Узбекистан

06.03.2021 | 19:22

«Опять двойка» системе государственного регулирования экономики

Юлий Юсупов о том, в чем проблематичность индивидуальных и отраслевых льгот в Узбекистане, и что с этим делать. 

«Опять двойка» системе государственного регулирования экономики

Есть такая картина «Опять двойка»: мальчик вернулся домой с очередной двойкой, при этом он явно чувствует себя виноватым. Наши органы государственного регулирования «получают двойки» вот уже более 30 лет: все эти годы мы пытаемся создать рыночную экономику, а методы ее регулирования какими были архаичными 30 лет назад, такими остаются и сегодня. Правда в отличие от мальчика с картины наши чиновники никаких неудобств и стеснений за свои «двойки» не испытывают. И шансов на то, что они собираются и будут их исправлять, все меньше и меньше.

Опять льготы

Главными и почти единственными инструментами экономической политики у нас все еще остаются льготы и дотации. И в очередной раз их получает, кто бы вы думали? Нетрудно догадаться: «электротехническая промышленность». Почему именно она – еще меньшая загадка, ответ на нее знают и дети.

А ведь отрасль уже защищена от конкуренции с импортом очень высокими таможенными пошлинами и административными ограничениями, шмонами на границе и запретами государственным организациям закупать импортные аналоги. Казалось бы, что же еще нужно для безбедного существования «отечественных производителей»: конкуренцию почти убили, живи и процветай за счет потребителей продукции. Но нет, этого мало. 

И вот новый набор льгот и дотаций:

- Льготные процентные ставки по кредитам (хотя вроде бы уже много раз обещали отказаться от льготных кредитов, разжигающих инфляцию и убивающих банковскую систему);

- Снижение на три года ставок налога на прибыль и налога на имущество на 50 процентов (хотя борьба с налоговыми льготами провозглашена как важнейший приоритет действий правительства).

- Ценовые скидки при закупке меди (видимо за счет недополученных доходов бюджета).

- Государственные субсидии на покрытие 50 процентов расходов на транспортировку автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом при экспорте электротехнической и электробытовой продукции, на покрытие до 50 процентов расходов предприятий отрасли, связанных с некоторыми маркетинговыми мероприятиями

- И некоторые другие.

В чем проблематичность индивидуальных и отраслевых льгот?

Первое. Они убивают конкуренцию и создают искусственные монополии, паразитирующие на потребителях и бюджете. А отсутствие конкуренции – верный способ убить развитие компании или отрасли. То есть вместо развития мы получим застой и паразитизм. Об этом уже столько много было сказано, что я не буду повторяться.

Второе. Льготы не решают проблемы, а только их усугубляют.

- Высокие у нас процентные ставки по кредитам? Конечно! Только предоставление льгот лишь делает их еще более высокими для нельготных компаний: ведь если кто-то получает кредит по заниженной цене, кто-то другой должен будет компенсировать потери банков более высокой процентной ставкой. Даже, если льготный кредит субсидируется из бюджета, объем финансовых ресурсов на рынке из-за льготников сокращается и это тоже ведет к росту процентных ставок (экономисты называют это «эффектом вытеснения»).   

- Высокая ли у нас налоговая нагрузка на бизнес? Безусловно! Но как раз многочисленные льготы и не позволяют ее снижать: ведь если кто-то не платит налоги, то остальные должны платить и за себя и «за того дядю».

- Высоки ли цены за транспортные услуги? Очень! Но снижать их нужно для ВСЕХ предприятий, а не только для блатных. Как? Посредством ликвидации искусственных монополий и кормушек в транспортном секторе. Нет, такого себе позволить наши чиновники не могут. Почему? Догадайтесь сами, это не трудно. Зато могут позволить профинансировать часть транспортных издержек отдельных компаний из бюджета. Государственных денег для «хорошего дела» не жалко.

Третье. Селективная (избирательная) промышленная политика неэффективна. Об этом уже также было много сказано, например.

Почему именно эта, а не другая отрасли экономики получает те или иные льготы? Кто и на основе чего это решает? Решают чиновники. На основе чего? На основе своих субъективных представлений о прекрасном и, как представляется, с учетом своих коррупционных интересов. Между тем в рыночной экономике только конкуренция может определять «победителей» - как предприятия, так и отрасли. Если же вместо рынка «победителей» продолжают определять чиновники, то это все еще не рыночная экономика! Это командно-административная, бюрократическая экономика. 

К чему приводят представления о прекрасном и коррупционные интересы чиновников, увы, мы хорошо знаем из печального опыта экономического развития Узбекистана. Сколько инвестиций за последние 30 лет ушло в песок именно из-за неэффективных решений чиновников? Сколько за эти годы мы наплодили неэффективных производств, многие из которых уже закрылись, а некоторые продолжают сидеть на шее потребителей и бюджета? К примеру, во сколько десятков миллиардов долларов нам обошлось создание и поддержка главного инвестиционного проекта наших чиновников – отечественного автопрома? И все это ради 20-30 тысяч рабочих мест? И это транжирство в бедной стране? Сколько можно было за эти миллиарды создать рабочих мест и накормить семей? Кто-то это считал? Кто-то понес ответственность за разграбление страны? 

Никто не считал, никто не понес. Зато чиновники продолжают носиться с новыми проектами развития тех или иных производств, главным из которых в последние годы является проект развития «электротехнической промышленности». Способность (или желание?) учиться на своих собственных ошибках отсутствует напрочь. Увы.  

Что делать?

1. Категорически запретить все индивидуальные и отраслевые льготы и дотации, ликвидировать имеющиеся. 

2. Все усилия в области экономической политики бросить на улучшение бизнес-климата, прежде всего на: 

- устранение барьеров на пути внешней торговли, препятствующих развитию конкуренции внутри страны,

- сокращение налоговой нагрузки на экономику,

- сокращение административной нагрузки на бизнес, включая налоговое администрирование, разрешительные процедуры, подключение коммуникаций и пр.,

- создание нормальных рыночных отношений в сфере распределения земли (сейчас земля покупается и продается нелегально, через коррупционные механизмы),

- проведение судебной реформы,

- продолжение банковской реформы (уже намечено),

- аграрная реформа (уже обещана),

- приватизация большей части государственного имущества (планы объявлены),

- демонополизация ряда отраслей, прежде всего энергетического и транспортного секторов.

3. Провести радикальную административную реформу, включая:

- кардинальное сокращение степени вмешательства государства в экономику,

- реформу всей вертикали исполнительной власти, в том числе ликвидацию многочисленных избыточных центральных экономических ведомств, а также всех без исключения «органов хозяйственного управления» - бывших советских отраслевых министерств, типа «Узэлтехсаноат».  

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться