Узбекистан

09.01.2020 | 13:21

Люди критикуют власть. Электорат голосует за нее

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему прошедшие выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей народных депутатов показали стагнацию политической жизни страны.

Люди критикуют власть. Электорат голосует за нее

Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Отто фон Бисмарк, немецкий государственный и политический деятель.

22 декабря 2019 года состоялось важное политическое событие – выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши народных депутатов. Всего в стране на 10 260 избирательных участках проголосовало 13 миллионов 355 тысяч 911 человек из 18 миллионов 797 тысяч 810 зарегистрированных избирателей.

«Новый Узбекистан – новые выборы»?

Узбекистан позиционирует себя как страна, вставшая на путь реформ, обновления и модернизации. Это коснулось и изменений  в законодательстве об избирательной системе страны. 25 июня 2019 года президент подписал закон «Об утверждении Избирательного кодекса Республики Узбекистан».

Этот документ объединил нормы законов, регулирующие отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов президента, депутатов Законодательной палаты, членов Сената, депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов. В связи с принятием кодекса ряд законов утратил силу: «О выборах Президента Республики Узбекистан»; «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан»; «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов»; «О гарантиях избирательных прав граждан»; «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан».

Отличалась ли нынешняя избирательная кампания от предыдущих? Да, мы увидели дебаты в прямом эфире, публичное обсуждение отдельных насущных вопросов, услышали критику, почувствовали нововведения: выдвижение кандидатов от партий по всем избирательным участкам, использование единого реестра избирателей…

Были ли нарушения? Как было заявлено 5 января 2020 года в Международном пресс-центре ЦИК «за выборами напрямую наблюдали 825 представителей десяти международных организаций и иностранных государств, свыше 70 тысяч представителей политических партий и органов самоуправления граждан, около 1 200 представителей отечественных и зарубежных СМИ, прошедших аккредитацию. Впервые за выборами напрямую наблюдала расширенная миссия от БДИПЧ ОБСЕ в составе 300 человек и дала положительную оценку прошедшим выборам».

Традиционно миссия наблюдателей от СНГ признала выборы в Узбекистане «свободными, прозрачными, конкурентными». Некоторые недостатки при голосовании не носили системный характер, заявил глава миссии Сергей Лебедев. Такими же – «прозрачными, достоверными и демократичными» - признали выборы депутатов Законодательной палаты и местных Кенгашей народных депутатов наблюдатели ШОС.

Что касается заявления ЦИК о том, что «впервые за выборами напрямую наблюдала расширенная миссия от БДИПЧ ОБСЕ в составе 300 человек и дала положительную оценку прошедшим выборам». Процесс голосования был оценен наблюдателями ОБСЕ негативно в 14 процентах наблюдаемых избирательных участков (разрешение голосовать без документов, удостоверяющих личность, множественное голосование и голосование за других, а также регистрация в день выборов без необходимой проверки).

Подсчет голосов был оценен негативно в 42 процентах отчетов наблюдателей ОБСЕ, что, по мнению главы миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами Таны де Зулуеты, является «довольно негативным показателем». Почти в 50 процентах наблюдаемых участков избирательные комиссии не соблюдали процедуры. Большое количество участковых избирательных комиссий столкнулось с трудностями при сведении данных в протоколах, говорится в выводах миссии.

Также в ряде избирательных участков члены участковых избирательных комиссий заранее подписали пустые протоколы, а некоторые наблюдатели сообщили о фальсификации данных в списках избирателей и данных, введенных в протокол. Наблюдатели ОБСЕ были свидетелями «серьезных процедурных нарушений или упущений» в 15 из 105 наблюдаемых окружных комиссий. Большое количество итоговых протоколов участковых избирательных комиссий были заполнены или изменены, часто без официальных решений, в помещениях окружных избирательных комиссий.

О наличии нарушений говорится в сообщении Генеральной прокуратуры, в штаб которой поступило 65 обращений, связанных с выборами. По данным заместителя председателя ЦИК Махмуда Истамова, представители местной исполнительной власти оказывали давление на избирательные комиссии для продвижения отдельных депутатов.

В социальных сетях появились сообщения и видеозаписи о том, как члены участковых избирательных комиссий не дают наблюдателям присутствовать при заполнении протоколов, об использовании «черновых» (поддельных) протоколов, а также обнаружении у членов участковых избирательных комиссий пачек бюллетеней с уже отмеченными кандидатами.

Как отметил президент Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Георгий Церетели, руководивший краткосрочной миссией ОБСЕ по наблюдению за выборами, в условиях улучшенного избирательного законодательства и большей открытости, «старые нездоровые привычки» показали, что «предстоит еще большая работа».

«Нет ничего отвратительнее большинства» (Иоганн Вольфганг Гете)

Всего в стране проголосовало 13 миллионов 355 тысяч 911 человек из 18 миллионов 797 тысяч 810 зарегистрированных избирателей. Явка избирателей на выборах депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей народных депутатов, которые прошли 22 декабря 2019 года, составила 71,1 процента. Явка во втором туре составила 62,8 процента.

Показатель явки на выборах 2019 года является самым низким в новейшей истории Узбекистана:

По мнению члена Центральной избирательной комиссии Шерзодхона Кудратходжаева «на этот раз все было объективно, правдиво». Допустим, что так. Но тогда получается, что почти 30 процентов электората не приняли участия в выборах, проигнорировали их. Теперь можно представить масштабы приписок количества проголосовавших граждан в предыдущих выборных кампаниях (получается как в анекдоте: у нашего народа последние четверть века существует послевыборная забава: определять степень наглости власти по процентам, накинутым себе).

Люди не видели смысла голосовать: ведь все догадывались о том, что их голос не будет играть никакой роли. Говоря известными словами Наполеона III «не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают».

Люди не видели смысла голосовать за партии, которые лишь декларировали благие цели, а на деле явно не спешили облегчить жизнь людей. Давайте вспомним: какая-либо партия выступила против повышения тарифов коммунальных платежей, обуздания темпов инфляции, настояла на определении и принятии прожиточного минимума, осуществила безотлагательные меры по борьбе с безработицей и бедностью, коррупцией и произволом чиновников, укреплению законности и прав собственников?

Вы думаете, что депутатский корпус нового созыва будет больше заниматься вопросами повышения благосостояния народа, решением насущных проблем граждан?

Давайте посмотрим на структуру профессиональной деятельности избранных депутатов. По сообщению ЦИК, больше всего среди депутатов представителей сферы науки и образования — 21,3 процента. Следом идут депутаты — работники финансовой, экономической и банковской сферы. На третьем месте расположились правоведы и работники контролирующих государственных органов. В сумме доля таких депутатов достигает почти 51 процент.

Если добавить депутатов-государственных служащих и управленческих кадров из прочих сфер, то получится, что подавляющая часть депутатского корпуса – это чиновники. Не видно представителей рабочего класса, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, домохозяек, временно не работающих. Как достижение преподносится факт, что в Законодательной палате прежнего созыва было 24 женщины, а в составе нынешнего депутатского корпуса их в два раза больше. Даже в этом случае, доля женщин не достигает трети в общем числе депутатов, а ведь женщины составляют половину постоянного населения страны.

Определенный интерес вызывает национальный состав вновь избранного депутатского корпуса нижней палаты Олий Мажлиса.

Прогнозы бывают трех видов: верные, неверные и научные

Среди особенностей прошедшей избирательной кампании стоит обратить внимание на то, что начали появляться первые попытки прогнозирования показателей по явке избирателей и результатам выборов.

20 сентября 2019 года «Ижтимоий фикр» и отдел экспресс-иследований Call-center РЦИОМ провели телефонный опрос, посвященный изучению мнений узбекистанцев по предстоящим выборам.

На вопрос известно ли, что 2019 год является годом выборов депутатов в нижнюю палату Олий Мажлиса, 62,7 процента респондентов ответили утвердительно, остальные – отрицательно или затруднились с ответом. Отсюда уже видна существующая политическая апатия значительной части населения. Бесстрастное отношение к политике и выборам породила опасения, из-за которых нижний порог явки сохранен на уровне 33 процентов избирателей, внесенных в список для голосования.

В октябре 2019 года Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества (НИМФОГО) проведен блиц-опрос общественного мнения среди 1 583 жителей страны. 68 процентов респондентов ответили, что точно будут голосовать на декабрьских выборах в Законодательную палату  Олий Мажлиса, в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов. Эта цифра не так сильно отличается от фактической явки избирателей на выборы – 71,1 процента.

5,5 процента респондентов заявили о том, что «точно не будут» или «скорее всего не будут» принимать участие в голосовании (фактически 28,9 процента электората не приняло участия в избирательном процессе). По данным опроса НИМФОГО самую высокую активность проявляли жители города Ташкента, где 90 процентов ответили, что «точно пойдут» на выборы. Фактически «точно пришли» лишь 60,8 процента жителей столицы, имеющих право на голосование.

Более системную основу для прогнозирования результатов выборов попытались подвести специалисты агентств Ledokol Group и Unique PR. При определении рейтинга партии был использован показатель ее политической активности (масштаб и характер фона присутствия партии в СМИ и социальных сетях).

Исходя из этого, на основе контент-анализа публикаций онлайн-СМИ и упоминаний в основных социальных сетях, эксперты агентств Ledokol Group и Unique PR рассчитали информационно-политические индексы партий Узбекистана в медиаполе. При этом использовались данные системы анализа и мониторинга Digital Analytics.

Следует отметить, что определение подобных рейтингов довольно распространено за рубежом. Например, результаты, полученные с помощью мониторинговой системы «Медиалогия» (Российская Федерация), показывают общую частоту упоминаемости партии и ее активность в генерации сообщений о ней в информационном поле. Тем более, была интересна степень совпадений информационно-политических индексов партий (уровень популярности) с результатами, проведенных в реальности, выборов депутатов.

Системой Digital Analytics в период с 19 ноября по 19 декабря 2019 года было зафиксировано 6 694 упоминания политических партий в онлайн-СМИ и отечественном сегменте крупнейших социальных сетей. 

Можно констатировать, что «первый блин» не оказался «комом». В основном рейтинги упоминаемости политических партий в электронных средствах массовой информации оказались близки к доле мест, полученных партиями в нижней палате Олий Мажлиса.

«Мы воодушевлены высоким уровнем корреляции данных Digital Analytics с итогами волеизъявления граждан Узбекистана, – говорит руководитель Ledokol Group Дильшод Музаффаров. – Наша система подтвердила очень простой, но важный факт серьёзного воздействия онлайн-СМИ на целевые аудитории».

Генеральный директор Unique Present Media Holding Арсен Длянчев также положительно высказался о полученных результатах: «Наш совместный проект продемонстрировал, на мой взгляд, фантастический результат, поскольку разница между двумя рейтингами практически по всем партиям находится в пределах статистической погрешности».

Что касается разрыва между уровнем упоминаемости партии «Адолат» (9,62 процента) и долей полученных мест (16,0 процентов). Члены этой партии не отметились какими-либо скандальными высказываниями и не особо привлекали внимание медиапространства. И в условиях прошедшей выборной кампании это оказалось преимуществом. Достаточно вспомнить, что лидер партии Миллий тикланиш, известный своими провокационными заявлениями, стал депутатом лишь со второй попытки.

Партия «Адолат» сосредоточилась на работе с избирателями, были проведены многочисленные мероприятий среди юристов и работников здравоохранения. Это позволило за сравнительно небольшой срок увеличить количество членов партии со 150 тысяч до 415 тысяч человек.

Кроме того, нельзя не отметить, что партия «Адолат» - единственная из всех партий - обратилась в Генеральную прокуратуру, когда семья Абдуллоха Тохирова объявила о его исчезновении после вызова в Андижанское областное УВД. Также эта партия первой призвала правоохранительные органы «принять жесткие меры против хокима Ташкента Джахонгира Артыкходжаева в соответствии с законом» за оскорбление им журналистов.

Такие детали не могли оказаться незамеченными: партия увеличила свое представительство в Законодательной палате на 4 места.

 «Ба! Знакомые всё лица!» (комедия А. Грибоедова «Горе от ума»)

Миссия ОБСЕ в своих выводах отметила, что истинной конкурентной борьбы на отечественных парламентских выборах не наблюдалось. Вполне закономерный вывод, сделанный  этой солидной организацией.

Зачем тратить нервы и деньги, привлекать специалистов и имиджмейкеров, когда согласно статьи 24 закона «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» «правом на образование фракции обладают не менее девяти депутатов Законодательной палаты». 150 мест в нижней палате Олий Мажлиса для пяти партий! Здесь даже без теории вероятностей понятно, что выбрать из выдвинутых 750 кандидатов 9 и более депутатов одной партии более чем реально. Практически положительный результат был гарантирован, даже в условиях полного бездействия партии.

Почему так важно избрание 9 и более депутатов одной партии и создание фракции? Потому, что только партия, сформировавшая фракцию, может претендовать на государственное финансирование. А оно немало.

«Ежегодный объем выделяемых государственных средств для финансирования уставной деятельности политических партий формируется из расчета двух процентов от базовой расчетной величины, установленной на 1 января года, предшествующего году выделения этих средств, умноженных на количество граждан, включенных в списки избирателей на последних выборах в Законодательную палату» (статья 7 закона «О финансировании политических партий»).

Отсутствие конкуренции объясняется еще одним простым доводом: в Узбекистане нет оппозиционных партий, прошедших регистрацию. Формальной оппозицией считаются демократическая партия «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана, социал-демократическая партия «Адолат» и Экологическая партия Узбекистана, которые позиционируют себя как «конструктивная парламентская оппозиция».

«Оппозиция», которая поддерживает все решения правящей партии и пропагандирует пропрезидентский курс, это, действительно, любопытное зрелище.

Именно поэтому, результаты прошедших выборов мало отличаются от итогов голосования в 2014 году.

Понимают ли абсурдность и карикатурность существующей политической системы страны ее руководство? Понимают. Так, в декабре 2019 года председатель Центральной избирательной комиссии Узбекистана Мирзо-Улугбек Абдусаломов на встрече с делегацией наблюдателей МПА СНГ заявил: «Наши партии довольно тяжелы на подъем, они еще не так сильны. Именно поэтому мы решили на время освободить их от конкуренции с другими политическими структурами. Надеюсь, у нас в будущем появятся по-настоящему сильные конкурирующие партии, возможно, и оппозиционные или вообще новые партии. Во всяком случае, для их развития мы создали все условия».

Тогда же – в декабре 2019 года - президент Узбекистана, выступая на встрече с молодежью в школе имени Мухаммада аль-Хорезми, высказался о политической оппозиции: «В Сети обсуждается оппозиция. Какую пользу она принесла? Я как президент не против оппозиции, но нужно создавать среду, чтобы она появилась у нас, [чтобы это были люди], которые знают проблемы народа, пережили [вместе с ним] все проблемы, которые пили воду здесь и ели хлеб здесь».

Как можно говорить о пользе или вреде оппозиции, если ее нет? Как можно говорить об «оппозиции» пропрезидентских и проправительственных партий? Не эти ли партии также одобряли и восхваляли «узбекскую модель» перехода к рыночным отношениям, которая привела экономику и общество в тупик?

Согласно Конституции создание партий, включая оппозиционные, не должно ограничиваться мнением власти и государственных органов:

«В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» (статья 12 Конституции);

«Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их» (статья 19 Конституции);

«Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений» (статья 29 Конституции).

Уверен, что большинство читателей согласится, что нам не нужна радикальная (непримиримая) политическая оппозиция. Нам нужна конструктивная оппозиция, имеющая разногласия с властью по существенным принципам внутренней или внешней политики. По этим вопросам конструктивная оппозиция должна иметь свои предложения, предлагать их власти и добиваться их реализации. В этом основное отличие конструктивной оппозиции: критика – предложение – действие.

Необходимо внести в Избирательный кодекс право граждан, обладающих пассивным избирательным правом, выдвигать свою кандидатуру в качестве кандидата на выборах депутатов Законодательной палаты и депутатов местных Кенгашей народных депутатов. Такое право на самовыдвижение закреплено статьей 32 Конституции: «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей».

В сложившихся условиях граждане могут выражать свое мнение на выборах, в интернет-пространстве, путем подачи заявлений или жалоб. Все эти способы обратной связи между гражданами и государством недостаточно эффективны, а зачастую бесполезны: государство не слышит людей.

Именно поэтому назрела острая общественная потребность в скорейшем принятии закона «О проведении митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетирования». Люди должны иметь возможность воспользоваться своим конституционным правом публично заявлять о своих интересах, требованиях или предложениях: «Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан» (статья 33 Конституции).

Власти необходимо понять, что любая система, в которой нет единства и борьбы противоположностей, обречена на деградацию, появление застойных процессов и вымирание. Любая система, в которой отсутствуют противоречия, не способна развиваться. Гибели империй, «эпоха застоя» Советского Союза, формирование однополярного мира и его крах, стагнация в новейшей истории Узбекистана – тому подтверждение.

Закон единства и борьбы противоположностей – это основной закон материалистической диалектики. И, к счастью, он имеет всеобщий, универсальный и объективный характер и не зависит от воли человека или группы людей.

Вместо послесловия, или притча о выборе самого достойного

Король объявил, что мужем Принцессы станет самый достойный человек. В назначенный день принцы и юноши из знатных семей собрались во дворце. Каждый хотел доказать, что он достоин принцессы. Но никаких испытаний не было назначено. Для женихов устроили пир, а потом Принцесса сказала, что нанесёт ответный визит каждому из женихов по очереди.

— Дочь, надеюсь, ты выберешь Принца-воина. Он мужественный полководец и уже выиграл много сражений, — сказал Король.

— Учёный принц — тоже достойный юноша. Он так умён! — воскликнула Королева.

— Не волнуйтесь, я выберу самого достойного, — пообещала Принцесса и в сопровождении свиты и двух любимых братьев-принцев отправилась в путь.

Через год Принцесса вернулась и объявила свой выбор родителям.

— Дочка, чем привлёк тебя этот принц из самого маленького королевства? — спросила Королева.

— Я не заметил у этого скромного принца особых достоинств! — добавил Король.

— Я попросила моих братьев познакомиться со всеми друзьями моих женихов. У моего избранника самые лучшие друзья. Среди них есть Мудрецы и Учёные, Архитекторы и Художники. Все они честные, трудолюбивые и достойные люди, — объяснила Принцесса.

— Доченька, зачем тебе друзья принца? — спросила Королева.

— Достойного человека окружают достойные люди, — улыбнулась Принцесса.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи


 Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться