Узбекистан

24.12.2020 | 12:19

Три истории узбекистанцев, которые издевались над своими одноклассниками

Эксклюзивное интервью от тех, кто на протяжении долгого времени занимался травлей в школе.

Три истории узбекистанцев, которые издевались над своими одноклассниками

Бывшие школьники, которые принимали участие в травли своих одноклассников, рассказали Repost, почему они над ними издевались, испытывают ли они чувство стыда сейчас и что могло повлиять на их поведение.

Что такое буллинг?

Bullying – агрессивное поведение одного из членов коллектива по отношению к остальным или к какому-то определенному человеку. Чаще всего, самый жестокий буллинг встречается у подростков, где может применяться эмоциональное или физическое насилие. Родители обычно не в курсе масштаба всей проблемы, учителя закрывают глаза, а к школьным психологам не каждый ученик пойдет со своей проблемой, и не факт, что даже если к нему обратиться, врач сможет помочь. Repost нашел буллеров – тех, кто занимался травлей, узнал об их школьных буднях и что приходилось переживать объектам их травли. Все имена в историях заменены, что сохранить анонимность историй.  

Назима, 22 года:

«У нас в классе была одна девочка, Лиза, перешла  она к нам в четвертом классе. Мы с ней неплохо общались, но в пятом классе я узнала, что она и несколько моих подруг курят. Я не думала, что это плохо, иногда я сторожила девочек, чтобы их не застали за курением. Я их не осуждала, но и самой попробовать курить меня не тянуло. Все было нормально, но каким-то образом наш классный руководитель узнал, что Лиза курит. Не знаю почему, но Лиза решила, что это я все рассказала и решила мне отомстить. Она позвонила на наш домашний телефон и рассказала моему отцу, что я курю и заставляю это делать всех вокруг. В тот день я вернулась домой, и конечно, отец начал меня допрашивать. Спрашивал, когда я начала курить и почему заставляю курить одноклассников. Пришла мама, сказала, что лучше мне признаться родителям, и они будут сами покупать мне хорошие сигареты. Я ничего не понимала и тогда отец объяснил, что звонила Лиза и она все это наплела моим родителям. Тогда я рассказала отцу про эту девочку, и на следующий день он пошел в школу разбираться. Все это происходило на глазах у класса. Она пыталась оправдаться, но отец решил, что нужно звать ее родителей и разбираться c ними. Как мне рассказывал тогда папа, она чуть ли не рыдала на коленях, чтоб родителей не вызывали. У нее мама была пожилая, мог произойти инфаркт или инсульт, а отец вообще был поп в церкви. Папе стало ее жалко и родителей вызывать не стали. А у меня тогда истерика началась, что с ней не разобрались как надо.

Тогда все и началось. Все перестали с ней общаться, хотя я в открытую никого не подговаривала. Ребята последовали за мной и тоже перестали с ней общаться, я была негласным лидером. Как-то я называла ее плоскогрудой, могла спокойно говорить на математике, что Лиза тупая как пробка.

С этой Лизой тогда дружили две девочки. Они тоже были изгои, но одна из них была очень меркантильной, но я к ним относилась нейтрально. На тот момент у меня родился братишка, и я решила взять его полный памперс, поставить на солнце, а на следующий день принести его в пакете. Я тогда договорилась с ее подругой, что та поможет мне отомстить Лизе. На физкультуре я вытащила памперс, разрезала его и все содержимое вывалила в рюкзак Лизе в раздевалке.

Получила я тогда моральное удовольствие, потому что, если папа не разобрался, то я сама за все отомстила. Она, конечно, все это обнаружила, рыдала. Мне ее потом даже жалко стало. Я думаю, она понимала, кто все это сделал, но ничего мне лично не говорила. Мне было хорошо, а на остальное мне было плевать.

С той девочкой у нас были странные потом отношения. Как-то я нашла ее на подоконнике второго этажа, и она говорила, что не хочет жить. Я ходила, снимала ее, успокаивала. Она говорила, что никому не нужна и устала жить. Может быть, она пыталась, таким образом, со мной помириться, но я продолжала ее игнорировать и говорить, что она тупая при всем классе.

С 6-го по 9-ый класс она пыталась пойти на контакт со мной через подруг, но я не поддавалась. На последний звонок она подошла ко мне, хотела помириться и обняться. Ну, мы обнялись. Возможно, тогда моя ненависть и гнев прошли.

Во многом, я осталась та же. Если меня раздражает человек, то я буду всем своим видом показывать, как к нему отношусь. Мне тяжело контролировать свои эмоции. Я очень прямолинейный человек и скрывать свою ненависть не буду.

Не знаю, повлиял ли тот случай на Лизу. Я видела ее профиль в соцсетях, она отучилась в университете и вроде у нее все хорошо. Иногда мне становится стыдно за тот период, но совесть меня не мучает. Может я плохая, а может, и нет, но тогда мое эго требовало поступать именно так, и я его запросы удовлетворяла. Мне было хорошо»

Динара, 25 лет

Я была достаточно популярна в школе. Мне разрешали родители гулять допоздна, у меня была своя небольшая банда, где состояла я и другие старшеклассники. Я не знала тогда, что такое буллинг, только недавно начала понимать, чем я на самом деле занималась в школьное время. Я общалась с ребятами постарше, чувствовала себя крутой и модной. У меня были подруги, которые также очень резко общались с одноклассниками, и можно сказать, что нас боялись.

Особенно свою ненависть мы выплескивали на одной девочке. Она тогда была новенькой, и мы ее сразу невзлюбили, но общались с ней поначалу неплохо, даже дни рождения вместе праздновали. Но потом она стала нас раздражать, потому что тоже становилась популярной в нашей школе, к тому же, она раньше училась в Европе и привлекала к себе из-за этого внимание. Мы не применяли физическую силу, но могли ее пиджак или куртку измазывать мелом, или рвали ее вещи в раздевалке. Никто на нас не стучал, все боялись меня и моих подруг. Мы были немного старше остальных, выше, чем другие девочки, плюс за нас всегда стояли горой ребята из старших классов. Мы прикалывались над другими, иногда в жесткой форме, но конкретно основную злость выливали на Фатиму.

Она жила со своей бабушкой, хотя ее родители были богатые, но их не было в Ташкенте, и за нее никто заступиться не мог, и я сомневаюсь, что она приходила домой и жаловалась бабушке на то, что происходило в классе. Помимо того, что я издевалась над Фатимой, я чувствовала себя круче своих близких подруг и эмоционально очень сильно давила на них. Каждый день устраивала истерики, если они общались с другими девочками, или не хотела чтобы они общались со своими парнями. Одна из них начала ходить на танцы и скрывала это от меня, потому что боялась моей реакции. Очень хорошо помню, как моя подруга пыталась вымолить у меня прощение, и она вставала на колени лишь бы я ее простила и продолжила с ней общаться. Я чувствовала свою силу и мощь, поэтому мне было приятно, когда человек готов ради моего покровительства стоять и просить прощение на коленях.

Фатима со временем стала очень закрытой и депрессивной. На этом фоне она начала косить под эмо, привлекала к себе лишнее внимание и меня это дико раздражало. Ходили слухи, что ее родители разводятся. Я тогда подошла к ней, решила поговорить о ее семье, она стала многое мне рассказывать о себе и плакать. Я, конечно, растрепала все своим подругам и так ее история пошла по всей школе. Помимо этого, у нее тогда появился парень, и я стала плести чушь и рассказывать всем, что Фатима спит с ним. В один день она пришла, а ее руки были перевязаны бинтами. Ходили слухи, что она резала себе вены. Я тогда дико испугалась. Представила, что она могла умереть, а в смертной записке рассказать, что все это из-за меня.

Вообще тогда был немного переломный момент, я действительно очень сильно испугалась. Я перестала пускать про нее слухи и просто общаться с ней. Не знаю, что происходило у нее дальше, прилетела мама и забрала Фатиму из школы. Возможно, она не вынесла всего этого, потому что с моей подачи тогда ее буллили все и считали ничтожеством. С подругами я стала тоже более спокойная, но мне было сложно сдерживаться. Я все еще устраивала истерики, если узнавала, что они общались с кем-то кроме меня, или когда узнавала, что они подсаживались к каким-то ребятам за парту, когда меня не было в школе. Потом мы выпустились, я пошла в колледж и возможно, новое общество меня изменило. С одноклассниками поддерживаю связь, но иногда бывает стыдно, за все то, что я творила. Сейчас мне кажется, что таким образом я пыталась стать более уверенной в себе. У меня у самой дома была нестабильная атмосфера, родители постоянно устраивали разборки, и мне хотелось, чтобы в школе никто не знал, что на самом деле происходит у меня в жизни. Нужно было, чтобы все считали меня классной.

Сейчас я все еще требовательна к своим друзьям, иногда бывают заскоки, но я стараюсь сдерживать себя, потому что очень часто вспоминаю Фатиму и ее перебинтованные руки и понимаю, что все мои действия могли иметь какие-то последствия»

Малика, 26 лет

«Меня воспитывали так, что, несмотря на то, что я девочка, я должна уметь постоять за себя. С детства мне говорили, что я тот человек, на которого будут ровняться все мои братья и сестры, и я не могла дать слабину. Я задирала других ребят в силу вспыльчивого характера. Во мне были агрессивные лидерские качестве, я хотела быть самой сильной.

В моей жизни не было какого-то конкретного решения стать буллером. Мы были все подростками, и я действовала по принципу «либо ты кого-то обижаешь, либо тебя обижают». Я не могла позволить кому-то себя обижать, к тому же, я ходила на боевые искусства и любила драться. Несмотря на то, что я была провокатором, я всегда чувствовала ответственность. У нас была компания девчонок, которые были самые крутые. К нам не подходили, до нас не докапывались и нашу группировку побаивались. Это было похоже на дедовщину в армии, к тому же, моя сестренка училась в младших классах и я ее прикрывала и охраняла. Росла я в маленьком обществе в небольшом городке, где молодежь дралась друг с другом, и, наверное, это отражалось на моем характере.

Вообще я понимала, что могу довести человека до ужасного состояния, или до суицида, и я не позволяла переходить себе определенную грань. Я понимала, что если с жертвой что-то случится, то я буду отвечать перед родителями и перед собой. Я приняла позицию очень жесткого человека, а в школе всегда были те, кого хейтят, и те, кто их обижает.

Мама говорила, что нужно быть аккуратнее и понимать, что на рожон лезть нельзя. Я знала ребят из неблагополучных семей, знала улицы, где люди ходили с ножами и лезвиями, и туда я не совалась.

Были разные ситуации. Однажды я случайно ударила девочку, просто пошутив. Она стояла в углу, я ударила ее с головы и та тихонечко покатилась вниз. Ей стало плохо, я испугалась, и начала приводить ее в чувства и извиняться.

Такое поведение появилось после отдыха в лагере. Я познакомилась с другими ребятами и девочками, с которыми после, стала учиться в школе. Тогда я была подростком, у меня бушевали гормоны, я не могла успокоиться. Вот эта обстановка после лагеря, когда родителей нет и чувствуешь себя самостоятельным человеком, и повлияла на мою агрессию.

Мне всегда говорили не бояться и давать сдачи, что я имею на это полное право. У меня был страх, что кто-то может меня захейтить и тогда я приняла позицию буллера. Потом я поступила в лицей, там была та же система. Мы учились с одной девочкой, которая любила пускать сплетни, а в нашем окружении это было неприемлемо. Тогда я и моя подруга поймали ту девочку зимой. Мы собирались с ней драться, а посмотреть на драку собралась большая толпа. Мы ее догнали и начали при всех избивать.

После лицея я ушла учиться в колледж и все поменялось. Я увидела другое общество, где не было никакой вражды, а люди были культурнее. Я стала более взрослой, осознанной и стала понимать, что в 17-18 лет я не могу продолжать вести себя как ранее. Я благодарна судьбе за такой ход событий»

Подростковая жестокость

По данным ООН, две трети детей и подростков подвергаются буллингу в школе и в интернете. В Узбекистане тема буллинга периодически поднимается в СМИ. С 2019 года МНО взялось за реализацию проектов по предотвращению насилия в общеобразовательных школах.

Министерство запустило бот в Telegram для выявления случаев травли и преследований школьников. Экспертная группа ведёт бот-канал @xtvabbot, в котором обрабатываются заявки, поступившие от родителей, учащихся и учителей, связанных с вопросами травли, эмоционального выгорания и агрессии.

Буллинг может коснуться абсолютно любого человека. Ряд зарубежных знаменитостей периодически поднимают тему травли и рассказывают о том, через что им приходилось пройти в школьные годы. Взрослые не всегда могут распознать буллинг и поэтому дети-жертвы знают, что на помощь им не придут, или травля не будет воспринята взрослыми как серьезная проблема. Буллинг также может встречаться со стороны учителей, поэтому в школах нужно регулярно проводить исследования, просветительские работы с детьми и родителями, а школьный психолог должен быть не для «галочки», а для того, чтобы приходить на помощь к учащимся и выстраивать с ними заранее доверительные отношения.

Важно не принижать проблему буллинга, понимать, что дети могут быть жестокими и что очень важно обратить внимание на проблему травли во время, иначе последствия могут быть непоправимые.

Автор статьи: Дарья Пензова.

Больше интересных статей в Телеграм-канале @RepostUZ.  

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться