Узбекистан

29.11.2021 | 11:30

Таможенная реформа: что сделано и что еще предстоит сделать

Юлий Юсупов о том, что происходит в последние годы в таможенной сфере Узбекистана.

Таможенная реформа: что сделано и что еще предстоит сделать

На меня вышли представители Таможенного комитета Республики Узбекистан и предложили рассказать о том, что происходит в последние годы в таможенной сфере, пообещав предоставить всю запрашиваемую информацию. Тема мне показалась очень важной и интересной, и я решил взяться за это дело. Результат в данной статье. 

Рассмотрим работу таможенной службы в трех разрезах:

  • Насколько изменилась нагрузка на таможенные органы в последние годы и как они справляются с немалым ростом этой нагрузки.
  • Что происходит с размерами ставок таможенных платежей и объемами их поступлений в бюджет.
  • Что происходит в сфере таможенного администрирования и как это сказывается на бизнесе.

А также поговорим о том, что еще предстоит сделать для облегчения экспортно-импортных операций.

Все используемые данные предоставлены Таможенным комитетом Узбекистана.

Либерализация внешнеэкономических связей и нагрузка на таможню 

Масштабная либерализация внешнеэкономической деятельности, которая началась в 2017 г. включает в себя:

  • введение свободной конвертации национальной валюты по текущим операциям;
  • снижение таможенных платежей на импорт;
  • устранение ряда административных барьеров на пути экспорта и импорта;
  • открытие границ для свободного движения товаров и людей (прежде всего с соседями Узбекистана);
  • улучшение инвестиционного климата, что среди прочего способствовало притоку иностранных инвестиций.

Все это не могло не сказаться на увеличении товарного потока через границу Узбекистана и соответствующем росте нагрузки на таможенные органы.

Либерализация внешней торговли, прежде всего введение свободной конвертации и снижение ставок таможенных платежей, привела к значительному увеличению внешнего товарооборота (без учета услуг) в 2018-19 гг., особенно официального импорта – см. рисунок 1.

Рисунок 1. Внешний товарооборот Республики Узбекистан, в млрд долл. США.

Росту импорта способствовал и рост экспорта, а также иностранных кредитов и инвестиций (в стране появилось больше валюты). Но не только. Здесь еще сработал так называемый эффект Лаффера: снижение завышенных налоговых и таможенных ставок выводит бизнес из тени, в данном случае контрабандный импорт легализуется. Благодаря увеличению объемов легального импорта налогооблагаемая база при прохождении через таможенную службу существенно расширилась, в результате увеличились и поступления в бюджет – об этом в следующем разделе

Существенное увеличение внешнеторгового товарооборота, а также потока людей, проходящих через границу, неизбежно привело к росту нагрузки на таможенные посты.

Так в 2019 г. автомобилей, пересекших таможенную границу было больше по сравнению с 2016 г в 5,2 раза (1,9 млн. против 361 тыс.) – см. рисунок 2. Количество железнодорожных вагонов, пересекших таможенную границу, в 2020 году превысило показатель 2016 г. в 2,7 раза (2,2 млн. против 815 тыс.). А количество людей, пересекших границу в 2019 г. по сравнению с 2016 г. возросло почти в три раза (с 14,8 до 42,6 млн. чел.) – см. рисунок 3.

Рисунок 2. Количество автомобилей и железнодорожных вагонов, пересекших таможенную границу Республики Узбекистан, в тыс. ед.

Рисунок 3. Количество людей, пересекших таможенную границу, в млн. чел.

И таможенники со всем этим растущим потоком автомобилей, вагонов, людей справляются. Более того, среднее время прохождения таможни сокращается! Как физическое лицо, многократно пересекавшее пограничные посты, как наземные, так и в аэропортах, могу засвидетельствовать о радикальных изменениях в прохождении границы, произошедших после 2016 г. Речь идет как о времени прохождения, так и о качестве обслуживания таможенными и пограничными органами. Раньше речь шла порой о нескольких часах и весьма неприятных и унизительных процедурах, особенно в наземных пограничных пунктах. Сейчас в большинстве случаев все ограничивается несколькими минутами при довольно вежливом обхождении со стороны таможенников и пограничников.

Аналогичная ситуация и с прохождением грузов.

В 2021 году (данные за первые шесть месяцев) среднее время прохождения таможенных процедур для экспорта при перемещении автотранспортных средств через таможенную границу составило 12 мин., что в 6 раз меньше по сравнению с 2016 годом (1 ч. 12 мин.). Для импорта данный показатель также снизился в 6 раз: с 1 ч. 49 мин в 2016 г. до 18 мин. в 2021 г.

Все это свидетельствует о значительных подвижках в деле сокращения и упрощения таможенных процедур, о чем мы поговорим в третьем разделе.

Таможенная нагрузка на импорт, льготы, поступления в бюджет

Размер таможенных платежей на импорт – это:

  • важный источник поступлений в государственный бюджет;
  • фактор влияющий на цены импортных товаров внутри страны;
  • барьер, ограничивающий размер импорта, а, соответственно, определяющий степень открытости экономики и влияющий на состояние конкуренции на внутренних рынках.

Ввозные таможенные платежи (пошлины и акцизы на импорт) были существенно снижены в 2017-2019 гг. в рамках либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако во второй половине 2019 г. возобладал протекционистский подход и правительство изменило курс в сторону некоторого повышения таможенных платежей по отдельным категориям товаров.

Рисунок 4. Среднеарифметическая ставка ввозных таможенных пошлин, на начало года.

Источник: Данные Таможенного комитета РУз.

Источник: Данные Таможенного комитета РУз.

Приведенный на рисунке 4 показатель размера ставок таможенных пошлин показывает их среднеарифметическое значение без учета объема импорта по тем или иным товарным категориям, а также без учета других таможенных платежей - акцизов на импорт и НДС. Более точно таможенную нагрузку на импорт иллюстрируют показатели ставок начисленных (в соответствии с требованиями нормативных актов) и фактических уплаченных таможенных платежей (с учетом предоставленных льгот) – см. рисунок 5. Эти показатели учитывают объемы реально поступающего в страну импорта по разным товарным категориям.

Рисунок 5. Средневзвешенные ставки начисленных и фактически уплаченных таможенных платежей.

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

Мы видим, что средневзвешенная ставка начисленных таможенных платежей (сюда кроме таможенной пошлины входят еще акцизы на импорт и НДС) с 2017 года сокращается. За пять лет этот показатель уменьшился почти в два раза (с 49,8% в 2016 г. до 25,3% в первой половине 2021 г.). Но обратите внимание: фактически уплачиваемые таможенные платежи при этом с 2019 г. растут, а в 2021 г. превысили показатель 2016 г. Это связано с отменой или сокращением льгот по уплате таможенных платежей. Данный процесс начался в 2019 г. в рамках налоговой реформы. И если в 2018 г. разрыв между начисленными и фактически уплаченными таможенными платежами составлял 5,3 раза (!), то в 2021 г. он снизился до 1,9 раз.

И это замечательно, так как наличие такого невероятного объема льгот (из каждых 5,3 сумов, которые должны были идти в бюджет туда поступал только 1 сум) при не менее невероятных высоких ставках таможенных платежей означало:

  • разрушение конкуренции (поставщики импортных товаров находятся в неравных условиях – кто-то имеет льготы, а кто-то не имеет) и возможность получения избранными импортерами монопольно-коррупционной ренты;
  • огромные стимулы для контрабанды и коррупции на таможне (те, кто не имеет льгот, скорее всего вынужден завозить импорт нелегально, платя «дань» таможенникам и прочим чиновникам, иначе он просто не выдержит конкуренции с теми, кто завозит по льготам).

Сокращение разрыва между начисленными и фактически уплаченными таможенными платежами означает, что условия работы участников внешнеэкономической деятельности уравниваются, а стимулы и возможности для контрабанды и коррупции существенно сокращаются.

На рисунках 6-8 представлены ставки начисленных и фактически уплаченных платежей по трем видам этих платежей: пошлины, акцизы на импорт, НДС.

Рисунок 6. Средневзвешенные ставки начисленных и фактически уплаченных таможенных пошлин.

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

Обратите внимание: с 1 января 2021 г. почти все акцизы на импорт отменены и средневзвешенная ставка начисленных платежей без НДС (8,1%) примерно соответствует среднеарифметической ставке таможенных пошлин, представленной на рисунке 4.

Рисунок 7. Средневзвешенные ставки начисленных и фактически уплаченных акцизов на импорт.

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

Рисунок 8. Средневзвешенные ставки начисленных и фактически уплаченного НДС.

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

В тоже время необходимо отметить, что до сих пор сохраняются значительные льготы как по таможенным пошлинам (разрыв между начисленными и фактически уплаченными платежами в 3,8 раза), так и по НДС (разрыв в 1,6 раза). Если такой большой разрыв по таможенным пошлинам можно объяснить тем, что к льготам отнесены освобождения от пошлин для товаров из зоны свободной торговли СНГ, то соответствующий разрыв по НДС означает, что налоговая реформа так и не решила до конца задачу ликвидации «блатных» налоговых льгот. А это очень плохо: разрушается конкуренция и разрываются цепочки уплаты НДС. Над этим предстоит еще поработать…

В любом случае необходимо отметить важное достижение проводимых с 2017 г. реформ – существенный рост поступлений таможенных платежей в государственных бюджет – см. рисунок 9, причем в условиях значительного сокращения ставок таможенных платежей.

Рисунок 9. Поступления в государственный бюджет Республики Узбекистан таможенных платежей, включая НДС, в трлн. сум.

Этот рост (а он значимо превышает темпы инфляции, то есть не может быть объяснен только общим ростом цен) был связан с:

  • увеличением объемов импорта, в том числе за счет его легализации, связанной с снижением ставок таможенных платежей;
  • сокращением льгот по таможенным платежам,
  • улучшением работы таможенных служб по борьбе с контрабандой.

Таможенное администрирование

Произошедшие за последние годы изменения в сфере таможенного администрирования не менее важны нежели снижение таможенных ставок и сокращение льгот по таможенным платежам, о чем мы говорили в предыдущем разделе.

Выше уже упоминалось, что, несмотря на значительный рост потоков автомобилей, вагонов, людей через границу, время прохождения таможни существенно сокращается.

Аналогичная ситуация с оформлением грузовых таможенных деклараций. В 2021 гг. их оформляется примерно в два раза больше, чем в 2016 г. (395 тыс. на за полгода 2021 г. против 392 тыс. за весь 2016 г.). При этом среднее время, затраченное на таможенные процедуры при импорте сократилось с 8 часов 53 минут в 2016 г. до 3 часов 57 минут в 2021 году (данные за январь-июнь), а при экспорте с 6 часов 3 минут до 54 минут!

Все это удалось достигнуть благодаря кардинальным упрощениям и сокращениям обязательных документов и таможенных процедур, а также автоматизации процессов.

За последние 2 года в таможенной сфере были отменены свыше 10 документов и процедур разрешительного характера, в частности:

  • разрешение для оформления товаров в таможенные режимы «временного ввоза и вывоза», «уничтожения», «переработки на и вне таможенной территории», «реэкспорта», «реимпорта», «отказа в пользу государства»;
  • разрешение при транзите «алкогольной и табачной продукции» и «этилового спирта»;
  • разрешение на изменение маршрута движения автотранспортных средств иностранных перевозчиков по территории республики;
  • регистрация внешнеторговых контрактов, а также требование о предоставлении его при экспорте;
  • требование о предварительной оплате при экспорте товаров;
  • требование получения заключения о ТЭО для переработки товаров;
  • требование предоставления экспертного заключения по классификации товаров по ТН ВЭД;
  • требование по проставлению печатей в документах или их заверения;
  • истребование упаковочных листов при экспортно-импортных операциях.

Были также внедрены новые порядки, предусматривающие упрощение проведения импортно-экспортных операций, как в таможенных, так и других сертификационных органах, направленных на сокращение времени оформления, исключение дублирующих функций, автоматизацию процессов, в частности:

  • реализована возможность оплаты таможенных платежей через мобильные приложения;
  • внедрён порядок автоматической регистрации и распределения деклараций между сотрудниками таможенного поста с учетом их загруженности, что позволило сократить время регистрации и распределения с 3 часов до 2 минут; а также сократить коррупционные риски;
  • предельный срок выдачи карантинного разрешения и экологического сертификата сокращен с 7 до 5 рабочих дней;
  • проверка транспортных средств осуществляется исключительно таможенными органами, отменено требование по проверке транспортных средств со стороны пограничных войск (исключение дублирующих функций на границе сократило среднее время прохождения транспортных средств с 45 до 25 минут);
  • внедрен порядок, в соответствии с которым оформление скоропортящихся товаров осуществляется на приоритетной основе;
  • внедрен порядок, в соответствии с которым прохождение через пункты пропуска не должно превышать 30 минут для грузовых и 15 минут для легковых транспортных средств;
  • карантинный досмотр подкарантинных товаров, следующих транзитом через территорию Республики Узбекистан, осуществляется без взимания оплаты;
  • упрощены таможенные процедуры для определенных категорий грузов благодаря заключению соглашений Узбекистана с Россией и Таджикистаном по внедрению упрощенного таможенного коридора, с Казахстаном - по взаимному признанию результатов таможенного контроля;
  • налажено информационное взаимодействие с таможенными службами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Афганистана и России по товарам и транспортным средствам перемещаемым через таможенную границу, что позволяет оптимизировать процедуру таможенного оформления и обеспечить достоверность предоставляемой информации таможенным органам со стороны участников ВЭД;
  • внедрен порядок взаимного признания сертификатов соответствия выданных органами по сертификации стран, являющихся полноправными членами Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международного форума по аккредитации (IAF) для некоторых товаров.
  • внедрен порядок получения сертификата соответствия по идентичным товарам на всю партию в рамках контракта;
  • электронное декларирование стало общедоступным и любое зарегистрированное лицо, в качестве декларанта, имеет право подать декларацию через интернет, не обращаясь к таможенным брокерам;
  • введен порядок подачи предварительной таможенной декларации до фактического прибытия товаров;
  • таможенное оформление идентичных товаров в рамках одного внешнеторгового договора (контракта) осуществляется путем предоставления периодических деклараций;
  • упрощены процедуры рассмотрения обращений участников внешнеэкономической деятельности с передачей части полномочий таможенным постам.

С 1991 по 2016 год в таможенных органах было создано всего 9 интерактивных услуг, а сегодня количество интерактивных услуг, оказываемых в таможенных органах достигло 30. С 1991 по 2016 год в таможенных органах создано 23 автоматизированных информационных систем, а сегодня их количество достигло 63.

В таможенной информационной системе «Единое окно» подключено 13 уполномоченных органов, которые в электронном виде оформляют 59 видов сертификатов и разрешительных документов. На сегодняшний день, в данной системе зарегистрировано более 40 тысяч пользователей и посредством системы выдано более 850 тысяч сертификатов и разрешительных документов.

Процесс таможенного оформления на сегодняшний день автоматизирован на 100%. Внедрена автоматизированная информационная система автоматического таможенного оформления грузовых таможенных деклараций с низким уровнем риска (зеленый коридор) без участия сотрудников таможенных органов. Автоматизация позволила внедрить систему управления рисками (СУР), благодаря которой таможня отказалась от сплошного (тотального) досмотра всех грузов. В настоящее время доля импортных товаров, оформляемых в упрощенном порядке (в “зеленом” коридоре или через документальный контроль) достигло 76% грузов, а при экспорте - 84% грузов.

Мнение международного эксперта

Вахтанг Лошкаридзе, советник службы доходов Грузии, эксперт ЮСАИД, по итогам своей миссии в Узбекистан отметил большой прогресс в работе таможенной службы страны за последние годы.

«Меня удивил высокий уровень программного обеспечения, используемого таможенниками: качественная архитектура, высокий уровень безопасности, достигнутый уровень взаимосвязи с другими информационными системами»,

– делится впечатлениями Лошкаридзе.

Совершенствованию системы таможенного администрирования очень сильно способствует внедрение современных технологий. С 1991 по 2016 год в таможенных органах насчитывалось 1 187 технических средств контроля, а за 2017-2021 годы было поставлено 7 047 единиц.

Результаты внедрения современных технических средств на таможенных постах

Время, затраченное на таможенный досмотр, которое раньше в некоторых случаях достигало до 2-3 дней, за счёт установки на таможенных постах инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) сократилось до 10-15 минут, а за счёт обеспечения современными автовесами время, затрачиваемое на каждое транспортное средство, сократилось с 7-10 минут до 1 минуты.
Таможенные посты обеспечены современной системой распознавания государственных номеров транспортных средств, при этом эффективность данной системы повысилась с 57% до 96%, а время сократилось с 10 минут до 2 минут.

Установка современных радиационных портальных мониторов позволила сократить время прохождения радиационного контроля с 4-5 минут до 1 минуты.

В результате эффективного применения имеющихся технических средств в 2017-2021 годах было выявлено в общей сложности 26 250 случаев нарушения таможенного законодательства на сумму 557,5 млрд. сум. А с помощью оборудования, позволяющего сканировать физических лиц, выявлено 22 случая нарушения таможенного законодательства на общую сумму 825 млн. сум.

При этом установлены новые современные системы, которые ранее не применялись, такие как Z-Портал, Body scanner, ситуационные центры, системы SOS и электронного банкинга.


Над чем еще надо работать

Отметим, что все описанное выше сделано за относительно короткий период времени. Причем мои встречи с участниками внешнеэкономической деятельности подтверждают, что перечисленные достижения не только обозначены на бумаге, но и имеют место быть в реальной действительности.

Но в вопросах снижения барьеров на пути внешнеторговой деятельности еще предстоит многое сделать.

Первое на что жалуются участники ВЭД – на высокую стоимость и низкое качество услуг железнодорожного транспорта. Таможенные органы конечно же к этой проблеме отношения не имеют Проблема - результат нереформированности отрасли, которой до сих пор управляет государственный монополист. На августовской встрече с предпринимателями президент страны обратил внимание на это обстоятельство. Будем надеяться, что ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

Несмотря на внедрение системы «Единое окно», со стороны контролирующих органов разрешительные документы часто выдаются с нарушением положенных предельных сроков.

Существующая система нетарифного регулирования импорта (разного рода разрешительные документы и процедуры) все еще во многом остается непрозрачной и неэффективной, что не только увеличивает издержки бизнеса, но и препятствует дальнейшей автоматизации таможенных процедур.

Предприниматели и эксперты ставят вопрос и о дальнейшем сокращении числа разрешительных документов и процедур, зачастую бессмысленных, только увеличивающих издержки бизнеса и создающих риски коррупции. Так при импорте на огромное количество товаров, в том числе, в том числе известных мировых брендов, требуются разного рода экспертизы, подтверждения сертификатов, хотя у местных лабораторий зачастую нет соответствующих технологий, чтобы такую экспертизу провести. Аналогична ситуация с транзитными грузами, на которые также надо получать разрешения. Причем процесс их получения превращен в пустую формальность: проверяющий даже не осматривает проходящий через границу груз, просто выписывает бумажку сидя в кабинете.

По мнению эксперта ЮСАИД Вахтанга Лошкаридзе, в Узбекистане еще имеются возможности для дальнейшего сокращения доли грузов, проходящих через «красный коридор». Для этого нужно в полную силу задействовать механизмы риск-анализа.

Лошкаридзе также считает, что Таможенному комитету необходимо создавать дополнительные сервисы для бизнеса, включая семинары, помощь в заполнении и исправлении таможенных деклараций. Он также рекомендует не наказывать за первое нарушение, ограничиваясь порицанием.

Другие важные направления реформирования внешнеэкономической деятельности, о которых мы говорили во втором разделе статьи:

  • дальнейшее снижение ставок таможенных пошлин по товарным категориям, где эти ставки до сих пор весьма высоки, что позволит продолжить легализацию импорта и снизить коррупциогенность таможенных процедур (чем ниже ставки, тем меньше смысла в контрабанде и коррупции);
  • ликвидация всех льгот по таможенным платежам, предоставленных отдельным компаниям или группам компаний, что будет способствовать увеличению поступлений в бюджет, созданию равных условий ведения бизнеса и устранению основы для коррупции в ведомствах, предоставляющих такого рода льготы.

Реализации данных задач будет способствовать планируемое вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление в ВТО позволит гармонизировать правила внешнеэкономической деятельности в соответствии с международными нормами, заставит отказаться от индивидуальных таможенных и налоговых льгот, снизить завышенные таможенные пошлины, защищающие сегодня интересы искусственно созданных монополистов.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться