Фото: Choynakning Qopqog’i
В Узбекистане в настоящее время очень много машин на ДВС. Для них созданы все условия. По стране множество АЗС, автосервисов и прочих мест, где можно решить определенные проблемы касательно автомобиля.
Но какая обстановка в стране в плане электромобилей? В республику в января по сентябрь 2021 года завезли 558 электромобилей. Это хороший показатель. Но есть ли условия в Узбекистане для того, чтобы без каких-либо трудностей пользоваться электрокаром.
Если говорить об инфраструктуре, то в стране в июне 2021 года установили 21 зарядную станцию, где владельцы «электричек» могут зарядить свою машину.
Четырнадцать станций установлено в Ташкенте, три в районе Чарвака, одна на перевале Камчик и еще три расположились в Фергане. Ровно год назад в республике было лишь три станции.
Скриншот
Шесть зарядных станций были установлены возле супермаркетов столицы еще с февраля 2021 года. Также несколько станций были установлены частными предпринимателями.
Редакция Repost Avto решила узнать у известного автоблогера и владельца электрокара Choynakning Qopqog'i о том, каково ему владеть электрическим авто в Узбекистане, как обстоят дела в плане инфраструктуры для электромобилей и какие недостатки имеются у таких машин.
Какой у вас электромобиль?
Мой электромобиль — Xpeng G3. Один из самых популярных автомобилей в Китае. По классификации машина является субкомпактным кроссоверов, полностью электрическим автомобилем.
Фото: Choynakning Qogqog'i
Ежемесячный пробег
В день я проезжаю около 100 километров. В месяц — примерно около 2,5 тысяч километров. Я купил это авто в середине марта 2021 года, и за год я проехал чуть больше 30 тысяч километров.
Сколько денег уходит на полную зарядку?
У меня батарея — 47 кВт. В домашних условиях я заражаю каждый киловатт по 300 сумов, а в общем получается около 15 тысяч сумов на полную зарядку. А каждые 100 км пробега мне обходится в 4 500 сумов.
Фото: Choynakning Qogqog'i
Зарядка электромобиля занимает куда больше времени, нежели заправка машины бензином. Не вызывает ли у вас трудностей в графике этот нюанс?
Нет. Зарядка не вызывает у меня никаких трудностей. Я «заряжаюсь» дома ночью. Приезжаю домой после работы, ставлю машину на зарядку, а утром с полной батареей я выезжаю вновь по своим делам.
А вот когда мне нужно экстренно куда-то выехать в конце дня или в середине дня, и, если я знаю, что оставшейся батареи мне может не хватить, то я заезжаю на Fast Charge (быстрая трехфазная зарядка), и там за полчаса или же максимум за час мой автомобиль заряжается до ста процентов.
Никаких проблем с зарядкой я не испытываю, потому что у меня свой дом, свой гараж, там есть розеточка и адаптер на три кВт, благодаря чему с зарядкой трудностей не возникает.
Бывают ли проблемы с ГАИ?
Да нет, никаких проблем не бывает. Если лично у меня, то бывает, что среди инспекторов ДПС встречаются подписчики, и они останавливают, чтобы поздороваться.
Если же я куда-то тороплюсь, то я мило здороваюсь, объясняю сотруднику ДПС, что спешу, и говорю, что мы пообщаемся в следующий раз. Проблем с ГАИ я не испытываю.
Фото: Choynakning Qogqog'i
На что уходят деньги помимо зарядки?
В этом и фишка электрокаров, что кроме зарядки тратить денег не на что. Масла в нем нет, которое нужно менять при определенном пробеге. Колодки также расходуются куда меньше, чем на машинах с ДВС, потому что электромобиль тормозит за счет рекуперации, то есть благодаря нулевому моменту электродвигателя.
Получается, когда вы едете и отпускаете педаль газа, то за счет движения колес крутится электродвигатель, и он вместо того, чтобы двигать машину вперед, обратно заряжает батарею. По сути, на электромобиль помимо электроэнергии не на что тратить деньги.
Фото: Repost Avto
Как в Узбекистане обстоят дела с сервисом электрокаров?
В Узбекистане дела по сервису электрокаров налаживаются. К примеру, Megawatt Motors наладила постоянный и полный сервис электромобилей, будь это хоть технический или сервис части Soft, потому что многие электромобили очень умные и основываются на программном обеспечении. И поэтому, у меня нет никаких проблем по части сервиса электромобиля.
Можно ли на вашем электрокаре без проблем добраться до другого города и без проблем вернуться?
Да. Конечно. По стандарту NEDC полного заряда моего электрокара хватит на 350 километров. Например, можно без проблем съездить в Ферганскую долину, так как по середине Камчикского перевала уже имеется станция Fast Charge.
То есть, вы доехали до самого перевала, остановились пообедать, часик подзарядились и поехали в сторону Ферганской долины. В Ферганской долине есть несколько зарядных станций.
То же самое можно сказать и про движение в сторону Самарканда. Везде есть станции Fast Charge, и поэтому, отправиться в другой город на электромобиле — это не проблема.
Фото: Repost Avto
Перечислите главные преимущества электромобилей
Самые главные преимущества электромобиля — это то, что вы экономите на всем, начиная с топлива, заканчивая маслом, колодками и другими деталями по замене. На машине на электрической тяге практически нет узла, который мог бы выйти из строя просто так, если это, конечно, не какой-нибудь редкий случай.
В остальном во всем сплошные преимущества. Взять к примеру динамические характеристики. Электромобиль всегда интереснее, и лучше даже тех машин со стандартными двигателями, имеющими аналогичные технические характеристики с электрокаром. Потому что ДВС должен разогнать обороты. Если это турбомотор, то турбина должна набрать обороты, загнать воздух в двигатель и так далее.
А у электромобиля полка крутящего момента всегда под педалью, то есть ты давишь педаль — ты быстро уехал. Нет момента, в котором ты должен что-то ждать.
Здесь всегда по динамике интереснее. Тот, кто пару тройку дней поездил на электромобиле, уже не хочет возвращаться к машине с обычным двигателем. Плюс, экология. В Ташкенте экология находится не на самом высоком уровне.
Поэтому, преимуществ — масса, а недостатков я не вижу.
Фото: Repost Avto
Камера, передающая на экран водителя обзор дороги на 360 градусов.
Перечислите главные недостатки электромобилей
Их цена. Я бы сделал их дешевле. За счет того, что технология передовая, новая, если сравнивать с ДВС, и поэтому она дороже. В Узбекистане они дорогие за счет логистики, пошлин и прочего. Я бы снизил на них цену.
Недостаток лично моего автомобиля является то, что весь бортовой компьютер, все бортовое меню на китайском языке. Но для меня это не проблема. Я могу все китайское меню перевести на английский или на русский через переводчика.
Для большинства это недостаток. Было бы несправедливо не отметить этот момент. Стоит отметить, что 90-95% электромобилей, находящихся в Узбекистане — были привезены из Китая. И где-то 40 или 50% владельцев электрокаров сталкиваются с проблемой китайского меню, интерфейса.
Я бы отметил еще и недостаточность инфраструктуры для электромобилей в Узбекистане. Да, по отношению к количеству электромобилей, присутствующих на рынке, возможно инфраструктура удовлетворительна.
Но я думаю, что уже со следующего года данной инфраструктуры будет категорически не хватать.
Фото: Repost Avto
Вам не сложно быть владельцем электромобиля? Ведь в стране инфраструктура для машин на электрической тяге не сильно развита.
Вообще нет. Я заряжаю свой электромобиль ночью у себя дома. Днем по городу хватит возможностей для зарядки в нужный момент. Вокруг города, в горных районах достаточно зарядных станций. Я думаю, что и между городами количество зарядных станций будет увеличиваться.
Вам нравится ваш электрокар?
Да, очень нравится. Я поставил себе план, что этим электромобилем я буду пользоваться еще год, и спустя 12 месяцев поменяю на другую машину на электрической тяге. Время не стоит на месте. Я хочу испытать больше электромобилей, дать больше отзывов аудитории, больше полезной прикладной информации, которой она может воспользоваться.
Хочу больше агитировать людей к покупке именно электромобилей. Поэтому, в скором времени я поменяю свое авто, насколько бы я его не любил и обожал, на другой электромобиль. Поэтому, электромобили — one love.
Автор — Саттаров Тимур.
Больше об авто в Телеграм-канале Подписаться