В журнале The Mag вышло интервью управляющего директора супермаркетов Makro Дмитрия Бовы «От базаров к модерн-ритейлу: Makro нащупывает новый путь к сердцам покупателей». В нём новый топ-менеджер рассказывает о том, как будет развиваться сеть, почему закрываются некоторые магазины, когда покупатели Узбекистана перейдут с базаров в супермаркеты, а также кто станет поставщиками товаров категорий фреш и ультрафреш.
Одна из крупнейших продуктовых сетей Makro попала в руки нового управленца – Дмитрия Бовы. Сбросив лишнее, компания планирует быстро прийти в форму и вернуть лидерство, постепенно переманивая покупателей с базаров в современные супермаркеты. Сейчас некоторые магазины приходится закрывать, но, по словам Дмитрия Бовы, это шаг на перспективу.

«Makro очень быстро масштабировалась, фактически у компании было 8 разных форматов магазинов. Эффективно управлять таким багажом почти невозможно, особенно на этапе развития рынка. Сейчас компания собирает новую команду и планирует фокусироваться максимум на 2 форматах. В планах – сосредоточиться на основных потребностях покупателей. Это, прежде всего, фреш и ультрафреш: овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко – всё, что имеет жизненный цикл до 5-10 дней. Отработаем так примерно полгода, стабилизируем компанию, определим её сильные стороны и начнём масштабироваться на всю страну», – говорит Дмитрий Бова.
По словам топ-менеджера, поставщиками товаров категорий фреш и ультрафреш будут местные производители, а также компании из ближнего зарубежья.

Говоря о перспективах развития современного ритейла, Дмитрий отметил, что сейчас доля современных магазинов в Узбекистане — около 6%:
«То есть только 6 сумов из 100 тратится в модерн-ритейле. Для примера: на рынках Азербайджана и Турции доля современных маркетов 15% и 30% соответственно. Они прошли свою эволюцию, которая заняла не один год. К такому уровню мы придём, скорее всего, через 5-6 лет. Сегодня весь модерн-ритейл в Узбекистане – это 600-700 магазинов. Для страны с населением 33 миллиона этого очень мало. Думаю, к 2027 году современных магазинов будет 12-14%».

Отвечая на вопрос, как компания планирует менять Makro, Дмитрий Бова рассказал о произошедших изменениях:
«3 недели назад у нас появился Наблюдательный совет. Это орган, который позволяет нам визионировать развитие компании. В совет входят нескольких специалистов. Это Пётр Демченков – заместитель председателя наблюдательного совета в X5 Retail Group (управляющая сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» в России), и Виталий Подольский, стоявший у истоков создания X5 Retail Group. У них большой опыт на розничном рынке России, и не только. Эти люди помогут нам определить развитие компании, её путь на рынке».

По мнению управляющего директора супермаркетов Makro, сегодня рынок Узбекистана – это рынок России и Украины периода 2000-х с точки зрения технологий, формата магазинов, структуры поставок. Это пока не рынок производителей, а рынок дистрибьютеров.
«Члены нашего Наблюдательного совета этот путь уже проходили. Они понимают, за какое время и какой командой мы должны достигнуть определённых результатов. У них большой опыт управления компаниями. Тот же X5 Retail Group ещё не закрыли год, но уже достигли более $30 млрд. Это в 2 раза больше, чем весь ритейл Узбекистана. Главное для нас сейчас – выбрать путь. Как у самурая», — подытожил Дмитрий Бова.

Для ускорения рынка развития ритейла, отмечает топ-менеджер Makro, нужны несколько факторов. Первый – это рост средней зарплаты. Второй – регуляторная политика государства. Базары и мелкие магазины должны контролироваться другими законами. Третий фактор – это приход новых производителей. Когда рынок растёт, появляется больше компаний, которые открывают локальные производства и не работают через дистрибьютеров. Чем меньше посредников, тем быстрее приходит товар. Повышаются качество поставок и ассортимента, прозрачность в цепочке между сетью и производителем.