Народ не может и не должен жить дальней целью, ибо дальняя цель всегда служит оправданием ближайшему мошенничеству.
Первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Узбекистана Садык Сафаев дал интервью рамках видеопроекта Alter Ego, в котором отметил, что «никогда не воспринимал это словосочетание – узбекская модель развития».
«Сегодня, я думаю, что можно сформулировать новую политику, которая проводится... Она предельно проста. Светская демократия, открытое общество и социально-ориентированная рыночная экономика. И я готов подписаться под частью каждой из этой триады», - заявил Садык Сафаев. - Модель, куда мы стремимся, светская демократия, открытое общество, включая развитие гражданского общества, социально-рыночная экономика, на мой взгляд, единственно правильная. Нет альтернативы. Я не буду уже приводить слова Черчилля о демократии, что нет ничего лучшего».
То есть, нам предлагается новая политика, которая направлена на достижение «светской демократии, открытого общества и социально-ориентированной рыночной экономики». О терминах поговорим чуть позже. Сначала посмотрим, чем же отличается сформулированная триада от принципов «узбекской модели» развития.
Остановимся на трёх заключительных принципах «узбекской модели». Третий принцип - обеспечение законности, верховенство права во всех сферах общественной жизни. Этим принципом во главу угла было поставлено создание новой законодательной и институциальной базы правового государства, в котором реально обеспечивается равенство всех форм собственности, права человека и демократические формы управления обществом.
Четвёртый принцип - сильная социальная политика. Этот принцип предусматривает социальную ориентированность экономических реформ с особым вниманием к социальной защите наиболее уязвимых слоёв населения.
Пятый принцип - постепенный эволюционный переход к рыночным отношениям, отказ от шоковой терапии.
После обретения независимости Узбекистаном был провозглашён курс на создание сильного демократического правового государства с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом. Эти положения очень схожи с триадой целей, изложенных в «новой политике» Садыком Сафаевым.
И опять мы говорим о новом строительстве без указания конкретных сроков. И опять мы видим, что объявленные цели расходятся с реальностью. Государственный капитализм активно трансформируется в наиболее худший из видов капитализма – олигархический, который абсолютно социально не ориентирован.
Первый заместитель председателя Сената сказал: «Я не буду уже приводить слова Черчилля о демократии, что нет ничего лучше». «Нет ничего лучше» демократии?
В своей речи в Палате Общин 11 ноября 1947 года Уинстон Черчилль сказал буквально следующее: «Никто не притворяется, что демократия — идеал или ответ на все вопросы. Действительно, утверждалось, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех тех других форм, которые применялись время от времени; однако, в нашей стране распространено мнение, что править должен народ, править продолжительно, и что именно общественное мнение, выражаемое всеми конституционными способами, должно оформлять, направлять и контролировать действия министров, которые являются их слугами, а не хозяевами». Как видим премьер-министр Великобритании вкладывал в понятие «демократия» совсем другой смысл.
Недоумение вызвало и использование термина «светская демократия». Существуют три основных типа демократии: прямая (непосредственная – граждане сами участвуют в подготовке и принятии решений); плебисцитная (гражданам предоставлено право выбора, но отсутствует право принятия участия в подготовке процедуры) и представительная (формально власть исходит от народа страны, но функции управления государством осуществляются представительными органами, избираемыми гражданами). Некоторые исследователи выделяют также буржуазную, имитационную, консоциональную [разумное распределение управления во всех сферах – прим. авт.] и развивающуюся демократии.
Термин «светская демократия» использовал политолог Бернард Льюис, который был упомянут в интервью. В работе «Ислам: что пошло не так?» Льюис пишет: «Первый, объявляющий причиной всех зол отказ от божественного наследия ислама, защищает возврат к реальному или воображаемому прошлому. Это путь иранской революции и так называемых фундаменталистских движений и режимов в других мусульманских странах. Другой путь — светская демократия, лучше всего воплощённая в Турецкой Республике, провозглашённой Кемалем Ататюрком в 1923 году».
Но термин «светская демократия» некорректен. Даже в самой Конституции Турции слово «светское» употребляется шесть раз в контексте государства, республики и характера Турецкой Республики. Так, статья 2 гласит: «Республика Турция – демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права…» В светском государстве религия отделена от власти, а отношения между субъектами права регулируются на основе гражданских, а не религиозных норм.
Кстати, к Бернарду Льюису очень неоднозначное отношение, особенно в мусульманском мире. Достаточно привести одну цитату из его книги «Вера и сила: религия и политика на Ближнем Востоке»: «Либо мы принесём им свободу, либо они уничтожат нас». Как Запад приносит «свободу» мы прекрасно знаем.
Вторая цель из триады «новой политики» Садыка Сафаева – это открытое общество, которое характеризует демократическое общество, в котором обеспечен полный обмен информацией и свободный её выбор со стороны граждан, где осуществляются перемещения из одной страты [социальный слой или группа – прим. авт.] в другую. Открытое общество противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различным тоталитарным режимам).
Третья цель из триады «новой политики» первого заместителя председателя Сената – это построение социально-ориентированной рыночной экономики.
Понятие социально-ориентированной рыночной экономики было введено немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком в конце 1940-х годов. Первоначально термин служил для определения экономической политики, необходимой для построения общества, в котором сосуществуют «рыночная свобода» и «социальное выравнивание». Впоследствии его смысл был расширен: под социально-ориентированной рыночной экономикой стали подразумевать социально-экономический порядок, в котором используется рыночный принцип координации экономической деятельности, а также функционирует система социальной защиты населения.
Главной особенностью социально-ориентированной рыночной экономики является то, что преимущества и недостатки экономической действительности в ней рассматриваются не с позиции экономической эффективности производства и распределения, а с точки зрения благосостояния населения.
Все эти и другие принципы были уже описаны в трудах первого президента Узбекистана. Здесь нет ничего нового. Это такие же лозунги как, например, прежний «Узбекистан – государство с великим будущим».
Интересный эксперимент провёл журнал «Русский репортёр»: жителям нескольких российских городов предложили выдвинуть собственные предвыборные лозунги, как если бы на выборы шли они сами. Результат: «Лозунги кандидатов и лозунги избирателей, как выяснилось, совершенно не совпадают. Первые продвигают себя лично, абстрактные идеи, красивые слова. Избиратели, как правило, предельно конкретны, их нужды, идеи и, соответственно, лозунги практичны и жизненны».
Может нашим сенаторам тоже нужно быть поближе к народу, да и переехать жить в махалли, чтобы понять проблемы «внизу». Это предложение президента прозвучало на видеоселекторном совещании 26 февраля хокимам и прокурорам областей. Но ведь нужно смотреть шире.
Помните, как в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» герой Алексея Смирнова внушал:
— Пойми, студент, сейчас к людям надо помягше... А на вопросы смотреть ширше…
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.