Узбекистан

25.05.2020 | 15:45

Экономист-аналитик Игорь Цой прокомментировал, к чему приведет повышение ставок акцизного налога на импорт бензина

Он указал на свидетельство негибкости работы отрасли и проявление административного подхода в данной ситуации.

По теме: «Узбекнефтегаз» предложил поднять ставки акцизного налога на импортный бензин 


На протяжении многих лет автомобилисты привыкли, что в Узбекистане цены на бензин могут только расти. При этом внутренние цены на нефтепродукты увеличивались независимо от повышения или падения цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке.

Но либерализация экономики позволила перейти и в этом вопросе на рыночную основу. Продажа нефтепродуктов исключительно через биржевые торги и отмена с 1 мая 2020 года государственного регулирования розничных цен автомобильного бензина марки АИ-80 и дизельного топлива позволили увидеть рыночные отношения в действии. Цены на импортные нефтепродукты начали снижаться вместе со снижением мировых цен на нефть. Наблюдалось доселе невиданное явление: в марте 2020 года цена импортного бензина марки АИ-92 в Узбекистане снизилась с 6,2 тысячи сумов до 6 тысяч, а с 29 апреля – еще на 500 сумов (до 5,5 тысячи сумов).

Но первый опыт вхождения реализации нефтепродуктов в рынок показал, что отечественные производители не выдерживают конкуренции с зарубежными. При цене импортного бензина марки АИ-92 5,5 тысячи сумов за литр цена отечественного бензина марки АИ-91 составила 5,6 тысячи сумов.

В свою очередь это привело к снижению спроса на отечественные нефтепродукты. Так, на торгах с 4 по 10 мая было выставлено 79,6 тысячи тонн бензина АИ-80, а реализовано лишь 15,6 тысячи (20 процентов). Естественно, подобная ситуация не может не волновать отечественных производителей нефтепродуктов. Необходимо срочно пересмотреть издержки производства, исключить все непроизводительные расходы, добиться повышения эффективности, провести модернизацию производства…

Зачем? У отечественных производителей есть излюбленный прием, позволяющий без дополнительных затрат и лишних движений добиться конкурентного преимущества. Это обратиться к государству с предложением «поддержки отечественного производителя». В данном случае это выражается в намерении АО «Узбекнефтегаз» повысить ставки акцизного налога на нефтепродукты, завозимые в Узбекистан, до 20 процентов.

Чтобы это не выглядело как лоббизмом, «Узбекнефтегаз» решил включить в список и другие позиции. Например, авиационное топливо для двигателей Jet А-1. Само название топлива Джет говорит для каких самолетов оно предназначено.

Включение дополнительных позиций в список нефтепродуктов должно придать солидность предлагаемым нововведениям и убедить, что цель – это не только бензин для автомобилей. Наверняка при этом разработчики проекта хотят убедить, что ими движет и государственный интерес: пополнение доходной части бюджета (в 2020 году акцизный налог должен составить 6,6 процента доходной части бюджета).

Но не надо обманываться: этот факт свидетельствует лишь о том, что свое многолетнее неумение и нежелание эффективно работать чиновники, - впрочем, как и всегда, - пытаются скрыть, залезая в карман народа (в данном случае владельцев автотранспорта).

Предложение АО «Узбекнефтегаз» поднять ставку налога на акциз на импортный бензин в четыре раза противоречит рыночным принципам хозяйствования и нарушает интересы потребителей. Руководствуясь своими ведомственными интересами, чиновники не понимают или делают вид, что не понимают, что повышение цен на бензин приведет к цепной реакции роста цен. В условиях снижения доходов населения при введении карантинных мер это крайне нежелательное явление.

Такая позиция АО «Узбекнефтегаз» выглядит тем более странной, что в апреле прошлого года стало известно, что доля «Узбекнефтмахсулот» в уставном капитале Ферганского нефтеперерабатывающего завода передана Агентству по управлению госактивами. В дальнейшем эта доля должны была быть реализована индонезийской PT Trans Asia Resources. Тогда же сообщалось о том, что РТ Trans Asia Resources инвестирует свыше 875 млн долларов в модернизацию Ферганского нефтеперерабатывающего завода.

Или потребители бензина должны из своего кармана поддерживать неэффективную работу не только отечественных менеджеров, но и зарубежных? 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости