Узбекистан

27.09.2024 | 16:00

Главное — ничего не бояться: владелица пункта выдачи Ozon поделилась секретами успешного бизнеса

Все чаще жители Узбекистана предпочитают приобретать все необходимое на маркетплейсах. 

Это удобно: можно быстро найти нужный товар, сравнить предложения разных продавцов, а потом забрать посылку по дороге домой, на учебу или работу. Недавно в страну пришел один из крупнейших маркетплейсов в СНГ — Ozon. Сегодня в Ташкенте активно расширяется сеть пунктов выдачи заказов, которые открывают местные предприниматели. Узнали обо всех нюансах этого бизнеса у Ирины Ткачевой, владелицы ПВЗ Ozon в Сергели.

Расскажите, пожалуйста, о себе. Что вдохновило вас открыть пункт выдачи заказов Ozon?

— Я много лет проработала в индустрии красоты, у меня был собственный салон. В какой-то момент, стало понятно, что бизнес в этой сфере больше не приносит удовольствие, захотелось чего-то нового. У меня есть собственное помещение в центре одного из самых больших районов Ташкента, и я начала думать, как использовать его после закрытия салона.

В тот период я часто видела рекламу Ozon, которая меня интриговала, я постоянно думала, почему пунктов выдачи такого крупного маркетплейса не видно у нас, в Ташкенте. В ноябре прошлого года я изучила сайт Ozon и написала представителям компании с вопросами по поводу открытия пункта выдачи заказов в Узбекистане. Мы пообщались и мне обещали сообщить как только появится возможность открыть этот бизнес. Письмо с предложением о сотрудничестве от регионального менеджера я получила второго мая, и была очень счастлива. С этого все и началось для меня.

Почему вы захотели сотрудничать именно с Ozon?

— Мне хотелось открыть что-то уникальное, чего пока еще не было в Ташкенте, или даже в Узбекистане в целом. Мне, конечно, предлагали открыть что-то более понятное всем, например, продуктовый магазин, но для меня это было неинтересно. Хотелось, что-то особенное, свою фишку.

А почему вас заинтересовал именно бизнес на открытии пункта выдачи, а не, например, продажи на том же маркетплейсе?

— Мне очень хотелось открыть такой бизнес, с которым я смогу справиться полностью самостоятельно и при необходимости работать вообще одна. Так и получилось. Я открыла свой ПВЗ буквально этим летом и решила освоить все операции прежде, чем искать сотрудников. Я изучала программу, вела бухгалтерию, принимала товары и выдавала заказы. Все это приносило мне удовольствие, несмотря на то, что я работала каждый день без выходных. Только спустя полтора месяца я приняла решение, что пора начать подбирать и обучать сотрудников. К этому времени пункт активно набирал обороты, клиентов становилось в разы больше и справляться одной стало тяжело.

Расскажите о своих первых шагах, что было после получения письма от регионального менеджера компании?

— Было немного страшно начинать. Скажу честно, два месяца назад я даже не знала, как включать компьютер, раньше мне это было просто не нужно. Зато у меня было понимание как сделать ремонт и подготовить помещение к старту. Но мне очень помогли друзья, показали, как все загрузить, объяснили, как это работает.

С самого начала сотрудники Ozon были очень доброжелательны и помогали мне во всем разобраться. Я и сейчас всегда могу обратиться к ним с любым вопросом. Поддержка действительно работает 24/7, что очень облегчает путь, особенно в начале. Помогла также программа обучения от Ozon. Тебе присылают все материалы, они очень подробные и понятные, остается только все это изучить. Также много полезной информации есть в справочнике Ozon. Все оказалось намного проще, чем я думала.

Почти сразу Ozon организовал встречу в Ташкенте, на которой я встретила коллег, людей, у которых также, как и у меня горели глаза от идеи открыть ПВЗ. Я была полным новичком в этом бизнесе и все, кто был хоть как-то связан с маркетплейсами ранее с энтузиазмом отвечали на мои вопросы, поддерживали. Именно там я поняла, что мы именно партнеры, а не конкуренты.

Где расположено ваше помещение? Насколько вообще оказалась подходящей локация? Как расположение влияет на ваш бизнес?

— Мой пункт выдачи находится в самом большом районе Ташкента — Сергели. Сейчас район активно развивается, строится много нового жилья. Кроме того, здесь недавно провели новую линию метро и теперь мимо нас проходит сразу две ветки. Я сразу понимала, что локация очень подходящая, все будут ехать мимо, смотреть на вывески и пункт быстро наберет популярность. Когда я подала документы, мне очень быстро одобрили помещение и сегодня у меня единственный ПВЗ во всем Сергели.

Расскажите, побольше о первых шагах, что потребовалось сделать сразу после одобрения вашей заявки?

— После одобрения заявки я сразу начала ремонт. Здесь получилась очень интересная история с малярами. У меня было 2 недели до запланированной даты открытия пункта, на мой взгляд, это абсолютно реальный срок, за который можно все успеть. Но мне одобрили заявку прямо перед Курбан Хайитом и все рабочие, с которыми я договорилась, уехали в область и вернулись только через неделю. Я очень переживала, но в итоге все успели в срок.

Вообще у меня достаточно большое помещение, 55 квадратных метров, поэтому обустроить все удалось достаточно просто. Получилась большая клиентская зона, в которой никто не толпится, просторный склад и удобные примерочные. Для меня с самого начала было важно, чтобы и клиентам, и сотрудникам, и мне самой было комфортно.

А Ozon помогал? Какая поддержка была со стороны компании?

— Для меня очень значимой оказалась финансовая поддержка. Я очень обрадовалась, когда узнала о ней, и компания сдержала свое слово. Мне выплачивают порядка 13 млн сумов в месяц и это помогает на старте, когда ты еще только раскручиваешь бизнес.

Еще Ozon предоставил вывеску и другие маркетинговые материалы, отметил нас на картах и в своем приложении — все это, конечно, очень важно для раскрутки. Очень важно, что маркетплейс активно вкладывается в рекламу, о нем очень много информации везде, клиенты приходят за товарами на сайт Ozon, а значит и ко мне, чтобы их получить.

А вы сами как-то продвигаете свой ПВЗ, или рекламы Ozon полностью хватает, чтобы обеспечить вас клиентами?

— Я в первую очередь заинтересована в потоке клиентов, ведь мой доход зависит от оборота. Но сейчас основной поток клиентов мне дает Ozon, сама я целенаправленно рекламой еще не начала заниматься, потому что не так давно открылась и пока много других забот. Но сарафанное радио, конечно, работает. Я всем своим друзьям, коллегам и клиентам рассказываю про Ozon и многие приходят.

Сейчас я активно работаю с посетителями, стараюсь предоставить высокий уровень сервиса, чтобы они возвращались. Часто приходят люди и просят помочь установить приложение, привязать карту и разобраться в функционале, я всегда стараюсь выделить 15 минут и подробно все объяснить. Многие расспрашивают про сам бизнес, просят проконсультировать как открыть свой пункт или начать торговать на маркетплейсе. В таких случаях я делюсь собственным опытом и рекомендую почитать все на сайте или связаться территориальным менеджером.

Как проходит ваш день на ПВЗ? Из чего состоит работа?

— Так как я все делаю сама, мой день — это гонка. Утром я навожу порядок, чтобы в ПВЗ было приятно находиться клиентам. Потом включаю программу, оформляю возвраты, выдаю посылки, принимаю товар. Очень большое внимание всегда уделяю порядку на складе, благодаря чему поиск посылки никогда не занимает у меня больше минуты. В этом очень помогает специальное приложение. Где фиксируется положение каждого заказа на складе. Само приложение очень понятное, а если все же возникают вопросы — пишу ребятам из поддержки, они отвечают очень быстро.

Расскажите о ваших планах на будущее

— Я однозначно хочу продолжать развиваться в этой профессии и точно не планирую возвращаться в бьюти-индустрию. Задумываюсь о расширении бизнеса, открытии новых пунктов выдачи Ozon. Уже даже начала подыскивать подходящее помещения и интересоваться стоимостью аренды в разных районах Ташкента. Ведь я уже прошла этот путь и точно представляю себе все, с чем придется столкнуться, знаю, что серьезных сложностей не будет. Кроме того, для меня очень важно не только получать деньги, но и приносить пользу людям.

Также планирую в ближайшее время нанять сотрудников. Сейчас я уже полностью изучила все процессы и могу делегировать основные операции. Пока собираюсь нанять двух человек, которые смогут работать посменно. Сама продолжу заниматься только управлением и документооборотом — здесь Ozon тоже помогает, формирует всю отчетность, нам остается только несколько цифр поменять.

Что бы вы могли пожелать и посоветовать тем, кто только планирует открывать пункт выдачи?

— Думаю, очень важно найти район, где еще никто не открылся, даже если там будет высокая стоимость аренды. При этом нужно проверить, чтобы это был населенный район, потому что люди предпочитают тратить как можно меньше времени на магазины и выбирают те точки, которые находятся рядом с домом. При этом у нас преимущество перед стандартными магазинами, которые в 8 вечера обычно уже закрыты.

Важно также соблюдать требования Ozon к помещению и ремонту — они придуманы не просто так и их соблюдение важно в первую очередь для самого владельца ПВЗ, чтобы клиентам было комфортно, и они возвращались.

А в целом могу посоветовать не бояться, потому что в этом бизнесе нет никаких сложностей. Вас всегда будут поддерживать представители Ozon, а также наше довольно дружное сообщество владельцев ПВЗ, с которыми, как я уже говорила, мы партнеры, а не конкуренты.

Стать владельцем пункта выдачи заказов Ozon легко. Достаточно определиться с локацией, изучив специальную интерактивную карту, подобрать помещение и сделать в нем ремонт в соответствии с брендбуком компании. Ozon заинтересован в успехе своих партнеров, поэтому предоставляет финансовую поддержку до 81 000 000 сумов в первые полгода работы, вывеску и маркетинговые материалы, а также оповещает всех своих клиентов о появлении новой точки. Узнать подробности можно на сайте Ozon.

На правах рекламы

Популярные новости