Чем чревата задержка с введением обновленного Налогового кодекса

Независимый экономист Юлий Юсупов о том, почему редакция обновленного Налогового кодекса нужна стране до конца года.

Пришли «плохие вести с полей»: новая редакции Налогового кодекса, скорее всего, к 1 декабря представлена не будет и есть вероятность, что на обсуждение документ будет выставлен только в апреле 2019 года. И это несмотря на то, что Концепция налоговой реформы была принята в июне, а проработка измерений Налогового кодекса началась еще раньше. При этом новые ставки налогов и новый критерий определения границы малого бизнеса в целях налогообложения будут введены с 1 января.

Задержка с изменениями в Кодексе – это очень плохо, так как внедрение новых ставок без изменений и уточнений правил налогового администрирования чревато усилением налоговой и административной нагрузки на бизнес, развалом бюджета и провалом налоговой реформы.

Почему я так считаю?

Новая редакция Налогового кодекса должна была:

  • закрепить «отмену неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций, и введение порядка предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот» (здесь и далее цитирую Указ президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 30 июня 2017 г.) – льготы и порядок их предоставления, получается, остаются и будут и дальше разрушать наши налогово-бюджетную систему и конкурентную среду;
  • включить меры «по кардинальному совершенствованию налогового администрирования, включая периодичность уплаты налогов», «упрощению налоговой отчетности и обеспечению ее интеграции с программными продуктами по введению автоматизированного бухгалтерского учета» - эти задачи также «провисают».

Между тем совершенствование и упрощение налогового администрирования, электронизация налоговых расчетов чрезвычайно важны в связи с тем, что значительная часть малых предприятий с 1 января переходит на общий режим налогообложения. Механизмы расчетов и уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость у нас крайне усложнены. Новая редакция должна была облегчить эти механизмы. Если этого не будет сделано, то мы поставим многие предприятия в очень сложные условия.

Кроме того, ситуация неопределенности налоговых правил крайне негативно сказывается на инвестиционном климате, а, следовательно, на объеме инвестиций и экономическом росте.

Наконец, от новой редакции Налогового кодекса мы ждали ответов на ряд острых вопросов, возникающих в связи с внедрением новой налоговой системы, особенно связанных с уплатой НДС. Без этих ответов многие бизнесы окажутся в затруднительном положении, вплоть до угрозы ликвидации. Поэтому необходимо получить их как можно раньше и точно до нового года.

Отмечу, что переход значительной части предприятий с упрощенного на общий режим налогообложения с уплатой НДС – один из ключевых моментов налоговой реформы. Этот переход призван позволить сократить роль убивающих нашу экономику налогов с оборота (с выручки) и стимулировать легализацию теневого бизнеса (при уплате НДС участникам цепочки создания добавленной стоимости не выгодно скрывать свои расходы, так как следующие участники цепочки не смогут ранее уплаченный НДС взять себе в зачет). То есть переход на НДС – очень важное и полезное действие.

Однако есть много нюансов, связанных с механизмом уплаты этого налога. НДС – эффективный налог только при условии, что он действительно облагает ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, а не выручку (как, например, единый налоговый платеж). Но этого принципа можно добиться только при условии, что предыдущие участники цепочки создания добавленной стоимости (поставщики товаров и услуг) были также плательщиками НДС. И тогда уплаченные ими налоги можно принять в зачет. В результате получится, что налог берется не со всей выручки, а только с добавленной стоимости. Если же поставщик НДС не платил, то покупателю придется платить этот налог и за себя и за всех предыдущих участников цепочки (даже если кто-то из них (на более ранних этапах) – плательщик НДС). В этом случае НДС превращается в налог с ВЫРУЧКИ, то есть в свою противоположность. Причем в наших условиях это очень большой налог – 20%.  

Вот два примера проблем, которые в этой связи возникают у многих предприятий.

  1. Продукция сельскохозяйственных производителей у нас не облагается НДС. В настоящее время большинство предприятий – покупателей продовольственной сельхозпродукции не платят НДС. Поэтому это для них проблемой не является. Однако многие из таких предприятий (пищевая промышленность, общепит) с нового года переходят на общий режим налогообложения. И вопрос зачета НДС становится для них вопросом жизни и смерти. Если они не смогут принимать к зачету НДС поставщиков, то 20% налог будет начисляться на всю выручку, что существенно увеличит налоговую нагрузку на эти предприятия, приведет к снижению их конкурентоспособности и к росту цен для потребителей. Кроме того, у предприятий появятся дополнительные стимулы уходить в «тень», что еще больше подорвет работу цепочки уплаты НДС. Мы просто рискуем либо угробить соответствующие сектора экономики, либо сорвать там проведение налоговой реформы.
  2. На начало года многие предприятия, переходящие на общий режим налогообложения, будут иметь большие товарно-материальные запасы. Как будут учитываться эти запасы при уплате НДС? Необходимо также иметь в виду, что продавцы покупаемых предприятиями ресурсов (из которых сформировались запасы) зачастую не были до нового года плательщиками НДС, так как сами работали на «упрощенке», либо пользовались льготами. В соответствии с нынешним Кодексом предприятиям придется платить НДС в полном объеме со всех переходящих остатков, что сильно ударит по их финансовому положению и вызовет рост цен.

И таких вопросов очень много. Ждать на них ответ до апреля для многих субъектов экономики смерти подобно.

Поэтому нам любой ценой нужна новая редакция Налогового кодекса до конца 2018 г. А если понадобится что-то еще доработать – пожалуйста дорабатывайте и вносите изменения в 2019 году.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости