Узбекистан

20.06.2021 | 14:11

Сон в летнюю ночь: Абдурауф Фитрат и третий Ренессанс

Независимый эксперт Игорь Цой о том, чему учит книга Фитрата «Рассказы индийского путешественника» (фантастический рассказ). 

Никогда милость Божья не осенит той страны, в которой так угнетают рабов Божьих!

Абдурауф Фитрат, основоположник движения джадидов в Бухаре. 

Ночь. Прохладный ветер разгоняет последние остатки дневной жары. Легко дышится. Легко думается. Легко читается. 

В моих руках книга Абдурауфа Фитрата «Рассказы индийского путешественника» («Бухара, как она есть»). Перечитываю её и вновь поражаюсь уму и патриотизму автора. 

В книге Фитрат резко критикует невежество, коррупцию, экономическое положение в Бухарском эмирате, обращая особое внимание на упадок образования. У нас часто путают «одобрямс» и патриотизм, забывая, что патриот не скрывает проблем своего государства, открыто говорит о них и различными методами стремится эти вопросы решить.

То ли сон сморил меня, то ли ещё не полностью отошёл от Ковида, но видится мне, что напротив сидит сам Абдурауф Фитрат и смотрит на меня своим добрым взглядом.

– Абдурауф-ака, это вы? – прошептал я, но своего голоса не услышал. Лишь позже я понял, что мы общались без слов. 

– Да, мой друг, это я, ваш покорный слуга, – улыбнулся Фитрат. – Я знаю, что у вас накопилось множество вопросов и недоумений. И сейчас я могу развеять часть из них.

Мой мозг начал судорожно подбирать вопросы. Заметив некоторую растерянность, собеседник ещё раз улыбнулся и расстегнул свой пиджак, усаживаясь удобнее. Стало как-то по-домашнему спокойно и уютно.

 – Абдурауф-ака, Вы не слуга, Вы – учитель! И Ваше мнение очень важно. Вот как Вы можете охарактеризовать состояние Узбекистана?

Фитрат внимательно посмотрел мне в глаза и сказал: 

– Имеющая высочайший научный потенциал, достигшая высших достижений в культуре, олицетворявшая собой общий дом учёного мира, аудиторию всеобщего просвещения, имевшая все средства для прогрессивного развития, превратилась в настоящее обиталище невежества, в невольницу нищеты и унижений [здесь и далее жирным шрифтом выделены отрывки из книги Фитрата «Рассказы индийского путешественника» – прим. авт.]

– На счёт нищеты, дорогой учитель. Сейчас у нас опубликовали размер минимальных потребительских расходов, который рассчитали на основе фактических трат бедных семей. Разве это правильно? Разве это справедливо? Ведь это просто законсервирует бедность и нищету.

Всякому понятно, что для подачи милостыни и совершения паломничества нужны деньги, и люди, не имеющие денег, лишены возможности исполнять эти обязанности. Хотя молитву и пост совершают и бедные люди, но мы должны признать, что молитва и пост богатых и обеспеченных лучше, чем бедных, так как одним из условий хорошей молитвы является то, чтобы внимание молящегося было направлено ко Всевышнему Богу, а бедные нищие, голова которых занята мыслями о куске хлеба на завтрашний день, не могут никогда отвлечь своего внимания от мирских забот…

Посмотрите, как прекрасно говорит об этом наш мусульманский философ Шейх Саади: «Если сила в щедрости и могущество в земных поклонах, все это легче удаётся богачу, потому что у него имущество очищено милостыней, платье чисто, честь сохранена и сердце спокойно. Сила подчинения в приятном куске и искренность молитвы заключается в чистом платье», «Какая сила от пустого желудка и какая щедрость от пустой руки?» 

Вот мы дошли до исповедания Бога, где выказывается вера в Единство Бога и свидетельствуется пророческая миссия Пророка. Подтверждение этих положений делается сердцем верующего, а определение – языком; как для того, так и для другого положительно необходимо немного знаний, а чтобы получить эти знания, нужны деньги. Итак, и для исполнения этой священной обязанности надо иметь средства. Теперь ясно стало, что для правильного соблюдения всех пяти основных положений Ислама необходимо обладать деньгами. Об этом и Пророк, да будет над ним мир, сказал: «Нищий близок к неверности» и «Ищите убежище у Бога от бедности и нужды».

– Я понял Вас, Абдурауф-ака. Объясните, пожалуйста, почему ежегодно подготавливая по 70 тысяч выпускников высших учебных заведений мы до сих пор не можем совершить экономический и технологический прорыв? Конечно, отечественный уровень охвата высшим образованием выпускников средних учебных заведений 20 процентов не идут в сравнение, например, с Южной Кореей, где 85 процентов выпускников средних школ поступают в университеты. Но всё же – ведь не только в количестве дело?

Творец указал нам в совершенстве путь к благополучию и счастью. Прежде всего он сказал: «Я создал вас лучшими из творений всего мира»; необходимо понять здесь, что мы являемся лучшими не по красоте глаз и бровей, а только по своему уму и способностям; если же мы не будем извлекать из них никакой пользы, то будем хуже и ниже не только лучших, но даже самых худших и низших творений. В другом месте сказал: «Все, что существует на земле и небе, Я подчинил вам». Скажите мне, что из существующего на небе и на земле мы подчинили себе? Если бы вы, учась в европейских школах, узнали, каким образом европейцы строят телефон, телеграф, железные дороги, пароходы, аэропланы и т.д., то поняли бы смысл этого стиха Корана и увидали бы, сколько талантов, данных Богом, мы попираем ногами!! Далее Он говорит: «Все, что находит человек, находит под тенью своего старания; если же не будет стараться, то не получит ничего». Конечно!! Затем, Господь сотворил вас лучшими из всех созданий в отношении ума и способностей, всех прочих тварей подчинил вам; вы должны прилагать все старания к тому, чтобы эти ваши качества приносили бы пользу. Если же вы не будете стараться и зароете в землю свои таланты, то зачем же жаловаться Богу и сетовать? От правителей каких мер вы желаете? Положим, Пророк сказал: «Каждый из вас есть пастырь своих подчинённых и должен дать о них отчёт Богу». По смыслу этого изречения каждый, власть имеющий, обязан указывать истинный путь подвластному ему населению, но в силу того, что никто из наших правителей не заботится совершенно о нас и даже сами совершают преступления, необходимо самим нам прилагать старания, так как Всевышний наградил нас таким же умом и способностями, как и их, и, если мы не употребим на пользу наши дарования, то это будет очень грешно!»

– Да, это так. Мы не можем избавиться от технологического отставания: в промышленности доля высокотехнологичных производств едва достигает двух процентов.

Если здешние ремесленники, подобно европейским, не переменят свои кустарные мастерские на благоустроенные фабрики, то через несколько лет никто не найдёт и следа от всех этих, по справедливости достойных изумления, искусств и ремёсел.

Ведь если бы, например, хоть один человек из каршинских и китабских ткачей алачи проживал бы в Европе, то он утонул бы в золоте и богатствах, а здесь у него нет даже хлеба насущного в достаточном количестве!! Если бы эти шаар-шаузские земли дать в руки японцам, они золото сеяли бы на них и золото собирали!!

Почему же у вас он бесплодный?!! Каждый из этих вопросов должен тронуть людей размышляющих; не знаю, почему вы не интересуетесь ими?

– Мы пытаемся это понять, дорогой учитель. Не в этом ли, уважаемый Абдурауф-ака, заключается инертность нашего народа, когда мы безразлично смотрим как уничтожаются памятники культурного наследия, вырубаются деревья, загрязняются реки? Шахрисабз, Самарканд, Ваша любимая Бухара могут войти в список объектов Всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Мы же, мусульмане, сказав: «Пусть останется о нас память и потомки не забудут нашего имени», – ни о чем не заботимся; удивительнее же всего то, что те предметы, которые остались нам от наших отцов и великих людей, мы разрушаем и уничтожаем! 

Вот вы и сами изволили сказать, что мусульмане не заботятся о благосостоянии страны. Удивительно, почему это так?! В чем провинились мусульмане. Какая вина за магометанской верой? Почему же последователи Пророка Магомета стали бедными и незнающими? Почему мусульманские области пребывают в состоянии разрушения и запустения? В чем тут вся хитрость?

– Абдурауф-ака, может всё дело в правителях? Не могу не спросить Вас о чиновниках: вы ведь их сильно критикуете в своих трудах.

Эта возмутительная партия, исключительно благодаря помощи слепого счастья достигнув разных должностей правления, с полным усердием попирает ногами имущество, жизнь, достоинство, честь и покой несчастных жителей. Общий состав этих могущественных(!) управителей пополняется из людей двух сословий, ни в кои времена не пользовавшихся ничьим доверием: первое – это необразованные сыновья правителей, во время пребывания своего отца у власти проводившие свою жизнь в различного рода глупостях и гадких поступках; их не коснулись никакие человеческие добродетели, даже они подчас неграмотны; вторые – это лавочники и торговцы, признающие за единственное благо обоих миров наиполнейшее наполнение своего желудка, а учение чему-либо считающие совершенно излишними обязанностями для людей.

Многие из них очень странными способами достигают высоких административных постов.

Все эти милые люди никогда не видали школы, никогда не слышали о законах управления. Они не знакомы с правилами и обычаями отдачи приказаний! Как прогрессирует нация? Как управляется их область? Как пополняется государственная казна! Все это им совершенно неинтересно! Какие обязанности управителя по отношению к населению? Какая у жителей перед правителем? Положительно, ни о чем подобном они не слыхали!

Как только они получают в управление какую-нибудь область, то, считая указ Эмира об этом квитанцией на адский огонь или разрушительной грамотой на грабёж, отправляются со всеми своими подчинёнными и друзьями в ту землю подобно войску несчастья и берут у несчастных жителей все, что захочет их душа, и в казну Эмира дают тоже только то, что сами пожелают. И никто не спрашивает у них о причинах такого моря поборов и капли передачи в эмирскую казну.

– А как же соблюдение законов? В этом отношении весьма показательно дело «о лепёшке, утащенной кошкой», которое Вы описали в своей книге?  

Сегодня ночью, после намаза «шам», приезжали те два аксакала и пожертвовали «господину блюстителю закона» 2 000 тенег, прося простить заключённого, и казий по желанию (?!) аксакалов помиловал его! Увы! 2 000 тенег расхода! Только на один подарок казию вышло 2 000 тенег! 1 500 тенег сверх этого попало в карманы прислуги казия, «раису», людям правителя города и двум известным вам аксакалам. Конечно, более важные дела требуют соответственно больших денег. 

– А народ молчит… Вот у нас сейчас много говорят про третий Ренессанс, но ведь Ренессанс предполагает прежде всего выдвижение на первый план Человека, его прав и интересов.

– Приведу ответ казия, который он дал мне: «Брат мой! Вы ведь знаете, что наш народ ещё очень неразвит и не в состоянии постичь всего этого. Люди, ум которых находится на низкой ступени развития, подобно баранам, в каждом отдельном случае подчиняются пастуху, то есть следуют за своими правителями, а я с уверенностью могу сказать, что мы, власть имущие люди, не потратили ни одной минуты из всей своей жизни для блага и счастья народа! Мысль о необходимости позаботиться об удобствах жизни народа и о благо устроении родины не приходит никому из нас в голову. Мы ставленники государя. Его Высочество Эмир назначил меня правителем. Где? Ну, хотя бы здесь, в Шааршаузе. Но если бы не было ни области Шаар-шаузской, ни её населения, то моя власть была бы властью аксакала на кладбище, бессмысленной и смешной. Мы… если становимся правителями какого-нибудь города, то совершенно позабываем обо всем, что касается области и её населения, даже о Боге редко вспоминаем, а все своё время употребляем на то, чтобы заслужить расположение Эмира, прибегая для этого ко всевозможным дозволенным и недозволенным средствам».

– Дорогой учитель, значит ли это, что третий Ренессанс – почти утопия? Ведь наше руководство делает многое для наступления Возрождения страны.

О, бедный народ! Все твои законные права отняты; ты тоже теперь приверженец узурпаторов! Кровь твою сосут, имущество твоё пустили по ветру, под фундамент чести твоей и репутации подложили огонь, а ты не знаешь этого! Не только не знаешь и не понимаешь, но даже то общество знающих людей, которые, правильно поняв свою задачу, весьма ревностно принялись за улучшение твоего положения, желая из этих грандиозных зданий и огромных сумм, которые оставили твои предки для охраны твоей репутации, вновь извлекать пользу для тебя самого, – ты их называешь кафирами!! Горе, горе!!

Я достоверно знаю, что наш Эмир постоянно заботится об облегчении участи народа и о благоустройстве страны; но известно всем также и то, что ни у одного вельможи не видели знания и справедливого отношения ни к кому из… народа. Да, Эмир наш справедлив, но большая часть из слуг его никогда не слыхала о справедливости. Вот поэтому-то наше государство и пришло в такой упадок и никогда не поднимется, если останутся такие порядки!   

Тут фигура Фитрата стала расплываться, и я понял, что диалог подходит к концу. 

– Подождите, учитель! Что нужно сделать, чтобы чиновники начали работать на благо народа?

Нужно, чтобы каждый правитель считал бы себя слугою, во-первых, государства, во-вторых, народа и, в-третьих, государя… 

На мой взгляд, здесь виноваты как власть имущие, так и простой народ. Допустим, что жители… на самом деле как бараны, но уподобляться баранам некрасиво и гадко для людей. Люди должны всегда оставаться людьми, а не делаться животными. Бог говорит в Коране: «Мы приравняли каждого человека в добрых делах ко всем людям» и в другом месте: «Всевышний назначил вас повелителями всего, что есть на земле и на небе».

– Абдурауф-ака, а почему бы Вам не явится к правителям и не внушить им эти истины?

– Мой друг! Богом сотворено, что мы можем являться лишь к тем людям с кем у нас схожее мировоззрение. Лишь в этих случаях канал изволит открываться. Мудрые приходят к ищущим истину, грабители – к ворам, жадные – к алчным… Мне пора, мой дорогой друг… Скоро восход…

– Но ведь Вы ещё вернётесь, учитель?

Ответа не последовало… Фигура Фитрата задрожала и растворилась. 

Я перевёл взгляд на раскрытую книгу и прочитал первую попавшуюся на глаза фразу: «Люди, которые не знают, не сравняются с людьми, которые знают».

Популярные новости

Популярные новости