Иллюстрация ИИ / Repost.uz
В последние недели тема деревьев вновь оказалась в центре внимания. На фоне стремительной застройки, обсуждений моратория и предложений по изменению правил вырубки все чаще звучит главный вопрос: как сохранить зеленые зоны в городе, который активно меняется?
Почему вырубаются деревья? Будет ли работать система компенсационного озеленения? И можно ли совместить развитие города с заботой о климате и комфорте жителей?

За ответами мы обратились к Анвару Мухамеджанову – архитектору-урбанисту, PhD Гонконгского университета, лаборатории здоровых городов.
1. Как вы оцениваете текущую градостроительную политику Ташкента с точки зрения сохранения зеленых зон?
Сейчас наш город активно строится и развивается – это радует. Появляются новые районы, современные парки, удобные дороги. Но есть и обратная сторона: в обжитых районах мы теряем драгоценную зелень. Несмотря на мораторий, деревья вырубаются под застройку, а обещанное «компенсационное озеленение» часто оказывается на окраине города, или только на бумаге. Новые саженцы плохо приживаются, а создаваемые скверы не могут заменить утраченные зеленые уголки. В результате – там где живут люди, становится все меньше деревьев и воздух летом становится жарче. Мы рискуем потерять то, что делает Ташкент особенным – его тенистые улицы и прохладные парки.
Развитие города важно, но не ценой здоровья и комфорта жителей в жарком климате. Один из разумных путей – компенсационная высадка: если деревья вырубаются, новые должны появляться рядом, в тех же районах, где живут люди. Но это должно происходить строго в рамках закона, который следует разработать во время действия текущего моратория, позволяющего лишь временно сократить ущерб.
Мало просто посадить – за зелеными зонами нужно ухаживать и защищать их. Только так Ташкент останется не только современным, но и зеленым, пригодным для жизни городом.
2. Как крупные города мира сохраняют зелёные зоны?
Алматы. Несмотря на то, что соседний мегаполис столкнулся с такой же проблемой вырубки деревьев как и Ташкент, сейчас там действуют строгие экологические нормы. Главное правило: любая вырубка деревьев требует компенсационной посадки в радиусе 1 километра от места вырубки и дальнейшего ухода за саженцами. Все новые строительные проекты обязаны включать элементы озеленения. Также городские власти реализуют программу «Зеленый Алматы», цель которой – вернуть городу статус «Города-сада» к 2030 году.
Пекин. После экологического кризиса китайская столица, которая по застройке похожа на Ташкент и другие города СНГ, кардинально пересмотрела подход к озеленению. Действующая програма озеленения, включает правило «500 метров до парка», то есть 91% жителей микрорайонов должны иметь зеленую зону в пешей доступности. Особое внимание уделяется вертикальному озеленению: зеленые фасады и крыши стали визитной карточкой современного Пекина.
Токио. Японская столица демонстрирует, что высокая плотность застройки не означает отказ от деревьев. Здесь создают миниатюрные парки внутри районов и на крышах зданий, «зеленые коридоры» вдоль транспортных артерий. Имеются жесткие штрафные санкции за вырубку: например, застройщик обязался посадить 2304 дерева взамен спиленных 619.
Сингапур. Один из лидеров урбанистического озеленения реализует амбициозный «Зеленый план 2030». К 2030 году половина городской территории будет покрыта зеленью. Сингапурский опыт показывает, что современный мегаполис может быть одновременно компактным и зелёным.
3. Как сделать защиту зелёных зон по-настоящему эффективной?
Полная прозрачность. Каждое решение о вырубке должно стать публичным, так как в наших условиях нужен двойной контроль как со стороны государства, так и со стороны жителей. На практике этого можно добиться с помощью:
- создания единого онлайн-реестра деревьев и всех планируемых вырубок с указанием причин и компенсационных мер;
- организации публичных слушаний в махаллях при планировании застройки зелёных территорий;
- формирования независимых наблюдательных советов из активистов, экологов и представителей СМИ.
Понятные правила для всех. Закон должен четко прописывать сколько деревьев обязательно сажать в реконструируемых зонах, на каком максимальном расстоянии от домов должно быть компенсируемое озеленение и парки там, где происходит застройка. Например, Алматы уже законодательно закрепил конкретные коэффициенты компенсации, максимальную дистанцию от жилых домов до зелёных зон, минимальный процент озеленения. Однако, в случае Ташкента, эти коэффициенты должны быть адаптированы и научно обоснованы, учитывая наш более жаркий климат.
Глаза в небе. Современные технологии помогут следить за зелеными зонами:
- спутники могут быть полезны для ежеквартального анализа изменений зеленого покрова с помощью Геолокационной Информационной Системы (ГИС);
- дроны могут помочь измерить зеленый покров в высоком разрешении, особенно когда мешают ограждения строительной площадки;
- мобильные приложения могут быть полезны для сообщения о нарушениях;
- онлайн-реестр деревьев с индивидуальными цифровыми паспортами может быть связан с мобильным приложением и ГИС для более эффективной проверки городского озеленения.
Когда нарушать не выгодно. Система наказаний должна быть справедливой и строгой. В этом могут помочь:
- значительные штрафы, которые сделают застройку озелененного участка не выгодной для продажи, если мораторий нарушен (например, $10 000 за незаконную вырубку взрослого дерева + стоимость его 20-летнего содержания);
- лишение разрешений на строительство при грубых нарушениях;
- публичную дисквалификацию недобросовестных застройщиков.
Это создаст реальные стимулы соблюдать экологические нормы.
Привлечение экспертов. Экологи и урбанисты могут помочь расчитать минимально необходимые зеленые зоны и создать гармоничную жилую среду. Участие градостроительных экономистов и социологов поможет созданию экономически сбалансированной среды и пониманию поведенческой модели жителей, которые живут близко и далеко от деревьев. Их профессиональное мнение поможет находить разумный баланс между застройкой и зелеными зонами.
4. Стоит ли отменять мораторий на застройку зелёных зон и усиливает ли он коррупцию?
Пока нет. Мораторий – это временный инструмент, и его отмена без альтернативных механизмов защиты зелени приведёт к новым масштабным вырубкам. Однако сам по себе запрет, не подкрепленный четкими правилами компенсации, действительно создает почву для коррупции: застройщики будут искать лазейки, стремясь к сверхприбылям.
Выход – не просто продлевать мораторий, а в течении его действия разработать систему регулирования баланса между застройкой и озеленением с ясными критериями. В ней застройка должна разрешаться только при гарантированном сохранении, или увеличении зелёного фонда не на окраине города, а непосредственно в жилых микрорайонах – там, где зелень и парки служат людям в их повседневной жизни в качестве «легких» и «островов прохлады» жарким летом.
Поэтому зеленые зоны – это не украшение и не объект поклонения, а жизненно необходимая инфраструктура города, требующая такого же строгого учета, как электросети, канализация, или водопровод. Только системный подход с четкими нормами сохранит Ташкент для будущих поколений.
5. Баланс застройки и экологии: как Ташкенту сохранить зелень?
Опыт мировых городов доказывает что баланс возможен: застройка и природа могут сосуществовать. Взгляните на Сингапур и Токио, где даже при плотной застройке сохраняют зеленые островки.
Поэтому для Ташкента критически важно разработать продуманную стратегию, где каждый проект застройки оценивается хотя бы по трем пунктам:
- счет каждого дерева – если убираем тут, что и где сажаем взамен;
- прогнозирование – как изменится воздух и микроклимат в районе в случае застройки участка;
- планирование наперед – можно ли будет исправить ошибки, если что-то пойдет не так.
Эта стратегия позволит создать прочный фундамент для генерального плана Ташкента.
Пока действует мораторий на застройку, Ташкенту необходимо провести детальный анализ городских территорий и разработать понятные правила застройки, которые учитывают наш жаркий климат, его темпы роста и обязательное сохранение зелёных зон.
Особое внимание стоит уделить вовлечению жителей в защиту парков и скверов — ведь именно они лучше всего знают, какие территории важно сохранить. Без этих мер город рискует безвозвратно потерять своё главное достоинство — уютные тенистые улицы и зелёные парки, которые делают Ташкент привлекательным и комфортным для жизни.