В прошлом году в стране было освоено инвестиций в основной капитал на сумму 107,3 трлн сумов, что на 18,1% превышает аналогичный показатель 2017 года. По-прежнему лидерство по освоению инвестиций занимает Ташкент. На столицу пришлось 21,9 трлн сумов инвестиций в основной капитал или 20,4% республиканского уровня.
Как ловить инвесторов на живца?
2019 год – год активных инвестиций и социального развития. Означает ли это, что каждого инвестора мы должны встречать с распростёртыми объятиями? По мнению многих высокопоставленных чиновников – да. Это подтверждают проводимые «Дни открытых дверей», – позже трансформировались в «Дни инвестора», - в хокимияте города Ташкента, в котором большая доля представленных инвестиционных проектов получает положительную оценку и одобрение.
Вот как описывает встречи с инвесторами пресс-служба столичного хокимията: «В столичном хокимияте прошла встреча исполняющего обязанности хокима столицы Джахонгира Артикходжаева с инвесторами, чьи-то проекты были приняты хокимом сразу, кому-то была предложена другая территория взамен указанной инвесторами» или «среди многочисленных встреч и.о. хокима города Ташкента Артыкходжаева сегодняшний «День открытых дверей» нам кажется более успешной. 35% из представленных проектов были одобрены прямо на месте, остальным инвесторам были предложены альтернативные участки и объекты. Инвестиции направлены на жилое строительство, социальные и производственные объекты, торгово-развлекательные комплексы».
Как можно выделять земельные участки под строительство за 15 минут, тем более, если речь идет о возведении многоэтажного жилого комплекса? Наверное, в столичном хокимияте уровень финансового менеджмента достиг такой высоты, что определение и выбор оптимального инвестиционного проекта не занимает много времени. Но, нет – все гораздо проще. Пресс-служба хокимията Ташкента ссылается на указ Президента от 15 августа 2018 года №УП-5511 «О мерах по реализации эксперимента по улучшению инвестиционного климата в городе Ташкенте». Читаем: «Принять предложение Кабинета Министров и хокимията города Ташкента о проведении с 15 августа 2018 года по 15 августа 2019 года эксперимента по улучшению инвестиционного климата в городе Ташкенте (далее – эксперимент), предусматривающего: возможность предоставления земельных участков на праве постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования для осуществления инвестиционной деятельности в упрощенном порядке на основании решения хокима города Ташкента по итогам прямых переговоров с инвесторами путем заключения инвестиционных договоров…»
Уверен, что «упрощенный порядок» не предусматривает штампование договоров инвестирования. Зато он обязан предусматривать, что инвестиционный договор «должен включать в себя указания на … информацию о сроках подготовки проектно-сметной документации, заключения договоров на подрядные работы, источниках финансирования, графиках реализации проекта, порядке технического надзора за ходом осуществления инвестиционного проекта…» (пункт 7 Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных договоров).
Не всё, что деньги, – инвестиции
Интересно, предоставил ли информацию об источниках финансирования хокимияту Ташкента, а также Министерству инвестиций и внешней торговли и Министерству экономики и промышленности единственный 19-летний владелец немецкой компании Hyper Partners, зарегистрированной в городе Дитценбахе 22 января 2018 года, и являющийся основным инвестором лота №3 Tashkent City.
Заместитель министра инвестиций и внешней торговли Лазиз Кудратов отметил, что компании, созданные год-полгода назад — нормальная мировая практика. «Для того, чтобы обеспечить более эффективное финансовое управление этими проектами, налогообложение, головные компании создают дочерние структуры, в том числе Hyper Partners», — пояснил он. Действительно, создают, но при этом всегда указывается основная (материнская) компания.
«Инвестиции заходят из-за рубежа, в данном случае это германская компания, и через банковскую систему они проходят как источник финансовых средств из Германии. По законодательству мы не имеем права затребовать дополнительные сведения об учредителях. Мы ставим условия, чтобы инвесторы вложили средства, взяли на себя юридические обязательства по реализации проекта, подписались под документами, и они могут работать», — сообщил Лазиз Кудратов.
Хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев подчеркнул, что самое главное — это то, что проект Tashkent City осуществляется.
«Не важно, вчера создана эта компания, позавчера. Но я могу показать вам, что проект осуществляется. Они начали работу, это не наша компетенция спрашивать, кто, откуда у них деньги, как они через банк прошли. Самое главное — проект осуществляется, самое главное — иностранная компания вкладывается в наш рынок. Если мы у каждого инвестора будем спрашивать бенифициара, то можно закрыть ворота Узбекистана, сюда никто не придет», — заявил глава администрации Ташкента.
Первый заместитель министра экономики и промышленности Равшан Гулямов заявил, что нужно соблюдать права инвесторов.
«Надо быть прагматичными. Если мы привели инвестора, кто-то выступает инвестором, то первое — мы должны соблюдать его права. Если по закону он не должен предоставлять какую-то информацию, то мы не можем ее требовать. Самое главное — вносит этот инвестор инвестиции или нет. То, что он нам обещал, выполняет или нет», — сказал он.
Какая поразительная и трогательная забота о 19-летнем инвесторе. Но, наверное, высокопоставленные чиновники знают лучше нас. Так, Джахонгир Артыкходжаев ранее сообщал, что к реализации проекта привлечена известная немецкая компания. Из 12 девелоперских компаний, участвующих в строительстве Tashkent City, лишь три – зарубежные: Hyper Partners GmbH из Германии, Corso Solutions LP из Англии и Bomi Engineering & Construction Co Ltd из Южной Кореи. Или слова об «известности» относятся именно к Hyper Partners GmbH. Названная компания была зарегистрирована чуть более года назад (22 января 2018 года) и за столь короткий срок уже добилась «известности»? Следует отметить, что согласно постановлению Президента от 19.07.2018 г. N ПП-3874 «О дополнительных мерах по ускорению реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в 2018-2019 годах» прямые иностранные инвестиции Hyper Partners GmbH в проект Ташкент Сити в 2018-2021 годах составят 500 млн долл.
Нарушил гармонию и благозвучие трио высокопоставленных чиновников лишь комментарий заместителя министра инвестиций и внешней торговли Шухрата Вафаева: «Хочу официально разъяснить: Узбекистан полностью поддерживает все усилия международного сообщества по противодействию легализации доходов, отмыванию денег и финансированию терроризма». Он напомнил, что Узбекистан является членом региональной группы ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
«ФАТФ в 2007 году благодаря огромным усилиям Генеральной прокуратуры и Центрального банка исключила нас из списка, в котором мы находились. В обиходе он называется «черный список», формально это список стран, находящихся под наблюдением из-за подозрений, что законодательство позволяет отмывать деньги или финансировать терроризм.
В дополнение к словам Шухрата Вафаева можно добавить, что если какая-либо страна находится в «черном списке» FATF, то существуют рекомендации странам-членам FATF не работать с резидентами этой страны. А поскольку членами FATF являются большинство развитых стран мира, то подобный механизм оказался очень действенным.
Правительство, надзорные и регулирующие органы должны и обязаны контролировать ситуации с подозрительными капиталами, а не подчиняться обстоятельствам.
В мире широко используют правила KYC («Know Your Customer») – процесс верификации бизнес-клиентов и оценки рисков, связанных с ними; AML («Anti-Money-Laundering») – система предотвращения отмывания денег; введение специальных целевых санкций.
Защита от проведения отмывания денег нужна, в первую очередь, исполнительной власти, так как в случае проведения таких операций на территории страны наносится колоссальный экономический и репутационный ущерб республике.
Дети лейтенанта Шмидта…
К чему приводит отпускание инвесторов на «вольные хлеба»? Большой общественный резонанс вызвало намерение застройщиков снести несколько многоквартирных жилых домов в махалле «Лолазор», расположенной через площадь от «GrandMirHotel» (бывшая гостиница «Россия»). Председатель махалли Маннон Ахмедов утверждает, что представители разных компаний, желающие заняться застройкой массива, известного как «Полкушка», регулярно приходят в махаллинский комитет с просьбой организовать им встречу с жильцами.
Застройщиком на территории махалли «Полкушка» явилось предприятие «Мухандис консалтинг», зарегистрированное 21 сентября 2016 года с уставным фондом 6 (!) млн сумов. Направление деятельности — «Розничная торговля в специализированных магазинах скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом». Решение хокимията Ташкента о предоставлении земельных участков, расположенных под отдельными домами махалли «Лолазор», под нужды предприятия «Мухандис консалтинг» отсутствовало. По сообщению пресс-службы Ташкентского городского хокимията «ни хокимиятом города Ташкента, ни хокимиятом Миробадского района не было принято соответствующего решения о сносе жилых домов и постройке новых многоэтажных жилищных комплексов на территории махалли «Лолазор» Миробадского района». И далее: «В рамках мероприятия «День инвестора», в хокимияте столицы, инвесторами сделано предложение о возведении многоэтажных жилых комплексов на месте двухэтажных домов №№ 27/3, 27/3а, 27/3б, 27/3в, 27/4 не имеющих никакой исторической ценности». Однако, решение от 6 февраля существует, и хоким Мирабадского района Шухрат Пулатов подтвердил, что это решение касается сноса пяти двухэтажных домов. Так кто, все-таки, говорит правду?
Оставим в стороне и феноменальную способность работников столичного хокимията дистанционно определять историческую и, заодно, культурную ценность здания без проведения соответствующих экспертиз. Вопрос в другом.
Почему по столице – в основном в расширенном центре - бродят в поисках объектов слома и дальнейшего строительства новостроек многочисленные «дети лейтенанта Шмидта», которые заручились «одобрямс» на мероприятии «День инвестора», проводимого в хокимияте Ташкента? Разве так работают с инвестиционными проектами и потенциальными инвесторами?
Подобная «работа» по привлечению и освоению инвестиций сродни хаосу, в котором решающим фактором является не улучшение условий жизни жителей мегаполиса, создание гармоничных, оригинальных и запоминающихся архитектурных объектов, а гонка застройщиков: кто окажется первым, кто сможет «продавить» жителей, кто имеет возможность воспользоваться административным ресурсом…
Пресс-служба столичного хокимията 21 февраля 2019 года распространила меморандум «Снос домов: законодательство на страже прав граждан», в котором отмечается: «В обращениях жителей в хокимият г.Ташкента, в социальных сетях часто звучит мысль о том, что «люди зачастую не знают своих прав». Приводим для всех желающих ссылки на ту правовую базу, на основе которой по законодательству Узбекистана проводится снос домов и компенсация при этом».
Похвально стремление хокимията повысить уровень правовой грамотности и правосознания горожан. Но не пора бы, в первую очередь, повысить знание нормативно-правовых актов самим работникам хокимиятов? Да, люди могут не знать своих прав, но это отнюдь не означает, что местная администрация может не соблюдать, нарушать или игнорировать эти права.
Как пример, демонтаж жилого дома № 78 на набережной канала Анхор (Анхор буйи) в Шайхантахурском районе, который начался до полного расселения жителей дома. Это счастье, что никто не пострадал. Руководство города не стало объяснять спешку, подчеркнув только, что осуществление демонтажа дома с жителями внутри строго запрещен.
Но ситуация повторяется с завидным постоянством и в разных частях города. И вот уже жители двухэтажных домов № 20 и 20а на улице Сайрам в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента обнесены забором, который установил застройщик ООО Fusion Platinum House. При этом уведомление о сносе жителям вручили 24 апреля 2019 года без копии решения хокима об изъятии земельного участка. На момент написания статьи ограждение было частично демонтировано.
Не пора ли, наконец, чиновникам научиться разъяснять причины возникающих негативных ситуаций, делать соответствующие выводы и применять меры административного воздействия по каждому выявленному факту самоуправства.
Очень жаль, что не видно системной работы хокимиятов в вопросе реконструкции Ташкента и привлечении инвестиций. Очень жаль, что преобладает формальный подход к нуждам и интересам людей: государственные органы так и не научилась «служить народу». Очень жаль, что выражение Антона Чехова из повести «Палата № 6» можно отнести и к чиновникам:
«Люди, имеющие служебное, деловое отношение к чужому страданию, например судьи, полицейские, врачи, с течением времени, в силу привычки, закаляются до такой степени, что хотели бы, да не могут относиться к своим клиентам иначе, как формально; с этой стороны они ничем не отличаются от мужика, который на задворках режет баранов и телят и не замечает крови».
Четыре пишем, два в уме…
Читатель может возмутиться: «А действительно, какая разница? Ведь иностранные инвестиции идут… Наши тоже вкладывают деньги… Всё строится… Красота... Что еще нужно?»
Понимаю... Сам так думал, когда, например, читал, что «общая сумма выбранных проектов 4,3 трлн. сум., из них прямые зарубежные инвестиции составляют 294,5 млн. долларов США». То есть, иностранные инвестиции составляют больше половины суммы финансирования проектов. Но нужно различать соглашения и даже инвестиционные договора или контракты от реальных финансовых вложений инвесторов. По данным Госкомстата в 2018 году прямые и другие иностранные инвестиции и кредиты в основной капитал в общем объеме источников финансирования составили 29,2%.
В столице этот показатель ниже - 17,2%. Если мы посмотрим, сколько освоено иностранных инвестиций и кредитов в прошлом году на строительство жилья, - это то, что интересует читателей больше всего, - будем неприятно поражены.
Иностранные инвестиции и кредиты составили в прошлом году всего лишь 0,7% общего объема финансирования жилищного строительства.
Все гениальное – просто. До безобразия...
Так, где все эти сотни миллионов долларов инвестиционного потока, который обрушивается, судя по представляемым проектам, на проводимых «Днях инвестора»? Ведь мы сами видим как девелоперы, включая иностранцев, активно строят жилые комплексы.
Все просто. Гениально просто. Зарубежные инвесторы только прописывают планируемые инвестиции из-за границы в презентациях, бизнес-планах, инвестиционных договорах и соглашениях. Получив разрешение на осуществление проекта, инвестор обращается в отечественные банки за получением кредита. Обращаю внимание – в наши банки. Но не затем, чтобы продать на Узбекской республиканской валютной бирже поступившие из-за границы валютные средства (инвестиции или кредиты) и с помощью полученных сумовых средств начать освоение проекта, а с целью оформления кредита.
Гениально! Инвестором может быть любой: 19-летний юноша, женщина, которая в жизни не работа ни дня, старец, в котором - вдруг! – проснулся предпринимательский дух. Но почему тогда толпы граждан не осаждают банки с целью получения кредита?
Банкиры лояльно относятся к иностранцам, тем более, если кредит выдается для инвестиционных проектов, включенных в постановление Президента от 19.07.2018 г. № ПП-3874. И менее лояльно – в основной массе - к отечественным бизнесменам. Кроме того, никто не отменял выражение: «Деньги любят тишину, а большие деньги – идеальную тишину». Да ну… Не может такого быть…
Хорошо. Как раз под рукой оказался пример такого инвестора из Турции. В 2017 году турецкая компания приобрела по «нулевой» стоимости - с выполнением в будущем инвестиционных обязательств - здания и сооружения бывшего гостиничного комплекса «Чорсу» на одноименной площади, пустующие много лет. Проект оценивается в 33 млн долларов, сдача комплекса в эксплуатацию планировалась до конца 2019 года. И все бы прекрасно получилось, если бы не жалобы самого инвестора Ахмета Демира (да, того самого владельца торгового комплекса Demir, так полюбившегося жителям и гостям столицы) на невыполнение постановления главы государства о дополнительном выделении трех гектаров земли.
Предприниматель утверждает, что поручение до сих пор не выполнено, в связи с чем работа по реконструкции гостиничного комплекса замедлилась. Он также заявил, что не может получить кредит в банке, где у него требуют документы на земельный участок, указанный в бизнес-плане. Стоп! Для чего инвестору получать кредит в нашем банке – ведь у него есть обязательство по привлечению на реконструкцию денежных средств из-за рубежа.
На данный факт отреагировал хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев, отметив, что бизнесмен обратился за кредитом в местные банки.
Ахмет Демир за счет инвестирования в Узбекистан 30 млн долл. получил гостиницу «Чорсу» абсолютно бесплатно. Позднее он обратился за кредитом в банки Узбекистана. То есть, он он не инвестировал в Узбекистан 30 млн долл. со стороны, — сообщил хоким.
Ситуацию также прокомментировал первый заместитель министра экономики и промышленности Равшан Гулямов.
Обещали открыть 4-звездочную гостиницу, обещали 30 млн иностранных инвестиций. Результат очевиден. Вместо того, чтобы выполнять обещания, мы получили претензии о том, что узбекские банки не выделяют денег, поэтому процесс замедлился. Причем тут узбекские банки? Инвестор брал на себя все инвестиционные обязательства извне», – сказал Гулямов.
Почему сумма инвестиций снизилась с 33 до 30 млн долл.? Ахмет Демир открыл в столице новый ресторан «Divan» и ориентировочно вложил в заведение 1,2 млн. долл. И хотя ресторан расположен далековато от Чорсу (перекресток улиц С.Азимова и Махтумкули), но, наверное, не стали обижать уважаемого («легендарного», как пишут некоторые СМИ) бизнесмена и посчитали это частичным финансированием «создания гостиничного сервиса». К концу первого квартала 2019 года Ахмет Демир все-таки инвестировал 952 тысячи долларов. Но все равно чувствуется обида в словах высокопоставленных чиновников: «Почему так произошло?»
И вот уже Агентство по управлению государственными активами информирует, что в случае, если Demir Group не выполнит обязательства по договору, то Агентство имеет право начислить пеню за каждый день просрочки или даже расторгнуть договор без возмещения уже вложенных средств. Но тут же следует оговорка, что «об этих мерах пока речи не идет, так как в ведомстве считают, что это стало бы негативным сигналом для других иностранных инвесторов». Получается, что интересы иностранного инвестора выше защиты государственных интересов? И стали бы проявлять такую терпимость и заботу, если бы инвестором выступал отечественный предприниматель, а не иностранный?
Защищайте свой капитал и рискуйте чужими деньгами…
«А ларчик просто открывался…» Девелоперы, в большинстве случаев, просто привлекают кредиты отечественных банков на реализацию проектов. То, что такие ситуации встречались и встречаются часто, не вызывает сомнения (выше описывалась ситуация с «Полкушкой», где застройщиком являлось предприятие «Мухандис консалтинг» с уставным фондом всего 6 млн сумов). Да, это абсолютно законно, но наши страна и экономика, как мне думается, заинтересованы в притоке именно иностранных инвестиций. Причем не любых, а легальных, которые осуществляют компании, имеющие позитивную деловую репутацию.
Но почему иностранные инвесторы не спешат вкладывать собственные или зарубежные кредитные средства в инвестиционные проекты? И здесь дело не в том, как объяснил https://repost.uz/whyхоким Ташкента нежелание инвесторов вкладываться в проекты, что «большинство иностранных инвесторов отказались вкладываться в строительные проекты Ташкента в связи с плохим пиаром в СМИ».
Большинство инвесторов не читают критику в СМИ: во-первых, ее [критики] у нас не так много, во-вторых, инвесторы – в отличие от наших чиновников – обязательно интересуются субъектами бизнеса или потенциальными партнерами, наводят различного рода справки или получают информацию об их деятельности, в-третьих, они получают информацию через бизнес-структуры, сообщества, по дипломатическим каналам или личное общение.
И, наконец, не будет инвестиционного бума пока права инвесторов и частной собственности не будут реально защищены, пока на отечественном рынке не сформируются понятные и простые правила ведения бизнеса, законодательно закрепленные на длительный период.
Можно сколь угодно долго устраивать «танцы с бубном» и заклинать, какой рывок за последние годы сделал Узбекистан в рейтинге Doing Business.
Зарубежные инвесторы, работая в Узбекистане, - да и не только зарубежные, - стремятся обезопасить себя от возможного произвола чиновников и негативных проявлений командно-административной системы. И пока такая ситуация сохраняется, нельзя всерьез говорить об инвестициях как о факторе, реально способствующем проведению реформ и модернизации страны.
Иностранным предпринимателям нет нужды изучать СМИ Узбекистана. Они могут просто посмотреть на позицию Узбекистана в мировых рейтингах верховенства права World Justice Project на 2019 год: 94-е место из 126 государств, восприятия коррупции Transparency International за 2018 год (позиция нашей страны снизилась на 1 пункт до 158-го места среди 180 стран), экономических свобод американского института Heritage Foundation (140 место из 180 стран) или Всемирного банка «Ведение бизнеса-2019» («Doing Business 2019»), в котором республика потеряла две позиции и оказалась на 74-м месте. Посмотреть и сделать выводы...
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться