Интенсивное промышленное развитие неизбежно приводит к увеличению использования автотехники, автотранспорта и прочей тяжелой техники, что влечет за собой ухудшение экологии, рост использования природных ресурсов, топлива, а также рост пагубного воздействия на окружающую среду.
Ликвидация вытекающих проблем требует глобального и централизованного решения, позволяющего обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации автотехники и транспортных средств, максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья на производстве.
Обновление автопарка страны и насыщение внутреннего рынка качественной автотехникой и автотранспортом, соответствующим экологическим стандартам, также окажет положительное влияние на экологию. Ведь, как известно, устаревшая техника гораздо менее экологична и в скором времени потребует полную утилизацию
Одно из решений – повторное использование материалов, содержащихся в выведенной из эксплуатации техники (ВЭТ), что даёт возможность замедлить процесс неотвратимого уменьшения природных ресурсов и снизить пагубное воздействие на экологию устаревшей техникой. Система вторичного использования компонентов и отходов ВЭТ в большинстве стран взята под контроль государства и входит в число приоритетных направлений развития этих стран. Кроме того, уменьшению пагубного воздействия автотехники способствует регулирование ввоза не территорию страны технологически устаревших транспортных средств.
К примеру Nexia3 содержит 4 литра моторного масла, которое имеет медленную биологическуюразлагаемость и токсичность. Обычные минеральные масла и другие нефтепродукты, а также некоторые синтетические масла не разлагаются биологически и наносят существенный вред окружающей среде в течение продолжительного времени. Еще одно из пагубных для окружающей среды веществ автомобиля – электролит в свинцово-кислотном аккумуляторе. Имеющиеся в Nexia3 1,6 литров данного вещества при попадании в почву способствует протеканию и нарушению естественных процессов. Под воздействием кислоты в подземных водах резко повышается содержание тяжелых металлов - свинца, кадмия, цинка и особенно алюминия, который поступает через корневые системы в древесные ткани и оказывает токсическое или даже летальное действие на растения. В результате выпадения кислотных осадков увеличиваются случаи респираторных заболеваний у человека и животных, повышается коррозионный износ материалов, происходит закисление почв и замкнутых водоемов.
Безусловно, для формирования системы контроля пагубного воздействия автотехники и транспорта на экологию страны и организации утилизации ВЭТ должна быть разработана централизованная государственная система, требующая экономической поддержки.
В соответствии с принципом «загрязнитель платит» мировая общественность возложила на производителя техники экономическую ответственность за утилизацию отходов от ВЭТ в виде утилизационного сбора за каждый производимый или ввозимый на территорию страны автомобиль.
К примеру, в Германии, которая считается лидером в области утилизации техники, почти двадцать лет действует Федеральный закон «Об экономическом рециклинге Германии». Данный закон сегодня многими экспертами признан образцом в вопросах организации рециклинга техники.
Как показывает практика, принцип «загрязнитель платит» является общепризнанным и уже не одно десятилетние применятся во всех технически развитых странах мира. Этот принцип был также одобрен правительством России и закреплён законом в 2014 году. Из ближайших соседей подобный закон был принят в 2016 году и в Казахстане. Аналогичные законы приняты более чем в 50 странах мира. Таким образом, сам факт необходимости утилизации ВЭТ является неоспоримой аксиомой и должен проводиться во всех странах мира.
Что касается Узбекистана, на сегодняшний день автопарк республики на 27% состоит из автомобилей возрастом более 20 лет, полный вывод из эксплуатации которых в скором времени неизбежен. Отсутсвие системы утилизации подобных автомобилей может создать серьезную проблему для экологии, т.к. утилизация «кустарным» способом наносит экологии гораздо больший урон. В этом случае вся техническая жидкость просто сливается без консервации в специальных емкостях и должной утилизации. Та же ситуация и с неметаллическими и ядовитыми деталями утилизируемых автомобилей, загрязняющих окружающую среду.
Решением данного вопроса может стать введение утилизационного сбора, направленного в первую очередь на регулирование экологических проблем при эксплуатации автомобилей, а также на стимулирование отечественных автопроизводителей к производству экологически чистых транспортных средств.
Законодательно закрепленный механизм регулирования отношений в сфере утилизации автомобильных транспортных средств позволит компенсировать расходы государства по утилизации транспортных средств, вышедших из эксплуатации и обеспечить Государственный бюджет дополнительными поступлениями для защиты экологии, а также создаст условия ввоза в Республику Узбекистан технологически современных и экологичных транспортных средств.
Вместе с тем, механизм первичной уплаты утилизационного сбора обусловлен необходимостью соответствия мировому опыту с учетом возможности дальнейшего вступления Узбекистана в ВТО/ЕАЭС, что безусловно станет дополнительным условием укрепления позиции страны в мировом сообществе.
По данным Госкомэкологии Значительный ущерб окружающей среде наносят выбросы в атмосферу выхлопных газов. В Узбекистане ежегодный объем выбросов вредных веществ в атмосферу от транспортных средств составляет порядка 1 560 тыс. тонн в год.
Больше новостей в Телеграме Подписаться