(часть первая)
Реформу следует начинать не со спешного издания новых законов, а с неукоснительного исполнения старых.
Эдуард Севрус, русский писатель.
Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.
Вольтер, величайший французский философ-просветитель.
Объем социальных издержек превысил объем модернизационных преобразований.
Это подтверждают и иностранные эксперты. Fitch Ratings предупредил о возможном появлении в Узбекистане усталости от реформ из-за задержки в обеспечении более высокого роста экономики, увеличения частных инвестиций и создания рабочих мест.
Когда что-то пошло не так...
К опасениям Fitch Ratings можно добавить, что реформы затронули не только экономику, но и другие сферы общественной жизни: социальную, политическую и духовную. О том, насколько выросло количество принимаемых нормативно-правовых актов, можно судить по приведенной гистограмме:
До 2017 года в общественной жизни страны наблюдались застойные явления. Первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафаев в своем выступлении на 21-м пленарном заседании 23 августа 2019 года заявил, что реформы никогда не проходят легко. Особенно на самом начальном этапе они вызывают большие разногласия: «Это свойственно таким обществам, где с реформами запоздали или только начинают осуществлять меры, которые должны были быть приняты много лет назад. Это, к сожалению, свойственно и Узбекистану».
Далее Садык Сафаев признал ошибочность проводимой ранее политики: «Нужно открыто признать, что если бы три года назад президент волевым решением не повернул развитие страны, наше общество, экономика были на грани катастрофы. Сейчас выполняются единственно верные шаги, мы это должны хорошо понимать… Многие годы мы спокойно жили, говоря об «узбекской модели», это было неверной политикой. Сегодня это исправляется».
«Сейчас выполняются единственно верные шаги…» Конечно, при реформировании необходимо большее количество нормативно-правовых актов.
Введение ранее не используемых способов управления людьми предполагает принятие и соблюдение новых и измененных законов, решений главы государства и правительства. Но правильно ли реформировать все сферы общественной жизни одновременно? Выполняются ли эти реформы? Какую отдачу они дают?
Первый заместитель главы Сената Садык Сафаев на том же заседании верхней палаты высказался о неработающих законах, проблемах с инвестициями, о том, что ряд поручений президента о совершенствовании законов по упорядочению инвестиционной деятельности, включая проект закона об инвестициях и инвестиционной деятельности, не выполняются. Сроки по многим концепциям также истекли, сказал сенатор.
Например, президент Узбекистана 19 сентября прошлого года провел совещание о работе властей и профильных структур по развитию в республике информационных технологий. Шавкат Мирзиёев констатировал, что полностью провалено выполнение поручений, которые он давал в начале года. Как результат - пришлось заменить руководство Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.
А 5 октября 2018 года президент подписал постановление «О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях». В этом документе подвергнуто критике «консервативно-бюрократическое отношение к исполнительской дисциплине». Счетная палата Республики Узбекистан определена уполномоченным органом, осуществляющим контроль за полным и своевременным исполнением более 2 800 актов и поручений президента, а также координатором работы системы Ijro.gov.uz.
Изменится ли «консервативно-бюрократическое отношение» чиновников к исполнению поручений президента? Сомнительно. 2 августа 2019 года глава государства заявил на видеоселекторном совещании: «Деньги, выделенные предпринимателям за последние 2,5 года, не выделялись предпринимательству в таком объеме за 30 лет. Даже больше. Результат этого должен отразиться на настроении людей, экономике, ВВП. Но 60 процентов выделенных кредитов не оказали своего положительного влияния на экономику. Господин Кучкаров [министр финансов Джамшид Кучкаров]. Это полностью твоя вина».
Реформы затрагивают все направления общественной жизни. Но, что мы видим за это время?
Принятие многочисленных законов не привело к установлению законности. Права инвесторов, собственников жилья, предпринимателей не соблюдаются. Перекос в сторону масштабного строительства выявил многочисленные факты нарушения прав частной собственности, несоблюдения действующего законодательства, игнорирования строительных норм и правил, уничтожения деревьев.
Судьи зачастую принимают сторону застройщиков (даже внедрение мантий вишневого или темно-синего цветов не помогает). Одновременно увеличивается число возбужденных уголовных дел по фактам взяточничества и вымогательства со стороны чиновников за выделение земельных участков.
Новый курс Франклина Рузвельта: единство слова и дела
Все мы слышали о Великой депрессии в США. Объем валового национального продукта за 1929-1933 годы сократился почти в два раза. Доля безработных увеличилась с 3,2 до 25 процентов. По данным американской Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных достигало 17 млн человек. Разорилось 135 тысяч компаний. Коэффициент использования мощностей в металлургической промышленности в 1932 году составлял всего лишь 12 процентов. Снижение спроса спровоцировало дефляцию: снижение индекса потребительских цен за 1929-1932 годы составило 25 процентов.
Казалось бы, какое отношение имеет опыт борьбы с Великой депрессии в США и реформирование в Узбекистане? Прямое. И в первом и во втором случае стояла задача вырвать экономику и общество из кризисных явлений. Общие черты: низкое использование производственных мощностей; значительный уровень явной и скрытой безработицы; большая доля бедных и нищих граждан; практически отсутствие среднего класса; избыточная монополизация рынка; низкий платежный спрос значительной части населения; неудовлетворительный уровень социальной поддержки; отсталость ряда регионов; тяжелое положение в сельском хозяйстве; отсутствие соблюдения прав трудящихся.
Первые шаги нового руководства страны показали, что начало реформирования вроде бы соответствуют «новому курсу» Франклина Рузвельта. Большое внимание в реформах американского президента уделялось широкомасштабным общественно-полезным работам. Это было строительство магистралей, дорог, мостов, дамб, каналов, аэродромов, жилых домов, очистка лесов, создание лесонасаждений, благоустройство парков и другие. Интересно, что многие построенные тогда объекты действуют до сих пор.
В Узбекистане были приняты программы «Обод кишлок» и «Обод махалля». В рамках этих программ предусматривалось проведение нового строительства, ремонтных работ, благоустроительных мероприятий.
Но на этом внешнее сходство заканчивается. Начнем с личности Франклина Рузвельта. Будущий 32-й президент США длительное время боролся с тяжелейшей болезнью - полиомиелитом, что наложило безусловный отпечаток на его характер и личные черты.
По всей видимости, это привело к тому, что весь смысл его существования переключился исключительно на работу. Высшим проявлением его деятельности стало полное и бескорыстное служение своему народу. И простой народ это очень быстро понял.
Основной посыл проводимого «нового курса» сводился к социализации капитализма (конвергенции), усилению роли государства, повышению государственных расходов, применению антимонопольных мер.
Не буду описывать, как созданные Администрация общественных работ (PWA), Администрация гражданских работ (CWA), Администрация прогрессивных работ (WPA), Служба по охране лесонасаждений (CCCR) и другие привлекали к общественным работам безработных. Всего на осуществление проектов и общественные работы было затрачено 12 млрд долларов. Указанные меры, помимо своего прямого назначения, стимулировали платежеспособность населения, реализуя инфляционный механизм развития американской экономики. Принятые меры благоприятно сказались на показателях безработицы: к 1937 году она снизилась до 7,7 млн человек.
За три года безработица в США сократилась на 9,3 млн человек! Рузвельт выполнил свое предвыборное обещание, когда обратился к нации, и, прежде всего, к «забытому человеку», к рабочему, фермеру, мелкому предпринимателю, а не к уолл-стритовскому банкиру или нефтяному магнату.
Тогда кандидат на пост президента от демократов провозгласил:
«Повсюду в нашей стране мужчины и женщины, забытые теми, кто исповедует нынешнюю политическую философию правительства последних лет, смотрят на нас, рассчитывая найти… возможность добиться справедливой доли национального богатства. …Нельзя позволить, чтобы ожидания миллионов оказались напрасными. Я обещаю вам, я даю слово себе, что американский народ будет следовать новым курсом…
Я нуждаюсь в вашей поддержке, и не просто для того, чтобы заполучить голоса, а для того, чтобы одержать победу в этом крестовом походе за возвращение Америки ее народу».
«…За возвращение Америки ее народу». А у нас? Заместитель министра занятости и трудовых отношений Эркин Мухиддинов на форуме «Дорога к национальной стратегии занятости в Узбекистане» в сентябре 2019 года отметил, что уровень безработицы в стране по-прежнему остается высокой – 9,1 процента. По его словам, количество безработных составляет 1,3 млн человек. «Это число, равное населению Джизакской области для сравнения», - сказал Эркин Мухиддинов. По его словам, беспокойство вызывает уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20-30 лет составляющее 15,1 процента.
«… Звено в цепи, взявшись за которое можно вытянуть всю цепь» (В.И.Ленин)
В разговоре с журналистами отечественные чиновники сетуют, что в СМИ освещается лишь негатив. Так, хоким Ташкента приводит такой пример: «3 тысячи человек вернулись из России и живут со своими семьями здесь. 3 тысячи человек вернулись из России. Никто про это не написал».
По данным министерства труда и занятости Узбекистана, за границей работают 2,6 млн граждан Узбекистана, из них 83 процента — в России (более 2 млн человек). Однако, в 2018 году, по данным МВД РФ, были поставлены на миграционный учет 4,5 млн граждан Узбекистана.
Даже если взять официальные цифры: 2,2 млн трудовых мигрантов работают в России. И 3 тысячи человек, вернувшиеся из РФ, это даже не капля в море. Особенно учитывая возросшие потоки исходящей внешней трудовой миграции за последнее время.
Почему мы обращаемся к опыту «нового курса» Рузвельта? Да потому, что за несколько лет основные негативные последствия Великой депрессии были преодолены. В общественное производство вовлекались не тысячи безработных людей, а миллионы.
Малоизвестный факт: по инициативе Франклина Рузвельта под государственный контроль была взята деятельность компаний в сфере энергетики и газоснабжения. Кроме того, был принят закон, увеличивавшей налоги на сверхприбыли корпораций и физических лиц с высокими доходами.
Также не очень известным является то, что в экономической политике большое внимание уделялось развитию промышленности. В первые сто дней реформы были направлены на укрупнение структуры экономики: укрупнялись банки, получили конкурентные преимущества крупные фермерские хозяйства, крупные промышленные предприятия. Меры, направленные на нормализацию производства нашли свое отражение в Национальном законе о восстановлении промышленности.
Были осуществлены крупные инфраструктурные проекты. Так, правительство приняло программу строительства государственных гидроэлектростанций для снабжения производства азотных удобрений в бассейне реки Теннеси, которая затем переросла в широкую концепцию государственного развития экономики с целью повышения уровня доходов и занятости населения. Кроме того, развитие государственной энергетики повышало уровень конкуренции в этой важнейшей отрасли, бывшей до этого излишне монополизированной.
Правительство Рузвельта профинансировало проект TVA. В первый же год строительства работу получили 28 тысяч рабочих (в основном местные жители). На второй год - около ста тысяч, на третий - в проекте было занято 200 тысяч инженеров, рабочих, служащих.
Серьезный рост алюминиевой промышленности в стране связан с созданным в городе Алкоа прокатным алюминиевым заводом, ставшим основой резкого увеличения мощности авиастроительной промышленности США.
В мае 1935 были организованы работы по электрификации сельской местности. Была организована техническая и финансовая помощь по сооружению линий электропередач и электроснабжению ферм. За период с середины и до конца 30-х годов доля электрифицированных хозяйств выросла с 10 до 40 процентов.
Реформы же, проводимые в Узбекистане, носят разнонаправленный характер и охватывают все стороны общественной жизни: социальную, экономическую, политическую и духовную. Приняты «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», «Пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания и образования молодежи и повышения занятости женщин». Вообще цифра «пять» приобретает какое-то сакральное значение: «узбекская модель», - как мы помним, - базировалась «на пяти принципах реформирования экономики и демократического развития общества».
Но, что мы слышим из уст высокопоставленных чиновников? Узбекистан вывел правильную формулу успеха при проведении реформ, заявил 28 марта 2019 года первый заместитель председателя Центробанка Тимур Ишметов на международном финансово-банковском форуме в Ташкенте.
Ишметов отметил, что последние 2,5 года в Узбекистане проводятся масштабные реформы во всех отраслях. «Несмотря на разнонаправленность всех реформ, они имеют единый дух. Это создание новых возможностей для народа Узбекистана иметь достойную и счастливую жизнь», – сказал первый заместитель председателя Центробанка.
«Единый дух», «достойная и счастливая жизнь»… Опять лозунги, вместо осуществления четко проработанной, просчитанной и однонаправленной программы действий.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на совместном заседании палат парламента 21 января 2020 года отметил, что за последние три года было принято свыше 30 концепций и стратегий по ускоренному развитию приоритетных направлений социально-экономической сферы в средне- и долгосрочной перспективе.
«Мы долгие годы жили в эйфории от грандиозных цифр, но они не принесли пользы нашему народу. С учетом этого наша главная задача — увеличивать доход на душу населения, устойчиво развивать экономику, и наши люди должны почувствовать это в своей жизни. За минувшие годы сделаны первые шаги. Мы еще не достигли намеченных результатов. Говорить, что какая-либо сфера достигла совершенства, не приходится», — сказал глава государства.
Пока преждевременно заявлять о том, что правительство справляется с возложенными на него задачами. Народ ждет больших и конкретных результатов, было подчеркнуто на заседании.
Проведение разноплановых реформ приводит к распылению ресурсов, сил, внимания, отсутствию должного контроля и вызывает справедливое недовольство населения. В.И.Ленин писал, что «для решения той или иной проблемы нужно выбрать то звено в цепи, взявшись за которое можно вытянуть всю цепь».
Это особенно важно в условиях наличия ограниченных финансовых средств, инвестиций, забюрократизированного административного аппарата. Уверен, что именно таким звеном должна стать индустриализация.
Существующие попытки промышленного развития явно не отвечают требованиям момента. Проект «Национальной концепции развития промышленности республики до 2025 года», подготовленный Министерством экономики и промышленности, не носит революционного характера и явно не отвечает тому критическому моменту, когда еще возможно дать мощное ускорение реформированию страны. Министерство подготовило неплохие данные, свидетельствующие о необходимости индустриализации. Именно индустриализации, а не «развития промышленности»! И индустриализации форсированной!
«Всё сущее есть число» (Пифагор, древнегреческий философ и математик)
Уровень износа машин и оборудования в промышленности составляет 45,9 процента (в обрабатывающей промышленности – 50,5 процента). Доля высокотехнологичных отраслей в промышленности - 1,2 процента. Всего 1,2 процента! Чрезвычайно высокая доля потребления импорта создает потенциальную угрозу для технологической безопасности страны и конкурентоспособности национальной экономики.
В Узбекистане объем производства электроэнергии на душу населения по итогам 2018 года составил 1 838 кВт-часов, что является вторым наименьшим показателем среди стран СНГ после Кыргызстана. Это почти в 4 раза ниже, чем в Российской Федерации и в 2 раза – чем в Казахстане.
В электроэнергетике доля физически изношенных и морально устаревших основных фондов, используемых более 30 лет, составляет в среднем 62,4 процента. Потери при передаче потребителям достигают 16 процентов от общего объема генерации электроэнергии.
В Узбекистане перерабатывается лишь 25 процентов добываемой меди. В непереработанном виде экспортируется 80 процентов цинка, 99 процентов молибдена, 88 процентов шелка, 60 процентов сырой кожи.
Отечественная химическая промышленность выпускает около 200 наименований продукции. Это в 4–5 раз меньше, чем в среднем производит химическая индустрия стран СНГ. Уровень обеспеченности внутреннего рынка азотными удобрениями составляет 72 процента, калийными – 34 процента, фосфорными - лишь 20 процентов.
В 2018 году загрузка мощностей по производству грузовых автомобилей и автобусов была 60 процентов. Министерство экономики и промышленности констатирует, что «импортные пропашные тракторы, плуги, сеялки и другие виды техники обходятся сельхозпроизводителям дешевле, чем отечественная сельхозтехника».
В электротехнической промышленности доля производства кабельно-проводниковой продукции достигает 57 процентов. При этом силовое оборудование и прочая продукция занимает только 23 процента отраслевого выпуска, электробытовая техника – около 20 процентов.
В пищевой промышленности Узбекистана уровень переработки овощей и фруктов остается крайне низким (соответственно, 4,3 и 20 процентов общего объема собранного урожая). На предприятиях пищевой промышленности износ оборудования составляет 65,3 процента.
Мощности предприятий ассоциации «Узёгмойсаноат» загружены на 48 процентов. При этом в страну было импортировано 133 тысячи тонн растительного масла.
В легкой промышленности переработка хлопкового волокна до готовой продукции держится на уровне 30 процентов. Ощущается недостаток в республике современных ткацкого и красильно-отделочного оборудования, высокая импортная зависимость в сырье, полуфабрикатах, красителях, химических волокнах для производства смесовых тканей, аксессуаров, готовых швейно-трикотажных изделий, а также кожаных изделий и обуви.
1 мая 2019 года было принято постановление президента «О мерах по дальнейшему развитию промышленной кооперации и расширению производства востребованной продукции». В нем был опубликован список востребованной в стране продукции, рекомендуемой к освоению отечественными предпринимателями.
В перечне 99 пунктов и более 100 кодов ТН ВЭД. Среди них продукты питания, трикотажные изделия, строительные материалы, оборудование и другое. Больше всего требуется оборудования — 32 пункта. В постановлении президента из 99 наименований продукции, которые необходимо производить в стране, все относятся к промышленной продукции.
Как же так! Ведь превышение в последние годы объемов импорта над экспортом специалисты объясняли, в том числе удовлетворением отложенного спроса на новое и современное технологическое оборудование. Введя его в действие рынок должен получить продукцию, которая до этого завозилась из-за рубежа.
«Нет ничего плохого в преобладании импорта над экспортом», - считает первый заместитель председателя Центрального банка Узбекистана Тимур Ишметов. Это было сказано в январе 2019 года.
«Это отложенный спрос — когда сперва предприятия долго не могли удовлетворить потребности, а затем все разом решили обновить оборудование, модернизировать [производство], поэтому импорт сейчас, намного больше, чем экспорт, — сказал он. – Мы думаем, это будет продолжаться еще пару лет, это нормально».
По сравнению с 2017 годом, доля импорта машин и оборудования, включая части и комплектующие, в общем объеме ввозимых товаров увеличилась в 2019 году с 36,1 процента до 43,8 процента.
«… Это нормально». Нормально, когда завозятся современное оборудование, технологические линии, производства. Нормально, когда новые или модернизированные предприятия начинают выпускать конкурентоспособные товары или оказывать современные услуги.
Почему мы не видим появления на рынке таких товаров? Почему в постановлении президента от 1 мая 2019 года к освоению рекомендуется такая продукция, как трикотажное полотно, детские одежда и обувь, обои, облицовочные плитки, шланги, трубы, фурнитура для мебели, красители, моющие и чистящие средства, тепличное оборудование, насосы и компрессоры, электродвигатели, бетономешалки и другое.
За 2019 года доля импортируемых запасных частей и оборудование для автомобилей в объеме завезенных машин и оборудования составила 7,9 процентов; кондиционеров, холодильников и морозильников – 6,6 процента; насосов – 4,9 процента; стиральных и посудомоечных машин – 4,2 процента; легковых автомобилей – 4,1 процента. В перечне, предоставленном Госкомстатом, есть лишь несколько позиций, интересующих нас. Это оборудование для сортировки и измельчения грунта (доля в импорте машин и оборудования за 2019 год составила 5,1 процента); машины для обработки текстильных волокон - 4,4 процента; оборудование для промышленного приготовления пищевых продуктов - 0,7 процента.
Завозится готовая промышленная продукция или запасные части. Где же импорт производственных машин, станков, технологических линий, механизмов, приборов для организации выпуска новых видов современных товаров?
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» (Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»)
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 2 мая 2019 года провел совещание по вопросам глубокой переработки сырьевых ресурсов и расширения производства экспортоориентированной продукции. На этом совещании было отмечено, что в 2018 году рост добавленной стоимости в производстве промышленных товаров впервые превысил 10 процентов.
Добавленная стоимость, созданная в промышленности, оказывает большое влияние на изменение валового внутреннего продукта. Так, за 2019 год удельный вес добавленной стоимости в промышленности достиг 30 процентов валовой добавленной стоимости отраслей и 27,3 процента общего ВВП. Для сравнения: в 2010 году доля валовой добавленной стоимости промышленности составила 17,6 процента общего ВВП.
Достаточен ли уровень индустриального развития страны? Попробуем определить, насколько изменился объем промышленного производства за годы независимости Узбекистана. Возьмем для сравнения 1990 и 2019 годы. 30 лет. В 1990 году промышленность Узбекской ССР произвела продукции на 25,9 млрд рублей.
До 1 ноября 1990 года один доллар стоил 63 копейки. С 1 ноября 1990 года курсовой бюллетень Госбанка СССР уже имел три колонки: «официальный курс», «коммерческий курс» и «специальный курс».
Официальный курс, исчисленный на базе ранее действовавшего паритета рубля, использовался преимущественно для экономического анализа и международных статистических сопоставлений, а также для расчетов по погашению ранее выданных государственных кредитов. Коммерческий курс определялся на базе трехкратного превышения стоимости иностранной валюты по отношению к официальному курсу и являлся единым для всех участников внешнеэкономических связей. Специальный курс применялся при продаже свободно конвертируемых валют гражданам при выезде за границу, а также при покупке международной валюты.
Поэтому, вполне резонно, остановиться на курсе один доллар равен 0,63 рубля. Тогда в 1990 году промышленное производство Узбекской ССР составило 41,1 млрд долларов. В 2019 году, если исходить из среднегодового курса доллара к суму (8 839 сумов за один доллар), то объем промышленного производства составил 37,4 млрд долларов.
Если произвести расчет нарастающим итогом (динамический ряд), то получится, что объем промышленного производства за 1991-2019 годы в Узбекистане увеличился в 6,3 раза. При этом производство промышленности снизилось за это время всего один раз – в 1992 году на 6,7 процента.
В остальное время Узстат фиксировал исключительно рост промышленного производства. Например, в 2018 году рост производства промышленной продукции по сравнению с 2017 годом составил 116,6 процентов. Может ли быть подобная ситуация? Как будто бы и не было мирового финансового кризиса 2007-2009 годов, финансового кризиса в России 2014 года… Очень сомневаюсь.
Так, где же сейчас все эти предприятия, заводы, фабрики, комбинаты, которые так производительно действуют? В мае 2019 года первый и последний государственный секретарь Узбекистана Рахим Раджабов дал интервью Национальному информационному агентству УзА. В нем он подтвердил то, о чем многие наши граждане знали или догадывались: «Наши заводы были впереди других заводов СССР, они были показательными... То, что Ислам Абдуганиевич потерял тяжелую промышленность и авиацию, это плохо. В СССР был отдел тяжелой промышленности и машиностроения. Этот отдел также был потерян.
Впоследствии заводы были переданы нечестным людям. Возьмите четырех доверенных прокуроров, чтобы они проверили, кто купил эти заводы. Согласно законодательству, после приватизации предприятие должно было продолжить деятельность в прежнем профиле. Почему это не сделано? За сколько они куплены? Например, завод «Алгоритм», который строился в течение 10 лет... Кто это все купил, за какие деньги, что стало с оборудованием завода? Кто это сделал? Почему на это не обратил внимания президент?
Государство без тяжелой промышленности — это не государство. Она должна быть в головной части паровоза. Зачем нам покупать самолеты в США? Мы же могли продавать отечественные самолеты в Китай, Индию, Пакистан. Мы же все закрыли. Ни одного завода не осталось... Мой покойный [Ислам Каримов — ред.] друг знал, что все эти предприятия нужны, но откуда бы тогда появились те роскошные участки, зоны отдыха в горах, миллиарды долларов? Все это появилось за счет обнищания народа. Те люди вели эту политику».
В зарубежных СМИ также периодически появлялись материалы, которые изобличали коррупционные связи и вывод капиталов из Узбекистана. Так, в докладе, подготовленном международной исследовательской организацией Tax Justice Network (TJN, «Сеть налоговой справедливости») в 2012 году, отмечалось, что отток капиталов в зарубежные офшорные зоны из стран СНГ с 1993 года многократно превышает текущий уровень их бюджетов и других финансовых обязательств.
Согласно данным того же исследования, всего с 1993 по 2011 годы объем выведенных средств из Узбекистана в оффшорные зоны составил 23 млрд долларов.
(Продолжение следует).
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться