Коллаж Repost.uz. Фото: Открытые источники / Э. Юлдашев
Доктор PhD по искусствоведению, академик Стамбульской киноакадемии, экс-глава аппарата «Узбеккино» и ташкентского ВГИК Эльдар Юлдашев специально для Repost.uz разобрал ситуацию в узбекском кино. Он высказался об «Аноре», возможных причинах ее запрета, а также объяснил, почему государство вкладывает большие деньги в кино, но отрасль остается убыточной. Кроме того, эксперт попытался ответить на главный вопрос: почему узбекские фильмы не попадают на «Оскар»?

Эльдар Юлдашев
На фоне всей шумихи вокруг 97-й премии «Оскар» вспомнил, что в мае 2024 года, во время визита президента Шавката Мирзиёева в Дворец кино («Панорама»), один из наших режиссёров дал слово лидеру страны, что получит «Оскар», – говорит Юлдашев.
Он заявил, что очень надеется на это, но «для начала, наверное, ему нужно начать проводить классические кастинги и перестать снимать членов семьи в главных ролях своих фильмов. Это будет первым шагом к качеству, и, наверное, так будет легче исполнить обещание, данное главе государства».
О шумихе вокруг «Оскара»
Триумфатором «Оскара» стал Шон Бейкер с фильмом «Анора». Он стал вторым в истории мирового кинематографа после великого Уолта Диснея, кто лично получил четыре статуэтки за один вечер (за сценарий, монтаж, режиссуру и лучший фильм). Пятую статуэтку фильму принесла Майки Мэдисон — та самая ненавистная Анора. Кстати, в этой же категории её конкуренткой была сама Деми Мур за роль в ещё одном запрещённом в Узбекистане фильме «Субстанция».

Запреты в Узбекистане
Что касается запретов, по словам эксперта, «Анора», не первая и не последняя. В Узбекистане были запрещены, например, нашумевшая «Субстанция» с Деми Мур или детский мультфильм «Миньоны» Кайла Балды.
Исполнители на местах забывают главную истину, связанную с запретами: «запретный плод сладок».
Эльдар Юлдашев провел параллели с «Боратом», который показал, что запреты не всегда работают. Одни только названия франшиз «Бората» говорят сами за себя: «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» или «Борат: подарок в виде порнографической обезьянки вице-президенту Майклу Пенсу, который принесёт пользу недавно поредевшей нации Казахстана».

Резонанс в казахстанском обществе был логичным и ожидаемым. Патриотическое объединение «Намыс» собирало петицию и подало её в консульство США, а хештег #CancelBorat в казахском сегменте интернета оставался в топе долгие месяцы. Однако экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призывал относиться к фильму с юмором, а экс-глава МИД страны Ержан Казыханов указывал на десятикратное увеличение туристического потока после выхода фильма.

А с «Анорой» в Узбекистане всё произошло по классической схеме — «Пастернака не читал, но осуждаю», так как на тот момент (и, возможно, до сих пор) в Агентстве кинематографии фильм никто не смотрел, утверждает Эльдар Юлдашев.
Мнение о фильме «Анора»
Для меня сам фильм далеко не шедевр. Это средняя социальная драма, хотя авторы называют картину романтическим комедийно-драматическим фильмом. Я смотрел его на большом экране кинотеатра «Художественный» в оригинале в компании народного артиста Узбекистана Эльера Ишмухамедова. Как остроумно пошутил Эльер Мухитдинович: «На фильм должны были обидеться армяне, но не узбеки». Я с ним полностью согласен, – заявил эксперт.
Перед тем, как что-то запрещать, по его мнению, нужно читать не посты с копипастами в Telegram-каналах, а официальные источники.
Например, интервью режиссёра Шона Бейкера, где он утверждает, что Анора «русская по национальности» и «родом из одной из постсоветских стран».
Узбекистан и «Оскар»
По словам Юлдашева, у Узбекистана уже 6 лет есть официальный оскаровский комитет, зарегистрированный Американской киноакадемией в мае 2019 года благодаря стараниям ННО «Центр развития кинематографии». Киновед все еще числится в составе комитета.
Мы дважды выбирали фильм «Две тысячи песен Фариды» в качестве заявки от Узбекистана на премию «Оскар» в номинации «Лучший художественный фильм на иностранном языке». В 2020 году картина не была включена в лонг-лист из-за нарушения в подаче заявки, а через год, в 2021 году, фильм в лонг-лист всё-таки попал. После этого мы больше не собирались, – сказал Эльдар Юлдашев.

На последний «Оскар» из Центральной Азии свои фильмы отправляли Казахстан и Кыргызстан. Последний представил драму «Рай под ногами матерей» — самый кассовый фильм СНГ из региона за прошедший год.
В этом году из постсоветских стран заветную статуэтку получила Латвия за лучший анимационный полнометражный фильм. Единственной номинацией на «Оскар» из Центральной Азии остаётся фильм «Монгол» (Казахстан, 2008).
Кинематограф Узбекистана: цифры и реальность
На последней масштабной пресс-конференции Министерства культуры стало ясно, что для руководства Агентства кинематографии в приоритете остаётся «духовная экспертиза» как элемент контроля идеологии. Это выглядит нелогично на фоне принятого закона о креативной экономике и стремления вступить в ВТО, считает эксперт.
Сегодня государство активно финансирует сферу кино: строятся новые объекты, модернизируется инфраструктура. В период с 2017 по 2024 год было принято семь постановлений и один указ президента, тогда как ранее на высшем уровне был подписан всего один документ.
В 2017 году на кинопроизводство выделили 12,2 млрд сумов, в 2018 году — 33,6 млрд, в 2019 — 55,9 млрд, в 2020 (ковидном году) — 75,8 млрд, а в 2024 — уже 105 млрд сумов. Однако при всей этой поддержке узбекский кинематограф остаётся одним из самых убыточных в регионе, что приводит к отсутствию рынка, считает Эльдар Юлдашев.

В 2020 году в стране насчитывалось 74 кинотеатра, а в 2024 году — всего 40, то есть почти в два раза меньше. Более того, за последние месяцы закрылся ТРЦ Anhor, а с ним и Anhor Cinema, а также шестизальный кинотеатр Salom Cinema.
Из выделенных средств на кинопроизводство, обратно в бюджет вернулись лишь 0,84%, а посетили кинопоказы всего 0,32% зрителей из общего числа населения страны. Если цифра кинотеатров сегодня уменьшилась вдвое, то логически она повлияла и на остальную статистику.
Если говорить о прошлом, то даже в советское время узбекское кино было прибыльным. А в нулевые годы Узбекистан был лидером кинопроизводства в регионе: аншлаги были не только в узбекских кинотеатрах, но и в кинотеатрах всей Центральной Азии — и не на фильмы Marvel, а на национальные картины частных студий.
Чтобы вернуть этот успех, нужно восстановить рынок, вернуть частных инвесторов, снять цензуру и делать кино под девизом: «Зритель голосует билетом», сказал киновед.
И главное — эта статья не критика, а демонстрация огромного потенциала и возможностей для дальнейшего развития, заключил эксперт.
P. S. Еще одна деталь про «Анору». По словам Эльдара Юлдашева, агенты предлагали привезти в Узбекистан Шона Бейкера и актерский состав картины, но местные представители сферы отказались от этой идеи из-за запрета фильма. В итоге, ожидается приезд только российского актера Юры Борисова.