Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей (Восточное изречение)
17 августа 2018 года президент подписал указ «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте», которым дано поручение хокиму города Ташкента «до 1 января 2019 года в Кабинет Министров необходимо внести проект постановления Президента об утверждении концепции генерального плана города Ташкента; до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной концепции – проект постановления Президента об утверждении генерального плана города Ташкента».
Если мечты сбываются, то это уже не мечты, а планы
На дворе июль – «макушка лета», концепции генерального плана Ташкента не видно. 26 июня 2019 года заместитель министра строительства Шухратхожа Хашимов обвинил в несвоевременной разработке концепции генерального плана хокимият города Ташкента и сообщил, что концепция будет готова в ближайшие 1,5-2 месяца. Столичный хокимият парировал удар Министерства строительства. «Концепция генерального плана уже готова», – заявил на пресс-конференции 29 июня 2019 года первый заместитель хокима города Ташкента по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций Даврон Хидоятов.
Так готова или нет концепция генерального плана столицы? Почему мнения Министерства строительства и хокимията Ташкента противоположные? Думается, что путаница возникла из-за того, что концепцией генерального плана параллельно занимаются британцы, турки и китайцы. Вероятно, что какая-то группа уже подготовила проект, а какая-то – нет. Однозначно одно – срок сдачи концепции генерального плана, определенный в указе президента, не выполнен. И существует большая вероятность, что не будет принят в срок и сам генеральный план столицы: ведь нужно провести общественное обсуждение и подготовить технико-экономической обоснование проекта.
Отмечая ажиотаж вокруг разрабатываемого генерального плана, столичный градоначальник Джахонгир Артыкходжаев заявил: «Конечно, я думаю, для определения стратегии всегда нужен генеральный план. Сейчас многие думают, что если имеется генеральный план, то наша жизнь улучшится. Однако, генеральный план не определяет развитие экономической, политической или других сфер».
Определяет. Именно в генеральном плане определяются расположение объектов социальной сферы, основные направления развития инженерных и транспортных систем, мероприятия по сохранению культурного и исторического наследия, очередность освоения, реконструкции территорий и строительства, обеспечение экологического и санитарного благополучия города. То, что генеральный план определяет дальнейшее экономическое развитие – понятно. Также некорректно разработанный генплан может привести к росту общественно-политической активности: достаточно вспомнить всплеск протестных настроений в феврале 2019 года, когда были обнародованы планы строительства Mirzo-Ulubek Business City.
И да, наличие генерального плана приведет к тому, что «наша жизнь улучшится»: определение зон реконструкции позволит жителям и предпринимателям планировать свою жизнь и деятельность, своевременно защищать свои нарушенные права, прекратить точечную застройку и даст весомый аргумент против новоявленных застройщиков.
«… Королевство маловато, разгуляться негде!» (фильм «Золушка»)
Архитектурная компания из Великобритании Benoy представила мастер-план «нового Ташкента», который планируется построить к востоку от столицы на левом берегу реки Чирчик на площади более 20 тысяч гектаров. «Мы планируем присоединить к Ташкенту 18 тысяч гектаров. Сейчас по данному вопросу не принято конкретного решения, идет изучение всех аспектов. Это не так легко присоединить какую-либо часть области к городу. Просто представьте – сейчас Ташкент занимает территорию 33 тысячи гектара, получается, что присоединяемые гектары составят примерно 60% от действующей территории», – рассказал 29 июня 2019 года в ходе пресс-конференции первый замхокима по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций Даврон Хидоятов.
Планируется, что в «новом Ташкенте» будет несколько «центров притяжения», в том числе новый административный район, центральный деловой район, жилая застройка, торговый район и аэропорт.
Кроме того, здесь будет предусмотрена разветвлённая сеть каналов, зеленых зон и парков. Всего здесь будут проживать до 2 миллионов человек.
На первой стадии осуществления проекта – на территории 2 160 гектаров – планируется построить административный район с министерствами, ведомствами, посольствами и другими учреждениями и организациями.
Разработчики Benoy пошли по пути, который в свое время прошел Лондон: Большой Лондон образован в 1965 году путём объединения административного графства Лондон, города-графства Лондонский Сити и поглощения ряда соседних населённых пунктов (32 района).
По пути присоединения площади к столице пошли и в России. До июля 2012 года – в «старых» границах – Москва занимала 11-е место в мире по площади, сейчас же с городской площадью 2 561,5 квадратных километра российская столица находится на 6-м месте среди крупнейших мегаполисов мира.
Первоначально властями было анонсировано, что новые территории не превратятся в «спальные» районы: здесь обещали создать московскую городскую среду и инфраструктуру (предприятия, офисы, службы сервиса, медицинские, образовательные и культурные учреждения). Более того, в «новую Москву» планировали переезд правительство, офисы крупнейших компаний, банков…)
Чем сложнее план, тем больше шансов, что он провалится (закон Мэрфи)
Но что-то пошло не так… Присоединение 148 тысяч га подмосковных территорий к столице России (площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза) не решило ни проблем «старой Москвы», ни «новой». Да, первоначально наблюдался строительный бум на новых территориях: ежегодно здесь продавалось около 500 тысяч квадратных метров жилой недвижимости. Но уже в 2014 году ажиотаж на покупку недвижимости жилья спал.
Ожидания москвичей, что за меньшие деньги можно приобрести жилье вместе с комфортом, работой и уровнем жизни как в «старой Москве», не оправдался.
Чиновники не спешат покидать уютные офисы в «старой Москве», бизнесменов также не тянет на новые земли, слабо организовываются новые предприятия и производства, медленно развиваются дорожная и коммунальная сети, образовательная и медицинская инфраструктура. Новоселам приходится ездить на работу в «старую Москву».
Надежда на то, что в «новой Москве» будут строиться малоэтажные жилые комплексы, коттеджные поселки и таунхаусы угасает: заморожено возведение каждого пятого коттеджного поселка, а в городах и поселках продолжается строительство огромных многоэтажных домов. Следует отметить и высокий уровень преступности в некоторых районах присоединенных территорий.
Численность населения «новой Москвы» за семь лет выросла более чем на 40%: в 2012 году здесь проживало менее 250 тысяч человек, сейчас – почти 360 тысяч зарегистрированных жителей. К 2035 году численность населения на присоединенных территориях увеличится до 1,6 миллиона человек (напомним, что проект Benoy предусматривает проживание в «новом Ташкенте» 2 млн человек).
Не ожидает ли нас повторение «московского» результата в случае принятия за основу концепции генерального плана проекта Benoy? Вполне вероятно.
Поговорим о затратах на строительство «новой Москвы». Согласно сообщению портала realestate.ru, затраты на «новую Москву» составили около 166,7 млрд долларов (на проведение геодезических изысканий на площади новых городских районов затрачено 242,4 млн долларов, на проектирование и разработку генплана – в два раза больше – около 485 млн долларов, выкуп участков под строительство объектов обошелся в 16,7 млрд долларов и само строительство – 141,7 млрд долларов). Да, у нас цифры будут значительно меньше, но даже они впечатляют.
Зачем нужен дабл Ташкент?
Проект «нового Ташкента», который планируется построить к востоку от столицы на левом берегу реки Чирчик на площади более 20 тысяч га с населением 2 млн человек не только увеличит площадь города и его население почти в два раза.
Расширение магаполиса еще в большей степени укрепит неравномерность в развитии Ташкента и остальных регионов страны.
Уже сейчас, имея 7,6% республиканского уровня постоянного населения, Ташкент обеспечивает 13,1% валового внутреннего продукта страны; 18,6% всего промышленного производства; 22,4% розничного и 44,7% оптового товарооборота Узбекистана.
Строительство «нового Ташкента» не просто выведет из оборота почти 21 тысячу гектаров плодородного аллювиального (накопленных речных наносов) серозёма.
Образование нового города еще больше сконцентрирует потенциал исключительно в столице и усилит неравенство между Ташкентом и периферией.
Кроме того, чем крупнее мегаполис, тем выше стоимость предупреждения, предотвращения и ликвидации различного рода рисков природного и антропогенного характера. Экологические проблемы в крупных мегаполисах значительно увеличивают риски здоровья населения, что в свою очередь сокращает продолжительность жизни, провоцирует ряд заболеваний, снижает качество жизни. Социально-экономические риски (безработица, преступность, нищета, бездомность и другие) в мегаполисах являются причиной огромного количества проблем.
Понятно стремление городской администрации сделать город-витрину, но ведь должен возобладать государственный подход.
Необходимо равномерное развитие производительных сил, а для этого стране просто необходимо два-три центра стимулирования и развития.
«Москва стала столицей благодаря своему выгодному географическому положению - между югом, севером, востоком и западом» (из школьного сочинения)
А Ташкент? Как Ташкент стал столицей Узбекистана? В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, столицей которого и стал Ташкент: до этого времени город не выделялся ни в хозяйственном, ни в политическом плане и являлся одним из городов Кокандского ханства.
В 1924 году Ташкент стал спорным городом при размежевании границ среднеазиатских республик. По воспоминаниям члена Президиума ЦИК СССР В. Молотова: «Создание среднеазиатских республик и границы — это целиком сталинское дело. Острая борьба шла — казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтобы он был их столицей… Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: Ташкент — узбекам, а Верный, Алма-Ата — казахам».
И далее: «Признавая справедливым требование узбеков относительно «Старой части» города Ташкента, казахи претендовали на административную «новую часть» Ташкента потому, что он был главным городом Сырдарьинской области, передаваемой в состав Киргизской (Казакской) АССР, а также учитывая огромное влияние Ташкентского оазиса и города Ташкента на всю Киргизскую степь».
Так Ташкент остался на территории Узбекистана, а в 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.
Такое национально-территориальное размежевание границ республик привело с обретением ими независимости к негативным последствиям. И первое, что бросается в глаза – это близость расположения столицы Узбекистана с границей. И если во времена существования Советского Союза это не имело никакого значения, то сейчас нахождение столицы, можно сказать, буквально на границе несет стратегическую опасность.
Акмола - Акмолинск - Целиноград - Акмола - Астана - Нур-Султан
Читатель может возразить: «Узбек с казахом – братья навек!» Верю, но не забываю, что «политика – грязное дело». Да и перед глазами примеры обострения отношений между Россией и Украиной, Россией и Грузией, Азербайджаном и Арменией.
Близость Алма-Аты к Китаю сыграла не последнюю роль в переносе столицы на север. Далее следует довод о сейсмоопасности южной столицы и вероятности разрушительных селевых потоков. Согласитесь, что подобные угрозы существуют и у Ташкента.
Более того, даже основная причина переноса столицы Казахстана, о которой ранее даже не говорилось открыто, может быть применена в наших условиях - это смещения центра демографической тяжести с юго-востока на северо-запад Казахстана. Просто в Казахстане была специфика: по словам члена консультативного совета, демографа Макаша Татимова речь шла не просто о демографии, а о этнодемографии. Согласно результатам переписи в северных областях Казахстана проживало мизерное количество казахов (в Северо-Казахстанской области они составляли лишь 13%, в Кустанайской и Акмолинской – по 19%, в то же время доля русскоязычного населения насчитывала от 65 до 75%).
Главной целью переноса столицы Казахстана было вовлечение казахского населения в промышленное и сельскохозяйственное производство центрального и северного Казахстана, заселение северной части республики гражданами титульной нации.
В конце 1993 года впервые прозвучал вопрос о необходимости переноса столицы из Алма-Аты в другой город республики. А на официальном уровне предложение озвучил 6 июля 1994 года Нурсултан Назарбаев на сессии Верховного Совета республики. 15 сентября 1995 года президент Казахстана издал указ о переносе столицы в Акмолу.
История показала правильность этого шага. Основные задачи, которые ставились при переносе казахстанской столицы (стремление к достижению регионального этнодемографического баланса, стимулирование миграции из трудоизбыточных южных областей в индустриально развитые северные города, вовлечение казахского населения в промышленное и сельскохозяйственное производство центрального и северного Казахстана, укрепление территориальной целостности государства, перераспределение инвестиций, ускоренное развитие инфраструктуры новой столицы и региона) были успешно осуществлены.
«Города нужно строить в деревне, где воздух гораздо лучше» (Анри Мурье)
Поэтому увеличивать столицу, путем присоединения к ней дополнительных территорий, неправильно, неэффективно, нецелесообразно и нерационально.
И граждане уже думают над вопросом переноса столицы Узбекистана. Так, в феврале 2019 года было опубликовано эссе узбекского писателя Мамадали Махмудова под названием «Йўлдаги ўйлар», в котором автор предлагает перенести столицу Узбекистана из Ташкента в Джизакскую область. По мнению писателя название новой столицы должно быть связано с Амиром Темуром – Темуркент.
Предложение неплохое. Но по соседству с Джизакской областью находятся густонаселенные Самаркандская и Сырдарьинская области.
Целесообразнее было бы перенести столицу ближе к географическому центру страны: именно туда где наблюдаются недостаточность социально-экономического потенциала, существуют монопроизводства и низкая обеспеченность трудовыми ресурсами.
Навои? А почему бы и нет? Ведь необходимо рассматривать несколько вариантов. Например, в качестве столицы Казахстана в числе первых предлагалась Караганда (вариант не прошел из-за наличия под городом шахт), географический центр страны Улытау – районный центр в Джезказганской области (отсутствие реки и железной дороги), Кокшетау (проект отвергнут из-за наличия природного заповедника и курортной зоны), Павлодар (близость к государственной границе). И наиболее оптимальным вариантом предстала Акмола.
Вопрос переноса столицы Казахстана в Нур-Султан вызвал ожесточенное сопротивление граждан и чиновников. Также как и у нас. После предложения писателя Мамадали Махмудова, в социальных сетях провели опрос: «Стоит ли переносить столицу?» 50% участников опроса проголосовали против переноса столицы, а около 20% участников считают, что столицу нужно переносить не в Джизак, а в Самарканд.
Вот что пишет в своей книге «Казахстанский путь» Нурсултан Назарбаев:
«Есть очень точное определение того, чем отличается политикан от ответственного политика и государственного деятеля. Если первый думает о следующих выборах, то второй - о благе народа и будущем страны.
… Итак, позвольте мне резюмировать основные причины переноса столицы. Во-первых, перенос был обусловлен необходимостью укрепления Казахстана в геополитическом плане. Потому особое внимание уделялось местоположению главного города страны. Астана является центром евразийского континента, соединяя в себе европейские и азиатские традиции. Город одинаково открыт Югу, Востоку, Северу и Западу. Во-вторых, в этом решении немаловажную роль сыграли соображения безопасности. Столица независимого государства, по возможности, должна была быть удалена от внешних границ и находиться в центре страны. В-третьих, перемещение столицы было продиктовано необходимостью оздоровления экономики Казахстана. Оно обеспечило мультипликативный эффект для экономики страны... В-четвертых, перенося столицу в регион, многонациональный по своему составу, мы еще раз подтвердили курс на создание стабильного полиэтнического государства, сохранение и приумножение дружбы между народами, населяющими Казахстан… Психологически мою идею о переносе столицы поддержали немногие. Даже в моей семье не все были «за». Все надо было начинать практически с чистого листа…»
И далее.
«Любой политик мечтает изменить что-либо, отдает ради осуществления поставленной задачи всего себя, свой авторитет, ставит на карту свое будущее. Если такой мечты для решения крупной задачи нет, то нечего делать в политике. Если ты поставленную задачу решил, критика останется в стороне. Если ты задачу не решил, уходи в сторону».
Столица - сто лиц и сто ролей, две столицы – двести лиц и двести ролей
Строительство «нового Ташкента» – это возведение мегаполиса с чистого листа. Необходимо строить все: дороги и коммуникации, жилье и здания, аэропорт и метро, городскую инфраструктуру и предприятия. Какой смысл возводить второй Ташкент рядом с первым?
Не лучше ли создать в стране второй центр развития и притяжения – новую столицу и разгрузить Ташкент.
Сколько будет стоить строительство «нового Ташкента»? Столько же что и создание новой столицы Узбекистана.
Перенос государственных организаций и обустройство чиновников в Нур-Султане стоил 12 млрд долларов. По сообщению премьер-министра Республики Казахстан Карима Масимова с момента превращения города Нур-Султана в столицу Казахстана в него инвестировано свыше 100 млрд долларов, большая часть которых – иностранные вложения.
А первоначально в фонде Нур-Султана было всего около 20 млн долларов. Так как же построили новую столицу Казахстана?
Иностранные инвесторы выдали Казахстану беспроцентные кредиты на десять лет. Наиболее известные сооружения города появились благодаря грантам и бескомпенсационным инвестициям.
Так, резиденция Назарбаева — «Акорда» — обязана своим появлением гранту фонда развития Абу-Даби в 22 миллиона долларов; мечеть «Нур Астана» появилась благодаря гранту Катара в 15 миллионов долларов; Турция выделила 33 миллиона долларов для строительства «Астана Тауэр»; Кувейт выделил деньги на строительство здания Минсельхоза; Дом приемов «Салтанат Сарайы» – презент эмира государства Оман; спорткомплекс «Алатау» возник после получения гранта инвесторов нефтяной отрасли…
Кредиты Казахстану предоставили Саудовская Аравия, ОАЭ, Италия, Япония и другие государства. При этом многие средства были подарком Назарбаеву.
Средства, выделенные на создание новой столицы из государственного бюджета, не были потрачены зря: бизнес-проект «Нур-Султан» оказался эффективным и рентабельным.
«Затраты государства на строительство Астаны полностью возмещены. Казахстан обогатился на целый город, и этот город дает стране свою отдачу за счет продукции», - заявил в январе 2016 года президент Нурсултан Назарбаев, выступая на XVII съезде партии «Нур Отан».
В настоящее время рассматриваются вопросы переноса столиц в других странах. Так, в Южной Корее столицу собираются переносить из Сеула на 150 км южнее, в город Тэджон, стоимость проекта оценивается в 38,5 млрд долларов; в Иране из Тегерана в Кум, священный город страны, который находится южнее столицы на 160 км или еще чуть дальше, в Дилижану, потому что в Куме уже 1 млн жителей (стоимость переноса примерно 20-30 млрд евро); в Японии изучается вопрос наделения столичным статусом одного из трех городов: Нагои (запад от Токио), Хокуто (северо-восток Японии) и Мие-кио (северо- запад от Токио). Стоимость переноса японской столицы оценивается в 150-350 млрд долларов. В апреле 2019 года президент Индонезии Джоко Видодо объявил о решении перенести столицу из Джакарты (перенаселенность и угроза подтопления). Среди возможных вариантов — город Палакарая на острове Калимантан (стоимость переноса неизвестна, но власти планируют привлечь частных инвесторов).
Вместо заключения, или долго ли ждать перемен к лучшему?
Однажды ученик спросил у Мастера:
— Долго ли ждать перемен к лучшему?
— Если ждать, то долго! - ответил Мастер.
Действительно, перемены начинаются сегодня, сейчас, каждую минуту. Перемены необходимы – слишком долго страна пребывала в застойном состоянии, слишком много времени безвозвратно утеряно.
Но именно опыт прошлого и даёт возможность понять, что не все решения являются правильными. Именно поэтому так необходимо привлекать к обсуждению проектов развития Ташкента и других населенных пунктов общественность, специалистов и граждан, изучать и обобщать их мнение, развивать диалог с народом.
Тем более, что это отражено в действующих законах. Статья 10 Градостроительного кодекса так и называется «Участие граждан, органов самоуправления граждан и общественных объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности»:
«Граждане, органы самоуправления граждан и общественные объединения имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, генеральных планах населенных пунктов, строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций и иную информацию о градостроительной деятельности.
…Граждане, органы самоуправления граждан и общественные объединения до утверждения градостроительной документации имеют право обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности».
Как говорил президент США Авраам Линкольн: «В союзе с общественным мнением можно сделать все, без него – ничего».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться