Бедность не порок – часть II

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему борьба с бедностью должна стать трендом государственной политики.

Первая часть материала

- Нам, пожалуй, стоит ввести в стране пособие по бедности.

- В какой сумме?

- Причем здесь сумма? Брошюра такая, памятка... 

В 1992 году, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, был установлен Международный день борьбы за ликвидацию нищеты, который отмечается 17 октября. В своей резолюции Генеральная Ассамблея приветствовала тот факт, что в этот день, по инициативе одной из межправительственных организаций, отмечался «День борьбы за преодоления крайней нищеты». В резолюции содержится призыв ко всем государствам проводить в этот день пропаганду мероприятий по ликвидации нищеты и бедности.

Борьба с крайними формами бедности названа первой в списке главных целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, принятой 189 государствами - членами Организации Объединенных Наций на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года.

Кто не работает, тот не ест

В предыдущей статье было отмечено, что бедность, как и богатство, понятия относительные. Можно определить черту бедности каким-то денежным показателем получаемого дохода, но проблема бедности заключается не в том, что человеку нечего есть или нечего одеть. Проблема бедности заключается в том, что человек живет беднее или хуже кого-то.

Также констатировался факт, что бедность существовала исторически всегда. Лишь на ранних этапах первобытного общества это явление отсутствовало: в эти периоды  реализовывались два прин­ципа. Первый - это рецепроктность (все, что производилось или добывалось, сдавалось в «общий котел») и второй - редистрибуция (все сданное перераспределя­лось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В это время экономика носила при­сваивающий характер: производительность труда была крайне низкой и все, что производилось или добывалось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности людей.

Но уже на поздних этапах развития первобытного общества древний человек стал бережливым, и у него появились примитивные промыслы (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие). Совершенствование орудий труда и его специализация позволили повысить производительность труда: человек начал сберегать и накапливать. У человека к изначальной потребности в пище прибавлялись новые запросы. Появились богатые и бедные. Собственность стала почитаться: только за богатыми оставляли «право» отправиться после смерти «прямо на небо».

Но в условиях от позднего первобытного строя до позднего феодализма  бедность все-таки не является серьезной проблемой: господствует натуральное хозяйство. Все занимаются трудом: растят зерно, разводят скот, изготавливают орудия труда.

Вторая половина XVIII века. Начало первой промышленной революции («Промышленный переворот», «Великая индустриальная революция») и переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, от преимущественно аграрной (натуральной) экономики к индустриальному производству. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом заметного экономического роста, ускоренным – по историческим меркам - увеличением жизненного уровня населения.

Но именно капитализм, в результате значительного роста производительности труда, обнажил проблемы бедности. Именно при капитализме понятия «бедность» и «богатство» становятся критичными и определяющими. Именно при капитализме бедность означает переход в состояние «лишних людей». Ведь в таком состоянии человек не нужен рынку как потребитель: бедняк – это несостоявшийся покупатель предлагаемых товаров и услуг.

Бедные беднеют, а богатые богатеют

«Ловушка бедности» — это буквальный перевод с английского «poverty trap». В классическом варианте так называют ситуацию, когда человеку выгоднее не работать, а жить на социальное пособие. Чтобы его получить, нужно лишь нигде не работать. Люди не видят смысла трудиться и уплачивать что-то государству: социальные выплаты не облагаются налогом и чаще больше минимальной зарплаты.

В широком смысле к ловушке бедности относят любой самоподдерживающийся механизм, благодаря которому из нищеты нет выхода. Ловушка бедности - ситуация, при которой увеличение дохода домохозяйства с низкими доходами влечет за собой либо утрату предоставляемых государством льгот, либо повышение налогообложения, практически нивелирующее повышение дохода. Например, в большинство систем прогрессивного налогообложения встроена ловушка бедности.

Ловушка бедности ликвидирует стремление к получению большего дохода и часто деморализует попавших в нее людей. Говоря простыми словами, ловушка бедности - это когда человек трудится все больше, но не становится от этого богаче.

Еще в 1966 году появилась теория «культуры бедности», которая утверждала, что дети из малоимущих семей обречены на бедность: когда они вырастут, они тоже столкнутся с безработицей, преступностью и нищетой, поскольку они воспитаны в неблагополучной обстановке и переняли от родителей неверный подход к жизни.

Многие восприняли эту теорию крайне негативно. Бедность получалась определенным клеймом: если вы родились в семье бедняков, живущих на пособия, то вы обречены тоже жить в бедности и на пособия. К тому же были яркие примеры, которые опровергали эту теорию.

Вот список некоторых миллиардеров: Моэд Альтрад – владелец компании Altrad Group – не знал даты своего рождения и ел раз в сутки; Опра Уинфри – тележурналист , родилась в бедной семье в Миссисипи; президент STARBUCKS Говард Шульц вырос в жилищном комплексе для бедных; основатель FOREVER-21 Ду Вон Чанг работал уборщиком; владелец косметической империи Джон Пол Джеджория спал в старой машине; Шахид Хан – владелец крупнейшей частной компании Flex-N-Gate – работал посудомойщиком; инвестор Джорж Сорос работал носильщиком на вокзале; основатель WHATSAPP Ян Кум жил с матерью на пособие; крупнейший игрок в сталелитейном бизнесе Лакшми Миталл вырос в бедной семье; основатель RAY-BAN и OAKLEY Леонардо Дель Веккио вырос в детском доме; Франсуа Пино - владелец холдинга PPR, которому принадлежат элитные дома моды: Gucci, Stella McCartney, Alexander McQueen и Yves Saint Laurent - был вынужден бросить школу из-за издевательств сверстников по поводу своей бедности;  Ли Ка-Шинг - владелец крупнейшей компании Cheung Kong Industries – бросил школу, чтобы помочь семье; Шелдон Адельсон – владелец компании Las Vegas Sands в детстве спал на полу (не было кровати); основатель ORACLE Ларри Эллисон работал на временных работах; писательница  Джоан Роулинг начала работу над серией романов о Гарри Поттере с полной нищеты, когда разведенная женщина воспитывала ребенка в одиночку; бизнес-магнат Роман Абрамович осиротел в раннем детстве и рос в бедности… Один из основателей корпорации Apple Стивен Пол Джобс писал: «Было время, когда я спал на полу в комнатах у друзей и сдавал бутылки, чтобы купить вегетарианский бургер. Сейчас, после получения акций и собственности на несколько миллиардов долларов, моя бытовая жизнь несколько изменилась, но, клянусь, не я сам».

Этот список можно продолжить, но он скорее будет свидетельствовать об исключении из правила, нежели о его некорректности. Почти 46 процентов населения планеты (3,4 млрд человек, живут менее чем на 5,5 доллара в день), следует из двухгодичного доклада Всемирного банка, посвященного проблеме бедности. «Свыше 1,9 млрд человек, или 26,2 процента населения мира, жили на менее чем 3,2 доллара в день», — сообщил Всемирный банк. Несмотря на сокращение до 10 процентов числа самого нищего населения, располагающего менее 1,9 доллара в день на человека, проблема бедности по-прежнему остается актуальной, а темпы ее сокращения замедлились.

В прошлом году миллиардеры в мире стали еще богаче, а бедные слои населения – еще беднее. За 2018 год совокупное состояние миллиардеров увеличилось на 900 млрд долларов, то есть  росло со скоростью почти 2,5 млрд в день. К концу 2018 года состояние 26 самых богатых людей мира соответствовало совокупному доходу половины населения планеты. Бедная часть населения за прошлый год обеднела еще на 11 процентов, теряя в целом ежедневно 500 млн долларов.

Как следует из доклада международной организации Oxfam «лишь 4 цента на каждый доллар налоговых поступлений, собранных во всем мире, приходятся на налоги богатых». Если бы 1 процент самых богатых людей в мире платили лишь на 0,5 процента больше налогов, этих денег было бы достаточно на образование 262 млн детей, которые сейчас не могут ходить в школу.

Людей разъединяют не границы, а черта бедности

Существуют теории, которые описывают механизмы, обеспечивающие самоподдерживающееся состояние бедности. Такие механизмы носят название «ловушка бедности (нищеты)», «порочный круг бедности (нищеты)». Существует несколько ловушек бедности, в которые может попасть человек.

Родиться и жить в бедной стране. Низкий уровень развития экономики определяет отсутствие или плохое образование, неудовлетворительную систему здравоохранения. Главное, что такая ситуация способствует сохранению высокой безработицы и малого размера оплаты труда. И в такой ситуации - для выхода из ловушки бедности – необходима трудовая миграция.

По данным Министерства занятости и трудовых отношений уровень безработицы в Узбекистане в 2018 году составил 9,3 процента от экономически активного населения. По сравнению с 2017 годом показатель безработицы вырос в 1,6 раза (ранее он составлял 5,8 процента). В министерстве это объяснили не повышением реального количества безработных, а усовершенствованием статистической методологии.

На 1 сентября 2019 года уровень безработицы по-прежнему остается высоким (9,1 процента). «Численность безработных и ожидающих устроиться на работу составляет 1,3 млн человек. Это число, равное населению Джизакской области для сравнения», - сказал заместитель министра занятости и трудовых отношений Эркин Мухиддинов на форуме «Дорога к национальной стратегии занятости в Узбекистане». По его словам, беспокойство вызывает уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20-30 лет, составляющий 15,1 процента. 16,8 процента молодых людей в возрасте 15-25 лет и 12,7 процента женщин не имеют работы.

По данным Агентства по вопросам внешней трудовой миграции трудовыми мигрантами являются более 2,5 млн граждан Узбекистана, или более 7 процентов населения страны (более 2 млн  из них находятся в России). По экспертным оценкам трудовой деятельностью за рубежом занимаются 4,5 млн граждан нашей страны. Денежные переводы от трудовых мигрантов составляют 5,1 млрд долларов, или 10 процентов от валового внутреннего продукта страны. Это значительная поддержка в повышении уровня жизни и сохранении спроса на потребительском рынке. Исследования Всемирного банка показали, что если трудовые мигранты перестанут пересылать деньги, то бедность в Узбекистане вырастет вдвое.

Родиться и жить в сельской местности. Не секрет, что город предоставляет лучшие и качественные условия проживания, просвещения, культуры, медицинского обеспечения, более высокую оплату труда. Низкие доходы не дают сельским жителям пользоваться многими достижениями цивилизации, которые доступны жителям городов. 

На долю городов в Узбекистане приходится почти 75 процентов валового внутреннего продукта и более 85 процентов промышленной продукции. В городах сосредоточено более 70 процентов от общереспубликанского объема предоставленных услуг (доля услуг связи и информатизации составляет 99,1 процента, финансовых услуг – 98,3 процента, услуг образования – 80,8 процента, здравоохранения – 71,9 процента).

Рождение в молодом возрасте и многодетные семьи. Молодые женщины могут попасть в ловушку бедности, когда после рождения ребенка не могут устроиться на работу. Ситуация усугубляется, если женщина не успела получить высшего образования. Отсутствие образования и опыта работы практически лишает ее возможности получить работу с достойным заработком.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) на мероприятии в Ташкенте 1 февраля 2019 года отметил: «Только 17 процентов семей с детьми получают пособия по уходу за детьми. Пособия не оказывают существенного влияния на сокращение общего уровня бедности, который среди детей до 15 лет в 1,5 раза выше, чем среди взрослых. Детская бедность смягчается за счет возрастных пенсионеров, проживающих в семьях».

Родиться в бедной семье и не получить хорошего образования.  На встрече, организованной Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), было подчеркнуто, что малоимущие семьи имеют трудности в обеспечении детей профессиональным и высшим образованием, необходимым для финансового достатка в будущем. И это действительно очень серьезная проблема. Очевидно, что в бедных семьях гораздо тяжелее дать хорошее образование детям, практически невозможно оплачивать услуги репетиторов. Первым шагом к отбору способных детей из разных слоев явилось создание президентских школ. Интерес к ним был огромный.  Пятьдесят претендентов на одно место! Но понятно, что эти школы не могут решить проблемы доступности качественного и современного образования для широкого круга детей.

Длительное время работать на низкооплачиваемой работе. При социализме деятельность человека на одном и том же предприятии поощрялась. Но если работник десятилетиями занимается одной и той же деятельностью, то он постепенно теряет квалификацию, навыки и способности. Длительная работа означает одно – у человека нет инициативы, стремления к совершенству и желания изменить что-то в жизни.

В США, например, ценится, если у человека два-три высших образования, и он может работать в разных сферах. В Соединенных Штатах вообще принято кардинально менять работу каждые пять лет.

Бедняки платят дороже всего, или бедные мы, бедные

Анализ системы социальной защиты, ее эффективности и потенциала, проведенный Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) на основании опроса 4 тысяч домохозяйств, показал, что доход лишь 1 процента населения составляет более 1,6 млн сумов в месяц на человека. 76 процентов населения проживает менее чем на 15,7 тысячи сумов в день. Около половины людей, живущих за чертой бедности, не обеспечены социальной защитой.

По данным Всемирного банка ниже уровня бедности, определенным доходом 1,9 доллара в день, в Узбекистане живет 62,1 процента всего населения.

По исследованию ЮНИСЕФ 76 процентов населения проживает менее чем на 15,7 тысячи сумов в день. Возьмем курс одного доллара 8 339 сумов: это курс на начало текущего года (в это время проходил опрос). Следовательно, Детский фонд стремился определить долю населения республики, проживающей ниже тех же  1,9 доллара в день на человека.

Напомню, что проживание меньше 1,9 доллара в день на человека относится не просто к бедности. Ниже этой черты начинается крайняя или экстремальная бедность. По градации Всемирного банка «extreme poverty» («экстремальная бедность») – это нищета.

Чем можно объяснить разницу в показателях доли населения, живущих в крайней бедности: 62,1 процента по данным Всемирного банка и 76 процентов по данным Детского фонда ООН. Дело в том, что в своих докладах Всемирный банк оперирует размером дохода по паритету покупательной способности, а ЮНИСЕФ использовал номинальный размер дохода на человека в день.

В любом случае, доля населения, живущая в условиях крайней бедности, велика. Но это по данным международных организаций.

По данным отечественного Госкомстата доля малообеспеченного населения незначительна и снижается. Так, если в 2009 году этот показатель составлял 19,5 процента, то в 2012 году – 15,0 процентов, в 2015 – 12,8 процента и в 2018 году – 11,4 процента. При этом главный статистический орган не поясняет, кто относится к «малообеспеченному населению»: нищие, бедные или собственно малообеспеченные.

Какой же критерий отбора берет наш главный статистический орган? Госкомстат любезно поясняет, что в категорию малообеспеченного населения отнесены те, у кого энергетическая ценность пищевого потребления в день составляет 2 100 килокалорий на человека, согласно рекомендациям Всемирного банка. Однако, эта норма устарела.

Действительно, в 2000-2001 годах,  учитывая существовавшие в то время условия проживания в стране, Всемирный банк рекомендовал методологию измерения уровня бедности в Узбекистане с использованием черты бедности на указанном уровне потребления продуктов питания. Применение данной методологии, по мнению Всемирного банка, на современном этапе развития Узбекистана, как государства в группе стран со средними доходами на душу населения, нуждается в дальнейшем обновлении. Тем более, что уровень бедности определяется не только энергетической ценностью потребляемых продуктов. То, что в Узбекистане уровень бедности «измеряется с использованием нестандартных методов» отмечается и в недавно вышедшем докладе Всемирного банка «Миграция и утечка мозгов в Европе и Центральной Азии».

По данным Госкомстата, доля потребительских расходов на приобретение продовольственных товаров сокращается: с 61,4 процента в 2000 году до 47,2  – в 2017 году. Доля затрат на покупку продовольственных товаров является важнейшим косвенным показателем уровня жизни: чем она ниже, тем выше уровень жизни.

Из приведенной таблицы видно, что удельный вес затрат на продукты питания в Казахстане и Украине выше, чем у нас. Значит ли это, что население этих стран беднее нашего? Необходимо учитывать не только долю, выделяемую на покупку продовольствия, но и уровень номинального дохода на душу населения. Согласно докладу Всемирного банка уровень крайней бедности в Украине составляет менее 1 процента, и она отсутствует в России и Казахстане.

Бедняки меньше тратят на непродовольственные товары и услуги. При этом покупки им обходятся дороже, чем богатым. Например, при покупке стирального порошка бедный покупает пачку весом 400 грамм, а богатый – сразу 6-килограммовую упаковку. Экономия может достигать значительных величин, особенно, когда товары приобретаются оптом.

При этом богатым - при покупке товаров на определенную сумму - предоставляются еще дополнительные бонусы, скидки, подарочные купоны или дисконтные карты. Бедные вынуждены покупать более дешевые, некачественные вещи, которые быстрее выходят из эксплуатации. Для малоимущего человека заплатить за коммунальные услуги – это проблема. У богатого же эти платежи даже не повлияют на его расходы.

«Кто беден? Тот, кто бедным себя считает» (Сенека)

Бедность – понятие относительное, и оно характеризуется не только материальным или финансовым положением. Главное, у людей с низким уровнем дохода отсутствует минимальная финансовая грамотность, деньги не работают для бедных. Можно сказать, что самый значимый экономический ущерб бедные наносят себе сами.

Как ни парадоксально это прозвучит, но бедняки гораздо легче и бездумнее тратят деньги. Другой парадокс заключается в том, что метод импульсивных покупок в ритейле направлен именно на бедные слои населения: самые импульсивные покупатели – это малоимущие люди, которые, сознательно или не очень, используют такие покупки для поднятия настроения или создания мнимого имиджа.

Импульсивные покупки характеризуются следующими признаками: внезапное, спонтанное и настойчивое желание посетителей действовать (совершать покупку); состояние психологической неуравновешенности покупателей, в котором они временно теряют контроль над своим поведением; состояние внутреннего конфликта и внутренней борьбы, которые разрешаются совершением незамедлительной покупки (некоторые покупатели таким образом снимают стресс); минимум объективности в оценках свойств покупки, существенное преобладание в таких оценках эмоций; нежелание (или невозможность) задуматься о последствиях такой покупки.

Бедные люди приобретают, как правило, практически бесполезные дешевые вещи, потому что дорогие полезные вещи они позволить себе не в состоянии. Это  хорошо исследованный факт, на котором построены многочисленные рекламные кампании.

Бедные тратят деньги на бессмысленные или, по крайней мере, не слишком необходимые приобретения. В этом проявляется их желание хоть каким-то способом поднять свой видимый социальный статус. Например, на заемные или кредитные средства человек приобретает автомобиль, влезая в долги, покупает iPhone или модные вещи.

Вспоминается фильм «Семейка Джонсов» с Дэвидом Духовны и Деми Мур, которые под видом благополучной семьи осуществляют скрытую рекламу предметов роскоши. В результате их сосед Ларри, поддавшись на рекламу, тратит все деньги и заканчивает жизнь самоубийством. Вы можете возразить, что в драме показаны не бедные семьи, а, наоборот, зажиточные. Все правильно, но психология поведения этих обеспеченных людей была сродни «показному потреблению» бедных. Имея достаточно денежных средств, у них была психология бедняка.

Такое поведение отмечает в своей автобиографии и английская писательница Агата Кристи: «Разница в имущественном положении отдаляет людей друг от друга. Дело не в снобизме или социальном положении; речь идет о том, можете ли вы позволить себе вести такой же образ жизни, как ваш друг. Если ваши друзья богаты, а вы – бедны, ситуация становится затруднительной».

Давайте вспомним, с чего начался ипотечный кризис в США, который перерос в мировой экономический кризис. В 2004—2007 годах кредиторы выдали большое количество субстандартных кредитов, и именно заемщики, получившие кредиты в этот период времени, были чаще всего неспособны производить выплаты по своим обязательствам. Другими словами, займы на жилье выдавались тем, кто не мог их обслуживать, то есть необеспеченным слоям населения, бедным.

Психология богатых  отличается от психологии бедных. Зажиточные люди не позволяют себе совершать «показное потребление»: ведь они уверены в своем достатке, и им не надо что-то кому-то доказывать.

Вспомните сколько ваших знакомых, экономя на всем, покупали автомобиль. Они не вкладывали накопленные средства в улучшение жилищных условий, в лечение, образование или отдых. Они вкладывали накопления или оформляли автокредит для приобретения нового автомобиля, для повышения своего социального статуса. «Блатные» автомобильные номера; «золотые» номера сотовых телефонов; 70-процентные скидки на вещи, которые даже после уценки стоят несколько миллионов сумов; трехэтажные особняки в стиле барокко или рококо с фамильными вензелями и монограммами; свадьбы с пятьюстами приглашенными… Эти элементы «показного потребления» свойственны людям, не избавившимся от психологии бедняка.

В романе «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзак пишет: «Знаете, есть две бедности. Одна бестрашно ходит по улицам в лохмотьях и повторяет, сама того не зная, историю Диогена, скудно питаясь и ограничиваясь в жизни лишь самым необходимым; быть может, она счастливее, чем богатство, или по крайней мере хоть не знает забот и оберегает целый мир там, где люди могущественные не в силах обрести ничего. И есть бедность, прикрытая роскошью, бедность испанская, которая таит нищету под титулом; гордая, в перьях, в белом жилете, в желтых перчатках, эта бедность разъезжает в карете и теряет целое состояние за неимением одного сантима. Первая — это бедность простого народа, вторая — бедность мошенников, королей и людей даровитых».

Люди с психологией богатых людей никогда не тратят деньги без расчета, поддавшись на эмоции. Психология бедняка устроена иначе: как ни странно, но бедные гораздо легче и бездумнее расстаются с деньгами. Бедные думают, что им никогда не удастся накопить на хороший дом или на обучение детей в престижном институте. Поэтому они предпочитают тратить деньги, а не использовать их, например, для организации собственного - пусть крошечного - бизнеса. Ими овладевают идеи доказать «всему миру», что они тоже «состоятельные» и «успешные» люди, стремление побыть «калифом на час». Пусть только на час…

Люди с психологией бедняка экономят там, где богатые люди даже не раздумывают о целесообразности вложений. Например, дочерям часто можно услышать от родителей: «Зачем тебе институт? Лишние траты. Все равно скоро замуж выйдешь». И такие родители, экономя на всем, длительное время откладывают средства на сарпу. И невдомек им, что брак может быть неудачным, что девушка останется без образования и не сможет найти в будущем достойную работу. Да и сарпа, таким трудом созданная и связанная с лишениями семьи, окажется никому не нужной.

У богатых людей вопрос решается иначе: хочет их ребенок получить высшее образование – у нас или за границей – получи, хочет магистратуру – обучайся. Богатые безоговорочно инвестируют в образование своих детей. Так закладывается база для обеспечения самодостаточности детей в будущем.

Поведение бедных людей тонко подметил Достоевский в романе «Преступление и наказание»: «Может быть, тут всего более имела влияния та особенная гордость бедных, вследствие которой при некоторых общественных обрядах, обязательных в нашем быту для всех и каждого, многие бедняки таращатся из последних сил и тратят последние сбереженные копейки, чтобы только быть «не хуже других» и чтобы «не осудили» их как-нибудь другие».

Человек, попавший в ловушку бедности – это человек, живущий в изолированном мире себе подобных, не способный создавать и развиваться, подверженный приступам «показного потребления» и принимающий неверные экономические решения.

Туннельное мышление, или «Стыдно жить не в бедности, а в грязи» (армянская пословица)

Быть богатым и успешным желает большинство людей. Но это же большинство рассматривают такие цели как недостижимый идеал, как утопию. Ничего не делая, они жалуются на судьбу, на несправедливость в жизни (родились не в той стране или не в той семье), жалеют себя, что не получили высшего образования, завидуют знакомым, которые добились успеха, ругают государство, которое по их мнению, ничего не делает.

Таково сознание бедняка. Такова бедность, которая создает такое сознание. Основная проблема бедности - это сознание, которое приобретает туннельное мышление. Человек фокусируется исключительно на определенной проблеме или вопросе и начинает мыслить очень узко. При этом другие вопросы и возможности не учитываются и не рассматриваются. Например, мать, которая ищет деньги, чтобы оплатить посещение ее ребенком детского сада, услуги репетитора или покупку дорогостоящего лекарства, ни о чем другом больше думать не будет. Ее мысли будут направлены на решение именно этих проблем, но так как такие проблемы возникают регулярно, ни о чем другом, кроме как справиться с этими вопросами, человек не будет думать.

Американский психолог Элдар Шафир провел серию экспериментов по этому вопросу и выяснил, что проблемы с туннельным мышлением приводят к снижению продуктивности деятельности.

Один из экспериментов был таким. Людям необходимо было выполнить определенную работу, в ходе которой можно было замерить их продуктивность. Перед выполнением задания участникам в случайном порядке предлагали прочитать два сценария возможной поломки автомобиля участника. Разница заключалась в стоимости ремонта: в одном случае стоимость была 100 долларов, в другом – 1 500 долларов. 

Участники читали эти сценарии, а потом принимались за работу. И вот тут открылся туннельный эффект. Люди, у которых доход был высокий, вообще не обратили внимания на стоимость ремонта: необходимость потратить 100 или 1 500 долларов никак не сказалась на их производительности.

А вот люди с небольшим доходом оказались очень чувствительны к цене. Если она была незначительной (100 долларов), они также игнорировали проблему. Но когда расходы на предполагаемый ремонт автомобиля были высокими (1 500 долларов) продуктивность падала и весьма заметно: снижение производительности было больше, чем после бессонной ночи. Потому что даже в этой гипотетической ситуации для испытуемых с низким уровнем дохода включалось туннельное мышление, и главным становился вопрос: «Где взять полторы тысячи долларов?» И людям уже было не до работы. 

Туннельное мышление влияет на действия людей и создает туннельное поведение. Например, у бедного человека – при выборе обуви, костюма или портфеля – встает вопрос, какие вещи купить: дешевые или дорогие (денег на дорогие изделия хватает). И вместо выбора дорогих, качественных и долговечных товаров бедный выбирает недолговечные и дешевые. При этом такой человек доволен, что на сэкономленные деньги сможет купить продуктов на полмесяца. И ему невдомек, что качественные вещи прослужат дольше, будут удобны в ношении и могут сослужить хорошую службу, если их владелец попытается найти новую работу и придет хорошо одетым на собеседование.  

Вот как описывает подобную ситуацию английский писатель Терри Пратчетт в книге «К оружию! К оружию!»: «Хорошие башмаки служат долгие годы – вот в чем дело. У человека, который может позволить себе выложить за пару башмаков целых пятьдесят долларов, ноги остаются сухими и через десять лет, тогда как бедняк, у которого просто нет денег и который покупает самую дешевую обувку, за тот же период времени тратит на башмаки сотню долларов – и все равное ходит с мокрыми ногами».

Сосредоточившись на решении текущих вопросов, у бедного человека просто не получается подумать о будущем. Поэтому людям с низкими доходами так трудно вырваться из бедности. Необходимо хорошо думать о будущем, но из-за туннельного мышления сделать это очень трудно: «быт замучил». 

Намного легче сидеть и жаловаться на несправедливую жизнь, чем встать с дивана и что-то сделать. Необходимо научиться менять свое туннельное мышление с мышления бедного на мышление богатого. Да, есть вещи, которые человек не выбирает: национальность, родителей, родину. Но только от самого человека зависят его мысли, поступки, характер. Только от самого человека зависит получение образования, выбор профессии, карьерный рост, в какой стране ему комфортнее жить.

17-летний выпускник столичной школы № 279 Жахонгир Махаматкаримов в этом году поступил в 18 вузов, включая зарубежные. Женщина в возрасте 72 лет решила стать студенткой и подала документы в Ферганский государственный университет. 78-летний пенсионер стал абитуриентом Термезского филиала Ташкентского аграрного университета. У человека всегда есть выбор!

Именно наличие широкого мировоззрения, желания разбогатеть, азарта, стремления к риску, уверенности в своих силах, постановка определенных целей и жизненного плана придают богатому человеку убежденность, что именно он являются хозяином своей жизни и ее творцом. Неудача на пути к успеху является нормой. Это просто шаг к успеху.

В начале 1990-х годов Дональд Трамп был должен 1 млрд долларов, и, зная финансовое состояния его корпорации, консультанты утверждали, что про эти деньги можно забыть, их невозможно выплатить, Трамп – банкрот. Именно в этот период своей жизни Дональд Трамп, проходя мимо бездомного, сказал своей дочери: «Как ты считаешь, это бомж? Он имеет на один миллиард долларов больше, чем я». По признанию самого Трампа, тогда он был на самом дне в своей жизни. Затем он производит крупнейший финансовый оборот в истории, после чего его заносят в Книгу рекордов Гиннесса. Когда-то он был должен 1 млрд долларов, но сейчас совокупная стоимость чистых активов Дональда Трампа оценивается в 3,5 млрд долларов.

Богатые стали богатыми, потому что приняли такое решение, а бедные остаются бедными до тех пор, пока не решат стать богатыми. Любой, чья голова забита вопросом «Где взять деньги?» работает плохо и безынициативно, следовательно, зарабатывает мало, работодатель таким работником недоволен. Проблемы наслаиваются, работа ухудшается и человека вынуждены уволить. Ловушка бедности захлопнулась…

Стать богатым или остаться бедным – это тоже наш выбор. Не всем хватает понимания, воли, решительности. Многим легче оставаться бедным, чем брать ответственность за свою судьбу, провалы, риски и неудачи.

Вот что говорит основатель компании Alibaba Group Джек Ма (состояние предпринимателя оценивается в 35,8 млрд долларов): «Бедных людей удовлетворить труднее всего. Дайте им что-то бесплатно, они решат, что это ловушка. Скажите им, что это лишь небольшая инвестиция, скажут — много не заработать. Скажите им вложиться по крупному, скажут, что у них нет денег. Скажите им попробовать новые темы, скажут — нет опыта. Скажите им, что это традиционный бизнес, скажут, что это тяжело. Скажите им, что это новая бизнес-модель, они скажут — пирамида. Скажите им, открыть магазин, скажут — нет свободы. Скажите им начать новый бизнес, скажут, что нет доказательств, что новый бизнес пойдет.

Они имеют много общего: любят запрашивать Google, слушаться друзей, таких же безнадежных, как и они сами, они пребывают в раздумьях больше, чем профессор университета и делают меньше чем слепой.

Просто спросите их, что они могут? Они не ответят вам. Мой вывод: вместо того, чтобы требовать от сердца, чтобы оно билось быстрее, почему бы просто не действовать немного быстрее самому? Вместо того, чтобы пребывать в раздумьях, почему бы не сделать то, о чем вы думаете? Бедные люди терпят неудачи из-за одной общей черты: Вся Их Жизнь Проходит в Ожидании».

Привычки, ведущие к богатству

Томас Корли, американский исследователь, пять лет посвятивший изучению привычек, мышления и других «особенностей» богатых людей пришел к интересному выводу: богатство имеет крайне мало общего с удачей, но практически целиком зависит от привычек. «Я пришел к выводу, что богатые люди - в большинстве своем оптимисты, они благодарны, и счастье тоже входит в их привычку», - пишет Томаса Корли в своей книге «Rich Habits: The Daily Success Habits Of Wealthy Individuals» («Богатые привычки: ежедневные привычки успешных состоятельных людей»).

Томас Корли выделил десять основополагающих принципов мышления богатых людей.

  1. Богатые уверены, что привычки сильно влияют на их жизнь. С утверждением «Повседневные привычки имеют определяющие значение с точки зрения финансового успеха» согласились 52 процента богатых людей и всего 3 процента бедных. Богатые уверены: вредные привычки сопутствуют неудачам, а полезные - создают так называемую «альтернативную удачу», новые возможности.
  2. Богатые люди верят в «американскую мечту». С утверждением «Американской мечты больше не существует» были согласны 2 процента обеспеченных людей и 87 процентов бедных. Суть американской мечты в том, что у всех людей относительно равные возможности, и каждый может достичь многого, используя собственный потенциал.
  3. Богатые считают, что отношения с людьми важны для профессионального и личностного роста. «Отношения имеют решающее значение для финансового успеха» - с этим согласны 88 процентов богатых людей и 17 процентов бедных. При этом богатые люди не только согласны с данным утверждением, но и много делают для развития и поддержания собственной сети ценных контактов.
  4. Богатые любят знакомиться с новыми людьми. О своей любви к новым знакомствам заявили 68 процентов богатых людей и 11 процентов бедных. Эта привычка, отмечает Корли, идет рука об руку с предыдущей. Кроме того, богатые считают важным нравиться новым людям. О важности «likeability» - «привлекательности» - для обеспечения финансового успеха говорят 95 процентов богатых людей.
  5. Экономия и накопления, по мнению богатых людей, очень важны. С утверждением «Экономия и накопление денег являются важной частью финансового успеха» согласились 88 процентов богатых людей и 52 процента бедных. «Быть богатым - не значит просто много зарабатывать, речь еще и об экономии, о накоплениях. Многие богатые люди, с которыми я беседовал, стали богатыми не столько потому, что очень много зарабатывали, сколько из-за правильной привычки экономить», - считает Корли.

Он рекомендует принцип 80/20: тратить на жизнь 80 процентов своего дохода, а 20 процентов - откладывать (подобное соотношение носит название принцип Парето – это эмпирическое правило и базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации ее результатов. В наиболее общем виде правило формулируется как «20 процентов усилий дают 80 процентов результата, а остальные 80 процентов усилий — лишь 20 процентов результата – прим. авт.)

  1. Богатые считают, что сами определяют свой жизненный путь. В судьбу верят 90 процентов бедных людей и всего 10 процентов богатых, и это очень показательно. Бедные люди склонны многие неудачи списывать на судьбу, фатум, генетику, происхождение и другие факторы им неподвластные. «Многие богатые люди из тех, с кем я беседовал, отнюдь не всегда были богаты, но всегда верили в собственные силы и в то, что всего могут достигнуть сами», - пишет Томас Корли.
  2. Креативность важнее интеллекта считают богатые люди. 75 процентов богатых людей считают, что креативность имеет ключевое значение в обеспечении финансового успеха, и только 11 процентов бедных людей согласны с этим утверждением. Бедные считают, что не творчество и креативность, а интеллект более важен для богатства. Также они склонны верить, что к богатству приводят счастливые случайности. «Согласно статистике, богатыми становятся те студенты, которые во время учебы показывали весьма средние результаты. Интеллект - не решающая черта», - отмечает Корли.
  3. Богатые довольны своими рабочими местами. «Мне нравится то, чем я зарабатываю на жизнь» - с этим утверждением согласны 85 процентов богатых людей и лишь 2 процента бедных. «Большинство богатых людей любят свою работу, и это не случайно», - говорит Корли.

86 процентов богатых людей работают в среднем 50 часов в неделю (вдвое меньше бедных – 43 процента - делают то же самое). 81 процент богатых респондентов отмечают, что всегда делают больше, чем от них требуется (тем же могут похвастаться лишь 17 процентов бедных людей). Корли связывает это с идеей важности творчества в финансовом успехе: «Когда люди находят творческое дело по душе, оно легко «превращается» в денежный эквивалент».

  1. Здоровье влияет на успех, убеждены богатые люди. С тем, что успех во многом зависит от здоровья, согласны 85 процентов богатых и 13 процентов бедных людей. «Один мой собеседник сказал мне, что не сможет зарабатывать, лежа в больнице. Здоровье, считают богатые люди, - это меньшее количество больничных, большая эффективность и большее количество заработанных денег», - отмечает Томас Корли.
  2. Богатые готовы рисковать. «Я бы пошел на риск, чтобы разбогатеть» - с этим согласились 63 процента богатых людей и всего 6 процентов бедных. «Многие участники моего исследования - владельцы бизнеса. Они достигли успеха, потому что много сил и времени посвящали самообразованию, но и многое узнали из жестких уроков, преподнесенных им жизнью», - говорит Томас Корли.

27 процентов богатых участников исследования признались, что хотя бы раз потерпели крупную неудачу в бизнесе (среди бедных таких всего 2 процента, и это лучшая иллюстрация выражения «Не ошибается тот, кто ничего не делает»).

«Неудача создает новую связь в мозге. Уроки продолжаются всю жизнь», - считает Корли.

Вместо послесловия, или притча про привычку к бедности

Давным-давно в городе, название которого уже никто и не вспомнит, жил бедный ученый. Одежду он носил чистую, но латаную-перелатаную. В будние дни он ел рис с овощами, а по праздникам — рыбу. Дни и ночи просиживал он над рукописями, а деньги на жизнь зарабатывал тем, что писал прошения и письма для неграмотных горожан и давал людям советы.

Случилось так, что этот ученый своим советом оказал важную помощь правителю страны, и тот — в благодарность — назначил ему солидную пожизненную пенсию.

Спустя несколько месяцев правитель заметил ученого на улице. Он нес корзинку с рисом и овощами и одет был все так же скромно. Правитель удивился и повелел своему советнику навестить ученого: «Возможно, он болен и вынужден тратить деньги на дорогие снадобья?»

Вернувшись, советник пришел к правителю.

— Ну что? — спросил правитель. — Побывал ты у этого человека? Почему он ведет себя так, словно он все еще нищий?

— Да, мой повелитель, — ответил придворный. — Когда я спросил его об этом, он ответил: «Я давно забыл, что на свете существует другая одежда кроме той, которую я привык носить, и другая пища, кроме риса, овощей и рыбы».

Продолжение следует.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости