Узбекистан

13.12.2020 | 09:31

Почему специалистам АО UzAuto Motors необходимо повышать свою квалификацию

Товарный или рыночный монополист никогда не бывает лидером и не может им быть… Монополист никогда не станет лидером, потому что потребитель не может выбирать.

Питер Дракер, американский специалист по менеджменту. 

Советник АО UzAuto Motors Наргиза Отаханова заявила, что автомобильный рынок Узбекистана открыт и считать UzAuto Motors монополией необоснованно.

«Мы не монополия в прямом смысле - мы предприятие по законодательству, имеющее доминирующее положение. Я думаю, что для того, чтобы считать нас монополией, на рынке не должны продаваться ничьи машины, кроме наших. К сожалению, АМК считает нас монополией, но мы лишь являемся предприятием, которое имеет на рынке долю больше 35 процентов. На рынке есть Lada, KIA, Hyunday, Nissan. Рынок открыт, заходят (бренды). Нужно отметить, что наши машины дешевле по сравнению с ними. Поэтому говорить, что мы завышаем цены, и что мы монополия - неправильно. Мы доказали это и на первом судебном заседании», - сказала Наргиза Отаханова.

Давайте разбираться. У нас существует закон «О естественных монополиях». Естественные монополии – это состояние товарного рынка, в котором - в силу технологических особенностей или больших начальных инвестиций – целесообразно наличие одного игрока (магистральные трубопроводы, железнодорожные перевозки, водообеспечение, почтовая связь и другие). Возьмём, например, АО «Узбекистон почтаси», включённое в Государственный реестр предприятий естественных монополий. Кроме этого АО на территории страны действуют и другие службы курьерской доставки (DHL Express, Express Mail Universal, EastLine Express и другие). 

Так почему АО «Узбекистон почтаси» не исключают из списка монополий? Да потому что доля остальных игроков крайне незначительна. Хотя по мнению советника АО UzAuto Motors компания «Узбекистон почтаси» уже не является монополией: «Чтобы считать нас монополией, на рынке не должны продаваться ничьи машины, кроме наших».

Давайте посмотрим на другие виды монополий: государственная и открытая. Про последнюю форму говорить не будем – бессмысленно применительно к нашим реалиям. А вот на государственной монополии остановимся подробнее.

Государственная монополия – искусственное предприятие, действующее благодаря законодательным барьерам, которые регламентируют товарные границы монопольного рынка, регулирование и контроль деятельности монополиста. То, что «на рынке есть Lada, KIA, Hyunday, Nissan» ни о чём не говорит: просто сравните размеры пошлин и налогов, которые нужно оплатить при растаможивании легкового автомобиля у нас и стран-соседей. 

Да и стоимость «растаможки» не надо считать. Достаточно вспомнить, что репера Моргенштерна потрясла стоимость растаможивания автомобиля Mercedes-Benz, выигранного жителем Бухарской области. Репер даже записал видео с просьбой оказать помощь ему в решении данного вопроса.

Так что, АО UzAuto Motors – является государственной монополией. Да её деятельность регулируется не законом «О естественных монополиях», а законом «О конкуренции», который действует для «хозяйствующих субъектов, физических лиц, органов государственного управления и органов государственной власти на местах, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных и финансовых рынках в Республике Узбекистан, совершаемые на территории Республики Узбекистан и (или) за её пределами». 

«АМК считает нас монополией, но мы лишь являемся предприятием, которое имеет на рынке долю больше 35 процентов», - сказала Наргиза Отаханова. Уверен, что это не так. Неужели 64 процента рынка легковых автомобилей в нашей стране занимают машины иностранного производства? Скорее всего, к АО UzAuto Motors относится положение закона, где говорится, что «доминирующим на товарном рынке признается положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, доля товара которого (которой) составляет… пятьдесят процентов и более».

Но даже не в этом суть вопроса. Главное, что благодаря своей рыночной власти доминирующая компания может вести себя так, как будто она является монополистом, устанавливая объём производства, цены и оттягивая на себя спрос рынка на производимые товары.

Именно поэтому закон «О конкуренции» содержит положения о монопольно высокой (статья 7) и монопольно низкой (статья 8) ценах товара.

Статья 7 закона «О конкуренции» гласит: «Монопольно высокой ценой товара является цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, если эта цена:

превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли;

направлена на компенсацию необоснованных затрат или получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара».

Антимонопольный комитет призван выявлять и пресекать злоупотребления доминирующим положением. Ведь комитет установил, что при формировании основных оптовых и розничных цен на выпускаемые автомобили АО UzAuto Motors применяло высокую монопольную цену за счёт необоснованного увеличения затрат. В результате, цены на легковые автомобили выросли в среднем на 10,29 процента.

АО UzAuto Motors стало угрожать возможным банкротством компании и лишением работы её сотрудников. «Насколько необходимо искусственно противопоставлять интересы клиентов UzAuto Motors нуждам 34-миллионного населения республики? Насколько правильно параллельно с разрушением производства лишать государственный бюджет на ежегодной основе почти пяти триллионов сумов, которые жизненно необходимы стране для развития социальной сферы и системы здравоохранения?» - заявили 9 октября в АО UzAuto Motors.

И призыв не остался незамеченным. Уже 12 октября премьер-министр провёл совещание, на котором Абдулла Арипов назвал действия Антимонопольного комитета против АО UzAuto Motors популистскими. То есть защита прав потребителей – это, по мнению главы правительства, популизм. Это ли не попытка повлиять на ход и результат судебного расследования?

На вопрос о снижении таможенной пошлины на ввоз машин Наргиза Отаханова ответила, что этот вопрос решает не АО UzAuto Motors. «Нас очень часто связывают с таможенной пошлиной, но мы производители. Это не входит в наши полномочия. Есть государственные органы, которые ответственны за это, также таможенные пошлины являются для каждого государства задачей на уровне политики», - отметила Отаханова.

Вы сами в это верите? В то, что государство не проводит политику протекционизма в отношении крупной компании, весь пакет акций которой принадлежит этому же государству.

Также советник АО UzAuto Motors высказала своё личное мнение по этому поводу: «Я, как обычный гражданин и экономист, а не специалист UzAuto Motors могу сказать, что если не развивать собственное производство, то мы станем страной зависимыми от импорта… Если у государства не будет собственного производства, значит у него не будет возможности развивать промышленность страны на уровне других стран мира».

Автор, «как обычный гражданин и экономист», двумя руками за развитие национальной промышленности. Но ведь и менеджмент должен трансформироваться, а не выпускать одни и те же модели годами, повышать уровень локализации производства и снижать себестоимость, а значит и цены на автомобили. В условиях открывающегося рынка, планов вступления Узбекистана в различные экономические союзы и международные торговые организации компания может выжить, только повысив свою эффективность и работая на опережение. 

А заниматься перепродажей готовых импортных автомобилей премиум-класса «гордости отечественного автомобилестроения» как-то не комильфо…

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Популярные новости

Популярные новости