Узбекистан

29.10.2020 | 21:20

Разработан проект госбюджета на 2021 год

Ожидается, что в 2021 году в Узбекистане уровень инфляции составит около 10 процентов.

Разработан проект госбюджета на 2021 год

Министерство финансов Узбекистана разработало проект закона о государственном бюджете на 2021 год, пишет пресс-служба ведомства. 

Проект закона разработан в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, и в нем предусматривается прогноз основных макроэкономических показателей на 2021 год, прогноз доходов и расходов консолидированного Государственного бюджета, предельные размеры средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан распределителям бюджетных средств первой степени, прогнозы доходов и расходов местных бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, регулируемые трансферты из республиканского бюджета Республики Узбекистан в местные бюджеты, прогнозы поступлений и расходов государственных целевых фондов, фонда Реконструкции и развития, а также определены бюджетные ориентиры на 2022-2023 годы.

Проект Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год» состоит из 18 статей и 10 приложений.

Основные направления и показатели макроэкономической политики на 2021 год сформированы исходя из прогнозов наличия условий пандемии в следующем году.

Основное внимание будет уделено сохранению макроэкономической стабильности, сбалансирования мер фискального стимулирования, обеспечению темпов экономического роста выше 5 процентов.

По оценкам ряда международных финансовых институтов, в 2021 году темпы экономического роста в нашей стране прогнозируются на уровне около 5 процентов.

Прогнозируется, что намеченные темпы роста ВВП в следующем году будут обеспечены за счет роста промышленного производства на 5,8 процента, сферы услуг-на 6,4 процента, сельского хозяйства - на 2,7 процента (приложение 2 к проекту закона).

Ввиду продолжения тенденции снижения уровня инфляции продолжается, прогнозируется, что в 2021 году уровень инфляции составит около 10 процентов.

Основные параметры государственного бюджета разработаны исходя из следующих основных фискальных целей:

  • Поощрение валового спроса в экономике в условиях сокращения внешнего спроса и глобальной экономической активности в 2020-2021 годах, конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности, деловой активности, продоложение налогово-бюджетной политики, направленной на поощрение экспорта;
  • Обеспечение стабильности государственного бюджета и поддержание размера государственного долга на умеренном уровне в соответствии с международными стандартами, снижение дефицита консолидированного бюджета в среднесрочной перспективе до уровня менее 2 процентов к ВВП;
  • Обеспечение устойчивого роста доходов государственного бюджета и принципа справедливости налогообложения, а также регулирование налоговых льгот;
  • Сохранение социальной направленности государственного бюджета. В частности, финансирование важных программ, направленных на развитие систем образования, здравоохранения, формирование средств, необходимых для борьбы с пандемией коронавируса;
  • Своевременное и полное финансирование заработной платы и приравненных к ней выплат, пенсий и пособий, обеспечение их роста не ниже уровня инфляции;
  • Социальная поддержка и повышение занятости населения, сокращение бедности и усиление адресности социальной защиты;
  • Финансирование государственных программ, направленных на сохранение, а также эффективное использование водных и земельных ресурсов, энергосбережение, охрану природы и окружающей среды, улучшение экологического состояния и других важных государственных программ;
  • Повышение эффективности и результативности государственных расходов путем повышения ответственности участников бюджетного процесса;
  • Ведение межбюджетных отношений, направленных на повышение доходной базы и стимулирование эффективности расходов местных бюджетов;
  • Повышение прозрачности бюджета и обеспечение полноты охвата бюджета;

Исходя из этих целей, доходы государственного бюджета на 2021 год составят 147 трлн сум, а расходы с учетом трансфертов в государственные целевые фонды 149,7 трлн сум (приложение 1 к проекту закона).

Доходы государственных целевых фондов планируются в размере 26,2 трлн сум, расходы - 40,7 трлн сум. При этом в государственные целевые фонды из республиканского бюджета Республики Узбекистан предусмотрено выделение трансфертов в размере 15,9 трлн сум (приложение 3 к проекту закона).

В частности, из государственного бюджета планируется выделить трансферт в размере 14,7 трлн сум с доходами внебюджетного Пенсионного фонда в размере 23,5 трлн сум, расходов 36,5 трлн сум (пункт 3 Приложения 3 к проекту закона).

В результате этого в следующем году бюджеты государственного бюджета и государственных целевых фондов запланированы с дефицитом в размере 17,2 трлн сум или 2,5 процента к прогнозируемому валовому внутреннему продукту (приложение 1 к проекту закона пункт V).

Кроме того, ожидается, что доходы Фонда реконструкция и развития Республики Узбекистан составят 5,3 трлн сум, а расходы 13,4 трлн сум. (приложение 3 к проекту закона).

В целях повышения охвата бюджета и обеспечения полноты в соответствии с международными стандартами управления государственными финансами, с 2021 года предлагается включить в состав консолидированного бюджета планируемые расходы на государственные программы за счет внешнего долга. В 2021 году эти расходы прогнозируются в размере 12,1 трл. сум (статья 10 и приложение 1 к проекту закона).

К примеру: расходы за счёт средств внешнего долга в размере 31,5 млн. долларов США от Всемирного банка для улучшения оказания экстренной медицинской помощи, а также 25,2 млн. долларов США от Азиатского банка развития для улучшения деятельности первичной медико-санитарной помощи отражены в консолидированном бюджете.

С учетом вышеизложенного, верхний предел дефицита консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2021 год (с учётом Государственного бюджета, Государственных целевых фондов, Фонда реконструкции и развития, а также расходов связанных с реализацией государственных программ, за счет внешнего долга,) предусмотрен на уровне 37,4 трлн. сум или 5,4 процента к ВВП, на 1,6 процентного пункта ниже ожидаемого дефицита консолидированного бюджета по итогам текущего года (приложение 1 к проекту закона).

Дефицит Государственного бюджета и Государственных целевых фондов будет компенсирован за счет привлечения государственного внутреннего и внешнего долга и остаточных средств бюджетов на начало года, дефицит Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан за счет собственных средств.

3. Общие расходы республиканского бюджета Республики Узбекистан указаны в приложении 5 к проекту закона в разрезе 56 распределителей бюджетных средств первой степени (министерств и ведомств).

При этом, в целях обеспечения согласованности государственных программ с запланированными государственными расходами, усиления общественного и парламентского контроля за их исполнением, впервые в проекте закона в бюджете распределителей бюджетных средств первого уровня отдельно указываются средства, выделяемые на государственные программы.

К примеру: наряду с текущими расходами Министерства здравоохранения отдельно указаны средства, выделяемые на 19 государственных программ.

Доходы и расходы бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента принимаются для информации согласно Приложению 6 к проекту закона.

В соответствии со статьей 27 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан расходы местных бюджетов формируются в разрезе территориальных бюджетных распределителей Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента самостоятельно и утверждаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента.

4. По состоянию на окончательную дату финансового года устанавливается, что размер остатка государственного долга, привлеченного от имени и под гарантию Республики Узбекистан, не может превышать 60 процентов к валовому внутреннему продукту текущего года (статья 10 проекта Закона).

При этом, в 2021 году предельный чистый объем новых годовых соглашений по привлечению внутреннего и внешнего долга от имени и под гарантию Республики Узбекистан планируется установить в размере 5,5 млрд. долларов США (5 млрд. долларов США – Внешний, 0,5 млрд. доллара США – внутренний долг), из них для финансирования дефицита государственного бюджета - 2,2 млрд. доллара США (в том числе внутренний долг – 5 трлн. сум), для финансирования инвестиционных проектов – 3,3 млрд. доллара США.

5. В целях дальнейшего повышения прозрачности бюджетного процесса в соответствии со статьей 14 проекта закона, Министерством финансов Республики Узбекистан предусматривается предоставление на официальном веб-сайте министерства информации о выделяемых из государственного бюджета средствах и их исполнении в разрезе бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, а также информации о состоянии и динамике государственного долга Республики Узбекистан;

Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Государственный таможенным комитетом Республики Узбекистан публикация на своих официальных веб-сайтах в разрезе налогоплательщиков перечня налоговых и таможенных льгот, а также сведений о размере предоставленных налоговых и таможенных льгот.

6. В связи с переводом на Налоговый и Бюджетный кодексы Республики Узбекистан некоторых норм имеющих постоянный характер, указанных в Законе Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год», они не отражены в проекте Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год».

В частности, ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и фиксированные суммы подоходного налога для индивидуальных предпринимателей, взимаемые с физических лиц, не включены в проект закона в связи с переходом в соответствующие части Налогового кодекса.

Также, в целях обеспечения прямого соблюдения права районных и городских Кенгашей народных депутатов устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты по отдельным налогам, в связи с переходом в Налоговый кодекс Республики Узбекистан данные нормы не предусмотрены в законопроекте.

В статье 12 Закона изложены правила распределения налогов и неналоговых поступлений между бюджетными звенями, а также сохранен порядок текущего года.

Обсуждение проекта продлится до 12 ноября.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться