Узбекистан

20.12.2020 | 14:03

Почему некорректно сравнивать долларовые цены на выпускаемые отечественные автомобили

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему сравнение долларовых цен на выпускаемые отечественные автомобили на внутреннем рынке некорректно. 

Монополия в любой её форме есть налогообложение усердия ради поддержки лености, если не грабежа. 

Джон Стюарт Милль, английский экономист и философ. 

За два года цены на автомобили Chevrolet, произведённые в Узбекистане, снизились от 7 процентов до 23 процентов в зависимости от модели, говорится в недавно опубликованном заявлении пресс-службы АО «UzAuto Motors».

«Чтобы понять, насколько точно исполнился прогноз «UzAuto Motors» о снижении стоимости автомобилей Chevrolet, нужно, прежде всего, сравнивать их без учёта НДС, чтобы показатели были сопоставимыми, - говорится в заявлении АО «UzAuto Motors». - А во-вторых, для объективного понимания все цены лучше привести к долларовому эквиваленту».

Исполнение прогноза нельзя оценивать без влияния всех наступивших или потерявших своё влияние факторов. Поэтому предвидеть динамику цен чрезвычайно сложно: иногда имеют место резкие перемены в ценах. Тем не менее прогнозирование цен в рыночной экономике является насущной необходимостью, так как от цен зависят объёмы продаж и уровень прибыли. 

И не совсем правильно применять своего рода «дефлятор» и очищать стоимость продукции от влияния отмены льготы по уплате налога на добавленную стоимость (НДС). Если бы такой подход освобождал покупателя от уплаты дополнительных средств, тогда можно было говорить об этом. Но на практике такого не происходит.

На счёт приведения цен к долларовому эквиваленту. Этот подход может применяться в целях межстранового сопоставления выпускаемой аналогичной продукции, но применять его для отслеживания динамики цен отечественной продукции неправильно. Ведь в национальной валюте производятся часть производственных затрат предприятия и расходов по реализации товаров и услуг, административные расходы, прочие операционные расходы. 

Также в национальной валюте получают заработную плату потенциальные покупатели продукции АО «UzAuto Motors» на внутреннем рынке. Но давайте примем все условия АО «UzAuto Motors» и посмотрим на то, какая картина получится.

В видеофайле, представленном АО «UzAuto Motors», сразу бросается в глаза, что наибольшее снижение цен наблюдается у моделей «Трекер» и «Малибу» - по 23 процента за 2018-2020 годы. Но весь фокус заключается в том, что начиная с текущего года АО «UzAuto Motors» не собирает эти модели.

В прошлом году было выпущено 7 930 штук «Трекер» (при этом в ноябре 1 174 штуки и в декабре 327 штук) и 5 944 штук «Малибу», соответственно, 1 779 и 55 штук. Видно, что в компании стремились до конца прошлого года использовать все комплектующие для этих моделей. Тогда возникает вопрос: «Какую цену «Трекер» и «Малибу» показывает общество на своих слайдах за 2020 год, если в текущем году не было выпущено ни одной машины этих моделей?» 

АО «UzAuto Motors» придумало замечательный ход: «Зачем производить автомобили самим?» Пусть даже методом крупноузловой сборки (SKD - Semi Knocked Down - «полуразобранный») из поставляемого машинокомплекта. Ведь можно просто покупать готовые автомобили и перепродавать их своим гражданам. 

Так, до 2022 года модели Volkswagen и Škoda будут импортироваться в готовом виде. С конца декабря 2019 года АО «UzAuto Motors» также начало импортировать автомобили «Tahoe», «Traverse», «Trailblazer» и «Equinox» в готовом виде. Весьма примечательно, что в октябре 2019 года в Узбекистане была отменена льгота на импорт дорогих иномарок.

Показательна ситуация и с машинами «Трекер». «SAIC-GM» - совместное предприятие американской General Motors и китайской SAIC Motor - 12 декабря начало экспорт Chevrolet Tracker второго поколения на международный рынок. Первая партия из 209 автомобилей отправилась в Узбекистан. Компания SAIC-GM объявила, что начало экспорта Tracker в Узбекистан представляет собой важный шаг в укреплении её бизнеса, который она будет и дальше расширять с помощью новой стратегии по экспорту автомобилей в Среднюю Азию.

Вот так граждане нашей страны поддерживают китайских автопроизводителей. Вот так наше «богатое» население увеличивает рентабельность деятельности национального автопроизводителя. Вот так АО «UzAuto Motors» с гордостью заявляет, что «вместо двухтриллионных убытков 2016-2017 годов отчитался о почти 3 триллионах прибыли по итогам 2019 года».

Интересно, что в октябре 2020 года ряд депутатов направил запрос в Государственный таможенный комитет и Министерство финансов для получения подробной информации о льготах АО «UzAuto Motors» и Джизакского автомобильного завода при импорте автомобилей и утилизационном сборе. Предоставленные ГТК данные оказались конфиденциальными, то есть только для ознакомления и без возможности раскрыть её для общественности.

«Конфиденциальность информации, даже без ознакомления с документом, ещё раз подтвердила наши подозрения о том, что АО «UzAuto Motors» и ООО «Джизакский автомобильный завод» предоставляют льготы на миллиарды сумов на импортные автомобили», - сказал депутат Дониёр Ганиев.

Теперь обратимся к вопросу о валютном эквиваленте цены. О том, что такой подход при анализе цен на отечественную продукцию, предназначенную для внутреннего рынка, не совсем корректный, говорилось выше. Ради интереса сравним цены, представленные АО «UzAuto Motors» и выраженные в национальной валюте, на легковые автомобили за 2018-2020 годы. Особо подчеркну, что цены на 2020 год даны без учёта НДС. 

Сумовая цена на «Дамас» за 2018-2020 годы выросла на 15,3 процента; на «Нексию» - на 9,6; на «Кобальт» - на 4,6; на «Спарк» - на 5,1 процента. Лишь цена «Джентры» показала незначительное снижение за этот период на 1,4 процента. Ещё раз напомню, что это цены без НДС. При сравнении розничных цен с учётом НДС расхождения будут значительно выше приведённых значений.

И АО «UzAuto Motors» говорит о каком-то снижении цен и выполнении обещаний? Давайте вспомним. В июле 2018 года, выступая на заседании международного пресс-клуба, председатель правления АО «Узавтосаноат» Шавкат Умурзоков обещал снизить цены на автомобили отечественного производства в 2019 году. 

«Я обещаю, что со следующего года появятся различные скидки, постараемся снизить цены. Вы почувствуете, как все изменится в 2019 году», – сказал он.

Председатель правления АО «Узавтосаноат» ни словом не обмолвился, что произойдёт снижение уровня цен на выпускаемые легковые автомобили при умозрительном заключении сохранения базовых условий и выражении цен в долларах. Напомню, что с 1 июля 1994 года законным платёжным средством на территории Республики Узбекистан является «сум».

Поэтому выдумывание каких-либо условий, при которых цены на легковые автомобили якобы снизились, а тем более подведение для обоснования использование долларов («Для большинства граждан Узбекистана, привыкших в уме пересчитывать сумовые цены автомобилей на доллары, это вполне понятное действие» - из сообщения пресс-службы – прим. авт.) является неприемлемым и неправильным. 

Всегда лучше говорить правду. Великий поэт и государственный деятель Алишер Навои не зря писал: «Человек может допустить ошибку; признание её облагораживает его. Но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Популярные новости

Популярные новости