Исторически так сложилось, что каждый год именно в марте в Узбекистане начинается туристический сезон. За последние годы стало привычным наблюдать, как тысячи иностранцев ежедневно прилетают в страну ради знакомства с Самаркандом, Бухарой и Хивой.
Но 2020 год изменил всю мировую индустрию туризма, и теперь встретить иностранца в Узбекистане не такая уж и простая задача.
Но как выжить и не обанкротиться всем тем объектам размещения, транспортировки и питания, которые существовали именно за счёт туристических потоков?
В 2019 году Узбекистан посетило 6,7 миллионов туристов, из которых 5,7 миллионов человек приехало из соседних стран Центральной Азии, а именно из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. И хотя, казалось бы, отсутствие туристических потоков из дальнего зарубежья должно было лишь незначительно снизить потоки туристов, в реальности в 2020 году Узбекистан посетило всего 1,5 миллиона туристов.
Уже год как между Узбекистаном и Казахстаном закрыты пограничные переходы, пересечение границы возможно только на самолёте, количество рейсов очень ограничено, а цены на билеты взвинчены до небес, что сильно бьёт по условиям функционирования сферы туризма Узбекистана.
Закрыв свой рынок для туристов из Казахстана, мы не сделали достаточных шагов для наращивания внутренних потоков, и в стране стали массово закрываться гостиницы, хостелы, турфирмы и кафе.
За громкими новостями о поддержке сферы государство предлагает лишь один вариант – переориентироваться на внутренний туризм и обслуживать местных туристов, но этот вариант работает лишь частично, и для того, чтобы разобраться в том, что именно мешает, мы отправились изучить опыт нашего ближайшего соседа – республики Казахстан.
Первое, что бросается в глаза при поездке в Казахстан – это обилие средств размещения. К примеру, в городе Алматы с населением около 2 миллионов человек более 1300 средств размещения, а в почти трёхмиллионном Ташкенте около 650 средств размещения, то есть ровно в 2 раза меньше.
Обладая гигантской территорией и развитой транспортной инфраструктурой, власти Казахстана быстро отреагировали на изменившиеся условия функционирования туристической сферы, и в стране наблюдается реальный туристический бум, основой которого является активная реклама локаций внутри страны, стимулирование внутреннего туризма, а также доступность билетов и путёвок.
Выходной тур на известную локацию можно приобрести десятками способов: и в соц. сетях, и напрямую через сайты туроператоров, и через агрегаторы типа Ticketon, и в десятках офисах на улицах города и даже в любом торговом центре.
Везде всего за 15-20 долларов можно приобрести однодневный тур - и люди покупают и ездят.
Для пробы мы решили поехать в тур на Кольсайские озёра, расположенные в 300 километрах от Алматы и хотя поначалу казалось, что там будет немноголюдно, реальность сильно удивила.
Озеро Нижний Кольсай оказалось покрытым коркой льда, и не боясь провалиться по нему гуляли десятки туристов. Как сообщили работники местного гостевого дома, сейчас приезжает около 500 туристов в день. А как только лёд на озере оттает, поток увеличится до 4 000 туристов в день.
Проведя опрос десятков людей, работающих в туриндустрии Казахстана, мы выявили несколько вопросов, решение которых позволит придать импульс развитию внутреннего туризма Узбекистана и повысить его туристическую привлекательность для жителей Центральной Азии:
1) В каждом районе каждого крупного города страны должны быть офисы продаж туров по Узбекистану.
2) Турфирмам, осуществляющим перевозку туристов, нужно выделить помощь в виде мест для организации офисов продаж.
3) По каждому региону страны нужно разработать 5-6 доступных и красочных туров.
4) Рекламировать нужно не просто лозунг «Путешествуй по Узбекистану», а конкретные туры, которые хорошо продуманы и организованы.
5) В каждом торговом центре должны быть офисы продаж туров по стране.
6) Цена тура должна быть доступной и не превышать 25-30 долларов в день.
7) В стране должны появиться агрегаторы, объединяющие все предложения локальных турфирм. Им нужно предоставить льготы и субсидии, чтобы сфера оживилась.
8) У локальных кафе, транспортников, авиакасс и туроператоров должен быть стимул для работы через агрегаторы типа Ticketon.
9) Необходимо открыть автомобильные и пешие КПП на границах с соседними странами.
10) Цена на перелёт внутри Центральной Азии не должна превышать 50 долларов США в одну сторону.
Автор: Туляганов Саид
Фото: Саидмухамедов Сардор
Больше новостей о стиле жизни в Телеграм-каналеПодписаться