги, а то, что я должен приносить людям пользу, знания, опыт. Конечно, пройдена только половина пути.
В моих планах — сеть из нескольких магазинов по всему Узбекистану, чтобы чтение перестало быть роскошью для людей.
Что стало толчком в развитии бизнеса?
Пандемия. Именно этот момент сыграл важную роль в развитии как онлайн-продаж, так и бизнеса в целом. Это был наш шанс заявить о себе, поэтому мы стали активнее продвигаться на онлайн-площадках и работать с маркетплейсами. Благодаря нашей активности в интернете, продажи выросли в несколько раз. И я очень рад, что люди во время коронавируса старались изучать что-то новое, а не просто тратили деньги на ненужные вещи. Мне нравится думать, что кому-то наш магазин, возможно, помог найти себя, обрести новую профессию, научиться чем-то новому.
Как вы узнали о маркетплейсах? В чем плюсы работы с ними?
После появления товара на онлайн-сервисе у людей появляется доверие. И главное преимущество для предпринимателя – вы обучаетесь онлайн-продажам. Этот тип продаж у нас в стране не сильно развит, и маркетплейсы помогают параллельно масштабировать эту часть бизнеса.
Сотрудничать с маркетплейсами мы начали в 2019 году. На тот момент их было не так много, как сейчас, но объединял их один большой плюс — это гарантированное увеличение продаж. Ведь у них уже есть своя реклама, маркетинг и наработанный пул клиентов.
С какими сложностями в работе с онлайн-площадками вы столкнулись?
Для нас самым сложным стала интеграция. У нас, например, много мелких товаров: 7-8 тысяч наименований книг. Перенести в базу, оформить, заполнить описание было очень долгим процессом.
Как выбирали площадки для масштабирования бизнеса?
Был момент, когда мы начали всерьез изучать вопрос: стоит ли вообще присоединяться к маркетплейсам, принесет ли это выгоду нам. В первую очередь обращали внимание на маркетинг: как и сколько они вкладывают в рекламу, что это за реклама, какой у них имидж на рынке. Также хочу отметить, что важной частью были их внутренние операции, техподдержка, работа с клиентами.
В чем плюсы работы с такого рода платформами?
Их много — рост продаж, увеличение прибыли. Увеличение узнаваемости бренда, изучение нового рынка. Потому что для тех, кто ещё не занимался онлайном, а только начинает свой путь — это колоссальный опыт изучения продаж в таком формате.
Какой процент продаж у вас приходится на маркетплейсы?
Прибыль с них составляет примерно 10-15% от общей суммы продаж: и оффлайна, и онлайна. Но в последний год этот процент стал стремительно расти, потому что у людей появилось доверие к такого рода покупкам.
Аббос, расскажите, с каким маркетплейсом вы начали свою работу?
Я проходил обучение в бизнес-центре, в котором базируются Sello. Однажды мы разговорились с их менеджером и решили, что у нас много точек соприкосновения. Я стал изучать их площадку и понял, что они будут интересны не только мне, но и нашему потребителю. Чуть позже мы встретились с командой Sello и подробно обговорили условия работы, все оказалось очень просто и прозрачно.

Sello — один из первых маркетплейсов в Узбекистане и стал одним из первых, с кем мы начали сотрудничество и продолжаем по сей день. Потому что постоянно получаем обратную связь, поддержку коммуникации, решение проблем со стороны менеджеров. В сравнении с другими маркетплейсами, сервис налажен. Второе преимущество — оплата. Она проходит своевременно, без задержек.
маркетплейс для всех
Дополнительно нам импонировало, что Sello поддерживают не только крупный бизнес, но и начинающих индивидуальных предпринимателей – это особенно нам помогло в начале нашего пути.
И последнее: поделитесь лайфхаками в работе с маркетплейсами? Что делать, чтобы выйти в топ.
Исходя из нашего трёхлетнего опыта работы с маркетплейсам, я могу отметить ассортимент, который отвечает запросам потребителя, хорошее качество и приемлемые цены. Эти три составляющих помогают выигрывать конкуренцию в онлайн-магазинах.
© «Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.repost.uz»
Скачивайте приложение Sello на ваше устройство