Узбекистан

22.06.2019 | 15:56

Минфин публично ответил на статью колумниста Repost Игоря Цоя о евробондах

Минстерство финансов опубликовало официальный ответ ведомства на опубликованную колумнистом Repost Игоря Цоя статью под названием «Евробонды: за и против».

Минфин публично ответил на статью колумниста Repost Игоря Цоя о евробондах

Фото: Мадина Нурманова / Repost.uz. 

Минстерство финансов опубликовало официальный ответ ведомства на опубликованную колумнистом Repost Игоря Цоя статью под названием «Евробонды: за и против». Материал Repost был опубликован 14 июня и доступен для прочтения по ссылке. Ведомство прокомментировало ряд тезисов и статьи. Ниже публикуется полный официальный ответ Минфина. 

  1. «Однако, наряду с преимуществами выпуска еврооблигаций существуют и их недостатки. В первую очередь, это высокие требования, которым должен соответствовать эмитент в порядке раскрытия информации о компании, соответствия финансовой отчетности международным стандартам, необходимости наличия кредитного рейтинга от ведущий мировых кредитных рейтинговых агентств и так далее.»

Как известно, требования к эмитенту еврооблигаций по раскрытию информации и соответствия международным стандартам отчетности не является недостатком, а рассматривается как их преимущество - необходимое и обязательное условие эффективного проведения экономических реформ и завоевания доверия международных инвесторов.

Между тем, следует отметить, что обеспечение прозрачности (раскрытие информации) и обеспечение соответствия финансовой отчетности международным стандартам является одним из основных приоритетов проводимых реформ, обозначенных в Стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан в 2017-2021.

Ввиду высоких требований при выпуске международных облигаций, одной из основных целей от их выпуска и является обеспечение прозрачности и соответствие международным стандартам.

Международные инвесторы, владеющие суверенными международными облигациями, будут тщательно следить за изменениями в республике, обеспечивая необходимую для эффективности реформ в сфере экономического управления прозрачность и пруденциальный подход.

Другими словами, котировка суверенных международных облигаций на вторичных финансовых рынках будет служить барометром проведения стабильной экономической политики.

  1. «Размещение евробондов – это еще и довольно затратное мероприятие, с точки зрения комиссий и вознаграждения аудиторам, юристам, андеррайтерам, а также затрат времени (в среднем 6 месяцев). Найм международного синдиката банков для организации выпуска еврооблигаций стоит горазда больше чем, организовать эмиссию через местный банк на локальном рынке».

 Действительно, процесс размещения международных облигаций требует существенных финансовых и временных затрат. При этом, именно ввиду преимуществ (коммерческие процентные ставки, возможность заимствования крупной суммы на долгий период, диверсификация инвесторов, рыночный и прозрачный механизм привлечения средств и др.) все больше эмитентов (страны, корпорации, банки) прибегают к выпуску международных облигаций, в том числе развитые (Финляндия, Швеция, Южная Корея) и развивающиеся страны (Саудовская Аравия, Турция, Россия, Казахстан).

При этом, процентные ставки на рынках международных облигаций в силу конкуренции между инвесторами более привлекательны и формируются непосредственно под влиянием рыночных механизмов и наглядно отражают реальную стоимость заимствования для данной страны. В то же время, не возникает риски чрезмерной зависимости от конкретного кредитора или инвестора.

В части касательно заимствования на внутренних финансовых рынках, то их глубина сильно ограничена, что и обуславливает необходимость заимствования на международных рынках капитала.

Необходимо отметить, что именно доступ компаний (как частных, так и государственных) к финансовым ресурсам является одной из важных предпосылок производственной модернизации и соответственно высоких темпов роста экономики. Для производителей товаров и услуг нужны средства на покупку и модернизацию оборудования и оборотных средств по относительно невысоким процентным ставкам.

В условиях, когда отечественные компании не могут заимствовать необходимые финансовые средства внутри страны, то они заимствуют их на международных рынках, где больше возможностей в силу развитости рынка капитала. 

При этом следует отметить, что выпуск облигации в национальной валюте и международных облигаций не противоречит и не исключает друг друга. В частности, в настоящее время Министерство финансов активно размещает государственные ценные бумаги в национальной валюте посредством проведения аукциона, в том числе в целях развития внутреннего финансового рынка.

  1. «Есть кредитная история – есть проблема, нет кредитной истории – нет проблемы.»

Наличие долгой кредитной истории считается одной из основных индикаторов доверия международных инвесторов и рейтинговых агентств к стране.

В современном мире, отсутствие информации не может рассматриваться как положительный фактор, так как при отсутствии суверенного кредитного рейтинга и «бенчмарка» международные инвесторы присваивают стране максимальный уровень риска, что приводит к существенному росту стоимости заимствований.

Следует отметить, что в результате присвоения со стороны международных рейтинговых агентств «S&P Global Ratings» и «Fitch Ratings» суверенного кредитного рейтинга Республики Узбекистан на уровне «ВВ-» (прогноз «Стабильный»), в свою очередь, привело к пересмотру в сторону улучшения кредитного рейтинга Узбекистана в системе классификации рисков ОЭСР (из группы 6 в группу 5).

Более того, до выпуска суверенных международных облигаций многие иностранные инвесторы оценивали плату за 10 летний суверенный риск Узбекистана на уровне более 6-8% против 5,375% по 10 летним еврооблигациямРеспублики Узбекистан, что наглядно отражает снижение стоимости заимствований для республики.

  1. «Дебютное размещение облигаций не всегда объективно отражает оценку рисков инвесторов.».

Успешное размещение международных облигаций широко признается не только внутри страны, но и со стороны авторитетных экспертов и изданий мирового уровня. В частности, 22 мая т.г. в Лондоне авторитетное издание Global Capital” с 32-летним опытом успешной деятельности в сфере анализа международных финансовых рынков присвоело Узбекистану почетное второе место среди стран СНГ в рамках “Bond Awards 2019.

Вместе с тем, суверенные международные облигации республики также демонстрируют положительную динамику на вторичных финансовых рынках (по состоянию на 11 июня цена на 5 и 10-летные международные облигации Республики Узбекистан составляли соответственно 102,541% и 103,025% к номинальной стоимости).

Это указывает на устойчивость позитивных ожиданиях инвесторов в силу наличия прочных фундаментальных основ для потенциального роста экономики республики в будущем.

  1. «Для определения бенчмарка не обязательно было размещать евробонды на 1 млрд. долларов, тем более, что такой объем заимствований не был вызван «потребностью в дополнительных денежных средствах или необходимостью покрытия дефицита бюджета» … дебютный выпуск бондов на 500 млн долларов значительно повысил бы спрос на них, а значит привел бы снижению их доходности в еще большей степени.».

Ранее было отмечено важность создания правильного «бенчмарка», который является необходимой предпосылкой для выхода отечественных компаний на международные рынки капитала. Другими словами, для международных инвесторов нужна приблизительная оценка рисков, ассоциируемых с данной страной.

Необходимо отметить, что выпуск именно в два транша по
500 миллионов долларов (международные облигации на 5 и 10 лет) способствовал успешному размещению и достижению правильного «бенчмарка»
, так как удалось заинтересовать и привлечь крупных инвесторов.

В частности, опыт показывает, что крупные инвесторы, как правило, заинтересованы в участии в сделках более 500 миллионов долларов, что также отмечалось со стороны инвесторов во время «Роуд-шоу» и международными консультантами. Заинтересованность крупных инвестиционных компаний и банков в сделке, в свою очередь, повысило интерес других инвесторов и позволило создать фундамент для будущего успешного размещения суверенных международных облигаций.

С данной точки зрения, уместно отметить, что правильное определение «бенчмарка» посредством размещения международных облигаций на 1 млрд. долларов вполне оправдывает себя.

В частности, процентные ставки по 5 и 10 летним еврооблигациям Республики Узбекистан установлены на уровне 4,75% и 5,375% соответственно, а до их выпуска многие иностранные инвесторы оценивали плату за 10 летний суверенный риск Узбекистана на уровне более 6-8%. Следовательно, в результате выпуска международных облигаций стоимость привлечения заемных средств для компании Узбекистана существенно снизилась.

  1. «Выпуская в обращение большое количество евробондов, мы увеличиваем государственный долг, что приводит к снижению кредитного рейтинга страны. Поймите, мы не США или Япония, которые могут занимать бесконечно долго: это страны, которые являются эмитентами тех валют, которые называют мировыми.».

Выпуск международных облигаций увеличивает государственный долг, но это само по себе не снижает кредитный рейтинг страны. В противном случае, рейтинги всех развитых и развивающихся стран, которые не являются эмитентами мировых валют, постоянно бы снижались.

Снижению кредитного рейтинга страны может привести увеличение рисков дефолта страны, т.е. неспособности страны обслуживать свои долги.

Здесь необходимо отметить, что 10 мая и 14 июня т.г. международные рейтинговые агентства «S&P Global Ratings» и «Fitch Ratings» подтвердили суверенный кредитный рейтинг Республики Узбекистан на уровне «ВВ-» (прогноз «Стабильный»).

Более того, в мае т.г. Международный валютный фонд в отчете, посвященном анализу устойчивости Республики Узбекистан по долговым обязательствам, оценил риски, связанные с государственным долгом как «низкие», а способность обслуживания долгов как «сильные». При этом, отмечается, что соотношение государственного долга Республики Узбекистан к ВВП, по оценкам МВФ, составляет всего 20,6% (при максимально допустимом 70%).

Несмотря на это, Министерство финансов придерживается консервативного (осмотрительного) подхода в управлении государственным долгом. В частности, в апреле т.г. совместно с объединенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка был подготовлен проект Среднесрочной стратегии управления государственным долгом. Более того, в текущем году предусматривается разработка фискальных правил по установлению максимального объема государственного долга.

Следует также отметить, что в целях эффективного использования средств от размещения международных облигаций Республики Узбекистан, данные средства не были использованы для покрытия текущих расходов или дефицита бюджета, а направлены на финансирование стратегических проектов и на депозиты коммерческих банков путем проведения аукциона, в результате которого:

- долговая нагрузка на государственный бюджет не увеличивается;

- создаются необходимые условия для покрытия потребностей коммерческих банков в долгосрочных финансовых ресурсах, которые направляются на финансирования рентабельных инвестиционных проектов на рыночных условиях.       

  1. «Миллиард долларов – это очень приличная сумма для Узбекистана. Финансовое положение страны не очень твердое, и они решили его подправить за счет размещения евробонда.».

Однако, данное утверждение не соответствует действительности. Так как, Республика Узбекистан имеет существенные объемы золотовалютных резервов (более 26,6 млрд. долл.), которые достаточны для покрытия более чем 16 месячный импорт (согласно международным критериям ЗВР должны покрывать минимум 3 месячный импорт). Это указывает на безосновательность предположений о наличии финансовых проблем в республике и свидетельствует о не информированности автора.

  1. «Лишь около 90 млн долларов из миллиарда будут направлены в конкретный проект «Навоийского горно-металлургического комбината». Остальные средства растекаются по депозитам коммерческих банком…. И почему бы не вложить заемные средства – раз уж занимаем – в развитие золотодобывающей промышленности республики.».

В условиях потребности в коммерческих банках в долгосрочных финансовых ресурсах, 889,2 млн. долларов США из средств, поступивших от размещения суверенных международных облигаций, размещены на депозиты коммерческих банков путем проведения аукциона, т.е. на основе рыночных механизмов. Кроме того, средства в размере 20 миллионов долларов США направлены для открытие кредитной линии в форме субординированного займа акционерному коммерческому банку «Агробанк».

Следует отметить, что данные средства направлены на депозиты ввиду высокой инвестиционной активности во всех секторах экономики, связанной со строительством, расширением и модернизацией производственных мощностей, освоением производства новой продукции, а также расширением объемов экспорта, что обуславливает резкое увеличение объемов спроса на кредиты, выделяемые коммерческими банками реальному сектору экономики.  Другими словами, данные средства также направлены на финансирования инвестиционных проектов.     

При этом, 89,9 миллионов долларов США направлены на выделение ссуды для финансирования стратегических проектов государственного предприятия «Навоийский горно-металлургический комбинат». Вместе с тем, Инвестиционной программой на 2019, утвержденной Постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 декабря 2018 года №ПП-4067, предусмотрено финансирование проектов НГМК на общую сумму 1,8 млрд. долларов США.

  1. «Когда деньги берут в долг по 5 процентов годовых, а отдают – под 2,5 процента…».

Различия между целями фискальной и монетарной политики делает данное сравнение не состоятельным.

Следует отметить, что процентная ставка заимствования отражает риски, связанные с Узбекистаном и соответственно стоимость заимствования финансовых ресурсов для республики. При этом, цели и причины размещения суверенных международных облигаций Республики Узбекистан были подробно рассмотрены выше.

В то же время, для Центрального банка при управлении золотовалютными резервами страны приоритетной является не максимизация или получение прибыли, а доступность и сохранность резервов. Следует отметить, что казначейские облигации США считаются наименее рисковыми и высоколиквидными ценными бумагами со стабильным уровнем доходности. Инвестирование в казначейские облигации США является проверенной и распространенной практикой среди центральных банков развитых и развивающихся стран мира.


Получайте новости первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости