Узбекистан

27.10.2023 | 18:30

Как реформы влияют на сельскохозяйственный сектор: содействие ЕС к переходу современной рыночной экономике

Эксперт, работающий в сельскохозяйственном секторе Узбекистана, рассказал о поддержке Европейского Союза в агропродовольственном секторе Узбекистана.

Будучи бывшей страной Советского Союза, Узбекистан начал процесс национальной земельной реформы с начала 1990-х годов. Успешное внедрение земельной реформы играет решающую роль в процветании и устойчивости страны. Реформа также влияет на один из экономически приоритетных секторов Узбекистана, сельскохозяйственный сектор, который охватывает более 25,1% от общего ВВП страны и обеспечивает 26% населения (3,5 млн человек) рабочими местами. Кроме того, около 50% населения Узбекистана проживают в сельской местности.

С 2019 года Адриан Нил работает в сельскохозяйственном секторе Узбекистана в качестве эксперта по управлению технической помощью ЕС. По его мнению, доступ к земле остается самой главной проблемой, с которой сталкивается агропродовольственный сектор Узбекистана. Он обращает внимание на такие вопросы, как налагаемые государством ограничения на использование земли, производство и продажу сельскохозяйственной продукции.

«Административно-централизованное планирование по-прежнему доминирует в системе, что лишает сельское население возможности получать выгоду и увеличивать прибыль от сельскохозяйственной деятельности, не говоря о диверсификации потребляемых продуктов», 

一 сказал Адриан Нил.

Укрепление рыночной экономики начинается с предоставления прозрачных прав на землю и свободы принятия предпринимательских решений со стороны фермера. Знания местных фермеров могут способствовать повышению благосостояния сельских районов Узбекистана. Именно поэтому правительство Узбекистана определило «снижение роли государства в управлении сектором и повышение привлечения инвестиций» в качестве одного из приоритетов стратегии развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы.

Европейский Союз оказывает Узбекистану поддержку на пути достижения поставленных целей.  

«Мы должны опираться на помощь и передовой опыт стран-партнёров. В том числе разработанных в Европе, где ресурсы используются эффективнее и рациональнее»,

一 подчеркнул Алишер Тураев, директор Национального центра знаний и инноваций сельского хозяйства.

Передача хозяйства в собственность фермерам

ЕС признает важность надёжной правовой базы для поддержки земельной реформы. В Узбекистане ЕС активно поддерживает правительство в разработке политических и нормативных актов, направленных на обеспечение надежного землевладения, прозрачного распределения земельных участков и эффективного управления земельными ресурсами. Посредством опыта и оказываемой технической помощи, ЕС играет немаловажную роль в укреплении системы управления земельными ресурсами Узбекистана. Это осуществляется в основном через межведомственную рабочую группу, возглавляемую Агентством стратегических реформ при Администрации Президента страны.

«В рамках рабочей группы мы оказывали техническую помощь, в основном в виде юридических консультаций. Мы провели полный анализ пробелов в правовой базе и разработали чёткие рекомендации для агентства, которые были адаптированы в качестве предложений для Администрации Президента. Если этот (закон) будет принят, мы получим положение для защиты индивидуальных прав на землю»,

一 пояснил Адриан Нил, технический консультант, включённый в команду проекта.

Среди мер, предпринятых правительством Узбекистана, 一 отмена системы государственного заказа на хлопок. Как отмечают авторы отчета «Факты и тенденции агропродовольственного сектора Узбекистана на 2020/2021», подготовленного Делегацией ЕС, система требовала «продажи всего собранного урожая хлопка правительству, а от всех хлопкосеющих районов 一 выполнения ежегодных производственных целей. С прекращением обязательных государственных закупок у фермеров появилась большая свобода в решении вопроса о том, как и сколько хлопка выращивать, исходя из конъюнктуры рынка и наличия технологий». Это косвенно привело к резкому росту заработной платы фермеров, собирающих урожай. Согласно авторам, средняя заработная плата сборщиков хлопкового урожая выросла в два раза, с 450-700 сумов/кг в 2017 до 1000-1200 сумов/кг в 2020.

Стратегия развития агропродовольственного сектора, разработанная при техническом содействии ЕС, призвана выполнить план по выделению земельных участков под сельскохозяйственные культуры с учетом почвенно-климатических условий, потребностей фермеров и социальных нужд малообеспеченных домохозяйств.

Другим следствием этих и других мер, направленных на ослабление роли государства, усиление свободы фермеров и привлечение новых частных инвестиций, стало улучшение защиты окружающей среды. По данным исследования компании Uztextileprom, площадь гектаров, на которых фермеры установили климатически безопасные технологии, возросла с нуля в 2017 года до 200 000 га в 2020 года.

Именно на это надеется Адриан Нил 一 что новая политика в области земельной реформы позволит заинтересованным сторонам «начать говорить о более прозрачных способах оценки земли, ее распределения и, самое главное, мониторинга устойчивого использования земли».

Рост инвестиционной привлекательности

Помимо оказания технической помощи, ЕС также поддержал создание Совета иностранных инвесторов. Целью Совета является дальнейшее развитие благоприятной, недискриминационной, прозрачной и конструктивной деловой среды в Узбекистане. В результате, это должно способствовать привлечению инвестиций путем открытого и конструктивного диалога между государственными органами Узбекистана и представителями международных финансовых предприятий, иностранных компаний и банков, работающих в стране.

При техническом содействии ЕС Инвестиционный отдел Министерства сельского хозяйства Узбекистана подготовил и опубликовал «Руководство по инвестициям в агропродовольственный сектор», предназначенное для потенциальных международных инвесторов.

В заключении, по словам Адриана Нила, менеджера Программы поддержки сельского хозяйства Европейского Союза (ASK Facility), поддержка ЕС была сосредоточена на налаживании «связей между потенциальными инвесторами в новые технологии и возможностями модернизации агропродовольственного сектора с помощью различных схем поддержки и технической помощи».


Совместный путь к процветанию #GrowingTogether

Земельная реформа 一 это сложный процесс, требующий многогранного подхода, включающего широкий спектр политических реформ. Европейский Союз находится в первых рядах тех, кто поддерживает усилия Узбекистана по проведению земельной реформы, оказывая техническую помощь, финансовую поддержку и передачу знаний. Благодаря своему комплексному подходу и многолетнему опыту ЕС постоянно вносит вклад в развитие сельскохозяйственного сектора Узбекистана, и вопросы земельной реформы играют в этом ключевую роль.

На правах рекламы

Популярные новости