Это корейцы, казахи, русские, таджики, украинцы, греки и немцы. Многие из них являются третьим или четвертым поколением своего рода, живут здесь целыми общинами. Наша страна всегда была рада гостям и новым землякам — гостеприимство у узбекистанцев в крови, и это подтверждают исторические факты: семья Шамахмудовых, сталинские ссыльные, тыловая поддержка во время Второй Мировой.
В Узбекистане сегодня проживает более ста тридцати национальностей
Издание Repost.uz и TBC Bank представляют спецпроект «Все Свои» про диаспоры Узбекистана. В серии материалов мы расскажем как живут самые крупные общины Узбекистана, чем заняты их культурные центры и что они делают для сохранения своего языка.
Татарская община
Татарская культура у простого читателя ассоциируется с Сабантуем
Но культура татар Узбекистана лежит шире и глубже 一 для этого мы посетили татарский культурно-просветительный центр и расспросили его представителей о том, как они строят диалог со своей общиной.
Устройство татарского культурного центра похоже на другие: есть волонтеры, организаторы ивентов, есть председатель и правление. У центра много активных волонтеров 一 это молодые люди, “цвет татарской нации”, как с гордостью сообщает нам Анвар Бегишев.

Анвар Евгеньевич Бегишев 一 член правления татарского культурного центра Ташкента. Он работает с молодежью и спонсорами.
Про центр
рассказывает председатель о двух главных целях центра.
«Мы хотим объединить татар по всему Узбекистану и популяризировать татарскую культуру для всех граждан республики через ивенты, праздники и акции добра»,
О председателе центра
Председателем центра является Набиуллин Ришат Хисматуллович, он бывший спортсмен и участник становления Ташкентского Института Востоковедения.

Получил орден “Меҳнат шуҳрати” лично из рук Шавката Мирзиеева 一 за огромный вклад в развитие татарской диаспоры.
Главный праздник татар — Сабантуй, это день, когда татары и башкиры заканчивают весеннюю работу на полях. Точные даты этого праздника не определены, так как мусульмане, к которым относятся татары, избегают совпадения с началом священного месяца Рамадан. В этом году Сабантуй прошел 4 июня. На праздник можно прийти всем желающим — потанцевать, попробовать традиционную кухню и вышить узоры "яфрак". Также проводится соревнование по поднятию на десятиметровый столб, где победителю вручают петуха. Кроме того, в кураше — национальной борьбе на поясах — победителю дарят барана. Анвар Евгеньевич подтверждает это улыбкой.
О Сабантуе, петухах и Тиндере
Есть и новые развлечения: уголок знакомств на празднике под ироничным названием “Татарский Тиндер”. У гостей есть пять минут, чтобы присесть за столик и познакомиться. Там можно всегда найти родственную душу. Ту, что любит чак-чак :)

“Мое любимое соревнование 一 это бои мешками, сидя верхом на деревянном бревне”, — признается Анвар Бегишев. “Я прихожу посмотреть и “позаключать” пари на новичков.”
В этом году Сабантуй посетило больше 50 000 человек.
Татары отмечают национальные и мусульманские праздники вместе с узбекистанцами. Главные мероприятия у центра такие:

  • Акция доброты 9 мая 一 «Достучись до каждого ветерана». Поздравляют ветеранов столицы 一 участников войны, труда, “дети полка”;
  • В августе Центр приезжает с подарками в детские дома, устраивает шоу и готовит плов для сирот. С этим помогают Ташкентский Цирк, ФЦ O’Zone и другие спонсоры;
  • И разумеется, проводят Сабантуй.
Татарский язык и добрые сердца
Центр носит название культурно-просветительского: одна из его ценностей 一 бесплатные курсы татарского языка. Еще центр проводит мастер-классы по фотографии и шахматам.
Среди татарской общины много известных артистов: Феруза Халдарова, Гизатуллина Римма, Марат Хакимов и Маняпова Райхан. Все они волонтерят в Центре и рассказывают о культуре татар своим методом - через акапеллу, военные песни или эстрадные исполнения.
Язык и культура
“Мы поддерживаем дружеские и культурные связи со всеми центрами” - соглашается Анвар Евгеньевич - “Ближе всех нам башкирский культурный центр и крымский. У нас общие традиции”.

Мы спросили Анвара Евгеньевича, что бы он хотел передать нашим читателям: “Татарский центр — это круто! Мы всегда знаем, как рассказать интересно про нашу культуру и язык. Мы все здесь большая семья и команда, и ждем гостей каждый день”.

И это совершенная правда - посмотрите на фотографии. Каждая из них 一 отражение современной татарской культуры в Узбекистане :)
Дружба с общинами
Казахская община
Казахи переселились на территорию Узбекистана давно, еще во времена Туркестанского края
Сейчас Республику невозможно представить без казахской диаспоры — большая часть которой живет в сельской местности и в западной части страны. 

В Ташкентской области их около четырехсот тысяч — и это только 40% от общего населения общины. В основном, казахи занимаются животноводством, производят каракуль и кожаные изделия.
Казахский культурный центр прячется в довоенном особняке за Московскими домами на метро Хамида Олимджана. Старое здание сначала использовали под первое посольство страны, а затем отдали для нужд Центра.

Дом предназначен под снос — но внутри дышит спокойствием через толстую кирпичную кладку и устаревший интерьер. Время с 1933 года, казалось, здесь застыло навсегда.
Культурная и просветительская жизнь
— рассказывает председатель Серикбай Усенов.
«Сначала мы с Кабмином работали - были средства на жизнь, проведение мероприятий. Но потом нас перевели в состав Минкульта и все. Финансирование закончилось»,
Несмотря на это, работы у Центра много. Основной упор идет на то, чтобы молодые казахи получали высшее образование. Для этого председатель и его помощница проделали огромную работу.

“Переводим книги на казахский язык. Казахских писателей переводим на узбекский. Все учебники мы перевели сами — я 32 книги перевел за семь лет”, — скромно сообщает председатель.

В 2023 году школу заканчивают 56 000 казахских детей. До 2016 года в университеты поступало только 15% школьников из отдаленных вилоятов!

“Сегодня 35% наших ребят сдает экзамены в вузы — будут врачами, учителями. Спасибо нашему Президенту. Все условия создал для нашей молодежи”, — рассказывает Серикбай Усенов.
Помимо этого, у Центра есть 29 музыкальных и танцевальных ансамблей. Артисты центра ездят с гастролями по всей стране и участвуют в конкурсах. Приглашают музыкантов и на казахские свадьбы: ради традиционных танцев, песен и выступления акынов.

Культурной жизни здесь много — артисты участвуют в фестивалях, для них шьются костюмы и покупаются инструменты. Молодежь получает уроки домбры, вольной борьбы, участвует в конкурсах чтения литературы. Самые лучшие выпускники обучаются бесплатно в университетах Казахстана, и ездят в летние лагеря.
К сожалению, пока у Центра мало возможности помочь общине финансово. “Не вносят нас в смету от Фондов”, — разводит руками председатель. “Справляемся сами. Бизнесмены помогают”.

После этих слов становится грустно: появляется ощущение, что об одной из самых больших общин Узбекистана забыли. Это чувство везде: на покосившейся лестнице центра, в 27-миллионном долге за электричество; в библиотеке, где каждая книжка напечатана за частный счет. Десятитысячная кладезь знаний издана своими силами — на государство теперь не приходится рассчитывать.

«С узбеком пойдешь — голодным не останешься; с казахом пойдешь — свой путь найдешь» — улыбается Серикбай Усенов. “Сейчас тяжело, но скажу — казахи здесь живут лучше всех”. Верим всем сердцем в эти слова и надеемся — скоро казахский Культурный Центр в Ташкенте обретет лучшую жизнь.
Но есть и трудности
Русская община
Вопреки переписанным страницам учебников, русская община зародилась на территории Центральной Азии еще до появления СССР и Российской Федерации
Община в прямом смысле старше своего Отечества — русские приехали в Туркестан в начале XX века - быть врачами, учителями, строителями. Выстроили Ташкент по генплану романовских зодчих: применили радиально-кольцевой принцип застройки Санкт-Петербурга — когда здания расходятся от центра города “лучами” по главным улицам.

В 1992 году Русский Культурный Центр приобрел официальный статус, а в 2022 —  отметил тридцатилетие.
— рассказывает член правления и духовно-культурный просветитель РКЦ Людмила Михайловна Балабанова.
«Центр был создан для сохранения русской культуры и идентичности. Сейчас мы хотим быть ближе к молодежи и знать, чем интересуются юные граждане Узбекистана, как развиваются и что изучают»,
  • Популяризирует русский язык по всей Республике: через этнографический диктант, кружки и курсы;
  • Развивает культурную жизнь: поет хор “Калинушка”, есть ансамбли народных танцев. Отмечает праздники, поддерживает спектакли на русском языке;
  • Устраивает выставки русских композиторов и художников;
  • Готовит выпускников к поступлению в российские вузы: Плеханова, Губкина, МГУ;
  • Возродил “пушкинские балы” — вечера танцев, которые проводят в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Русский Культурный Центр сейчас:
Также центр внимательно наблюдает за состоянием русского языка в Узбекистане. “Мы видим, что потребность в изучении языка не уменьшилась, а наоборот, выросла. Сейчас его используют под новым углом —  язык выполняет другие задачи”, — рассказывает Людмила Михайловна.

И правда: здесь на русском строится бизнес, учится английский язык, передаются знания для саморазвития. Даже театральная культура в Узбекистане двуязычна — есть выступления на узбекском языке и русские спектакли с участием макома.
Русский Центр 一 приверженец культуры русских узбекистанцев. “Когда к нам приехали ректоры российских вузов — они были шокированы. Настолько Ташкент не оправдал их ожиданий — ни ишаков на улицах, ни грязи, ни разрухи”, — машет рукой Людмила Михайловна.

“Зато в 2020 году нашу Масленицу в парке “Навруз” посетило 6 000 человек!”, — с гордостью рассказывает она. “Помогали хокимият, епархия, монастыри. И самое приятное — приходили все, не только славяне и православные. Это был огромный шаг в масштабировании празднеств Центра, и мы до сих пор с теплотой его вспоминаем”.

А на стенах центра висят фотографии: дети в народных костюмах — вот вам и гжель и хохлома; хор “Калинушка” — не сказать, что просто бабушки и дедушки; ветераны войны и блокадники - им центр помогает и сейчас.
Свои, не чужие
Нашлось место и маленькому музею — здесь поделки, сувениры и музыкальные инструменты. Все дышит знаниями и памятью — с каждым связана какая-то любопытная история.

Мы покидаем Русский Центр с теплотой в душе. На выходе из очага культуры продолжают нежиться кошки — возможно, они тоже любят Пушкина.
Таджикская община
То, что таджики и узбеки ранее являлись одним народом, проживающим в оазисах Центральной Азии — для нас секретом не являлось
Но на встрече с Гуландом Субхановой — главой центра Таджикской культуры — мы узнали, что оказывается, до сих пор два народа живут смешанно.

“Больше всего таджиков, конечно, в Сурхандарьинском вилояте и городе Сохе” — рассказывает она. “Так много, что открылся большой музей “Олтинсой” — на 3 000 экспонатов. Многим находкам более двух тысяч лет”.
Как и другие соседи по региону, таджикская община вкладывает усилия в развитие и сохранение языка: пишет учебники, газеты, ратует за грамотность общины. На втором месте по важности — репортажи о народных деятелях культуры.

“Вот сняли репортаж — посетили женщину в Янгиере, что организовала у себя дома таджикский центр по 5 инициативам Президента: культура, спорт, чтение, технологии и трудоустройство женщин».
Таджикский культурный центр
— рассказывает Гуландом Субханова.

Боно-опа такая не единственная — Центр самостоятельно находит местные таланты и снимает о них эпизоды для ТВ и социальных сетей. С финансированием помогает Общественный Фонд Олий Мажлиса, они же выпускают газету “Овози́ тоджик” — материалы помогают редактировать в Центре.
«Дом культуры Боно-опы невероятен — она открыла кружки рукоделия, чтения, наверху у нее библиотека и ей помогают две невестки»,
На днях была подписана декларация вечной дружбы между Таджикистаном и Узбекистаном — “По ней мы будем обмениваться студентами и поддерживать развитие таджикского языка в Республике. У нас уже есть народные артисты двух республик: Мардон Мавлонов, Джурабек Муродов”, — сообщает Гуландом Субханова.

Это значит, что работы у центра будет много — каждые выходные Гуландом Субханова ездит в высокогорный кишлак Ухум, в Джизакском вилояте. Там открыт санаторий, приезжают туристы и практически все жители — таджики, живущие так же, как жили их предки.
Вечная дружба: язык и артисты
Все поездки Гуландом Субхановой — за свой счет, на энтузиазме и желании помочь своим этническим землякам. В 2023 году Таджикскому Культурному Центру исполнится 15 лет
© «Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.repost.uz»