Узбекистан переживает критический момент в общественном здравоохранении. Курение представляет значительную проблему для здоровья и благополучия нации, ведь в стране более чем 2,5 миллиона курильщиков и более чем 18 500 смертей ежегодно от болезней, связанных с табаком.
Предлагаемый правительством запрет на более безопасные альтернативы сигаретам может еще больше усложнить решение этой проблемы, оставив миллионы курильщиков без проверенных средств для отказа от курения и рискуя серьезно подорвать здоровье населения.
Мировой опыт показывает, что есть и другой путь вперед вместо попыток немедленного отказа от употребления никотина: стратегия, основанная на снижении вреда и направленная на сокращение рисков, связанных с курением. И доказательства очевидны – снижение вреда работает. Швеция, будучи мировым лидером в этой области, представляет собой убедительный пример.
В Швеции курят менее 4,3% населения, родившегося на территории страны, что является самым низким показателем в мире. Этот успех был достигнут не только за счет запрета или строгих антитабачных кампаний. Вместо этого Швеция внедрила более безопасные альтернативы никотину, такие как снюс, никотиновые подушечки и вейп-продукцию, сделав их доступными, недорогими и приемлемыми.
В результате страна не только сократила курение, но и значительно улучшила показатели здоровья: уровень заболеваемости раком на 41% ниже, чем в среднем по Европе, а смертность, связанная с курением, составляет менее половины от показателей других стран ЕС. В то время как в Узбекистане уровень курения составляет 10,6%, что более чем вдвое превышает показатель Швеции. Без доступа к инструментам для снижения вреда этот показатель вряд ли существенно снизится.
Согласно недавнему опросу компании Ipsos, две трети пользователей никотиновых подушечек в Узбекистане полагаются на эти продукты, чтобы бросить курить или по состоянию здоровья. Большинство пользователей заявили, что вернутся к курению сигарет, если эти альтернативы не будут доступны.
Общественность Узбекистана понимает важность более безопасных альтернатив. Почти три четверти респондентов опроса считают, что никотиновые подушечки могут помочь снизить уровень курения, а две трети поддерживают политику, которая может сделать более безопасные варианты доступными. Эти перспективы подчеркивают острую необходимость поддержки стратегий снижения вреда, а не стратегий ограничения.
Шведский опыт показывает, что политика снижения вреда успешна при наличии трех факторов: доступность, приемлемость и ценовая привлекательность. У курильщиков должен быть доступ к более безопасным альтернативам в местах продажи сигарет. Продукция должна быть приемлемой, предлагая качество и возможности, которые делают их эффективной заменой курению. И ключевую роль играет доступность: если более безопасные альтернативы дороже, то многие курильщики продолжат использовать более дешевые и вредные сигареты.
Запрет на альтернативны сигаретам в Узбекистане сведет на нет прогресс и заставит курильщиков вернуться к самым вредным вариантам. Подобный запрет не устраняет спрос, и даже наоборот – он часто заставляет людей возвращаться к поведению или продуктам, которые несут больший риск. В данном случае это означает повышение уровня курения, рост числа заболеваний, связанных с ним, и увеличение нагрузки на систему здравоохранения.
Снижение вреда не заключается в одобрении использования никотина – это минимизация вреда для тех, кто не может бросить курить сразу. Программа мер признает, что миллионы людей борются с никотиновой зависимостью, и предлагает им реалистичные, основанные на фактах решения. Успех Швеции доказывает, что этот подход работает.
Теперь Узбекистан имеет уникальную возможность последовать примеру Швеции и принять стратегии снижения вреда, которые спасают жизни. Такие страны, как Новая Зеландия и Великобритания, также продемонстрировали, что внедрение более безопасных альтернатив сигаретам приводит к значительному улучшению здоровья населения. Реализуя аналогичную политику, Узбекистан может достичь лучших результатов в области здравоохранения, уважая потребности и выбор народа.
Это важный момент, и выбор очевиден. Пришло время действовать.