Узбекистан

12.09.2019 | 16:05

Новый или подержанный автомобиль?

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему у нас сохраняется нецивилизованный рынок подержанных автомобилей. 

Рано или поздно перед некоторыми людьми встает вопрос выбора между покупкой подержанного и нового автомобиля. И принять решение, как правило, очень нелегко. 

Совсем недавно были очереди за покупкой новых автомобилей, длительное ожидание поступления машин, «шапки» и «тюбетейки». Это вынуждало людей обращаться к нелегальным схемам приобретения автомобиля или покупать машину на автомобильном базаре. Но ситуация исправляется. И вот уже будущий владелец автомобиля в нерешительности: что лучше купить новую или подержанную машину?

Так вот ты какой, рынок подержанных автомобилей

Вторичный рынок автомобилей является частью сложной экономической системы. С одной стороны, он обладает свойствами свободного рынка, на котором цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. С другой стороны, активность и цены на данном рынке зависят от общего экономического положения в стране, ситуации на первичном рынке автомобилей, изменений в законодательстве и других факторов, оказывающих влияние на экономику в целом.

По сообщению заместителя председателя «Узавтосаноат» Умиджона Салимова, в 2017 году в Узбекистане уровень автомобилизации на 1 тысячу человек составил 83 автомобиля (в Казахстане 250 машин на 1 тысячу человек, в России – 334).

Лидером вторичного рынка автомобилей, несомненно, является отечественная марка Chevrolet. Неслучайно Узбекистан называют «страной белых Шевроле». За январь-июль 2019 года автомобили этой марки заняли 53 процента рынка подержанных машин. На втором месте марка LADA, удельный вес которой составляет 19,2 процента вторичного рынка автомобилей.

В России, по итогам 7 месяцев 2019 года, самой популярной моделью на рынке легковых автомобилей с пробегом остается LADA 2114, показатель продаж которой за этот период составил 77,1 тысячи штук. На втором месте подержанные автомобили Ford Focus (74,3 тысячи штук).

Рынок подержанных машин менее подвержен колебаниям: растет он медленнее нового, снижается – не слишком критично. В прошлом году продажи новых автомобилей в нашей стране выросли в 1,5 раза, а бывших в эксплуатации – примерно на 10 процентов. При этом по итогам 2018 года объем обоих рынков в денежном выражении оказался примерно одинаковым – около 1,9 млрд долларов (в России объемы продаж новых и подержанных автомобилей также равны – примерно по 35 млрд долларов).

Довольно «молодой» возраст реализуемых автомобилей с пробегом объясняется тем, что в Узбекистане существовали и существуют запретительные ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога для ввоза автомобилей, включая «автохлам».

Кроме того, при предъявлении сертификата происхождения СТ-1 для автомобилей, произведенных в Казахстане, России и Украине, действуют льготы при таможенной очистке. Также льготы предоставляются, если автомобиль произведен в стране, с которой Узбекистан заключил договор о зоне свободной торговли.

Это привело к расширению предлагаемого ассортимента легковых автомобилей по доступным ценам, и у многих владельцев появилось желание заменить марку Chevroletна другую или обновить ее.

По данным российского аналитического агентства «Автостат» Узбекистан вышел на первое место по импорту автомобилей российской сборки среди стран, не входящих в Евразийский экономический союз. Так, в первой половине 2019 года в нашу республику было завезено 4,3 тысячи автомобилей из России, в основном марки LADA. Это на треть больше аналогичного показателя прошлого года.

В отличие от отечественно рынка, в РФ начинает формироваться цивилизованный рынок продаж машин, бывших в эксплуатации. Так, в прошлом году 760 тысяч автомобилей (14 процентов всех реализованных подержанных машин) были проданы через официальные дилерские центры. Причем этот сегмент рынка активно развивается.   Маржинальность продаж на вторичном рынке достигает 15 процентов, что делает его интересным для авторитейла.

У нас же продажа автомобиля – это головная боль самого продавца. Хотя существует довольно многочисленные посредники-выкупщики, которые могут сразу приобрести машину со скидкой. Не обходится без «сюрпризов» и покупка подержанного автомобиля.

Мужчина мечтает об автомобиле. Женщина – тоже…

Автомобиль – он как друг, поэтому к выбору подержанного автомобиля подходят основательно. Ситуация на вторичном рынке такова, что лучшие автомобили уходят сразу перекупщикам, а если продает сам хозяин, то цена таких машин завышена.

Экспертное сообщество единодушно, что цена подержанного автомобиля, в основном, зависит от его возраста. Остальные факторы оказывают менее значимое влияние, в том числе такой, на первый взгляд важный фактор, как пробег автомобиля.

Принято считать, что нормальный показатель ежегодного пробега составляет 10 - 15 тысяч километров. Отсюда легко подсчитать, зная год выпуска, примерный пробег автомобиля. Например, 10-летнее авто проедет 100 – 150 тысяч километров. В случае значительных отличий от этих показаний, существует высокая вероятность, что километраж смотан.

Необходимо посмотреть, в каком состоянии находится салон. Если одометр десятилетнего авто показывает 30 тысяч километров пробега, а салон очень плох, то данные спидометра, скорее всего, были подправлены.

Особое внимание при покупке подержанной машины следует обращать на юридическую чистоту, совпадение всех номеров в документах и на самом автомобиле, состояние кузова и потом двигателя (кузов самая дорогая деталь в машине, далее по стоимости двигатель).

Вообще для выбора автомобиля целесообразнее приглашать специалиста: лучше заплатить ему за консультацию, чем потом тратить большие деньги на доведение «друга» до должного уровня.

Действительно, цена подержанного автомобиля зависит от возраста. Но это правило долгое время не работало в Узбекистане. Парадокс заключался в том, что старую машину можно было продать по цене новой и даже выше.

Первичный рынок автомобилей оказывал существенное влияние на ценообразование машин с пробегом. Кроме того, значительную роль играл дефицит автомобилей. Это способствовало развитию коррупции при реализации авто. До мая 2018 года автомобили Ravon в России продавались дешевле, чем в Узбекистане. Как признали в Узавтопроме, экспорт был убыточным.

Ущерб от экспорта покрывался за счет продаж автомобилей по завышенным ценам на внутреннем рынке. Постоянный рост цен приводил к тому, что многие жители начали заниматься своеобразным бизнесом «Продай старую машину по цене выше новой». Машины скупались, а через год - два продавались по новым ценам с учетом «шапки». Так формировались цены на вторичном рынке.

Проводимые реформы затронули и отечественных автопроизводителей. Были проведены кадровые перестановки, мероприятия по снижению себестоимости, оптимизированы отношения с дилерами, внедрена система онлайн продаж. Машины появились в свободной продаже, резко снизились сроки поставки, исчезла почва для злоупотреблений и коррупции.

Основным рынком для сбыта продукции отечественного автопрома является внутренний. Нормализация деятельности UzAuto Motors позволила упорядочить ценообразование на вторичном рынке и можно уверенно сказать, что та ситуация, когда автомобиль, бывший в эксплуатации, можно было продать по цене нового автомобиля в салоне, ушла в прошлое. Как и уходит в прошлое инвестиционная привлекательность автомобиля: ведь каждый год он теряет свою стоимость. Впрочем, так и должно быть, если речь идет о серийных автомобилях, а не о раритетной машине. С развитием автокредитования становится невыгодной и аренда автомобиля у частных лиц.

Ничто так не обесценивает вашу машину, как новая машина соседа…

Новая машина… Запах нового автомобиля… Его блеск… Но может лучше все-таки купить подержанную, но надежную машину?

Надежность автомобиля - это его свойство сохранять эксплуатационно-технические качества и безотказно выполнять свои функции при использовании на протяжении установленного заводом-изготовителем (или нормативного) пробега.

Существует научная теория надежности, которая подразделяет работу любых технических устройств на три этапа.

Первый этап – это период приработки. Для автомобиля это первые 5 тысяч километров пробега. За это время автомобиль проходит обкатку, и именно на этом этапе выявляется весь брак.

Второй этап – период нормальной работы. За это время автомобиль ломается крайне редко, и поломки носят случайный характер. Этот период соответствует пробегу от 5 до примерно 150 тысяч километров (в зависимости от модели он может быть увеличен до 200 тысяч километров).

Третий этап — период старения. Многие автомобилисты используют выражение «автомобиль посыпался»: ломается последовательно буквально все. Продлить ресурс такого автомобиля, можно капитальным ремонтом, но он не всегда целесообразен с экономической точки зрения.

Поэтому главная проблема при покупке подержанного автомобиля заключается в невозможности определения оставшегося ресурса нормальной работы до периода старения. Приобретая старые «надежные» автомобили можно купить машину, которая уже выработала свой ресурс или близка к этому. И поломки у такого автомобиля начнутся не из-за того, что вы выбрали плохой вариант, а просто из-за старости машины.

Как ни банально это прозвучит, лучшая машина – это новая машина https://repost.uz/utilization-story. Довольно часто можно встретить людей, которые, имея такую возможность, обновляют свои автомобили через каждые три – четыре года после покупки (период нормальной работы). Нет, не с целью получения дохода от перепродажи, - такого уже не будет, - а для спокойного пользования машиной. Конечно, выбирая новую машину, почти все покупатели (по статистике около 90 процентов)задумываются о том, сколько он потеряет от первоначальной цены через 2 или 3 года.

Интересное исследование по продаже подержанных машин провела российская компания «Правильная цена», проанализировав данные агентства «Автостат». Меньше всего на вторичном авторынке теряют в цене южнокорейские и японские автомобили, российскиеLADA.

У кого нет возможности менять машины через каждые три года, следует обратить внимание при покупке автомобиля, как говорилось выше, на его возраст и пробег. Большую помощь при выборе машины с пробегом оказал бы вывод вторичного авторынка из неформальной экономики и развитие программ trade-in.

Вывести вторичный автотрейд на свет…

Рынок подержанных автомобилей нуждается в регулировании, чтобы продавать или покупать автомобиль через дилерские сети было выгодно и владельцу авто, и потенциальному покупателю, и государству. Тем более, что российский опыт показывает эффективность развития прозрачного рынка машин, бывших в употреблении: доля продаж дилерами увеличилась с 6 процентов в 2014 году до 14 процентов в 2018 году.

На развитых зарубежных рынках через дилеров продается около 30 процентов всех машин с пробегом. У нас также необходимо развивать такие структуры. Это не так сложно сделать, учитывая, что почти треть (32,2 процента) рынка подержанных авто приходится на город Ташкент (в РФ на Москву приходится 5,1 процента всего вторичного рынка машин, на Санкт-Петербург – 3,3 процента).

Сейчас, чтобы купить машину, нужно ехать на авторынок, общаться с «серыми» дилерами, обзванивать объявления о продаже, объезжать все подобранные варианты лично. В РФ всю информацию о машине можно получить онлайн через специальные сервисы: год выпуска, количество владельцев, пробег, наличие обременений (лизинг, автокредит, залог), ограничения и штрафы, участие в дорожно-транспортных происшествиях, страхование и страховые случаи, проведенные технические осмотры, техническое обслуживание и ремонт…

Изменился стандарт продажи автомобиля с пробегом. Теперь сами клиенты обращают внимание на наличие таких параметров, как полная техническая диагностика транспортного средства, проверка юридической чистоты и истории машины, наличие пакета дополнительных услуг. А осуществление предпродажной проверки автомобиля с пробегом становится обязательным условием авторетейла. В настоящее время автоцентры в России выставляют на продажу подержанные автомобили после проведения их технического обслуживания, с оформлением диагностической карты, с проверкой автомобильной истории и предоставлением гарантий от дилера.

Внедрение прозрачности на рынке подержанных машин – это необходимость. Вся история автомобиля должна быть доступна любому покупателю. И это главный тренд современного вторичного рынка.

Большим подспорьем для формирования цивилизованного вторичного авторынка Узбекистана является принятие 18 июля 2019 года постановления президента «О дополнительных мерах по ускоренному развитию автомобильной промышленности Республики Узбекистан». Программа trade-in, указанная в постановлении и которая начнет осуществляться с 1 октября 2019 года, предусматривает возможность приобретения нового автомобиля отечественного производства при передаче собственником подержанного автомобиля официальному дилеру. При этом владелец должен доплатить разницу между стоимостью старой и новой машины.

Это очень хорошее начинание, которое избавит авторынок от «серых» посредников – выкупщиков и ускорит процесс обновления машин.

Следует отметить, что система trade-in в классическом виде представляет дополнительный бонус покупателю машины:  автопроизводитель компенсирует часть стоимости автомобиля при его продаже. И такая торговая система уже внедрена в Узбекистане. Год назад LADAначала осуществлять программу trade-in, которая субсидируется самим автопроизводителем.

Вместо послесловия, или покупая подержанную машину – не обманись

Одному человеку всегда нравились машины. Но одна модель авто нравилась ему больше всего. Она почти каждую ночь появлялась в его снах, красивая и блестящая.

Да, это была машина мечты. Он думал о ней постоянно. Работал, чтобы накопить деньги, оставался на сверхурочную работу, трудился по выходным. И, наконец, у него скопилась сумма, достаточная для покупки этой машины.

Он посетил все автосалоны, но машины той марки и модели не было. Каждый день он приходил в салоны в надежде, что вот сегодня ему наконец-то повезет, и он уедет на машине своей мечты. Но дни проходил за днями, месяц за месяцем, но того автомобиля все не было. Продавцы лишь смущенно разводили руками и говорили, что эта модель снята с производства, и что ее уже не будут продавать. Но человек, с упрямством обреченного, регулярно посещал все автосалоны.

Так прошел год. И вот случайно, забредя на незнакомую улицу, он увидел салон по продаже подержанных автомобилей. Взглянув на витрину, он остолбенел: за стеклом магазина он увидел её – машину своей мечты! Той самой марки, той самой модели и того самого непередаваемого цвета. Она стояла и переливалась в лучах светильников. Ему даже показалось, что машина подмигнула ему.  Да, это была она – ведь эту машину он бы сразу узнал среди тысяч других.

Он ворвался в салон, обежал машину и метнулся к кассе. Когда человек спросил у продавца цену, то она показалась ему заниженной. Не обращая на это внимания, он вытащил карточку и оплатил ею покупку.

Всё! Это случилось! Знаете ли вы, что чувствует человек, постоянно думающий об одной машине, годами копивший на ее покупку и уже отчаявшийся ее найти? И теперь она стоит перед ним. Совсем рядом, совсем близко… Она моя!

Человек садится на место для водителя и нежно кладет руки на руль. Лоб покрылся испариной, сердце бешено колотится, пальцы дрожат так, что с первого раза даже не удается вставить ключ в замок зажигания.

Человек медленно поворачивает ключ и … ничего не происходит. Он пробует еще раз. Результат тот же. Душа уходит в пятки.

«Что с ней не так?!» – спрашивает человек у продавца.

И продавец отвечает: «Она без двигателя».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости