Узбекистан

09.10.2020 | 16:30

Учитель — это звучит. Гордо?

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему важно определить основную цель проведения реформы национальной системы образования. 

Учитель — это звучит. Гордо?

Учитель — это звучит. Гордо?

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.

Аристотель, древнегреческий философ.

Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться.

Альберт Эйнштейн, один из основателей современной теоретической физики.

24 сентября 2020 года вступил в действие закон «Об образовании». Документ заменяет собой устаревшие законы «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров», действовавшие с 1997 года. Новая редакция закона содержит 75 статей (в прежней редакции было 34 статьи), которые стали более точными и понятными. 

Учитель — это профессия от Бога. Жаль только, что зарплата от государства…

Статья 7 принятого закона определяет виды образования. Это: дошкольное образование и воспитание; общее среднее и среднее специальное образование; профессиональное образование; высшее образование; послевузовское образование; переподготовка и повышение квалификации кадров; внешкольное образование.

Общее среднее образование включает в себя I–XI классы. Общее среднее образование осуществляется в общих средних образовательных организациях непрерывно, в течение обязательных одиннадцати лет. Среднее специальное образование осуществляется в течение 2 лет на основе 9-летнего базового среднего образования в академических лицеях. 

Профессиональное образование по приобретаемой профессии и специальности включает следующие уровни: начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; среднее специальное профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование осуществляется в профессиональных школах на базе выпускников IX классов на основе двухлетних интегрированных учебных программ общеобразовательных предметов и предметов специальностей по дневной форме обучения на бесплатной основе. Среднее профессиональное образование осуществляется в колледжах на базе общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью до двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта. Среднее специальное профессиональное образование осуществляется в техникумах на базе общего среднего, среднего специального, начального профессионального и среднего профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью не менее двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.

В принятом законе от 23 сентября 2020 года № ЗРУ-637 введено новое требование: «Количество обучающихся в классах (группах) общих средних и средних специальных образовательных организаций не должно превышать тридцати пяти» (статья 9).

Согласно статьи 11 закона: «Высшее образование имеют право получить лица, имеющие общее среднее (одиннадцатилетнее образование), среднее специальное (девятилетнее базовое среднее и двухгодичное среднее специальное образование), начальное профессиональное образование (девятилетнее базовое среднее и двухгодичное начальное профессиональное образование)».

Высшее образование имеет две ступени – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат является базовым высшим образованием, предоставляющим углублённые знания, умения и навыки по одному из направлений высшего образования, продолжительностью обучения не менее трех лет. Магистратура является высшим образованием по конкретной специальности на базе соответствующего бакалавриата с продолжительностью обучения не менее одного года.

Формами получения образования являются (статья 15 закона): образование с отрывом от производства (дневное); образование без отрыва от производства (заочное, вечернее, дистанционное); дуальное образование; образование в семье и самообразование; обучение и образование взрослых; инклюзивное образование; образование в порядке экстерната; подготовка кадров в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности.

В новой редакции закона «Об образовании» детализированы полномочия Кабинета Министров, Государственной инспекции по надзору за качеством образования (Инспекция по образованию), Агентства по развитию Президентских, творческих и специализированных школ, а также профильных министерств и местных властей. Мониторинг образовательных организаций осуществляется Инспекцией по образованию, уполномоченными органами государственного управления в области образования и их территориальными подразделениями. Особо выделено, что не допускается проверка качества образования, организации образовательного процесса, трудовой деятельности педагогических работников, успеваемости обучающихся образовательных организаций органами, не имеющими полномочий по контролю за качеством образования.

Статья 28 закона определяет, что управление образовательной организацией осуществляют: педагогический совет; наблюдательный (попечительский) совет; совет высшей образовательной организации; руководитель образовательной организации. Кроме того, в образовательных организациях могут создаваться органы общественного управления.

В закон введена отдельная глава 5 «Правовой статус педагогических работников образовательных организаций». Статья 44 гласит: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие духовно-нравственными качествами» (ранее было – «высоким нравственным качеством»). Определены права и обязанности педагогических работников. На уровне законодательного акта определено, что «привлекать педагогических работников к любой другой работе, не связанной с их должностными обязанностями» запрещается.

Отдельные главы закона посвящены правам и обязанностям обучающихся, их родителей и иных законных представителей, социальной защите участников образовательно- воспитательного процесса.

В целом, положения новой редакции закона «Об образовании» носят положительный характер, а внесённые изменения и дополнения отвечают современным требованиям и задачам реформирования системы образования.

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (Уинстон Черчилль, британский политический деятель)

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования» от 25 января 2018 года с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее образование осуществляется на базе непрерывного 11-летнего обучения. На начало 2019/2020 учебного года – по данным Узстата - количество общеобразовательных учреждений в Республике Узбекистан составило 10 090 единиц, 91 из которых - частные общеобразовательные учреждения.

В 2019/2020 учебном году численность общеобразовательных учреждениях, где обучение проводилось в одну смену, составляла 2 422 единицы (24,2 процента), в две смены – 7 556 единиц (75,7 процента) и в три смены – 10 единиц (0,1 процента). Отмечено, что в первую смену обучаются 4 075,6 тысячи человек (66,3 процента), во вторую – 2 065,0 (33,6 процента), в третью смену – 2,1 тысячи человек (0,1 процента).

На начало 2019/2020 учебного года в общеобразовательных учреждениях Республики Узбекистан – по данным Узстата - обучалось 6 146,3 тысячи учащихся (без школ для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии), из них мальчики составляют 3 165,7 тысячи человек (51,5процента), девочки – 2 980,6 тысячи человек (48,5 процента).

К началу 2019/2020 учебного года общее количество преподавателей в общеобразовательных учреждениях составило 486,6 тысячи человек (без совместителей). На одного учителя в Республике Узбекистан в среднем приходятся 13 учащихся, из них самый высокий показатель в разрезе регионов отмечен в городе Ташкенте, где на одного учителя в среднем приходятся 19 учеников, а самый низкий показатель зафиксирован в Навоийской области - в среднем на одного учителя приходятся 9 учеников.

В Республике Узбекистан на начало 2019/2020 учебного года количество общеобразовательных учреждений с компьютерными классами составило 9 685 единиц, или 96 процентов от их общего числа. Они оснащены 184,9 тысячи компьютеров, что на 8,5 тысячи единицы (на 4,8 процента) больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого учебного года. 

В 2019/2020 учебном году в Республике Узбекистан функционировали 1 117 средних специальных учебных заведений, из них количество академических лицеев было 92 или 8,2 процента от общего числа средних специальных учебных заведений, профессиональных колледжей – 1 025 единиц (91,8 процента).

В академических лицеях Республики Узбекистан в среднем 11 учеников имеют одного преподавателя (без совместителей). Что касается регионов, то самый высокий показатель был зафиксирован в Ташкентской области, где в среднем на одного учителя приходились 18 человек, самый низкий показатель – в Республике Каракалпакстан, где в среднем 9 обучающихся имеют одного преподавателя.

В начале 2019/2020 учебного года в профессиональных колледжах обучались 239,2 тысячи учащихся. Наибольшее их количество зафиксировано в Самаркандской – 29,1 тысячи человек, Ферганской – 25,6 тысячи и Кашкадарьинской – 23,9 тысячи – областей, а также в городе Ташкенте - 23,7 тысячи человек.

На начало 2019/2020 учебного года общее количество преподавателей в профессиональных колледжах составило 17,5 тысячи человек (без совместителей). В Республике Узбекистан в среднем на одного преподавателя приходятся 14 учащихся, из числа которых самый высокий показатель по регионам зафиксирован в Кашкадарьинской области – 31 учащийся. Самый низкий показатель зафиксирован в Наманганской области - 7 учащихся на одного педагога.

«Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет» (Уильям Артур Уорд, американский писатель)

Конечно, положительные сдвиги в сфере образования есть. За последние четыре года количество детских садов в республике увеличилось почти в 3 раза, с 5 200 до 14 200 единиц. Уровень охвата детей дошкольным образованием вырос с 28 до 54 процентов. 

Переход к 11-летнему общему среднему образованию, среднему профессиональному и среднему специальному профессиональному образованию способствовало воссозданию основ системы непрерывного образовательного процесса, который существовал в советское время. 

Улучшается и материальная база: за последние два года введено 77 новых школ, в 1 930 школах проведены реконструкция и ремонт. Около 6 тысяч школ подключены к высокоскоростному интернету. Наряду с государственным развивается и система частного образования: за последние три года количество частных школ в стране увеличилось в 6 раз и достигло 140 единиц. В ближайшее время начнут действовать 725 учреждений профессионального образования – профессиональные школы, колледжи и техникумы. 

Кроме улучшения организации и качества образования такая система позволила снизить количество преступлений, совершенных школьниками и учениками колледжей, в 2,5 раза. По данным Министерства народного образования уровень преступности среди учащихся средних школ в последние годы неуклонно снижается. Если в 2016 году совершали преступление 0,9 ученика на 10 тысяч учеников, в 2017-2018 годах этот показатель уменьшился до 0,8 ученика, а в 2019 году - до 0,7 ученика. В системе профессионального образования этот показатель составил 10 учеников в 2016 и 2017 годах, 9 учеников - в 2018 году и 8 - в 2019 году. Если общий уровень преступности среди несовершеннолетних в 2016 году составлял 2,4, то в 2019 году этот показатель снизился до 1,0.

Расширяется и сфера высшего образования. За последние четыре года в стране было открыто 43 новых высших учебных заведения, и их общее число достигло 121 единицы. В текущем году документы на поступление в вузы подали около 1,5 миллиона молодых людей – на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Если в 2016 году только девять процентов выпускников школ имели возможность поступить в вузы, то в настоящее время этот показатель достиг более 25 процентов. В этом году десять вузов стали финансово самостоятельными.

Цифры воодушевляют, но давайте посмотрим на результат. А вот успехи как раз и не радуют. 

Вот данные о результатах участия на международных предметных олимпиадах, где представители Узбекистана долгие годы показывали и показывают не самые лучшие результаты. 

Министерство высшего и среднего специального образования также отмечает низкий уровень подготовки школьников, поступающих по техническим направлениям. Всего за 2018-2019 учебный год в вузы страны подали заявки 679 979 абитуриентов (в прошлом году — 729 947 человек). За 13 дней тестирования было принято 69 516 абитуриентов. При этом квота приёма составляла 82 900 человек. Кандидаты, подавшие заявки на технические специальности, не набрали даже 30 процентов от наивысшего балла (56,7 балла). В результате более 13 тысяч квот на приём в вузы остались вакантными. 

Учитывая введение карантинных мероприятий и в целях поддержки абитуриентов, руководство республики поручило упростить вступительные экзамены в текущем году, а также создать больше возможностей для абитуриентов. Тестовые задания были упрощены. Так, были полностью исключены вопросы четвёртого – самого сложного – уровня сложности, сокращено количество вопросов третьего уровня, и, соответственно, увеличено количество вопросов первого уровня сложности. В этом году тестовые испытания были проведены по двум профильным предметам вместо пяти, а время, отведённое на тестовые испытания, было продлено до трёх часов (вместо двух). Были и другие изменения, призванные облегчить прохождение тестов абитуриентами. В результате, многие абитуриенты в Узбекистане набрали максимальный балл на вступительных экзаменах, что абсолютно не означает повышения уровня знаний.

Многие выпускники поступают в вузы ради самого факта называться студентом. При этом они туманно представляют все стороны выбранных специальности или профессии. Так, только в текущем году было подано более 30 тысяч заявок на перевод в другой вуз, причём 15 тысяч человек хотели поменять направление. Этот факт говорит о том, что далеко не все делают продуманный и осознанный выбор будущего вида деятельности.

«Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний» (Альберт Эйнштейн, один из основателей современной теоретической физики)

Можно расширить строительство и улучшить оснащение школ, можно создать сеть специализированных и президентских школ, можно провести высокоскоростной интернет и создать современнейшие компьютерные классы, но всё это будет напрасно, если не будет в школах педагога. 

Не учителя, – человека, имеющего диплом и занятого исключительно преподаванием предмета по утверждённой программе, – а педагога! Специалиста, занятого обучением, воспитанием и наставничеством. Педагога, чья цель разбудить интерес у учащихся к самостоятельному мышлению, к познанию и обучению, к овладению жизненным навыкам и установкам, к формированию личности. 

Это очень серьёзная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся. Такие педагоги есть, но их, к сожалению, единицы.

Задачи не только образования, но и воспитания отражены в новой редакции закона «Об образовании». Так, статья 4 закона гласит, что «основными принципами в области образования являются: внедрение национальных и общечеловеческих ценностей в образование и воспитание; гуманистический, демократический характер образования и воспитания...» Школа, прежде всего, должна стать основой целостного процесса, направленного на обучение, воспитание и формирование личности. 

В выступлении президента на торжественном собрании 30 сентября 2020 года, посвящённом Дню учителей и наставников, прозвучало: «… В Каракульском районе есть знаменитая школа, прославившаяся благодаря, если можно так сказать, учителю от бога Тухтамуроду Жумаеву. Замечательный педагог своим неустанным поиском, новой методикой обучения превратил обыкновенную сельскую школу в известное всей стране образовательное учреждение. И это при том, что, расположенная в отдалённом степном районе Бухарской области, она не отличалась особыми условиями или возможностями.

Сегодня более 95 процентов выпускников этой школы поступают в высшие учебные заведения. Её учащиеся завоёвывают наибольшее количество медалей на международных предметных олимпиадах. Родители из всех регионов страны, даже из столицы – Ташкента отдают своих детей на обучение в школу в Каракуле…

Для достижения столь высоких результатов в школе, конечно, должна быть особая система обучения. Но самое главное, в основе этого успеха лежат любовь и преданность учителей своей профессии, Родине, их чувство огромной ответственности. В школе, основанной Тухтамуродом Жумаевым, каждый учитель относится к ученикам как к родным детям, здесь создана настоящая творческая и состязательная атмосфера, и все это даёт сегодня впечатляющие результаты».

И дальше президент задаёт вопрос: «Разве Каракульская школа не является настоящим эталоном современной школы?.. Почему в других областях, скажем, в Андижанской, Ферганской, Самаркандской, Хорезмской или Кашкадарьинской, Джизакской, Сырдарьинской, все ещё нет подобных общеобразовательных учреждений? Сегодня нам как воздух нужны сотни таких школ, тысячи преданных своей профессии, креативно мыслящих учителей». 

Можно создать учебные заведения, в которых формально всё будет напоминать о знаменитой специализированной государственной общеобразовательной школе-интернате № 1 Каракульского района Бухарской области (ныне «Международной школы математики»). Но где взять таких подвижников, как Тухтамурод Жумаев? Как поднять уровень и качество образования повсеместно? Ведь до настоящего момента мы не знаем уровень национального образования по сравнению с другими странами. 

Существует индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития ООН (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. Но индекс уровня образования не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким, либо существенно ограниченным. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения.

В рейтинге «Education Index 2019» Узбекистан занял 73 место из 189 стран (показатель 0,718). Для сравнения: Россия с показателем 0,832 находится на 33 месте.

Лишь сейчас – в целях оценки качества образования – Узбекистан начинает участвовать в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2022, Международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2021 и готовится к участию в международной программе TIMSS-2023. А Республика Казахстан, например, с 2009 года принимает участие в программе международного исследования образовательных достижений обучающихся PISA.

Исследования PISA указывают на взаимосвязь финансирования и качества образования. В таких странах-лидерах рейтинга PISA, как Сингапур, Япония или Финляндия на одного обучающегося выделяется 10-14 тысяч долларов из бюджета страны.

«Инвестиции в электронную инфраструктуру и сферу образования являются ключом к обеспечению будущей конкурентоспособности экономики каждой страны» (Билл Гейтс, американский предприниматель)

Участие Узбекистана в программах международной оценки качества образования даст объективную оценку нашей системы образования, наличия или отсутствия навыков у нашего населения различного возраста. Это так называемый «reality check» («проверка реальности»), которая поможет увидеть нашу систему образования и подготовки кадров в сравнении с другими странами. Эта проверка покажет, насколько мы готовы к переходу к информационному обществу.

Билл Гейтс говорит о формирующемся информационном обществе и цифровой экономике, которые приходят на смену постиндустриального общества. Это эволюционное развитие человечества, в котором информация и знания находятся в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. 

Точно так же, как необходима железнодорожная инфраструктура для работы индустриальной экономики, для функционирования информационной экономики необходима цифровая инфраструктура (копия нашего общества в цифровой форме).

Министерство народного образования Узбекистана приобретает тысячами учебно-компьютерные классы для общеобразовательных школ страны. Это замечательно. Но что делать с тем фактом, что по данным Узстата на каждые 100 семей в стране в 2019 году приходилось в среднем 55 компьютеров (в 2018 году — 52 и в 2017 году — 50 компьютеров), а у многих имеющих компьютер наблюдаются проблемы с интернетом.

Этот вопрос особенно остро встаёт во время усиления карантинных мероприятий и перехода образования в онлайн-формат. Со своей стороны государство лишь оперативно ввело ужесточение наказания в статью 47 КоАО «Невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей».

Дистанционный метод обучения выявил острейшую проблему – недостаточную цифровую грамотность учителей и преподавателей, отсутствие креативности и приверженность к механическому пересказу содержания темы.

Нельзя полноценно перейти на дистанционное обучение путём перевода существующего содержания обучения (объяснение темы, задания) в электронный формат. Современные требования к преподаванию предполагают элементы интерактивности, геймификации и игропрактики. Монотонный рассказ учителя остался в прошлом.

Цифровая грамотность сегодня стала новым безусловным требованием для всех педагогов всего мира. Азиатские страны, которые усиленно проводили цифровую трансформацию образования, – Тайвань, Япония, Южная Корея – смогли быстро перестроиться. Китай — единственная страна в мире, которая за два месяца полноценно перевела 180 млн школьников на онлайн-обучение. 

Необходимо начать готовить и переподготавливать учителей и преподавателей в соответствии с требованиями современного этапа развития. Легче поставить компьютеры в школы, ввести электронные дневники или давать задания при помощи приложения «Кундалик», чем заниматься педагогами, их подготовкой и переподготовкой, выстраиванием диалога с родителями и учителями. 

Нужны творческие подходы к решению педагогических задач, открытость новому, стремление к саморазвитию и умение работать в команде. В команде единомышленников, целью которой является не поощрение механического запоминания информации обучающимися, а развитие у них логического мышления, анализа, способности отличать причину от следствия, умение работать с данными в их совокупности, находить самостоятельно ответы, обобщать и делать выводы.

Министерство народного образования 31 октября 2018 года разместило для обсуждения проект закона «О статусе учителя». 20 ноября 2019 года депутат Олий Мажлиса Расул Кушербаев на конференции, посвящённой современным проблемам молодёжи в стране, сообщил о возможном принятии закона «О статусе педагога», который содержал бы положения о предоставлении льгот и преференций для учителей, в частности при оплате коммунальных услуг и налогов, при устройстве ребёнка в школу или детский сад, при получении кредита и оформлении пенсии. 

Отдельные положения этих законопроектов вошли в новую редакцию закона «Об образовании». Однако, это не уменьшило актуальность принятия закона «О статусе педагога» в нашей стране. Необходимо исключить субъективный фактор, как это было, например, с принятием постановления правительства от 16 апреля 2020 года № 232, согласно которому учителям были приостановлены исчисления выплат средств Фонда директора с 16 апреля по 1 октября 2020 года. 

Например, в Казахстане 11 января 2020 года вступил в силу закон «О статусе педагога». В нём нашли отражение условия обеспечения профессиональной деятельности педагога, право педагога на материальное обеспечение, социальные гарантии и многие другие важные вопросы. В России разработан законопроект «Об особом статусе педагога».

«Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь» (Плутарх, древнегреческий писатель и философ)

В выступлении президента на первом заседании Сената были приведены следующие факты: «В 2019–2020 учебном году в общеобразовательных школах не хватает свыше 2 700 педагогических кадров, оснащённость школ необходимым оборудованием составляет 79 процентов. Наряду с этим в 3 тысячах школ питьевая вода привозная, а 261 школа и вовсе не имеет водоснабжения». 

Укрепление и совершенствование материальной базы системы образования вполне решаемая задача. Куда сложнее определить в чём заключается главная цель реформы образования? В количестве завоёванных медалей на олимпиадах, в высоком месте по качеству образования в международных рейтингах, в проценте выпускников, поступивших в вузы, в отсутствии правонарушений и преступлений среди учащихся… Возможно. А возможно, в количестве сформировавшихся личностей, обладающих практическими навыками, умеющих отстаивать свою точку зрения и критически относиться к полученной информации. Но нужны ли такие учащиеся учителям и директорам школ, нашему государству?   

Совокупные ответы 44,4 процента классных руководителей и кураторов групп, 39,5 процента - психологов и 45,2 процента родителей допускают применение физического насилия в отношении детей, полагая, что это просто воспитательная мера. Учителя и родители не понимают, почему у детей нет стремления к учёбе или они непослушны. Непонимание вызывает раздражение и насилие над ребёнком.

Мы убиваем в детях самостоятельность, чувство чести и достоинства, не даём им права свободы выбора. Обоснование: взрослые знают лучше, что делать. Мы просто говорим ребятам сделай или поступи так, даже не отдавая себе отчёта в том, что зачастую это лучше и комфортнее для нас, взрослых, но не для детей. Мы воспитываем в детях подчинение, а потом удивляемся, почему современное поколение такое инфантильное.

На одном из веб-ресурсов одиннадцатилетний мальчик рассказал, что образование в школе построено на культивировании страха: страха перед учителем, страха плохой оценки и страха ошибки. В общем-то, он прав, воспитание не только детей, но и взрослых строится, в основном, на страхе. 

Но разве может обучение основываться на страхе? Не на интересе и увлечённости, а на страхе? Нацеливание современного образования исключительно на результативность напоминает азиатскую систему образования (КНР, Южная Корея, Япония, Гонконг, Тайвань). Да, эти страны являются лидерами международных образовательных рейтингов, но…

Азиатская система образования фанатично ориентированы на результат. Именно поэтому педагога волнует лишь получение правильного ответа от учащегося, а не то, насколько ребёнок понял предмет или разбирается в вопросе. В школах формируется система потоков, когда все классы делятся на группы по способностям и интересам. 

Это прозвучит грубо, но в основе азиатской системы образования находится проведение селекции и отбора на всех образовательных уровнях. Гонка за оценками, стремление быть всегда лидером, большая загруженность, бешеный ритм, высокие ожидания родителей приводят к частым нарушениям детской психики и стрессу, во время которого ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание…

Бывший заместитель министра народного образования Атабек Назиров (ныне глава Агентства по развитию рынка капитала) высказал мысль, что отечественное школьное образование, базирующееся на советской системе, необходимо модифицировать. В качестве примера он привёл образовательную систему США, которая даёт ученику изучать то, что ему интересно. «Я учился в США, там ученики в последние годы обучения могут выбирать предметы, которые им интересны. Мы должны дать возможность ученику изучать то, что ему интересно и реализовать свой потенциал», – отметил Атабек Назиров.

То есть, можно, например, изучая математику (обязательный предмет) и физику, не изучать химию и биологию. Такой принцип «знания по интересам» заложен и в европейской системе образования. Например, Финляндия – лидер по качеству образования в международных рейтингах – много лет признавались «образовательным чудом». В стране нет элитных, престижных школ или школ «с уклоном»: все школы имеют равный статус государственного образовательного учреждения, одинаковое оснащение и финансирование.

Занятия проходят в свободной обстановке и без вызова к доске. Не приветствуется углублённое изучение какого-либо предмета. К исключениям относятся творческие и спортивные классы. Задания на дом практически отсутствуют: вместо заданий – внимание! - рекомендуются прогулки на свежем воздухе. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный план развития (подбор учебников, объем материала, манеры или стиля преподавания). Школьников не сравнивают между собой и всячески поощряют их самостоятельность. Учителя сами могут выбирать методику и поддержку отстающих.

В тест выпускников включены актуальные вопросы: экология, миграция, возобновляемая энергия, жизненные ситуации, проблемы СПИДа, наркомании и другие задачи, взятые из жизни. Дети должны это не просто прокомментировать, а размышлять, опираясь на те знания, которые у них есть.Основная цель школьного образования - обучение практическим навыкам и самостоятельному мышлению.

И это, думается, правильно. Вспомните, насколько в жизни пригодились нам знания школьной программы, как ненавидели отдельные предметы и некоторых учителей, как просто зубрили, но не понимали, как радовались наступившим каникулам. Продолжается отчуждение учащихся от содержания образования, которое не даёт адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представления обо всем пространстве труда людей, отсутствует необходимая информация для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.

Образование должно перестать быть системой механического накопления знаний. Это просто не нужно. Необходимо понять, что любой современный учитель по объёму знаний, - даже самый эрудированный, - по сравнению с интернетом близок к нулю.

Образование должно давать практические навыки и воспитывать единые ценности: честность и достоинство, уважение прав и свобод личности, поддержку и эмпатию (много ли найдётся учителей, которые в старших классах обращаются к ученикам на «вы»?) Юноши и девушки должны обладать активной гражданской позицией, широкими взглядами и мировоззрением. Педагоги должны помочь в жизненном и профессиональном самоопределении формирующейся личности, развить у учащихся не только интерес к учёбе, но и к жизни. 

Пора определиться какие системы образования нам нужны. С шаблонным подходом ко всем детям, гонкой за результатами, невниманием учителей к индивидуальным проблемам, принципом «учить всех всему», зацикленностью школы и образовательной системы на академичность и книжность, дублированием научных дисциплин в многочисленных учебных предметах, с избыточными сведениями и знаниями. Или образовательные системы, основанные на гуманизации и гуманитаризации,  личностно ориентированной педагогики, индивидуализированной базе знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека, его саморазвитие, которые не заставляют, а помогают человеку самому себе находить интересы и увлечения. Именно от ответа на эти вопросы будет ясно готова ли национальная система образования к вызовам XXI века? 

Сейчас же складывается впечатление, что образование у нас готовится идти по первому пути. Об этом свидетельствует и подготовка Министерства народного образования к оценке школ на основе данных о поступлении их выпускников в вузы («Золотой резерв») и централизованное составление календарных тематических планов Республиканским центром образования.

Вместо послесловия, или несколько цитат из книги Юрия Завельского «Ещё раз об учителе: мысли вразброс»

Юрий Владимирович Завельский - народный учитель Российской Федерации, основатель и первый директор Московской гимназии № 1543. 

«Уважительное, заинтересованное отношение к каждому ученику – вот первый признак хорошего учителя».

«Всё-таки учительская профессия рассчитана на талантливых людей. Она не терпит усреднённости: «посредственный учитель» звучит также нелепо как, к примеру, «посредственный поэт». Посредственный поэт – это вовсе не поэт».

«Помните, что учительство – это не просто работа, а великое и честное служение детству». 

«Очень трудно влюбить каждого в себя, как бы этого ни хотелось. Но в любом случае ученик должен почувствовать, может быть, не столько любовь, сколько интерес учителя к нему, и этот интерес, несомненно, обеспечит его успех в учёбе».

«Самое страшное, что может допустить учитель, – отторгнуть от себя сложного, трудного, не поддающегося воздействию учителя ученика, даже ожесточить его, а нет ничего страшнее в школе, чем ожесточившийся ребёнок».

«У Сент-Экзюпери в «Письме заложнику» есть такая фраза: «Жизнь создаёт порядок, но порядок не в силах создать жизнь». Как это верно подмечено! Между тем приходится часто наблюдать, как в школе пресловутый порядок создаётся не ради жизни, а ради порядка, а иногда и вопреки жизни. Учителю же в работе с детским коллективом надо заботиться не столько о порядке, сколько о разумной жизни детей, той жизни, которая, как писал Экзюпери, этот порядок создаёт».

«В основе гуманной педагогики лежит тесное сотрудничество между учителем и учеником, при котором ученик выступает не столько как объект воспитания, сколько как его субъект. В авторитарной педагогике система отношений между учителем и учеником выстраивается по-другому принципу: начальник (учитель) и подчинённый (ученик). Это создаёт совсем другую атмосферу общения, лишая его подлинной доброты, доверительности и взаимной заинтересованности». 

«Для того, чтобы верить в ребёнка надо обладать определённым свойством характера, а именно – оптимистическим взглядом на жизнь вообще и на ребёнка в частности».

«Как в педагогике, в общении с ребёнком важна правда. Для ребёнка она главное в его отношении со взрослым».

«Учитель – это не тот, кто чему-то конкретно кого-то научил, а тот, кто оказал на кого-то сильное влияние. Вот это последнее – самое главное в слове «учитель».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Последние новости

Больше новостей