В рамках этого Указа планируется приведение действующих в государстве таможенных тарифов, платежей и цен в соответствие с требованиями генерального соглашения о пошлинах и торговле ВТО. Так будут ли значимые колебания розничных цен на отечественные и ввезенные автомобили в ближайший период, о которых говорят отдельные «эксперты», в частности, в различных Telegram-каналах?
Соответствующим Указом в срок до 1 августа 2024 года поручено «внести в Кабинет Министров проект постановления по приведению действующих таможенных тарифов в соответствие с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Узбекистана версии 2022 года в целях повышения эффективности и обеспечения прозрачности применения импортных ставок таможенных пошлин».
При присоединении к ВТО в стране должны быть обеспечены равноценные условия по доступу на рынок автомобилей с различными типами двигателей из других государств, а значит таможенные сборы будут поэтапно снижены.
Существенные изменения в налоговой и таможенно-тарифной политике будут вводиться поэтапно, так как требуется время на их разработку, публичное обсуждение и принятия парламентом нашей страны.
Точный размер новых пошлин на импорт автомобилей пока неизвестен, любое изменение в тарифной политике будет проводиться с учетом наличия собственной автомобилестроительной отрасли, инвестиции в которую уже достигли нескольких миллиардов долларов США.
Как показывает практика присоединение к нормативам ВТО в полной мере происходит в течение 5-10 лет, что кстати было видно на примере таких стран как Россия и Казахстан.
В связи с данным фактором, очевидно, что правительственные лица страны будут договариваться с руководством ВТО о приемлемых сроках введения мер по корректировке ставок налоговых сборов и таможенных пошлин, а также других механизмов, чтобы дать возможность предпринимательскому сообществу изменить стиль своей деятельности и адаптироваться к новым реалиям.
В период проводимых грандиозных, пошаговых реформаций допустимы отдельные, временные колебания цен реализации автотранспортных средств на внутреннем потребительском рынке. Но масштабных, долгосрочных взлетов или понижений цен на автомобили, конечно, не ожидается.
Уменьшение таможенных платежей вовсе не ведет к удешевлению конечной продукции — в Узбекистане, как и в России и Казахстане применяется утилизационный сбор, который может быть увеличен в соответствии со снижением таможенных отчислений (что и произошло например в России, при снижении таможенных платежей был введен утилизационный сбор).
Утилизационный сбор предназначен, в частности, для содействия в решении такого вопроса, как уменьшение числа импортируемых старых и потенциально неисправных автомобилей, а также автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту Евро-5 и Евро-6, способных привести к ухудшению экологической ситуации в стране.
Какова величина таможенных пошлин в разных странах мира
В России размер таможенной пошлины напрямую зависит от стоимости ввозимого транспортного средства. Если автомобиль стоит менее €8 500 (около 117 млн сумов), то придется заплатить 54% от его стоимости в качестве пошлины. Однако, если приобретенный автомобиль стоит дороже этой суммы, тогда ставка пошлины снизится до 48%. Также стоит учесть то, что чем дороже автомобиль, тем выше будет стоимость за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя .
При импорте легковых автомобилей иностранного производства в США, вне зависимости от их состояния (новые или подержанные) и целевого использования (для личных или коммерческих нужд), обычно применяется таможенная пошлина в размере 2,5%.
14 мая 2024 года в США было объявлено о введении 100% тарифов на импорт китайских электромобилей. А 4 июля Европейский союз согласовал аналогичные меры, установив пошлину в размере от 17,4% до 38,1% сверх существующей пошлины в размере 10% на электромобили из Китая. Турция также ввела таможенный сбор 40% от цены, но не менее $7 000 (около 88,3 млн сумов) на все китайские автомобили , не ограничившись только электрическими моделями, который вступил в силу 7 июля.
С 1 января в Казахстане 1 МРП (минимальный расчетный показатель) стал равен 3692 тенге (около 98 000 сумов).
При этом, Казахстан рассматривает возможность введения запрета на импорт автомобилей старше 7 лет.
Вступление страны в ВТО — это сложный и поэтапный процесс, который будет осуществляться в интересах граждан нашей страны, экономики и промышленности и поддаваться ажиотажу, панике и прогнозам отдельных «экспертов», в частности, в различных Telegram-каналах, пытающихся придумать сенсацию для собственных рейтингов не стоит.
Больше новостей в Телеграме Подписаться