Строительство по закону или «в законе» (часть вторая)

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему депутаты, сенаторы и чиновники не защищают имущественные права владельцев земельных участков и собственников строений. 

Строительство по закону или «в законе» (часть вторая)

Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казённой начинкой.

Салтыков-Щедрин, русский писатель, редактор.

Заказчик строителю:

- А не слишком ли тонкие стены?

- Нормальные, ещё ведь обои будут.

Анекдот.

В первой части статьи мы говорили о том, что в Законодательной палате в первом чтении прошло обсуждение новой редакции Градостроительного кодекса. По сообщению председателя общенационального движения «Юксалиш» Акмаля Бурханова в новую редакцию кодекса планируется включить новые основания для изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд. Это: строительство лечебных учреждений, образовательных учреждений и организаций, интернатов, домов милосердия, в том числе в рамках государственно-частного партнерства; строительство площадей, а также парков отдыха, аллей, бульваров, зон отдыха, озер, водохранилищ, прудов и других рекреационных объектов.

«Легче создавать законы, чем следовать им» (Наполеон Бонапарт, император Франции)

Почему депутаты рассматривают расширенный список оснований для изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд? Ведь существует указ президента от 1 августа 2018 года № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан», в котором содержатся пять целей, допускающих отчуждение земельных участков?

Как будут соотноситься дополнения в Градостроительный кодекс с «Положением о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам недвижимого имущества» (далее – «Положение»), утвержденное постановлением Кабинета Министров от 16 ноября 2019 годы № 911. При сохранении в «Положении» возможности изъятия земельных участков «в рамках реализации инвестиционных проектов» будет создаваться противоречие между нормативно-правовыми актами.

Необходимо основания для любого изъятия земельных участков четко сформулировать и отразить в законе. При этом расширение перечня оснований для отчуждения земли не допускается. Также в законе не должны содержаться отсылочные нормы к подзаконным актам.

Радует, что законодатели пошли на усиление ответственности за несоблюдение порядка изъятия земельных участков и причинение этим вреда собственникам. Это позволит усилить защиту имущественных прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства при отчуждении имущества. На четвертом пленарном заседании Сената был рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением ответственности за незаконное изъятие земельных участков».

Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности. Так, Уголовный кодекс дополняется статьей 1731 («Незаконное изъятие земельного участка»), состоящей из пяти частей. Согласно части первой данной статьи незаконное изъятие земельного участка, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, наказывается штрафом от двухсот до двухсот пятидесяти базовых расчетных величин или обязательными общественными работами от трехсот до трехсот шестидесяти часов либо исправительными работами до двух лет.

В части второй данной статьи указаны отягчающие ответственность обстоятельства. Незаконное изъятие земельного участка, повлекшее снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений, либо их частей на изымаемом земельном участке, без предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия или с причинением значительного ущерба, наказывается лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.

В части третьей данной статьи предусмотрено, что те же действия, совершенные с причинением крупного ущерба, наказываются лишением свободы от трех до пяти лет, а согласно части четвертой данной статьи те же действия, совершенные общеопасным способом или с причинением особо крупного ущерба, наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет с лишением определенного права.

Несколько настораживает содержащаяся в первой и второй частях статьи «Незаконное изъятие земельного участка» формулировка «совершенное после применения административного взыскания за такие же действия».

Было бы логично, справедливо и своевременно исключить формулировку «после применения административного взыскания за такие же действия» из вводимой статьи 1731 Уголовного кодекса («Незаконное изъятие земельного участка»). Нарушение имущественных прав собственников и владельцев, попрание права частной собственности априори является преступлением, а не правонарушением.

И это положение должно действовать независимо ни от размера изымаемого земельного участка, ни от размера причиненного собственнику или владельцу ущерба.

Пора бы нашим законодателям и чиновникам понять, что право частной собственности - это фундаментальное право человека и гражданина, которое закреплено в Конституции страны: «Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством» (статья 53).

Нет более приятного строительства, чем строительство планов…

20 апреля 2020 года состоялось видеоселекторное совещание под председательством главы государства. На совещании, посвященном частичному ослаблению требований карантинных мероприятий, фактически все внимание было уделено возобновлению деятельности строительной отрасли.   

Основанием для такого трепетного отношения к девелопменту было озвучено, что одним из драйверов обеспечения занятости населения и экономической стабильности является строительная сфера. Она обеспечивает работой 1 миллион 325 тысяч человек и поддерживает занятость в других отраслях промышленности. В связи с этим, а также в целях недопущения снижения объемов строительства в период карантина в отрасль направлено дополнительно 3,6 триллиона сумов.

«1 миллион 325 тысяч человек», конечно, звучит. Но как быть с тем фактом, что доля работающих в строительстве в 2010-2019 годах колеблется около 9 процентов всего занятого экономически активного населения. При этом доля выпускающих промышленную продукцию составила в прошлом году 13,4 процента занятого экономически активного населения (в 2010 году - 13,8 процента).

Как объяснить, что доля строительства в валовом внутреннем продукте страны за период 2000-2019 годы сократилась с 6,9 до 6,4 процента? При этом аналогичный показатель промышленности возрос за это время с 16,2 до 30 процентов. Так какая отрасль является «драйвером обеспечения занятости населения и экономической стабильности»?

Поэтому решение Специальной республиканской комиссии о возобновлении с 25 апреля деятельности рынков стройматериалов; предприятий по оказанию сервисного обслуживания автомобилей, сельскохозяйственной и строительной техники; нотариальных контор; приостановленных инвестиционных проектов и работ по строительству объектов социальной сферы вызывает много вопросов. Министерству внутренних дел поручено создать условия для передвижения транспорта отраслевых предприятий и производителей стройматериалов.

В следующем решении Специальной республиканской комиссии карантинные мероприятия продлили до 15 июня. При этом в зонах «желтого» уровня, наряду с четырьмя видами деятельности, разрешили работать риэлторам. С 1 июня риэлторская деятельность, оказание услуг рекламы и маркетинга осуществляется и в зонах «красного» уровня.

Первоочередное разрешение на возобновление деятельности рынков стройматериалов, сервисов по обслуживанию строительной техники, создание условий для передвижения транспорта, занятого в сфере строительства, нотариальных контор и риэлторских организаций свидетельствует об учете пожеланий застройщиков как можно скорее начать девелоперскую деятельность, продажи объектов недвижимости и их нотариальное оформление.

На совещании 20 апреля президент сказал: «В целом строительная сфера, будь то возведение жилья или объектов инфраструктуры, является большим резервом для создания новых рабочих мест, формирования спроса и предложения на рынке, в конечном итоге – обеспечения экономического роста. Если руководители отрасли, глубоко осознавая возложенную на сегодняшнем совещании ответственность, правильно организуют работу, мы выйдем из экономического кризиса с минимальными потерями».

Строительство не сможет обеспечить прорыв в экономике и минимизировать ущерб, нанесенный народному хозяйству кризисными явлениями. Да, в прошлом году темп прироста ВВП 5,6 процента был обеспечен высоким уровнем инвестиций, значительными доходами от реализации продуктов сельского хозяйства и активностью в строительном секторе. Достаточно сказать, что в 2019 году в Узбекистане объем выданных банками ипотечных кредитов увеличился на 66,6 процента до 7,9 триллиона сумов (из них 0,96 триллиона сумов приходилось на столицу).

В этом году ситуация совершенно другая. Объемы трансграничных переводов в марте сократились на 26 процентов, по итогам года – примерно на 30 процентов. Объем освоения инвестиций в основной капитал за первый квартал 2020 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года упал на 10,2 процента, розничный товарооборот и объем выполненных строительных работ за январь-апрель 2020 года сократились на 9,9 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, падение объемов оказанных рыночных услуг составило за четыре месяца 2020 года 2,3 процента.

Всемирный банк опубликовал прогноз состояния экономик стран Центральной Азии, согласно которому прирост валового внутреннего продукта Узбекистана в 2020 году составит 1,6 процента. Европейский банк реконструкции и развития прогнозирует, что экономика Узбекистана в 2020 году вырастет на 1,5 процента, рейтинговое агентство Fitch Ratings — на 2 процента, Азиатский банк развития — на 4,7 процента. Отечественный Центральный банк остановился на диапазоне прироста ВВП на 2020 года 1,5 – 2 процента.

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества» (Жан-Жак Руссо, франко-швейцарский философ эпохи Просвещения)

Как лоббируются интересы застройщиков на законодательном уровне? В первой части статьи уже был рассмотрен факт, что 16 ноября 2019 годы постановлением Кабинета Министров № 911 было утверждено «Положение о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам недвижимого имущества» (далее – «Положение»). В пункте 1 «Положения» вводится новое понятие «инвестиционные проекты». Это дает возможность любому лицо, имеющему намерение начать новое строительство, капитал или возможность получения кредитных средств, начать процедуру изъятия земельного участка.

Указом президента от 22 января 2018 года была утверждена Государственная программа по реализации «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах» на 2018 год.

Госпрограмма предусматривала, в частности, отмену ограничений на покупку недвижимости на вторичном рынке в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан, не имеющих постоянной прописки в столичном регионе (пункт 56). Первым среди исполнителей указано Министерство юстиции, а срок исполнения – 20 марта 2018 года.

Запрет на приобретение жилья на вторичном рынке столичного региона противоречил Конституции: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы…» (статья 18) и «Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом» (статья 54). Понятно, что отмена запрета значительно ослабило бы позиции застройщиков и снизило темп реализации жилья в новостройках.

Поэтому не стоит удивляться, что это поручение президента не было выполнено ни в 2018 году, ни на следующий год. Потребовалось принятие указа президента от 2 марта 2020 года № УП-5953, которым определено «внедрение с 1 апреля 2020 года порядка, согласно которому не требуется наличие постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан при приобретении недвижимого имущества в данных регионах» (пункт 4 указа). 

При этом 19 июля 2017 года было принято постановление Кабинета Министров № 527, в котором определены условия реализации недвижимости в столице и столичной области иногородним, иностранцам и лицам без гражданства. Правда, купить жилье можно было исключительно в новостройках города Ташкента и Ташкентской области. Лоббизм интересов девелоперов? Несомненно. Хотя пункт 2 статьи 5 закона «О собственности в Республике Узбекистан» гласит: «Республика Узбекистан гарантирует равноправие и правовую защиту всех форм собственности».

Или чем можно объяснить тот факт, что в 2019 году из общего объема выделенных ипотечных кредитов 96,5 процента (7,7 триллиона сумов) были направлены на первичный рынок, и лишь 3,5 процента (265 миллиардов сумов) – на вторичный рынок? При этом - по данным Центрального банка - в 35 процентах случаев долговая нагрузка населения Узбекистана превышает рекомендуемую норму (50 процентов).

На видеоселекторном совещании, которое 20 апреля 2020 года провел глава государства, была отмечена необходимость продления ипотеки, выдаваемой по новому порядку, с 15 до 20 лет, и повышения верхней границы суммы ипотеки на основе рыночных требований. Предусматривается внедрение механизма, согласно которому Государственный фонд по поддержке развития предпринимательской деятельности будет предоставлять частным подрядным организациям частичную компенсацию расходов по процентам кредитов и поручительство в размере до 50 процентов от суммы кредита. Нетрудно догадаться, что эти меры также направлены на поддержку рынка новостроек и застройщиков.

17 августа 2018 года был принят указ президента «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте» (№ УП-5515). Пункт 14 указа содержит поручение: «Хокиму города Ташкента внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

до 1 января 2019 года проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении концепции генерального плана города Ташкента;

до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной концепции генерального плана города Ташкента — проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении генерального плана города Ташкента».

Июнь 2020 года. Концепции генерального плана города Ташкента нет. Почему концепцию генерального плана, судя по информации в СМИ, как эстафетную палочку передают  китайским, британским и турецким специалистам? Почему чиновники нарушают сроки исполнения поручений президента и при этом не несут никакой ответственности?

Комментируя ситуацию вокруг разрабатываемого генерального плана, столичный градоначальник Джахонгир Артыкходжаев заявил: «Конечно, я думаю, для определения стратегии всегда нужен генеральный план. Сейчас многие думают, что если имеется генеральный план, то наша жизнь улучшится. Однако, генеральный план не определяет развитие экономической, политической или других сфер».

Очень странное высказывание хокима Ташкента. Именно в генеральном плане определяются расположение объектов социальной сферы, основные направления развития инженерных и транспортных систем, мероприятия по сохранению культурного и исторического наследия, очередность освоения, реконструкции территорий и строительства, обеспечение экологического и санитарного благополучия города. То, что генеральный план определяет и дальнейшее экономическое развитие города, наверное, нет нужды объяснять.

Генеральный план - это важнейший инструмент пространственного планирования, определяющий направление развития территории на расчетный период (10-20 лет). И, несомненно, идеи и проекты, заложенные в плане, могут значительно улучшить условия проживания горожан. Или, наоборот, привести к образованию неблагоприятной городской среды.

Также некорректно разработанный генплан может привести к росту общественно-социального напряжения: достаточно вспомнить всплеск протестных настроений в феврале 2019 года, когда были обнародованы планы строительства Mirzo-Ulubek Business City в Ташкенте.

Наличие генерального плана приведет к тому, что «наша жизнь улучшится»: определение зон реконструкции позволит жителям и предпринимателям планировать свою жизнь и деятельность, своевременно защищать свои нарушенные права, прекратить точечную застройку и даст весомый аргумент против произвола новоявленных застройщиков. Ведь генеральный план, по выражению урбаниста А.А. Высоковского, представляет собой «обязательства города перед населением».

28 апреля 2020 года хокимият Ташкента опубликовал проект постановления президента «О мерах по разработке проекта генерального плана развития города Ташкента до 2041 года» на портале СОВАЗ. Отмечено, что концепция генплана разработана администрацией города, ГУП «ТашкентбошпланЛИТИ» и турецкой компанией Kentsel Yenileme Merkezi A.S.

Указом президента «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте» от 17 августа 2018 года № УП-5515 хоким Ташкента должен был внести в Кабинет Министров «до 1 января 2019 года проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении концепции генерального плана города Ташкента». В конце апреля 2020 года мы видим проект постановления президента «О мерах по разработке проекта генерального плана развития города Ташкента до 2041 года».

В проекте постановления президента содержатся лишь общие намерения, а ведь мы должны были видеть уже концепцию или несколько концепций генерального плана. Для сведения, генеральный план разрабатывается в несколько этапов: осуществление концепции планировки территории (количество, характер и местоположение зданий и строений; инженерные коммуникации; тротуары и дороги; элементы благоустройства); разработка нескольких вариантов реализации концепции в виде схематических планов, из которых в ходе обсуждения выбирается один; затем для выбранного варианта готовится рабочая документация. Именно на последнем этапе разрабатывается рабочий проект генерального плана.

«Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие» (Джордж Оруэлл, повесть «Скотный двор»)

Вынесение на обсуждение проекта постановления президента о мерах по разработке проекта генерального плана столицы говорит о том, что концепция у разработчиков готова. Где тогда схематические планы этой концепции, которые должны быть подвергнуты общественному обсуждению?

«Граждане, органы самоуправления граждан и общественные объединения до утверждения градостроительной документации имеют право обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности» (статья 10 Градостроительного кодекса) и «Органы государственной власти областей и города Ташкента в пределах своих полномочий: … регулярно информируют население о принимаемых решениях в области градостроительной деятельности…» (статья 19 там же).

Чиновники не желают ни ускорить принятие Генерального плана, ни обсуждать схематические планы, которые должны быть подготовлены в рамках разработки концепции. Несомненно, в этом есть определенное удобство: нет схематических планов – нет обсуждения, нет Генерального плана – застройщики могут выбрать любой понравившийся земельный участок. Даже если на нем находится объект культурного наследия.

На днях министр культуры Узбекистана Озодбек Назарбеков на встрече с жителями дома № 7 по улице Бабура Яккасарайского района города Ташкента заявил, что не намерен подписывать заключение научно-методического совета о признании дома культурным наследием. А ведь в начале апреля 2020 года научно-методический совет при Департаменте культурного наследия Министерства культуры выдал заключение: дом № 7 по улице Бабура является памятником архитектуры. Но у министра культуры другое мнение, и чем это мнение обосновывается – непонятно.

Когда чиновникам говоришь, что при отсутствии Генерального плана отчуждение земельных участков для строительства нельзя проводить, то они обычно ссылаются на положение статьи 34 Градостроительного кодекса: «В период разработки нового генерального плана населенного пункта вопросы, связанные с отводом земель для текущего строительства на территории населенного пункта, должны согласовываться в установленном порядке с его разработчиком». Но это положение применимо, когда близится окончание срока действия утвержденного Генерального плана и начато осуществление разработки нового, или возникла необходимость в кардинальном обновлении существующего утвержденного плана.

Вся трагичность и комичность ситуации заключается в том, что в Ташкенте нет утвержденного Генерального плана. В этом случае та же статья 34 Градостроительного кодекса гласит: «Запрещается проектирование и строительство объектов на территории населенных пунктов без генерального плана и другой необходимой градостроительной документации».

В указе президента от 17 августа 2018 года № УП-5515 прямо сказано, что «отсутствие утвержденного генерального плана города Ташкента приводит к неупорядоченному строительству…» Нет утвержденного Генерального плана – не должно быть отвода земельных участков и, соответственно, решений хокима о выделении земли для строительства!

Но чиновники выбирают из законодательства лишь то, что им выгодно. Или создают условия, чтобы принятый закон просто не смог осуществляться.  

1 марта 2020 года вступил в силу закон от 13 августа 2019 года № ЗРУ-552 «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». Для его исполнения указом президента было предусмотрено принятие ряда нормативно-правовых актов:

  • Земельного кодекса в новой редакции (не принят);
  • Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» (подписан президентом 13 августа 2019 года, вступил в силу с 1 марта 2020 года);
  • Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими юридическим лицам (подготовлен проект постановления правительства 1 июня 2019 года ID-3684, Положение не принято);
  • Положения о порядке определения границ земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к ним, необходимых для осуществления производственной деятельности (подготовлен проект постановления правительства 8 мая 2019 года ID-3366, Положение не принято);
  • Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома (подготовлен проект постановления правительства 1 июня 2019 года ID-3687, Положение не принято).

Срок, определенный для начала приватизации земельных участков указом президента от 10 января 2019 года, оказался сорванным. Почему так важно установление частной собственности на земельный участок? Это позволит усилить позиции собственников при отстаивании ими своих прав. «Положение», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 16 ноября 2019 года № 911, «не распространяется на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности».

К земельным участкам, находящимся в частной собственности, уже не может быть применена формулировка «изъятие земельных участков для осуществления инвестиционных проектов». Статья 35 закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» гласит: «Изъятие приватизированного земельного участка у собственника допускается только при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации». Статья 37 уточняет, что «национализация приватизированного земельного участка: осуществляется исключительно для государственных и общественных нужд и при получении согласия собственника земельного участка…»

Подождите радоваться! В законе «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» существует статья 11, которая говорит о том, что «приватизации не подлежат земельные участки: расположенные на территориях, не имеющих утвержденных и опубликованных схем планировки…» Раз в столице нет утвержденного Генерального плана, то с большой долей уверенности можно сказать, что отсутствуют и утвержденные схемы планировки: эти схемы обеспечивают связь территориального планирования с проектно-планировочными работами.

Даже если они есть, то, согласно закону, эти схемы должны быть утверждены и опубликованы. В противном случае, выкуп земельного участка невозможен. Сколько лет Ташкент развивается без утвержденного Генерального плана? Сколько лет чиновники смогут отказывать в приватизации земельного участка, ссылаясь на отсутствие утвержденных схем планировки? Ловко придумано: так можно тянуть с выкупом земельных участков годами и десятилетиями.

«Лучшие умы не в правительстве. Если бы они там были, бизнес украл бы их» (Рональд Рейган, 40-й президент США)

Власть как будто не замечает проблем владельцев земельных участков, и направляет все свои действия на защиту интересов застройщиков.

На видеоселекторном совещании, которое 20 апреля 2020 года провел глава государства, был презентован механизм, согласно которому Государственный фонд по поддержке развития предпринимательской деятельности будет предоставлять частным подрядным организациям частичную компенсацию расходов по процентам кредитов и поручительство в размере до 50 процентов от суммы кредита. На совещании была отмечена необходимость продления ипотеки, выдаваемой по новому порядку, с 15 до 20 лет, повышения верхней границы суммы ипотеки на основе рыночных требований.

Перед акционерной компании «Узкурилишматериаллари» поставлена задача довести в первом полугодии производство продукции до 10 триллионов сумов и до 22 триллионов сумов до конца года. Основной возможностью обеспечения этих показателей является экспорт.

23 апреля 2020 года выходит постановление правительства (№ 247) о временном приостановлении на период с 1 мая по 31 декабря 2020 года ввоза по импорту цементной продукции. Но уже 22 мая 2020 года постановлением Кабинета Министров (№ 309) ввоз по импорту цементной продукции был возобновлен с 23 мая.

19 мая 2020 года было принято постановление президента «О мерах по ускорению работ по строительству многоэтажных домов в регионах», которое освобождает от таможенных платежей (за исключением НДС и сборов за таможенное оформление):

  • на срок до 1 января 2021 года импортируемая новая строительная и специальная техника, а также транспортные средства по перевозке грузов (27 видов);
  • в период с 1 июля 2020 года по 1 июля 2023 года импортируемые формы для заливки бетона, машины и механизмы для приготовления.

Такая забота о строительной отрасли… И что мы имеем?

5 мая на видеоселекторном совещании президент Узбекистана высказал свое мнение о чрезвычайных происшествиях в Бухарской и Сырдарьинской областях, а также раскритиковал сферу строительства,

Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что в сфере строительства присутствует коррупция. «Я сам видел несколько раз. Где есть качество, там есть результат. Где нет качества, там коррупция, хищения и организации, которые провели тендеры с «ура-ура». Заместители премьер-министра, говорящие «все сделаем» и «есть, будет сделано», теперь не смогут работать. Это дело закончится по-другому. Я сделаю большой анализ, я вынужден анализировать. Я буду вынужден попрощаться со многими людьми», - сказал глава государства.

6 мая Комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам провел видеоконференцию. Комитет заслушал информацию Министерства строительства о проводимой работе по борьбе с коррупцией в данной сфере.

За 2019-2020 годы по данным органов прокуратуры, выявлены факты хищения на общую сумму 38 млрд сумов (строительные материалы по льготным ценам и другие материальные ценности). За 2018-2019 годы в строительной сфере совершено 365 уголовных преступлений, из них 72 процента связаны с коррупцией. При этом, из числа привлеченных к уголовной ответственности, 14 являются работниками системы министерства строительства.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 29 мая ознакомился со строительством специализированной многопрофильной больницы в Зангиатинском районе Ташкентской области. «Многие больницы, диагностические центры расположены разрозненно. Качество диагностики и лечения не отвечает требованиям. А средства тратятся. В каждом деле должен быть критерий - какую пользу наш народ получает от каждого потраченного государством сума», - подчеркнул президент.

«Какую пользу наш народ получает от каждого потраченного государством сума…» Очень правильная постановка вопроса. Тратить можно огромные суммы, но если нет контроля над их использованием или денежные средства расходуются неэффективно, то это никак не скажется на сохранении или повышении жизненного уровня населения.

Генпрокуратура Узбекистана раскрыла статистику по уголовным делам, заведенным на чиновников. В стране за первые три месяца этого года по 87 уголовным делам к уголовной ответственности привлечены 115 должностных лиц. Из них четверо являются сотрудниками областных и 111 – сотрудниками районных (городских) подразделений министерств, ведомств и организаций.

«Привлеченными к уголовной ответственности совершены такие преступления, как хищение чужого имущества путем присвоения и растраты (50 лиц), получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве (21), мошенничество (7), должностной подлог (6), халатность (3), злоупотребление служебным положением (1) и другие преступления (27 лиц)», – сообщили в надзорном ведомстве.

В результате должностных преступлений государственным и общественным интересам причинен ущерб в размере 51,3 миллиарда сумов.

Генеральный прокурор Узбекистана Нигматилла Юлдашев на четвертом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассказал, что после проверки использования денег, выделенных на строительство, были выявлены хищения в размере 75 миллиардов сумов. В результате были привлечены к ответственности 300 виновных лиц. Была проведена повторная экспертиза внесенных в инвестиционную программу 1 379 строительных проектов и обеспечена экономия 1 трлн сумов бюджетных средств.

Хищения и несоблюдение качества при выполнении строительных работ могут привести к катастрофическим последствиям. Стоит напомнить, что по сообщению пресс-службы Генеральной прокуратуры рассматриваются четыре версии прорыва дамбы в Сардобе (стоимость проекта – 1,2 трлн сумов бюджетных средств). Из них три связаны с человеческим фактором (ошибки при проектировании, несоблюдение строительных норм, ошибки при эксплуатации).

Вместо послесловия, или китайская притча о борьбе с коррупцией

У одного мудрого китайского Учителя был маленький садик с прекрасными цветами. Ученик видел, что каждый день Учитель, согнув спину, пропалывает сорняки в своем саду. Сорняки вырастали опять, и Учитель вновь и вновь пропалывал свой цветник.

Однажды Ученик не выдержал, и обратился к Учителю:

- Ответь мне, мой мудрый Учитель, зачем ты каждый день пропалываешь сорняки? Ведь твоя работа бесполезна. Сколько бы ты не трудился, не вырывал сорняков, на следующий день они появляются опять. Тебе с ними не справится.

- Ты прав, и не прав, - ответил Учитель. – Я и, правда, никогда не смогу победить сорную траву. Но, если я перестану ее вычищать, то она укрепится, разрастется и погубит мой любимый цветник. Поэтому моя прополка никогда не закончится. Не делать ее нельзя...

***

Как Учитель боролся с сорняками, так необходимо жестоко бороться с коррупцией. Она была, есть и будет всегда, пока существует человеческое общество. Но если не «пропалывать» постоянно коррупционеров, они быстро укрепят свою власть и влияние, создадут систему и отравят все вокруг себя и, в конечном итоге, погубят и общество, и само государство.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости