12 сентября 2017 года в Узбекистане был принят Закон "Об обращении физических и юридических лиц" в новой редакции, который предоставляет физическим и юридическим лицам право на обращение в государственные органы в виде заявлений, предложений и жалоб. Кроме того, в Госпрограмме по реализации Стратегии действий в Год активного предпринимательства был предложен новый механизм реализации прав граждан на участие в управлении государством. Данная система позволит гражданам поставить конкретные вопросы перед представительными органами государственной власти, которые должны реагировать на обращение, одобренное определенным количеством человек.
Для выяснения подробностей нововведения наша редакция обратилась к эксперту в данной отрасли – Абдуллаевой Нафисе, к.ю.н., директору адвокатского бюро "Lex Mark Advokat".
Для чего нужны интернет-петиции? В чем их суть и основные задачи?
В последнее время очень популярны различные формы интернет-активностей: обсуждения, опросы, флешмобы. Наряду с этим большую популярность набирают так называемые интернет-петиции. Пользователи сети создают петиции по любому поводу, в основном они обращаются к правительству, либо к крупным частным компаниям. И если по всем вышеперечисленным вопросам юристы единодушны, что это проявление гражданской позиции общества, то с петициями не все так однозначно.
В некоторых странах возможность подавать петиции закреплена в конституции, а истцы защищены законом от неблагоприятных последствий петиций. 12 сентября 2017 года в Узбекистане был принят Закон "Об обращении физических и юридических лиц" в новой редакции (далее - Закон), который предоставляет физическим и юридическим лицам право на обращение в государственные органы в виде заявлений, предложений и жалоб. Целью Закона является регулирование процесса подачи обращений в государственные органы и государственные учреждения. Согласно статье 20 Закона, запрещается преследование физического лица, его представителя, членов их семей, юридического лица, его представителя и членов семьи представителя юридического лица в связи с их обращениями в государственные органы, организации и их должностным лицам в целях реализации или защиты своих прав, свобод и законных интересов, а также выражением своего мнения и критики в обращениях.
У нас в стране также создан специальный институт - уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмен). Кроме того, с 24 сентября 2016 года были организованы и действуют виртуальные народные приемные обращения граждан по всей стране.
Что касается электронных петиций, то основное их отличие в том, что петиции подаются посредством электронной почты, либо через веб-интерфейс. Публичная петиция – если, она размещена для открытого доступа в сети предлагает также возможность её подписать. В Законе, однако, не содержится понятия электронной петиции, но есть понятие электронного обращения. Электронное обращение – обращение, поданное в установленном порядке посредством информационно-коммуникационных технологий, в том числе размещенное на официальном веб-сайте государственного органа, организации, за исключением устных обращений, поданных с использованием информационно-коммуникационных технологий в режиме реального времени.
Юридически такая петиция не может повлиять на решение государственного органа, не имеет прямой силы для каких-либо санкций, изменения административных решений и законодательства. Однако прямое воздействие не является основной задачей, которую ставят перед собой подписавшие петицию.
Так что же собой представляет интернет-петиция? Сама по себе, как уже было сказано, петиция не имеет прямого воздействия. Юристы, увидев коллективную петицию, могут помочь подать исковое заявление в суд. Генеральная Прокуратура отслеживает внимательно социальные сети и реагирует на различные нарушения законодательства. Важно следить за реакцией граждан депутатам, так как это мнение его избирателей. Отслеживать и измерять общественное мнение полезно и предпринимателям. То есть ключевая функция петиции "сейсмографическая" - извлечение информации о проблемах.
Другой вопрос – о правовой природе такой петиции. С одной стороны, подпись под петицией является фактом волеизъявления подписавшего человека. А лайк? Ведь он может быть и случайным. Скорее должен быть некоторый алгоритм действий, который дает знать личность, подписавшего и идентифицировать его. То есть, чтобы легитимировать сбор подписей, нужно вбить паспортные данные. Кроме того, через Интернет может быть использована такая функция, как "накрутка" голосов, что также бросает тень на точность количества волеизъявивших.
С другой стороны, учитывая, не совсем однозначную по своей юридической природе, основу петиции, ее легко подделать. Некоторым группам может быть выгодно получать определенный заказ и использовать фейковое социальное движение.
Могут ли подобные платформы стать безотказным институтом современной демократии?
Благодаря Интернету некоторые системы петиций вовлекают в участие в петиционных процессах больше людей. Это происходит двумя путями: превращением института петиций в более открытый, транспарентный, прозрачный и эффективный за счет вовлечения граждан.
Кто может подать интернет-петицию? И как должен осуществляться процесс подачи обращения?
Согласно законодательству каждый имеет право на обращение. Вне зависимости от его формы или количества обратившихся: письменно, устно, коллективно или в индивидуальном порядке.
Для того, чтобы обращение все же имело юридическую силу, согласно ст. 6 Закона, оно должно в себе содержать следующую информацию: данные адресата – наименование государственного органа, либо должность лица, который отвечает за обращение, по которому направлена петиция, данные истца – фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес, куда должен прийти ответ или уведомление о переадресации. Цель обращения, суть вопроса, обоснование, трактовка необходимость действий. В обращениях могут быть указаны адрес электронной почты, номера контактных телефонов и факсов обращающихся. Обращения могут подаваться на государственном и других языках.
Как должна осуществляться процедура рассмотрения онлайн-петиции?
Из смысла самого Закона, онлайн петиция сама по себе должна быть направлена в государственный орган, к которому она обращается, а не просто находиться в интерене или в социальных сетях. Статья 28 Закона "требует", чтобы государственный орган рассмотрел заявление в течение пятнадцати дней со дня его поступления, а когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка, запрос дополнительных документов – в срок до одного месяца. В тех случаях, когда для рассмотрения заявлений и жалоб необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа, организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом обращающемуся.
Предложение рассматривается в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган, организацию или их должностному лицу, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем в письменной форме сообщается физическому или юридическому лицу, внесшему предложение, в десятидневный срок.
Нужно ли ограничивать людей в темах для обращений?
Согласно закону, обращения могут быть поданы практически любым человеком, касательно любого вопроса, то есть темы не ограничены и поданы в любое учреждение и должностному лицу, ответственному за осуществление государственных функций – в государственными органы или ведомства, органы местного самоуправления, юридические лица и объединения граждан.
Как должен осуществляться процесс модерации онлайн-петиций? На основании чего?
Во многих развивающихся странах тема модерации решается очень простым способом – количеством подписей. К примеру, для того, чтобы обращение было рассмотрено на публичных слушаниях Комитета по обращениям Германии, в общей сложности требуется собрать 50,000 подписей в поддержку обращения. С одной стороны можно предположить, что отсутствие необходимого порога количества подписей в Шотландии способствует эффективности системы обращений. Однако, как утверждает Тибурсио (Tiburcio, 2015 г., 25), установление порогов может иметь и свои «плюсы», как, например, возможность быть уверенным в том, что будет получен ответ на обращение, так как был достигнут необходимый порог подписей. В Германии, в течение шести недель после опубликования обращения в интернете, в него могут быть добавлены подписи в его поддержку и оно может быть обсуждено в онлайн форуме.
Что больше всего, на ваш взгляд, волнует жителей Узбекистана?
Вопросы ЖКХ, коммунальная сфера, высокие налоги, выездные стикеры в паспорте, качество медицинских услуг, эффективная судебная система, низкое качество интернета, искоренение коррупции, вопросы получения гражданства и т.д.
Каким должен быть порог голосов для рассмотрения интернет-петиций?
Нет такого требования в законодательстве о пороге голосов. Любое электронное обращение, поданное с соблюдением законодательства будет рассмотрено.
Больше срочных новостей, аналитики и экспертных мнений в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться