Узбекистан

27.12.2020 | 11:51

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему защитникам интересов АО UzAuto Motors нужно быть более объективными

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему защитникам интересов АО UzAuto Motors нужно быть более объективными

Нет ничего более благодатного для народа, чем свобода торговли, - и ничего более непопулярного.

Томас Маколей, британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик. 

Позже в Ташкентском городском административном суде началось судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы АО UzAuto Motors. Суд признал недействительным решение Специальной комиссии Антимонопольного комитета и предписал возместить компании АО UzAuto Motors материальный ущерб. 

Лидер партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров заявил, что Антимонопольный комитет нанёс ущерб международной репутации АО UzAuto Motors. «Тот факт, что Антимонопольный комитет не осведомлён о том, как принимаются решения в автомобильной промышленности (решение суда является основанием для такого вывода), должен побудить первого заместителя председателя комитета больше задуматься об оценке ущерба, нанесённого экономике Узбекистана и международной репутации UzAuto Motors», - написал он в своём Telegram-канале.

О какой международной репутации АО UzAuto Motors говорит Алишер Кадыров? Не о той ли, когда отечественные легковые автомобили продавали за рубежом по демпинговым ценам, а наши граждане были вынуждены покупать их по завышенным ценам, да ещё и «благодарили» за это. Или наш автопроизводитель обладает известным брендом (ассоциации или восприятие продукта компании)? Или он является законодателем автомобильной моды, хотя бы в региональном масштабе?

Полноте, господа защитники. Посмотрите объективно и вы увидите, что наш завод по производству легковых автомобилей всё больше превращается в торговое предприятие, которое занимается перепродажей готовых автомобилей, произведённых за рубежом. 

Показательна ситуация с машинами «Трекер». Мини-кроссовер выпускается корпорацией General Motors с 2013 года.  Компания GM Uzbekistan (сейчас - АО UzAuto Motors – прим. авт.) с 10 декабря 2018 года открыла приём заказов на кроссовер Chevrolet Tracker. Через пять лет после начала мировых поставок! 

Но с этим можно было смириться: ведь речь шла о начале крупноузловой сборки (сборка SKD). Действительно, в 2018 году – по данным Узстата – было произведено 2 189, а в 2019 году 7 930 штук машин модели Трекер

Но в компании поняли, что гораздо выгоднее заняться посреднической деятельностью и осуществлять перепродажу готовых автомобилей. В этом году не было выпущено ни одного автомобиля Трекер отечественной сборки, как и Chevrolet Malibu 2.

12 декабря начались мировые продажи Chevrolet Tracker второго поколения. Первая партия из 290 таких автомобилей отправились в Узбекистан из Китая. Да, нашим гражданам предлагают Трекер, произведённый на совместном предприятии «SAIC-GM» (General Motors и SAIC Motor(Китай).

Также перепродаются готовые автомобили моделей Chevrolet Malibu 2, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Equinox, Chevrolet Traverse, Chevrolet Tahoe.

В «Википедии» же гордо указано, что эти модели производятся(!) АО UzAuto Motors. О такой репутации печётся лидер партии «Миллий тикланиш»? 

Или отечественный автопроизводитель занимает со своей продукцией заметное место на внешнем рынке? За 2019 год экспорт отечественных легковых автомобилей составил 14 740 штук при годовом объёме их производства 271 113 автомобилей. Доля экспорта составила всего 5,4 процента выпущенной продукции. Комментарии излишни. 

Впрочем, позиция Алишера Кадырова не вызывает удивления: ведь в партии «Миллий тикланиш» уважают крупный бизнес.

За АО UzAuto Motors вступилась и интеллигенция. Так, ректор Туринского политехнического университета Джамшид Иноятходжаев прокомментировал ситуацию: «… А в чем, собственно, состоит вина автопроизводителя. В том, что на протяжении двадцати лет различные структуры паразитировали на нем, сделав нарицательным понятие «шапка»? Что ж, допустим, но почему в те годы молчали антимонопольные органы? Да-да, именно тогда, когда люди месяцами и годами унижались в очередях, платя взятки за право купить машину? И почему «возбудились» ровно после того, как новый менеджмент разрушил коррупционную систему, уничтожив само понятие «шапка»? Или это кому-то помешало, и была поставлена задача «наказать» увлёкшихся реформаторов?»

Отвечу словами нашего президента. 20 января Шавкат Мирзиёев, выступая перед депутатами Законодательной палаты нового созыва, заявил: ««Я был депутатом почти 15 лет. Но в наше время времена были другие. Чем тише ты был, тем лучше… Мы люди вчерашнего дня, сейчас мы назначаем новых и молодых министров, чиновников на местах. Мы здесь временно. Мы жили во времена страха». И это относится не только к депутатскому корпусу, но и ко всем гражданам страны.

Что касается «задачи «наказать» увлёкшихся реформаторов». Думается, что такой задачи никто не ставил. Просто повышение розничных цен на отечественные автомобили в начале марта 2020 года (до 21 процента) резко диссонировало с заявлением председателя правления АО «Узавтосаноат» Шавката Умурзокова 30 июля 2018 года, в котором содержалось обещание, - так и невыполненное, - снизить цены в 2019 году.

Далее Джамшид Иноятходжаев задаётся вопросом: «А может быть, UzAuto повинен в том, что в Узбекистане действуют высокие таможенные пошлины на импортные автомобили? Но разве ставки этих пошлин устанавливает завод? Не прерогатива ли это Олий Мажлиса?» 

Те, кто думает, что депутаты всесильны – заблуждаются. Чиновники – реальная сила и власть нашего общества. К сожалению, именно чиновники своими подзаконными актами могут извратить содержание любого закона.

Ректору Туринского политехнического университета задаться бы другим вопросом: «Почему 2 октября 2019 года было принято решение об отмене с 1 января 2020 года льготы на импорт дорогих иномарок (стоимостью от 40 тысяч долларов)?» Эта льгота действовала год. Так почему её отменили и что изменилось на внутреннем автомобильном рынке?

В начале января в компании UzAuto Motors заявили, что готовы конкурировать с BMW и Toyota в премиум-сегменте автомобилей на внутреннем рынке. Заявление по этому поводу сделал глава управления развития продаж АО UzAuto Motors Шухрат Мирсамуков. 

При этом речь не шла об организации производства таких машин в стране. Речь шла о проведении торгово-посреднических операций. Кстати, модели Volkswagen и Škoda также завозятся в готовом виде (до 2022 года).

Например, АО UzAuto Motors заключила контракт на поставку в Узбекистан 8 750 автомобилей Chevrolet Equinox общей стоимостью 199,9 миллиона долларов. Контракт заключён скомпанией General Motors Overseas Distribution LLC в 2019 году. Срок поставки Chevrolet Equinox в Узбекистан определён 2020-2021 годы.

Несложный расчёт показывает, что стоимость одного автомобиля составляет 22,8 тысячи долларов. На внутреннем рынке Chevrolet Equinox продаётся уже по 33,3 тысячи долларов.

«Но есть же затраты по таможенной очистке!» - возразит внимательный читатель. Есть или, по крайней мере, должны быть. В октябре 2020 года ряд депутатов направил запрос в Государственный таможенный комитет и Министерство финансов для получения подробной информации о льготах АО «UzAuto Motors» и Джизакского автомобильного завода при импорте автомобилей и утилизационном сборе. 

Но предоставленные ГТК данные оказались конфиденциальными, то есть только для ознакомления депутатами и без возможности раскрыть её для общественности. Депутаты – в таких условиях – отказались знакомиться с ответом таможенного комитета.

«Конфиденциальность информации, даже без ознакомления с документом, ещё раз подтвердила наши подозрения о том, что АО «UzAuto Motors» и ООО «Джизакский автомобильный завод» предоставляют льготы на миллиарды сумов на импортные автомобили», - сказал депутат Дониёр Ганиев. А вы говорите депутаты... 

Далее Джамшид Иноятходжаев заявляет, что АО UzAutoMotors «бюджетообразующий гигант, формирующий 1,5 процента Государственного бюджета Республики Узбекистан». Во-первых, этот параметр лишь заложен в Государственном бюджете на 2021 год. Во-вторых, ранее деятельность отечественного производителя легковых автомобилей была убыточна. АО UzAuto Motors с гордостью заявляет, что «вместо двухтриллионных убытков 2016-2017 годов отчитался о почти 3 триллионах прибыли по итогам 2019 года». 

Заботясь об интересах «бюджетообразующего гиганта» Джамшид Иноятходжаев ни словом не обмолвился об интересах потребителей. А ведь именно интересы последних и развитие рыночных механизмов защищает Антимонопольный комитет и именно его «бессмысленные телодвижения» (выражение Джамшида Иноятходжаева – прим.авт.) прописаны в законе «О конкуренции» и в «Положении о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке». В деятельности Антимонопольного комитета, несомненно, есть свои недостатки и требование повышения эффективности работы относится не только к АО UzAuto Motors, но и к сотрудникам комитета.  

В заключение ректор Туринского политехнического университета задаётся вопросом: «Может вспомните простое и эффективное решение, предложенное Президентом Узбекистана, который сказал, что нам нужен не один такой завод, а пять?» А может вспомним как на мартовское повышение цен на автомобили отреагировал сам президент? На совещании с активом Хорезмской области Шавкат Мирзиёев сказал: «Вот, вы все видите, как решение руководителей нашего автопрома поднять цены на машины вызвало недовольство людей. Может это и целесообразно экономически, но в нынешних условиях неправильно. Мы должны облегчать жизнь народа. Каждое решение необходимо продумывать не семь, а семьдесят раз. Сперва необходимо укрепить покупательную способность нашего народа».

И почему все защитники «бюджетообразующего гиганта» говорят о популизме, включая и главу правительства. Так, 12 октября премьер-министр провёл совещание, на котором Абдулла Арипов назвал действия Антимонопольного комитета против АО UzAuto Motors популистскими. То есть защита прав потребителей – это, по мнению главы правительства, популизм. 

Всем сторонам нужно помнить, что АО UzAuto Motors – не просто компания, а хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на первичном рынке легковых автомобилей. Использовать своё доминирующее положение на рынке с целью решения своих проблем за счёт потребителей - граждан своей страны - по меньшей мере непорядочно. 

Небольшой исторический экскурс. 15 января 1953 года сенатский комитет по военным делам обсуждал кандидатуру на пост министра обороны США президента американской корпорации General Motors Чарльза Уилсона. На вопрос, чьи интересы будут более важными для будущего министра – страны или его компании, Вильсон ответил: «Я привык считать: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для Дженерал моторс, и наоборот. Это одно и то же».

Это не так. И история неоднократно доказывала это. 

Нужно просто помнить слова 16-го президента США Авраама Линкольна: «Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться