Узбекистан

27.03.2021 | 12:31

«Инвестиции? Следите за руками…», — Игорь Цой

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему инвестиции и кредитование не приносят должного результата

«Инвестиции? Следите за руками…», — Игорь Цой

Инвестиции – это средство, а не самоцель

Часть 1

Нам не нужно быть умнее остальных. Мы должны быть более дисциплинированы, чем остальные.

Уоррен Баффетт, американский предприниматель, один из крупнейших в мире инвесторов

Как часто, подчинившись голосу страсти на один час, мы платим за него долгими днями скорби.

Шамсуддин ас-Самарканди, среднеазиатский математик и астроном XIII века

Государственный долг Узбекистана на 1 января 2021 года составил 23,3 млрд долларов или 40,4 процента к валовому внутреннему продукту следует из отчёта Министерства финансов Узбекистана. Государственный внешний долг вырос на 34,4 процента – до 21,1 млрд долларов (36,5 процента к валовому внутреннему продукту). Из этой суммы 15,1 млрд долларов или 71,4 процента – долг, привлечённый от имени правительства, и 6 млрд долларов или 28,6 процента – под гарантии Узбекистана.

В обзоре Министерства экономического развития и сокращения бедности отмечается, что в 2020 году объем прямых иностранных инвестиций сократился на 32,7 процента и составил 2,9 млрд долларов (в долларовом выражении сокращение составило 33,8 процента).

«Мудрый человек держит деньги в голове, но не в сердце» (Джонатан Свифт, англо-ирландский писатель, публицист и философ)

Инвестиции, инвестирование, капитальные вложения, кредит, заёмные средства, государственный долг…

Инвестиции – это совокупность долговременных затрат в целях увеличения активов, прибыли или получения полезного результата.  Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

В зависимости от объектов вложений, можно выделить следующие основные типы инвестиций: реальные (вложения, стимулирующие развитие предприятий и организаций, в целях увеличения доходов), финансовые (вложения в ценные активы, паевые фонды или финансовые услуги) и венчурные (вложения в перспективные или инновационные, активно развивающиеся, зачастую, недавно созданные компании).

Инвестиции принято отличать от отдельного вида инвестиций – спекулятивного капитала: инвестиции в отличие от спекуляций приносят долгосрочный доход и более консервативны.

Спекулятивный капитал имеет своей целью сверхсрочные вложения, которые должны принести максимум прибыли за небольшой срок их оборота. Извлечение прибыли при спекуляции происходит из-за разницы в ценах и основанной на вероятностной оценке ценовой динамики на финансовых или товарных рынках. При этом спекулятивные операции напрямую не влияют на формирование и развитие реального сектора экономики.

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Под такими вложениями принято понимать финансирование мероприятий на строительство, реконструкцию и расширение производства, замену и модернизацию оборудования, на улучшение условий труда и жизни работников.

В связи с этим, капитальные вложения подразделяют на производственные (затраты, непосредственно связанные с деятельностью предприятия) и непроизводственные, не имеющие прямого отношения к функционированию производства. Так, капитальные вложения, направленные на решение социальных задач, как правило, относятся к непроизводственным. Например, строительство детских домов милосердия, интернатов, государственных детских садов и школ относится к капитальным вложениям, но не относится к инвестиционной деятельности, поскольку не предполагает получение прибыли.

Главное отличие инвестиций от капитальных вложений в том, что первые не всегда носят целевой характер. Капитальные вложения направляются исключительно на конкретные цели, связанные с производством и бизнесом, с обеспечением повышения конкурентоспособности.

Интересно, что объект вложений может изменять свою характеристику. Например, строительство многоквартирного жилого дома является инвестиционным проектом, также как и каждая квартира в этом доме, предназначенная для реализации на рынке с целью получения дохода. После заключения договора купли-продажи квартиры покупателем и регистрации права собственности в кадастровых органах, квартира теряет характеристику инвестиционного объекта, если предназначена для проживания самого приобретателя. В случаях, если квартира была куплена для перепродажи по более высокой цене, при сдаче её в аренду или найм, при переводе в нежилой фонд, такой объект недвижимости сохраняет статус инвестиции.

Часто в виде инвестиций выступают кредитные средства. Кредит – это передача денежных средств при условии, что лицо, получившее эти средства (кредитополучатель), обязательно вернёт их к определенному сроку с определенным процентом за пользование этими средствами.

Разница между кредитом и инвестицией заключается в следующем: кредит предоставляется на условиях возвратности, чего нет при инвестировании; инвестор участвует в распределении полученных доходов, кредитор рассчитывает на получение процента; при банкротстве бизнеса, обязательства перед кредиторами погашаются в первую очередь, перед собственниками-инвесторами – в последнюю.

Кредит является одним из видов привлечённых средств для финансирования инвестиционной деятельности. Другим внешним привлечённым капиталом может быть выпуск векселей, облигаций или акций. Заёмные инвестиции или средства – это один из способов и источников финансирования деятельности субъекта предпринимательства. Главным свойством заёмных средств является возвратность денежных средств с процентом или без (в случае с ссудой проценты не начисляются).

Заёмные средства привлекают не только субъекты предпринимательства, но и государства. Государственный долг, также известный как правительственный или национальный долг, – это сумма всех займов и кредитов, подлежащих выплате правительством любого уровня. Государственный долг включает в себя как задолженность перед внутренними кредиторами, так и перед иностранными банками, государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

«Долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно трудно» (Бернард Шоу, выдающийся ирландский драматург и романист)

Государственный долг подразделяется на капитальный, текущий, внутренний и внешний.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства с учётом начисленных процентов, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг — это расходы государства на выплату доходов кредиторам и погашение обязательств, срок которых наступил.

Государственный внутренний долг — это долговые обязательства государства перед его юридическими и физическими лицами.

Государственный внешний долг — это долговые обязательства данного государства перед субъектами и правительствами других стран, международными организациями.

По данным диаграммы видно, что если за 2012-2017 годы объём государственного внешнего долга увеличился в Узбекистане в 1,9 раза, то за последние три года государственные внешние заимствования возросли в 2,8 раза.

Многие не осознают, что государственный долг косвенно затрагивает каждого из граждан и обязывает нести за него ответственность. Фактически граждане оплачивают большую часть возникшего долга путём перечисления налогов, покупки государственных ценных бумаг и облигаций, участвуя в сфере материального и нематериального производства. Не зря говорят, что «государственный долг сегодня – это налоги завтра».

Размер государственного долга страны обычно измеряют его соотношением к объёму валового внутреннего продукта. Во времена формирования еврозоны, Европейский Союз заявил, что страна не сможет стать членом экономической зоны, если её государственный долг превышает 60 процентов национального ВВП. Именно этот уровень – 60 процентов ВВП – в настоящее время отечественное Министерство финансов считает безопасным уровнем.

Ранее – на 2019-2021 годы – предельная величина государственного долга прогнозировалась на уровне 40 процентов к ВВП. Показатель внешнего государственного долга в 2019 году планировался в размере 21,8 процента ВВП (фактически составил 27,4 процента); в 2020 году, соответственно, 23,4 и 36,5 процента.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но только абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, мало что говорит при экономическом анализе. Необходимо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно учитывать изменения государственного долга по отношению к динамике валового внутреннего продукта.

Если в 2013 году на один процент прироста государственного долга приходился темп прироста валового внутреннего продукта в размере 3,34 процентных пункта, то в последующие годы этот показатель снижался. И снижался значительно: в 2019 – бескризисном – году этот показатель упал до 0,28 процентных пункта. Также уменьшался показатель изменения государственного внешнего долга к темпам прироста валового внутреннего продукта.

«Заёмные средства – это кинжал, привязанный к рулю автомобиля, и направленный в сердце. Рано или поздно попадёшь в выбоину» (Уоррен Баффет, американский предприниматель, крупнейший в мире инвестор)

При существовании государственного долга отмечают две потенциальные опасности: возможное банкротство страны (дефолт) и бремя для грядущих поколений.

Конечно, финансовая несостоятельность государства – довольно исключительное явление. Хотя и нередкое: с ним сталкивались Греция, Испания, Аргентина и другие страны. В этом случае государство просит дать отсрочку на выплату средств по долгам, реструктуризировать их или выплатить денежные средства в меньшем объёме.  

Так, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени. При неплатёжеспособности страну ждёт обвал национальной валюты, инфляция и падение кредитного рейтинга на многие годы (экономика страны за это время лишится большей части инвестиций).

Также государственный долг может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшие масштабы «национальной фабрики». Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достаётся экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже.

В международном праве нет общего, унифицированного способа подсчёта государственного долга: каждая страна применяет различные методы. Однако в традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. При подсчёте государственного долга не учитываются обязательства других стран и юридических лиц перед данным государством, то есть, госдолг не снижается на сумму дебиторской задолженности.

Интересно, что в странах со свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг.

Не надо сбрасывать и долг частного сектора: существуют обязательства частного сектора по внешним долгам, обслуживание которых гарантировано органами государственного управления и органами денежно-кредитного регулирования страны. Внешний долг частного сектора, не гарантированный органами государственного управления и органами денежно-кредитного регулирования, считается негарантированным внешним долгом частного сектора.

Конечно, говорить о дефолте в настоящее время преждевременно. Тем более, что существуют механизмы недопущения объявления дефолта. Это проведение рефинансирования, увеличение налогов и выпуск новых денег в обращение (эмиссия).

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удаётся выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства обращаются ко всё новым заимствованиям: покрывая старые долги, они делают ещё большие новые.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

1. Традиционный путь – выплата долгов за счёт золотовалютных резервов;

2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известные – это Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.

3. Сокращение размеров внешнего долга путём конверсии. То есть превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счёт долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права.

Такая операция ведёт к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа;

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам или финансовым организациям.

«Никогда не занимайте деньги, если не сможете на следующий день погасить кредит» (Уоррен Баффет, американский предприниматель, крупнейший в мире инвестор)

Наличие государственного долга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту.

Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведёт к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объёмов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.

23 декабря 2020 года президент Шавкат Мирзиёев провёл совещание по эффективности проводимой работы и основным задачам на 2021 год в сфере инвестиций и внешней торговли. По словам президента, если в 2019 году было освоено прямых иностранных инвестиций на 6,5 млрд долларов, то в 2020 году — на 6,6 млрд долларов, что является «положительным показателем в этот тяжёлый год».

«Какими будут результаты долгов, которые мы взяли у финансовых институтов, с точки зрения экономики, конечных целей? Во-вторых, руководители отрасли, берущие в долг, чувствуют ответственность, определённую в постановлениях, или нет? Я думаю, что ещё нет. Что нужно сделать для снижения себестоимости проектов?» — спросил президент.

У руководства страны есть понимание неэффективного использования заёмных средств. Заместитель министра инвестиций и внешней торговли, директор Фонда реконструкции и развития Узбекистана Шухрат Вафаев в интервью телеканалу «Узбекистан 24» заявил, что президент на совещании поручил минимум в два раза повысить результативность проектов, финансируемых за счёт внешнего долга. По его словам, для этого при Министерстве инвестиций и внешней торговли планируется создать специальное агентство.

Поможет ли создание «специального агентства» повысить эффективность использования заёмных средств? Вряд ли. Ведь систему контроля и эффективности использования кредитов и инвестиций необходимо было создать давно (в начале осуществления реформ), и она должна носить комплексный характер.

Что мы видим сейчас? Прирост валового внутреннего продукта на один процент прироста инвестиций в основной капитал снизился до 0,15 процентных пункта. И пандемия здесь ни при чём: это показатель 2019 года.

Увеличение объёмов инвестиций не приносят должного роста валового внутреннего продукта. Такая же картина наблюдается с государственным долгом.

Региональный директор Европейского банка реконструкции и развития Эрик Ливни на первом заседании «Клуба дискуссий» в июне 2020 года выразил уверенность в том, что правительство Узбекистана сможет продуктивно воспользоваться выделенными банком средствами. «Узбекистан – это единственная страна из государств Центральной Азии в нашем портфеле, в отношении которой прогнозируется достижение роста в 2020 году и восстановление экономики в 2021 году. Очевидно, если вы возьмёте долг в среднем размере 2,4 процента и достигнете экономического роста в 6,5 или 7 процентов, значит, никакого повода для беспокойства нет», - отметил Эрик Ливни.

Директор ЕБРР считает, что соотношение 2,7-2,9 процентных пункта прироста ВВП к приросту государственного долга на один процентный пункт оптимально и не вызывает «никакого повода для беспокойства». Но мы видим, что в 2019 году этот показатель составил лишь 0,28 процентных пункта, а в 2020 году – 0,05.

Аналогичное положение наблюдается в инвестиционной сфере.

16 марта 2021 года на брифинге в Ташкенте министр финансов Тимур Ишметов заявил, что заёмные средства, получаемые государством, по большей части направляются на развитие системообразующих отраслей экономики – энергетической, транспортной и инженерно-телекоммуникационной, химической, сфер образования, сельского хозяйства и здравоохранения. Видно, что государство стремится «объять необъятное».

По мнению автора, кредитные средства необходимо было направлять прежде всего на развитие первичного (добыча природного сырья (угля, нефти, газа, руд и других) и аграрно-промышленные отрасли) и вторичного (обрабатывающая промышленность) секторов экономики.

Продолжение следует.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости