Узбекистан

17.02.2021 | 15:32

Все ищут ценности материальные, а не духовные

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, что привело к духовному обнищанию нашего общества. 

Все ищут ценности материальные, а не духовные

Если экономика – организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность – его сердце и душа.

Шавкат Мирзиёев, президент Узбекистана. 

Шавкат Мирзиёев, президент Узбекистана

В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Омар Хайям, персидский философ, математик, астроном и поэт. 

В современном мире такое понятие, как духовность человека, обязательно пытаются связать с религиозными убеждениями. Но человек, у которого внутренняя сила духа проявляется в его поступках и образе жизни, необязательно следует какой-либо вере. 

Сейчас, когда всё вокруг продаётся и покупается, быть духовно богатым не в моде. То, что можно иметь иное богатство, кроме материальных благ, вообще не укладывается в головах большинства современной молодёжи и взрослых.

«Человек духовный и возвышенный понимает, что хорошо; человек низкий понимает, что выгодно» (Конфуций, древний мыслитель и философ Китая)

В философии термин духовность — это определение внутреннего осознания человека, его самоопределение в обществе, в котором он живёт, стремление достичь в своём внутреннем развитии определённого идеального состояния.

Сущность духовности была предметом для споров многих философов, но к единому мнению они так и не пришли. Так, древнегреческий философ Платон, последователь Сократа, считал духовность особым свойством в человеке, не связанным с его телесной оболочкой. По мнению философа, слово имеет корень «дух» неслучайно (лат. – Spirit). 

Смыслу узбекского слова «маънавият» соответствует понятие «духовность» на русском языке. Но, если «духовность» перевести на узбекский язык буквально, то получится «душевное состояние» или «состояние духа».

Дух — это что-то нематериальное, означающее способность индивида к самоопределению.

Можно выделить определенные качества, характерные для развивающейся личности: творческое начало в любом его проявлении; стремление помогать людям и делиться своим опытом с окружающими; высокий уровень нравственности; ощущение любви к самому себе и другим людям; доброе и участливое отношение ко всем живым существам. 

Существует два вида духовности: социальная и религиозная. 

В обществознании под духовностью понимают волю и разум человека, которые ориентированы на нравственные общественные ценности, со стремлением к высоким идеалам и помыслам. Нельзя сказать, что духовность — это обязательная вера в Божественное начало или определенная степень религиозности. Под этим словом понимают такое состояние души человека, когда он стремится к непрерывному развитию и самосовершенствованию.

Немецкий писатель Экхарт Толле в книге «Новая земля» пишет: «Многие уже осознают разницу между духовностью и религией. Они понимают, что наличие у тебя системы убеждений и верований — набора мыслей, к которым ты относишься как к абсолютной истине, — не делает тебя духовным, какого бы свойства она ни была». Философ Бернар Вербер приводит созвучную мысль: «Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития».

Абрахам Маслоу – всемирно известный психолог, посвятивший большую часть своей жизни анализу потребностей человека и их расположению в таблице иерархии. Уже после смерти Маслоу его таблицу потребностей систематизировали в специальную схему, которая стала широко известной под названием «пирамида Маслоу».

Человеческие потребности Маслоу разложил по мере их возрастания. Это естественно и объяснимо: человек не может достичь высокого духовного уровня, пока у него нет самых простых вещей. Основание пирамиды Маслоу — это физиологические потребности (голод, жажда, дыхание, сон и другие). Выше по ступени находится потребность в безопасности человека. Первая и вторая ступени относятся к первичным потребностям. 

Далее идут вторичные ступени: две социальные (потребность в любви, понимании и социальный статус) и одна духовная (потребность в самоактуализации). Часто последнюю ступень подразделяют на потребности познавательные (любопытство, знание, умение, понимание, исследование), эстетические (гармония, порядок, красота, идеальная форма) и трансцендентные (то, что выходит за пределы чувственного опыта: потребность в развитии личности, самовыражение и реализация собственного предназначения).

Вершина пирамиды Маслоу – это раскрытие своего внутреннего потенциала.

Абрахам Маслоу считал, что для начала надо удовлетворять свои физиологические потребности, а после этого - духовно расти выше. Идеальным человечеством психолог считал людей, которые не испытывают потребностей в еде, а также живут без боязни и страха. Голодный человек - не может быть полностью счастлив.

«Духовность — огромная сила, духовно очищающая, пробуждающая совесть и ведущая человека к внутреннему самосовершенствованию» (Ислам Каримов, первый президент Узбекистана)

После провозглашения независимости в Узбекистане очень часто стали употребляться словосочетания и выражения с компонентом «духовность», «духовное», «духовное богатство», «бездуховность», «духовное возрождение», «духовное очищение», «духовные основы независимости» и другие. Сфера духовности в стране была признана приоритетной наряду с экономикой.

Свидетельством этому служат указы президента от 23 апреля 1994 года «О создании Республиканского общественного центра «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство»)»,  от 9 сентября 1996 года «О дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности общественного центра «Маънавият ва маърифат»», от 3 сентября 1999 года «О поддержке Республиканского Совета по духовности и просветительству» и другие нормативно-правовые акты.

В Конституции страны закреплено, что «демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права» (статья 13).

К общечеловеческим ценностям относится совокупность материальных, культурных, научных, философских, нравственных, эстетических, правовых, политических, художественных, экологических взглядов и других ценностей, выработанных человечеством. 

Социально-экономическое, культурное развитие общества непосредственно связано с развитием его духовно-нравственных устоев. К этим устоям, как отмечено в книге Ислама Каримова «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», относятся:

-     преданность общечеловеческим ценностям;

-     укрепление и развитие духовного наследия нашего народа;

-     свободное проявление человеком своих возможностей;

-     патриотизм. 

Ислам Каримов отмечает: «Укрепление и развитие духовности народа –   важнейшая задача государства и общества в Узбекистане».

Почему так остро встал вопрос духовности в независимом Узбекистане? Разве в Советском Союзе не было духовности? Была. Но на неё оказала решающее влияние коммунистическая идеология, когда духовное содержание общества доминировало и подавляло индивидуальное духовное содержание человека. В советском обществе главными были идеи коллективизма: личность в процессе духовного самоопределения носила вторичный характер.

Это абсолютно не означает, что при социализме у человека не существовала возможность духовно развиваться. Просто это развитие исключало возможность личностного противопоставления «субъективного» и идеологически корректного «общественного». Отсюда появление духовности в строго очерченных рамках дозволенного, изучение установленной модели мироустройства без «допуска» к другим теориям и учениям.

Духовное развитие советского человека являлось средством идеологической консолидации общества и носило ярко выраженный коллективный характер. При этом развитие духовности в контексте противопоставления «индивидуального» и «общественного» – категорически отрицалось советской наукой. Это объясняется тем, что коммунистическая идеология сознательно культивировала создание коллективного человека, как органичного элемента социалистического производства и претендовала на создание устойчивой идеологической и духовной картины восприятия мира.

А ведь цели были выбраны правильно – это направление усилий миллионов людей в строительстве общества высокой духовности, знаний, справедливости, красоты и гармонии. Люди среднего и пожилого возраста ещё помнят «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый на XXII съезде КПСС в 1961 году.

Российская академия наук провела интересное исследование, участниками которого стали жители РФ 1970-х и 2000-х годов рождения. Целью изучения стало определение культурных, социальных и психологических различий людей, живших в указанные временные периоды.

Согласно полученным результатам, современные подростки стали более амбициозными, мечтают о построении грандиозной карьеры, больше ценят и уважают себя, чем поколение 1970-х годов. Старшее поколение выигрывает в ответственности и самостоятельности. Советская молодёжь была готова принимать важные, судьбоносные решения и отвечать за свои поступки. Вопреки «теории X, Y, Z», современная молодёжь любит перекладывать такие решения на других людей.

По мнению психологов, проблема кроется в самом обществе. Общество ограждает современных детей от ответственности, самостоятельности и принятия личных решений. Также исследователи отмечают, что значительно выросла мотивация личных желаний. Современные люди думают, прежде всего, о себе. Советские подростки, выросшие в духе «думай о Родине, а потом о себе», жили массовой идеей, а не личной.

«Духовная сторона всегда страдает, когда у нас слишком много вещей» (Николай и Елена Рерихи, «Учение Живой Этики»)

«Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Абрахам Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Но так ли это на самом деле? Психолог Эд Динер из Университета Иллинойса провёл собственное исследование жилищных условий, питания, безопасности, финансов, уровней социальной поддержки, уважения и эмоций людей из разных стран за 2005-2010 годы. В некоторых аспектах результаты исследований действительно совпали с теорией Маслоу. Но были также отмечены и существенные отклонения. 

Потребности, описанные в теории, кажутся универсальными. Тем не менее, порядок, в котором эти потребности удовлетворяются, сам по себе оказывает незначительное влияние на степень удовлетворённости людей своей жизнью. «Наши результаты показывают, что теория Маслоу в целом верна. Мы исследовали людей различных культур по всему миру и часто обеспечение потребностей, указанных в пирамиде, действительно коррелирует со счастьем, — объясняет Динер. — Однако, важным отступлением от теории Маслоу является тот факт, обнаруженный нами, что человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены». Иными словами, порядок выполнения низших или высших потребностей не имеет определяющего значения в удовлетворённости жизнью и ощущении счастья.

Так, Узбекистан – далеко не самая богатая страна мира – в рейтинге стран мира по уровню счастья (World Happiness Report - 2020) занимает довольно высокое 38 место из 153 государств, включённых в обследование. Литва занимает 41 место, Казахстан – 50, Эстония – 51, Латвия – 57, Таджикистан – 71, Россия – 73, Кыргызстан – 74.

При этом, президент Шавкат Мирзиёев в своём обращении к Олий Мажлису отметил, что уровень бедности в стране составляет около 12-15 процентов.

Это 4-5 млн граждан. Огромные цифры. Но почему наши граждане отвечают, что они счастливы при недостаточно высоком материальном и финансовом уровне жизни? Ведь кроме статистических данных и косвенных показателей, значительную часть исследования занимают результаты опросов общественного мнения, которые проводит Международный исследовательский центр Гэллапа (Gallup International).

Счастье – понятие относительное и каждый человек сам определяет критерии счастливого состояния и душевного благополучия. Для одних – наличие скудной пищи и отсутствие заболевших в семье – счастье. Для других счастье – покупка нового холодильника или автомобиля. Для третьих – появление на своём счету миллиона долларов. 

Алишер Усманов в интервью российскому телеканалу «Россия-1» сказал: «Мы, узбеки, народ безропотный, но не трусливый». Или, другими словами, наш народ довольствуется тем, что есть. Мы просто не знаем, что делает нас счастливыми! Скорее, счастье – это своеобразный побочный эффект того, что мы проживаем.

И здесь возникают вопросы «Если граждане Узбекистана считают себя счастливыми, то означает ли это наличие высокой духовности в обществе?», «Существует ли свободная воля гражданина, его деятельная, творческая природа, способность чувственного, эмоционального восприятия себя и мира, то есть качества, характеризующие человека духовного?»

«Перед нами стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права и обязанности, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и, вместе с тем, гармонично сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа», - отмечал Ислам Каримов в книге «Высокая духовность – непобедимая сила».

Сочетаются ли «личные интересы с интересами страны и народа»? 19 января на видеоселекторном совещании Шавкат Мирзиёев заявил: «Процессы глобализации несут для человечества как беспрецедентно новые возможности, так и непредвиденные проблемы. Угроз и вызовов для национальной идентичности и духовных ценностей становится все больше. В сознание людей, особенно молодёжи, разными способами внедряются эгоцентризм, беззаботное отношение к труду, семье, потребительская культура… Самой большой угрозой являются равнодушие и безразличие, в минимизации наблюдающихся сегодня социальных проблем не хватает участия старшего поколения в воспитании, недостаточен общественный контроль».

Действительно, свобода вероисповедания и отправления религиозных обрядов не привело к повышению уровня нравственности, морали и общности. Высокие технологии привели к опустошению ума и бездуховности. Свобода личности – вместо раскрепощения – привела к зависимости от материальных благ.

Согласно системе Маслоу, если человек обладает духовностью, то он находится на высокой ступени эволюции. У таких людей отсутствуют примитивные желания, грязные помыслы и проступки. Они наполнены добротой и снисходительны даже к тем, кто этого не достоин по мнению общества.

Как мы уже убедились, для воспитания духовности не обязательно нужно пройти все ступени потребностей: бедный человек может обладать огромным духовным потенциалом, и наоборот. Часто в жизни происходит, что человек, перейдя на другую ступень потребностей застревает там и не стремится к следующей ступени развития.

«… Экономическая глобализация — огромная сила. Она, помимо прочего, ещё и чрезвычайно выгодна» (Маргарет Тэтчер, книга «Искусство управления государством»)

Глобализация выгодна? Кому? 

Глобализация – это процесс социального, культурного, экономического, политического и прочего сближения, происходящий сегодня во всём мире и затрагивающий все государства. Как будто только положительное явление. Но глобализация – асимметрична.

Асимметричность процессов глобализации заключается в том, что различные государства находятся в неравном положении: они имеют различный экономический, финансовый, политический, военный, идеологический и культурный потенциал.

Страны, чья экономика находится на более развитом уровне, проникают на экономические рынки слабых государств. Вслед за экономическим присутствием наступает черёд расширения других сфер влияния. В слабых государствах разрушаются исторические, культурные и национальные традиции. Вспоминается теория Чарлза Дарвина об естественном отборе: на мировой арене выживают сильнейшие, отодвигая на второй план более слабые, неразвитые страны.

Глобализация приводит к распространению общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и услуг, формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт существования современного человечества.

Изменилась сама концепция вещи: вещи мы меняем, а не чиним. Изменилась торговая культура: вместо рационального насыщения пришла форма жизни максимального потребления. 

«Повсюду заметно стремление к богатству и материальному благополучию, тогда как духовная жизнь зачастую игнорируется: а что может служить более красноречивым признаком темноты?» - писала религиозный философ Елена Блаватская в работе «Беседы об оккультизме».

Было ли в Советском Союзе общество потребления? Было формирование потребительской культуры. Предлагалась стандартизированная линейка товаров массового потребительского спроса. В советском обществе даже определили триаду, характеризующую потребительский идеал, сложившийся в советском обществе – «Квартира, дача, машина». Но одновременно существовала критика мещанина и обывателя.

Глобализация характеризируется резким снижением, если не полной утратой, контроля индивидов над процессами и событиями, влияющими на их судьбы. Именно глобализация приводит к формированию индивидуализированного общества, суть которого раскрывается в работах Норберта Элиаса, Ульриха Бека, Мануэля Кастельса и других.

Так, Зигмунд Бауман в книге «Индивидуализированное общество» констатирует, что индивидуализация пришла надолго. Её оборотной стороной является эрозия и постепенная дезинтеграция идеи гражданства. «Общественное» колонизируется «частным»; «публичный интерес» деградирует до любопытства к частной жизни «общественных деятелей». 

С другой стороны, в современных индивидуализированных обществах возможности человека контролировать собственную судьбу значительно снижены. В воздухе витают идеи глобализации. Они пронизывают все сферы человеческой жизни и приводят к возрастанию неопределённости человеческого бытия. 

Человек перестаёт заниматься вопросами духовности и начинает видеть смысл и цель свой жизни исключительно в материальной плоскости. Новые айфон, машина, техника, квартира, вещи… Потребности человека не выходят дальше первичных потребностей. 

Материальность уничтожает духовность очень тихо и постепенно. Никто никогда не придёт к человеку и не скажет ему прямо: «Откажись от самого себя». У человека просто вначале возникнет маленький соблазн, но, как только он на него поддастся, за ним сразу возникнет другой, и так до бесконечности. 

Материальность сродни наркотику: кажется, что получу удовольствие в последний раз, а потом завяжу, а в реальности только увеличиваешь дозу. Данную ситуацию очень точно и ёмко сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон: «Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя».

Потерю духовности нельзя сравнить с потерей денег: обычно эта утрата происходит медленно, даже незаметно для человека. Постепенно и исподволь заглушая голос совести, человек теряет духовность.

В эпоху глобализации всё направлено на искушение потреблением. Не надо думать и страдать. Зачем? Ведь, купив новую машину, человек начинает ощущать своё превосходство над теми, у кого автомобиль похуже. Эта философия явно проявляется на наших дорогах, на которых, зачастую, нагло ведут себя именно водители дорогих машин. 

В современном мире появляются теории и подводится доказательная база о том, что деньги – это нечто духовное, что деньги и духовность – два абсолютно равноценных понятия. Если человек отдаёт предпочтение одному из них, то ощущение необыкновенного полёта души, от которого мы получаем наслаждение, просто не появляется, оно становится невозможным.

Под флагами глобализации и либерализации проводится массовое зомбирование людей, изменение их взглядов, культуры и духовности. Так кто же бенефициар всех этих изменений? Ведь не может глобализация осуществляться сама по себе. Конечно, бенефициар существует. Это - транснациональные корпорации.

«Ох уж мне это человечество! Его духовное развитие не поспевает за техническими его успехами, далеко отстаёт от них» (Томас Манн, немецкий писатель)

В наше время всё меньше внимания уделяется повышению уровня образования. Не имеются в виду масштабы. Да, процент охвата дошкольным образованием увеличился почти до 60 процентов (в 2017 году - 27,7 процента), уровень охвата высшим образованием достиг 20 процентов, почти четверть всех расходов в социальной сфере направляется на образование.

Оставим уровень и самого образования. И обратимся к тревожащему вопросу: получение образования превращается в формальность, акцент в образовании сместился на достижение голого результата. Образование рассматривается не как источник духовного роста личности, а простое зазубривание объёма информации.

Современная молодёжь все реже обращается к художественной литературе, призванной воспитывать чувства, развивать творческую активность, осознавать и понимать жизнь. На смену классической приходит массовая культура, задача которой, скорее, развлекать, а не способствовать формированию независимого мышления.

Формирование духовной основы детей остаётся вне образовательно-воспитательного процесса. Среди педагогов всё чаще раздаются мнения, что они не обязаны воспитывать учащихся: их цель передать знания, а воспитанием должны заниматься родители. Родители же уверены, что воспитанием должны заниматься работники образовательных учреждений.

Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – это человек не просто транслятор какого-либо предмета, а учитель жизни, который помогает ученикам найти своё предназначение. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и ученик – одно целое. 

Учитель должен – самое главное - убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. 

Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать детей не только знающими, но и желающими действовать на благо общества. Отсюда следует, что в русле духовной, гуманистической педагогики встаёт задача образования самого учителя, педагога, как врачевателя человеческих душ. 

Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребёнка системой, развивающей его природные задатки, потребности и интересы. Педагогический коллектив школы должен стремиться к тому, чтобы школа была центром духовного развития и нравственного воспитания учащихся и их родителей.

Да, и родителей. Семья перестаёт быть эталоном воспитания. За 2020 год в республике от общего числа разводов 29,3 процента составили пары с одним ребёнком и 20,6 процента – с двумя и более детьми.

Деньги становятся главной составляющей успеха, вытесняя любовь, доброту, понимание и заботу. В мире, где правит индивидуализм, людям попросту не хватает взаимопонимания и взаимоподдержки. Личностный рост оказался важнее деятельности на благо ближнему. Примитивизм: купили родители ребёнку новую модель смартфона – они хорошие и успешные люди; не имеют такой возможности – значит «не любят» детей. 

«Духовность» современной жизни, зачастую, означает, что главным производимым и потребляемым продуктом являются не материальные блага, а понты. Так, за 2020 год на онлайн-аукционе e-Raqam Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи было реализовано более 106 тысяч автомобильных номеров на сумму 262,6 млрд сумов. Средняя стоимость номера составила 2,5 млн сумов (минимальная — 450,5 тысячи, максимальная — 206,7 млн сумов).

Первая партия обновлённого Chevrolet Tracker (2021 года) поступила в Узбекистан 25 января. Все 316 автомобилей были реализованы в первый день продаж. Свадьбы с размахом, нарочитая демонстрация брендов, размещение фотографии из зарубежных отелей, дорогих ресторанов, на фоне чужих шикарных машин, стремление получить научные степени… Индивидуализм и вещизм победили духовность.

Почему? Сейчас с раннего детства взрослые стараются «облегчить» жизнь детей, уберечь и оградить от жизненных трудностей. Мол, наработаются ещё… А не сделаем ли мы им этим хуже, вырастив неприспособленными к жизни и не ведающими на что они способны. Мудрый педагог Антон Макаренко считал, что необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». 

Педагогика А.С. Макаренко гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание должно подготавливать человека к трём главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Макаренко отводил трудовому воспитанию.

У нас же этот важнейший элемент отвергнут: как же «принудительный труд». А вспомните на каком уровне находилось трудовое воспитание в советское время! Автор абсолютно не имеет в виду, например, порочную практику использования детского труда в сельском хозяйстве. Но ведь в каждой советской школе имелись кружки, функционировали Дома пионеров, курсы ДОСААФ, спортивные секции. 

А сейчас «для удовлетворения потребностей детей, организации их свободного времени и отдыха государственные органы, негосударственные некоммерческие организации, а также коммерческие организации могут создавать внешкольные образовательные организации культурно-эстетического, научного, технического, спортивного направления» (статья 14 закона «Об образовании»). «Могут» – сейчас и «должны» - в советское время. Почувствуйте разницу…

Не совместная учёба, а именно совместный труд приводит к развитию коллективизма. Но коллектив начали вычёркивать, как фактор воспитания. В чести стала «педагогика сотрудничества», которая предполагала свободное индивидуальное развитие личности.

Продолжение следует.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться