Куда указывает «Стрелка»: Хуршид Зафари о том, что не учтено в проекте благоустройства проспекта Амира Темура

Заместитель директора DGP Research&Consulting о проекте изменения проспекта Амира Темура от Бюро (КБ) «Стрелка».

Куда указывает «Стрелка»: Хуршид Зафари о том, что не учтено в проекте благоустройства проспекта Амира Темура

Консалтинговое Бюро (КБ) «Стрелка» представило проект благоустройства проспекта Амира Темура. Получилось по-европейски красиво: много зелени и много пространства для пешеходов. Однако данный проект вызывает и ряд вопросов. Замдиректора DGP Research&Consulting разбирает предложенный проект. 

Сужение проезжей части

Проспект Амира Темура является одной из самых загруженных радиальных дорог Ташкента, которая связывает спальный район на окраине города с центром. Сегодня в Юнусабадском районе проживает 320 тыс. человек, что согласно градостроительному кодексу является населением крупного города. Основная часть населения проживает компактно в спальных кварталах на севере. Помимо этой дороги существует не так много альтернативных путей в направлении Юнусабад - Центр. Даже не так давно открытый для движения участок дороги по проспекту Шарафа Рашидова не спасает положения из-за увеличения количества автотранспорта, порождающего пробки и заторы. В такой ситуации предложение сузить проезжую часть только усугубит ситуацию, и, на наш взгляд, выглядит необдуманно.

Из плана по строительству новых развязок видно, что город будет расти на север.

Кроме того, по этой улице планируется строительство Hi-Tech City с жилой и коммерческой недвижимостью. Эти изменения безусловно увеличат нагрузку на транспортную сеть столицы и, в первую очередь, на проспект А.Темура.

Стоит также принять во внимание перспективы роста населения Ташкента. Принимаемые правительством меры по оживлению экономики неизбежно повлекут за собой процесс быстрой урбанизации. Как следствие возрастет и численность населения в столице за счет увеличения плотности внутри города и расширения границ. На сегодняшний день 60% территорий Ташкента занимают индивидуальные дома. С ростом населения в городе произойдет оптимизация землепользования и строительство многоквартирных домов.

Процесс урбанизации также будет сопровождаться становлением городских агломераций вокруг крупных городов. В Малайзии, где проживает почти столько же населения сколько в Узбекистане, в агломерации Куала-Лумпура проживает 7,2 млн. человек. Население всего Марокко составляет 33,8 млн. человек, что ненамного больше населения Узбекистана. Однако, в главном деловом городе страны, в Касабланке, вместе с его спутниками проживает 6,8 млн. человек. К тому же развитие столицы нельзя рассматривать отдельно от республики. Это означает, что в Ташкенте появится все больше машин из других городов республики и из соседних стран. Поэтому главные радиальные улицы столицы должны не только связывать окраины города с центром, но и обеспечивать быстрый доступ для машин, приезжающих в город. Однозначно, поток машин на проспекте Амира Темура будет неуклонно расти. Поэтому одним из вариантов улучшения транспортной связи (connectivity) внутри города, а также с ее периферией может стать строительство двухъярусной дороги. Тогда увеличение пространства для пешеходов путем сужения проезжей части не повлияет на время в пути. Более того, территория под этой дорогой может быть озеленена или использована как общественное пространство. В этом плане интересным является опыт Сингапура, где городская планировка продумана до мельчайших деталей и существует несколько таких двухуровневых дорог (например, Keppel Road, Thompson flyover, MacRitchie Viaduct).

Велодорожка

Согласно The Copenhagenize Index 2017, в рейтинге самых удобных городов для велосипедов 18 городов из 20 находятся в Европе (другие города Токио и Монреаль). Велодорожки в азиатских странах тоже существуют, но они используются для прогулки, нежели для передвижения. Поэтому многие велодорожки находятся вдоль побережья, в парках и других местах, предназначенных для досуга.

В проекте КБ «Стрелка» предусмотрено отделение проезжей части от тротуаров зеленым буфером. Однако велодорожка не отделена от главной дороги. В таком случае очень высока вероятность, что велодорожка просто будет использоваться для парковки, как это было с полосой для автобуса. Если велосипедные дороги будут сделаны как показано на примере перекрестка проспекта Амира Темура и ул. Осиё, то риски для велосипедистов очень возрастут.

Площадь под эстакадой

Площадь под эстакадой планируется использовать для спортивных и культурных мероприятий. Однако эта территория не такая большая, как показано на схеме, и она с трех сторон окружена дорогой. Рядом с этой эстакадой начал функционировать бизнес-центр, который сейчас делит одну парковку с гостиницей Radisson Blu. Следовательно, по мере заполнения этого бизнес-центра необходимо будет создавать парковочную зону для сотрудников и посетителей этого центра.

Пешеходные переходы

Подразумевается организация пешеходных переходов на каждые 400 метров. Означает ли это, что существующие пешеходы исчезнут? Сегодня на этом проспекте пешеходные переходы расположены через каждые 200 метров.

Выбор улицы

Непонятно, почему для эксперимента московским урбанистам был выделен проспект Амира Темура, который, как говорилось выше, является главной дорогой между Юнусабадом и центром. Если этот выбор был сделан из соображения высоких показателей смертности на дороге, то не было предложено ни одного решения для улучшения непосредственно безопасности на дороге. 

Если же выбор был сделан из-за нехватки общественных пространств вдоль этой дороги, то есть другие менее загруженные и широкие дороги в Ташкенте, где можно сузить проезжую часть без риска увеличения количества пробок. К таким улицам относятся проспект Мирзо-Улугбека (бывш. Хабиба Абдуллаева), улица Нукусская. Есть проблемные улицы вроде улицы Мукими, где также необходимо пересмотреть планировку. Также после демонтажа трамвайной линии улица Фаргона йули так и осталась не отремонтированной. Целесообразнее было бы начинать эксперименты с этих улиц.

Если все-таки решить начать благоустройство городских улиц именно с этого проспекта, предлагаем сначала протестировать предлагаемые меры путем имитационной разметки дороги. Такой метод используется в США перед принятием окончательного решения о сужении проезжей части дорог.

Российский опыт

Компанией КБ «Стрелка» были выполнены много грандиозных проектов, улучшены множество улиц как Москвы, так и других городов России. Однако, есть и неудачные примеры их проектов (в Саратове, Новосибирске и др).

По данным аналитического сервиса GoCompare, Москва возглавляет список городов с самыми крупными пробками в Европе. В первой десятке также находятся 4 других города РФ.

В рейтинге качества жизни, которая проводится компанией Mercer, самые высокие показатели среди российских городов у Москвы (167-ое место). По методологии Mercer, качество жизни является интегральным индексом, который включает в себя 10 компонентов такие, как продовольственные товары, экономическая ситуация, жилье, здравоохранение, экология, политическая и социальная стабильность, общественные услуги и транспорт, досуг, образование, социально-культурная среда.

В ежегодном рейтинге комфортных для проживания городов аналитического подразделения британского журнала The Economist – The Economist Intelligence Unit, Москва заняла 80-ое место и вошла в пятерку по ухудшению показателей в рейтинге (другие лидеры ухудшения Киев, Дамаск, Триполи, Детроит). Сферы, которые принимаются во внимание при составлении рейтинга, включают в себя стабильность, здравоохранение, культуру и окружающую среду, образование и инфраструктуру, включая развитость транспортной сети.

Таким образом, качество жизни и комфортность проживания в городах собирается из разных аспектов городской жизни. Та идеология КБ «Стрелки», что города – для людей, не должна осуществляться за счет ухудшения условий для других участников уличного движения. Люди не только гуляют по улицам, по магазинам и ресторанам, но также передвигаются по работе, учебе и по разным другим причинам. Поэтому хотелось бы, чтобы хокимияты в будущих проектах по благоустройству городов учитывали, как текущие, так и перспективные интересы всех участников города. А для этого необходимо иметь долгосрочную стратегию развития города и транспортной сети.

Напоследок, новость о том, что КБ «Стрелка» приступила к изучению улиц Ташкента появилась в СМИ 26 мая, а 1 июня президенту, хокиму г. Ташкента и Общественному совету уже был представлен проект улучшения проспекта Амира Темура. На наш взгляд, 5 дней крайне недостаточно для сбора и обработки данных, а также для разработки всесторонне взвешенного проекта. На наш взгляд, для увеличения безопасности на проспекте Амира Темура, сокращения время в пути, благоустройство улицы для пешеходов необходимы смелые инженерные решения, а не декоративные меры.


Узнавайте о мнениях первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости