Коллаж Repost.uz, фото из открытых источников
Недавно Repost.uz писал о том, что самолет Embraer E190AR авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, разбился недалеко от аэропорта казахстанского Актау. Жертвами крушения стали 38 человек.
В четверг сразу несколько авторитетных изданий сообщили, что воздушное судно могло быть подбито во время работы российской ПВО. Редакция Repost обсудила данную версию с военным экспертом и редактором издания Meduza Дмитрием Кузнецом.
Какова вероятность того, что причиной крушения самолета в Актау стала работа российской ПВО?
Она близка к 100%. Судя по всем объективным данным, которые у нас есть, это так.
Какой ракетный комплекс мог нанести такой удар?
В Чечне, где и произошел инцидент, который привел к трагическим последствиям, базируется 42 мотострелковая дивизия, у которой есть зенитный комплекс «Тор» и, насколько можно судить, туда были переброшены силы ПВО, а именно несколько батарей ЗРПК «Панцирь». И характер поражения, и тот факт, что самолет смог пролететь несколько сотен километров после попадания ракеты, говорит нам о том, что были использованы ракеты с не очень большой боеголовкой. При этом, ракеты эти были управляемы с помощью луча, с помощью подсветки с зенитно-ракетного комплекса. То есть, это были не переносные зенитные ракеты, которые имеют тепловую головку самонаведения, а именно подсвечиваемые с комплекса. Поэтому, это либо «Панцирь», либо «Тор». Точнее можно сказать, либо когда российская сторона признает и сообщит подробности, либо когда будут изучены поражающие элементы, которые наверняка есть в обшивке и салоне самолета.
То есть, это в любом случае ракета класса «Земля-воздух», не «Воздух-воздух»?
Да, это абсолютно точно. Два комплекса, которые находились на территории Чечни 25 декабря, что достоверно известно, вот один из них мог нанести этот удар.
Знаете ли вы какой потолок поражения у «Панциря»?
Если говорить о ракетах, которые используются против БПЛА, то практический потолок «Панциря» составляет 5 км. Но это в любом случае больше, чем у переносных зенитных установок.
Можно ли связать атаку украинских БПЛА и непосредственно само попадание по гражданскому самолету?
Да, безусловно, это так. Вряд ли это совпадение. Более того, мы с уверенностью можем сказать, что по данным Всемирной метеорологической службы METAR, не было никакого тумана и в посадке в аэропорту Грозного было отказано, вероятно, из-за того, что аэропорт был закрыт по причине атаки украинских БПЛА. В этот момент, если судить по не верифицированной расшифровке разговора с диспетчерами, самолет получил повреждения от взрыва ракеты.
Пилоты изначально расценили попадание как столкновение с птицами?
Да, в этом ничего удивительного нет. Это самый частый тип столкновения с предметом в воздухе.
Некоторые СМИ пишут, что самолет какое-то время был без навигации. Это может быть связано с работой российской РЭБ?
Скорее всего это так. Более того, у самолета не работал транспондер. Прибор, который передает параметры полета авиадиспетчеру. Поскольку этот сигнал не кодированный, энтузиасты обычно этот сигнал ловят и определяют положение и скорость самолета. Это используется в частности в работе сервиса FlightRadar. По данным мы видим, что после пересечения границы с Россией трек самолета исчезает. Это случается в России и у ее границ довольно часто в последнее время, что связано как раз с работой средств радиоэлектронной борьбы. Также, если верить расшифровке переговоров с диспетчерами, то пилот сообщал, что у него также не работает приемник GPS. То есть, он не знал свое точное местоположение. Понятно, что в авиации есть и другие методы, но в данном случае он пользовался приемником GPS и сигнал был потерян. Это совершенно нормально для нынешней России. Кроме того, эти системы РЭБ активируются в моменты опасности столкновения с беспилотниками.
Если ссылаться на расшифровку Telegram-канала ВЧК-ОГПУ, то пилоты уже планировали садиться в Грозном и полоса уже была включена. Насколько соответствует действительности, что в Грозном именно отказали в посадке?
В данном сообщении начало разговора с диспетчером отсутствует, поэтому подробности неизвестны. Насколько можно судить, в аэропортах Северного Кавказа был объявлен план «Ковер», который подразумевает закрытие аэропортов на посадку и на вылет. В тот же день аэропорт закрывали в Казани.
Можно ли проводить какие-то параллели со сбитием малайзийского Boeing над Украиной?
Кроме того, что присутствует гражданский авиалайнер и зенитно-ракетный комплекс, больше аналогий нет. Здесь Россия развернула на своей территории штатные средства, которые работали для защиты территории от беспилотников противника. В Украине же была тайно переданная Россией единичная пусковая установка вместе с экипажем. Кроме того, там самолет не пытался совершать посадку на территории Украины, а летел в эшелоне, а это совсем разные вещи. Соответственно, там была использована более мощная, дальнобойная и со значительно большим потолком использования ракета. Поэтому не так много общего. Я скорее сравнивал бы со сбитием украинского Boeing в Тегеране — это наиболее близкое по смыслу и сути происшествие. В Тегеране силы ПВО ожидали ракетной атаки США, поэтому это вызвало большой стресс, насколько можно судить по отрывкам расследования, которое потом проводилось. В связи с этим они не смогли правильно распознать цель и опознали Boeing как враждебную цель и он был поражен двумя ракетами.
Что можно ожидать от России в данном контексте?
Я думаю, что Россия поступит так же, как поступил Азербайджан, когда был сбит российский вертолет на территории Армении во время окончания войны в Карабахе в 2020 году. Тогда Азербайджан извинился и выплатил компенсации. Я думаю, что стоит ожидать аналогичного решения и со стороны России сейчас.
Мы живем в Узбекистане и активно летаем в Россию. Есть ли смысл авиакомпаниям менять маршруты в Россию?
Можно сказать, что авиационная безопасность в связи с боевыми действиями в России снижена. Сам инцидент не является удивительным просто потому, что зенитно-ракетные комплексы оптимизированы для сбития целей. Безопасность гражданских воздушных судов не является приоритетом при их использовании. Конечно, там есть системы защиты и опознавание целей. Но, например, был случай в 1988 году, когда американский эсминец современными средствами противовоздушной обороны сбил иранский авиалайнер А-300 над Персидским заливом, перепутав его с боевым самолетом. В условиях дефицита времени, стресса и цейтнота ошибки возможны, поскольку такие системы оптимизированы для борьбы с вражескими целями, поэтому во время ведения боевых действий сложно полностью исключить инциденты с дружественным огнем. Более того, уже известны случаи во время войны с Украиной, когда российские средства ПВО сбивали российские же военные самолеты, и со стороны Украины тоже известно несколько случаев предполагаемого дружественного огня. Также из-за неправильного опознания целей был случай, когда был сбит транспортный ИЛ-76, в котором находились украинские военнопленные, когда он был сбит украинской ПВО. Соответственно, ведение боевых действий на территории России не улучшает авиационную безопасность, мягко говоря. Тем не менее, как мы видим, боевые действия ведутся все с большей интенсивностью уже несколько лет, а случай с гражданским авиалайнером такой один. Поэтому преувеличивать тоже не стоит. Понятно, что если бы это было возможно с политической, экономической и социальной стороны, то воздушное пространство было бы закрыто. Максимальная дальность украинских беспилотников составляет 2 000 км. Это значит, что нужно было бы закрыть авиапространство на всей европейской территории России, а также над Уралом, а это мягко говоря не реалистично. Надо сказать, что и территория сопредельных государств также находится в опасности — периодически всякие средства поражения залетают и на территории сопредельных государств.
Если возвращаться к самому началу разговора, можно ли судить, что ракета наводилась вручную? Или там есть автоматический режим?
Там есть и автоматический режим, предназначенный в основном для скоростных целей. Сейчас больше всего сообщений про ЗРПК «Панцирь», но при этом «Тор» также присутствует на территории Чечни. Поэтому нужно дождаться либо признания российской стороны, либо результатов исследования поражающих элементов, которые у этих двух комплексов разные.