Эксклюзивное интервью с председателем Комитета женщин Эльмирой Баситхановой

Эльмира Баситханова о критике в ее адрес, сильных женщинах и старожилах в махаллях, о ранней беременности и проституции.

Эксклюзивное интервью с председателем Комитета женщин Эльмирой Баситхановой
11 июля в Агентстве информации и массовых коммуникаций состоялся брифинг на тему «Проблемы насилия в семье: анализ ситуации и меры по его недопущению», на котором председатель Комитета женщина Эльмира Баситханова выступила с предложением взяться за воспитание продавщиц базаров и рынков, а также превратить базары в источник просвещения. Ее утверждение «У настоящих женщин, торгующих на базарах, нет ни просвещенности, ни духовности» вызвало бурю обсуждений в социальных сетях.

Эльмира Баситханова дала эксклюзивное интервью Repost, в котором рассказала о проблемах женщин Узбекистана, о способах решения этих проблем и деятельности Комитета женщин в целом.

- Ваши предложения по воспитанию работниц базаров и трансформации рынков в источник просвещения были неоднозначно восприняты многими. Как вы можете прокомментировать реакции людей, которые можно наблюдать в интернете?
 
- Это очередной знак того, что население неравнодушно к работе, проводимой женсоветом. Кроме того, во время брифинга я высказывала совершенно другую мысль. Я увидела, насколько огромны возможности переиначить слова человека, исказить их смысл при помощи «талантов» в интернете и разных технических приёмов. Я только говорила на брифинге, что вообще просвещение и мнение о стране берутся на базарах, и спрашивала, что сделал женсовет для того, чтобы женщины, работающие на базарах, были выше прилипшего к ним стереотипа о «базарных бабах». Вот и все. Удивительно, насколько тщательно они вырезали отдельные слова и оставили те, которые им нужны. Это неправильно. Я приняла все меры, чтобы мои слова не вызвали подобной реакции. Знаете, я очень чувствительна к этому, я очень осторожно выговаривала каждое слово. Не знаю, как так случилось. Сегодня я еще раз вспомнила слова президента о том, что «будет тяжело». «Будет тяжело. Мы должны работать, мы должны стараться, но будет трудно» - сказал он.
 
По поводу базара я пойду с корреспондентом УзА на рынок Навруз. Я там дала поручения базаркому, сборщикам и тридцати женщинам – торговкам помидоров, председателю женсовета, активным женщинам, живущим в окрестных махаллях, по вопросам библиотеки, проведению бесед с ними, оказания помощи женщинам в трудном положении. Например, женщин, торгующих помидорами на том рынке, обматерили базарком и сборщики. Я пошла к ним, чтобы защитить этих женщин, потому что то, что сделали с ними, ни в какую не соответствует нашим ценностям. Когда мужчина материт или ругает женщину, дело не только в некультурности. Я также думаю над тем, чтобы женщины тоже не были достойны подобного отношения. Женщина должна иметь достоинство. Значит, тут надо учитывать их одежду, поведение, отношение к покупателям. В торговых точках должны быть женщины, которые могут призвать к вежливости неучтивых покупателей. Я говорила об этом, не знаю, почему эти вещи вызвали такую реакцию. Манипуляция словами, высказанными с благими намерениями, показывает, что в нашем деле еще много трудностей. Я также еще раз вспомнила слово «интернетжон», использованное народным поэтом Сиродижжином Саидом в стихотворении, недавно прочитанном в Молодежном дворце. Когда он говорил «интернетжон», имел в виду, что надо быть крайне осторожным в интернете, там могут распространяться как хорошие, так и плохие слова. Вот сейчас и дети волнуются из-за меня. Позвонила дочь, говорит «Мам, о вас говорят разные вещи». Она беспокоится. Это действительно влияет и на личную жизнь человека.
 
 
- Не обращайте внимание на подобные споры в интернете. В Европе, России и других странах публичные персоны часто становятся объектом подобных обсуждений. На ваш взгляд, насколько эффективными будут меры по организации первичных структур женсовета на рынках, открытию библиотек и воспитанию женщин, работающих на рынках и базарах? Большинство этих женщин в возрасте и имеют по несколько детей. Они уже сформировавшиеся личности. Целесообразно ли их воспитывать? 

- Я еще раз хочу обратиться к ценностям. «Потерявший надежду – Сатана», как говорится в народе. Мы с надеждой работаем над тем, чтобы произвести какие-либо положительные изменения на рынках. Это во-первых. Во-вторых, не будем менторствовать, вмешиваться в их личную жизнь. Посредством радиоузла будем вещать об образцовых женщинах, передавать просветительские слова. Я знаю по своей профессии, а я медицинский сотрудник, так вот был такой академик Павлов (Иван Петрович Павлов - российский и советский ученый, лаурет Нобелевской премии по физиологии и медицине. Занимался изучением физиологии пищеварения и устройство нервной системы. Эксперименты ставил на собаках - прим. ред.). Он постулировал, что нужно многократно воздействовать, чтобы превратить условный рефлекс в безусловный. Будем воздействовать многократно.
 
Кроме того, например, мы можем организовать конкурс «Лучшая читательница» среди этих женщин. Даже если только пятеро из них читают, мы будем поощрять их. Вот так будем воздействовать самыми обычными, но привлекательными способами. Например, скажем: «Уважаемые женщины, давайте побеседуем о самых положительных и самых негативных сторонах характера героинь романа «Минувшие дни» Кадыри – Зайнаб и Кумуш. Что в них положительное, а что негативное? Какие дела Кумуш положительные?» Или же другой вопрос: «Какие свои обязательства в качестве сына не смог исполнить Отабек перед своими родителями?». Такими вопросами мы подтолкнем их к чтению книг и мы будем поощрять, если хотя бы пятеро из тридцати будут читать книги. Это будут работы, проводимые регулярно, на постоянной основе. Мы в любом случае должны сделать первые шаги в данном направлении.
 
- Большая часть общественности полагает, что работницы базаров – это не самая большая проблема в сравнении с теми, которые имеются в нашем обществе. Некоторые пользователи сети считают, что если и обратили внимание на базары, то стоит сказать о недопустимости сущетсвования базаров, где женщины работают мардикерами. Женщины за бесценок проделывают физическую работу. Лучше было бы обратить внимание на проблемы этой категории женщин.
 
- Неужели они думают, что мы занимаемся только рынками? Мы занимаемся и этими женщинами, о которых вы говорите. Мы работаем и с женщинами, ставшими жертвами домашнего насилия. Мы занимаемся и больными женщинами. Мы занимаемся и беременными, чтобы они благополучно родили и сами не пострадали. Несправедливо из всего этого вырвать только тему, интересную себе – рынки. На том брифинге мы же разговаривали о домашнем насилии. О законах. Говорили о том, кто должен участвовать в предотвращении насилия. Мы занимаемся всеми сферами. Заниматься женщинами-мардикерами – это забота не только женсовета, но и министерства трудовых отношений и вообще министерств разных профилей. Мы и об этом говорили. Мы занимаемся всем этим. Я говорила не только о первичных организациях на рынках, но и таковых в махаллях. Говорила о том, что должен делать женсовет для того, чтобы девушка в какой-нибудь махалле, забеременевшая вне брака и оставшаяся с незаконнорожденным ребенком, не искала решение проблемы в преступлении, а именно не оставляла ребенка в туалете. Я говорила об этом, приводила решения. Мы перестали уважать сильных женщин в махаллях. Только если мы сформируем сильных женщин в махалле, если будет по 30 Анзират-буви в каждой махалле, тогда председатель махаллинского комитета сможет работать правильно. Кто есть сейчас рядом с избранным председателем махаллинского комитета? Надо же ответить и на этот вопрос. Поэтому женсовет должен умножить количество сильных женщин рядом с председателем, поставить туда 30 Анзират-буви.

- Вы часто говорите об Анзират-буви в своих выступлениях (Анзират-буви героиня советского фильма «Бабушка-генерал», узбекское название «Суюнчи», созданного студией «Узбекфильм» в 1982 г. - прим.ред.). Сейчас наши свадьбы становятся помпезными, становится очень много лишних, ненужных расходов. Народ тратит большие деньги на свадьбы. По мнению многих, главная причина кроется в подначивании наших матерей и взрослого поколения в таких непомерных таратах. Какие рекомендации и решения можете предложить взрослым женщинам по данному вопросу? Есть ли какие-то пути воспитания самих матерей? Или же пути предотвращения таких лишних расходов на свадьбы?
 
- Вот уже почти десять лет я хожу по махаллям. В махаллях очень много просвещенных, сильных женщин, которые своими словами могут воздействовать на сотни людей. Однако никто не приглашает их для того, чтобы вести активистскую деятельность в махалле, участвовать в жизни махалли, никто не привлекает их к воспитательным и просветительским делам в махалле. Мы сформируем по 30 Анзират-буви в каждой махалле и воздействуем их. Мы должны восстановить такую ценность, такой обычай, как совещание с аксакалом махалли при назначении и проведении свадебных торжеств. Пятьдесят лет назад никто не справлял свадьбу, не посоветовавшись с председателем махалли. А сегодня каждый действует, исходя из своего кармана и ума, и не советуется с председателем. Эти свои ценности мы сможем восстановить только при помощи вот этих Анзират-буви. Женщины, любящие помпезность, о которых вы говорите, они не Анзират-буви, они женщины, которые должны оказаться под влиянием будущих Анзират-буви, женщины, которые очень легкомысленно смотрят на жизнь.

- Есть еще и другая проблема, которая часто поднимается в СМИ и общественностью в последнее время – это ранняя беременность. Некоторые девушки, чтобы избавиться от незапланированного ребенка, выбрасывают, оставляют их в туалетах, в некоторых случаях даже убивают. Не секрет, что из-за «менталитета» и «маънавията», девушки стыдятся иметь незаконнорожденных детей, в результате чего стараются скрыть это и совершают подобные преступления. Однако в развитых странах есть опыт использования «baby box» (специально оборудованное безопасное место для анонимного отказа от новорожденного ребенка - прим.ред). Вокруг данных боксов обычно не устанавливаются камеры и обеспечивается анонимность, никто никого не преследует и не осуждает. Нет ли планов по установлению подобных ящиков по Узбекистану?
 
- Поскольку я недавно в этой сфере, еще не могу сделать какие-либо выводы без предварительного анализа и обсуждений. Так что на данный момент у меня нет конкретного мнения по этому поводу. Но я хочу сказать о другом. Руководитель нашего государства в феврале 2018 года принял важное постановление. В данном постановлении говорится об организации в каждой поликлинике женских консультационных пунктов и центров женского здоровья. В рамках этих двух структур будут приниматься все меры для того, чтобы ни одна беременная женщина, особенно девушки с внебрачной беременностью, не остались без надзора и контроля врачей. Я хожу по областям в рамках работ по созданию такой системы. Вот недавно я побывала уже в пятой области – Джизакской. Раньше женские консультационные пункты были под опекой врачей. Два с половиной года назад я работала над формированием этого института среди врачей. Но увидела, что тут нет координатора. Я пришла к выводу, что там очень важно участие махаллинских специалистов и представителей женсовета. Если эти структуры будут работать, то мы можем принимать меры для того, чтобы защитить женщин в махаллях, скрывающих свою беременность, взять их под надзор и организовать консультации у психолога. Пока у меня нет конкретного мнения об организации отдельных мест в родильных родам для того, чтобы оставлять там новорожденных.
 
- В последнее время количество узбекских проституток в других странах заметно увеличилось. Молодые узбекские девушки уезжают в Турцию, Дубай, Индию, Россию и т.д.. Так, например, совсем недавно в одном японском порно-журнале появились изображения узбекских девушек, предлагающих сексуальные услуги. Будет ли налажена работа по проведению статистического анализа девушек, занимающихся проституцией за рубежом? Будет ли налажена работа по помощи таким женщинам, по реабилитации, изучению причин, которые толкают девушек и женщин к такому занятию?
 
- Девушки, занимающиеся проституцией за рубежом, подпадают под сферу торговли людьми. Мы работаем в данном направлении в сотрудничестве с МИД, МВД и спецслужбами. Пока не рассматривается вопрос об их массовом возвращении, но мы стараемся работать индивидуально, возвращать пострадавших девушек, ставших жертвой насилия или обмана. И опять же, если в махалле будет Анзират-буви, она примет все меры для того, чтобы девушка этой махалли не занималась проституцией. Если в какую-то семью придет заместитель премьера и скажет, чтобы она занималась воспитанием дочери, это, конечно же, неправильно. Но если это сделает самая сильная женщина махалли и скажет, мол, почему ты позволила своей дочери опуститься до такого, семья и девушка прислушаются. Мы должны восстановить условия, когда слова общества и, конечно же, уважаемой женщины этой махалли будут иметь вес. В самом интернете некоторые певицы, делающие карьеру, исполняя свои тяп-ляп песни, влияют на девушек. Вы обратите внимание на клипы. Мы должны поговорить по этому поводу и с «Узбекнаво», и с «Узбеккино», и с Министерством культуры. Такое есть и в опыте международного сообщества. Возьмем, к примеру, манекенщиц, ходящих по подиумам, демонстрируя новые платья. Мировое сообщество запретило манекенщицам делать взгляд накуренного наркомана. Манекенщицы постепенно научились смотреть правильно. Общество должно запретить это с точки зрения духовных мерил – демонстрирование в клипах неприличных действий девушек. Мы должны создать свои духовные мерила против всякого рода съемок, отражающих подобные неприличные действия и взгляды. Самое главное, к сожалению, мы не можем поставить границы для интернета, для этих клипов, однако посредством тех самых Анзират-буви, посредством воспитательных работ мы сможем воздействовать на это. Мы должны еще много работать над тем, чтобы девушки приучились анализировать подобные клипы, и иметь собственное мнение относительно них.

Вспомнила споры вокруг одежды певицы Лолы Юлдашевой в 2015 году. Это были не мои слова. Я тогда поручила самым активным девушкам Ташкента изучить этот вопрос. Они подготовили свою презентацию. Был там и слайд с фото Лолы Юлдашевой. Они высказали свое мнение по этому слайду. Блогеры и тогда писали, мол, сама Баситханова постарела, откуда знает, как сегодня должны одеваться обворожительные актрисы. И тогда была манипуляция, поскольку эти слова были не мои. Слова принадлежали молодой девушке лет 15-16. Но эти времена прошли. Хочу сказать, что подобные удары уже были, однако случаи, когда твои правильные слова истолковали неверно, бьют сильнее.

Напомним, в июле 2015 года популярная певица Лола (Юлдашева) была лишена лицензии на исполнительскую деятельность.

«В последнее время Лола одевается в слишком откровенном стиле, не соответствующем нашему менталитету. В таком виде она постоянно появляется на публике, словно пропагандирует такое поведение среди молодежи. Она была не раз предупреждена со стороны «Узбекнаво». Несмотря на это, Лола продолжала вести себя в том же духе. «Кроме того, ее откровенные фотографии в социальных сетях негативно влияют на сознание молодежи. Это возмущает людей, что можно видеть по их комментариям», - объяснил тогда причину лишения лицензии у певицы начальник отдела лицензирования эстрадного объединения «Узбекнаво» Одилжон Абдукаххоров.

 
Крайнее недовольство у руководства «Узбекнаво» вызвало красное платье, в котором певица выступала в феврале 2015 года на концерте с другой узбекской исполнительницей Райхон. Один из зрителей, присутствовавших на том концерте, посчитал наряд певицы «чрезмерно откровенным» и пожаловался руководству «Узбекнаво».



Лола и Райхон. Февраль 2015 года. Фото: Фергана.ру
 
Весной 2015 года Комитет женщин под председательством Эльмиры Баситхановой инициировал круглый стол, на котором обсуждались вопросы внешнего вида и поведения представителей искусства и телеведущих, качества песен и клипов. Выступавшая на мерроприятии Эльмира Баситханова расскритиковала состояние узбекской эстрады, поведение танцовщиц и певиц.
 

«Как можно объяснить тот факт, что некоторые наши певицы одеваются более чем вызывающе, в полном разрыве с национальным (стилем) и (появляются) на телеканалах, предназначенных для семейного просмотра, исполняя песни, которые не подвергаются никакой критике, и в явно легкомысленных клипах?» – обрушилась с критикой в адрес звезд узбекской эстрады на обсуждении Эльмира Баситханова, занимавшая в ту пору пост вице-премьера и председателя Комитета женщин. Эльмира Иркиновна также подчеркнула: «Узбекистан – это не остров Робинзона Крузо, и если кто-то думает, что сегодня демократия и можно делать все, что хочется, не считаясь с общественным мнением, то он сильно ошибается».

После разгромной критики трем исполнительницам было запрещено выступать на сцене, а больше десяти артистов получили предупреждение.

Эльмира Баситханова родилась в 1958 году. Окончила Ташкентский государственный медицинский институт по направлению «лечебное дело» в 1981 году. В 1981—2011 годы работала врачом-интерном, анестезиологом-реаниматологом, заведующей отделением, главным врачом клинической больницы скорой неотложной помощи Ташкента. С 2011 пр 2016 гг. уже занимала пост председателя Комитета женщин. С 2016 по июнь 2019 была заместителем министра здравоохранения.

Читайте также: реакция работниц базаров на инициативы Эльмиры Баситхановой. 


Больше важных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться