В Узбекистане сегодня много различных рок-групп, проводятся фестивали с бэндами самых разных жанров, выпускаются альбомы и синглы. С чем сталкиваются сегодня рок-музыканты, жив ли этот жанр в Узбекистане, и какие прогнозы на будущее у рок-индустрии в стране?
Repost продолжает серию статей, посвященную УзРоку. Ранее мы общались c солистом и гитаристом популярной в 90-х группы Маль, а сегодня мы попробуем узнать подробнее у Дмитрия Меньшикова и Артема Щербакова, продюсеров компании IOSIS и участников групп Fомальгаут/Flyin Up, что происходит сейчас на рок-арене в Узбекистане, и чем отличается аудитория 2000-х от настоящего времени
Группа Fомальгаут на сегодняшний день, выпустила уже пять альбомов и работает над материалом для шестого. Их музыку можно прослушать на всех мировых стриминговых платформах. Ребята много раз выступали на различных площадках в городах СНГ, и всегда находили своих слушателей.
Начало
Отец Дмитрия, Виталий Меньшиков, начал заниматься музыкой в конце 1980-х годов. Он является автором книг «Энциклопедия прогрессивного рока», «Энциклопедия рок-музыки», а также создателем сайта progressor.net. Первая его книга вышла в 1992-году, которая разошлась тиражом в 100.000 копий. Его вторая книга вышла в 1996, с тиражом 10.000 копий. Виталий очень тщательно собирал материалы для книг, параллельно занимаясь своим музыкальным творчеством. Отец Дмитрия горел идеей популяризировать рок-музыку в Узбекистане, не смотря на то, что продвигать этот жанр в то время, было затруднительно. Первая книга, как признавались рок-музыканты того времени, была для них, как «Ветхий завет», а вторая «Новым заветом».
Мой отец сделал большой вклад в историю рок-движения в нашей стране. Я горжусь им больше чем всем тем, что я сам сделал в рок-музыке Узбекистана,
Клаус Майне (Scorpions) в руках держит одну из книг Виталия Меньшикова. Рядом с Клаусом - Дмитрий Меньшиков.
Канал, на котором выступал Виталий, назывался ТВ2. Транслировали на нем программу про рок-музыку, создателем и ведущим которой, был Дмитрий Коробкин. Программа выходила эксклюзивно раз в несколько недель, и практически в каждой программе участвовал Виталий Меньшиков. Он рассказывал о событиях в жизни разных рок-групп, масштаба Pink Floyd, Led Zeppelin, The Beatles и других.
Как вспоминает Дмитрий, отношения между отцом и сыном были отличные и его отец всегда поддерживал Дмитрия во всём. Меньшиков-младший, будучи ребёнком, приходил на репетиции к отцу, и видел, как группа Виталия принимала участие в различных мероприятиях.
В детстве Дима больше был склонен к поп-музыке, а его любимым исполнителем был Олег Газманов. Но чем дальше маленький Дмитрий углублялся в деятельность отца, тем больше он понимал, что рок для него более чем интересен.
Артем Щербаков все свое детство провел на студии IOSIS. Александр Селютин, звукорежиссёр студии, которого музыканты называли попросту Дядя Саша, и который сделал многое для УзРока, был другом семьи Артёма. В 12 лет у Щербакова появилось желание более углубленно изучить и понять, что такое музыкальная индустрия, звукозаписывающая студия, и что с этим связано.
В 14 лет Артем уже начал заниматься организацией мероприятий совместно с Дмитрием. Первые времена, были тяжелые для обоих, но пройдя определенный этап формирования клубных мероприятий, они приняли решение, что хотят переходить на новый и более серьезный уровень.
Это филиал компании IOSIS, ориентированный на организацию концертов и шоу любого масштаба. Дмитрий его генеральный директор, а Артем замдиректора данной компании. Также Дмитрий лидер и вокалист группы Fомальгаут и проекта F-PRO, басист группы Домино. Артём - барабанщик группы Flyin Up, Fомальгаут, Camera, F-PRO.
Помимо того, что Дмитрий Меньшиков занимается музыкой, он – железнодорожник в 4-м поколении, ведущий инженер. В этом году, он уже как 15 лет работает в управлении железной дороги, и объездил, буквально, всю республику. Дмитрия многократно пытались повысить до начальника, и несмотря на то, что он любит свою работу, он также хочет заниматься дальше музыкой и организацией концертов, поэтому, отдаться полностью своей официальной работе, он не может.
«Я представляю себя Миком Джакггером в 80 лет, танцующим на сцене. Пусть хоть песок будет сыпаться, я буду продолжать петь и играть»,
Что такое Iosis и почему про него знает каждый рок-музыкант в Узбекистане
Частная фирма «Iosis» - это продюсерский центр, студия звуко- и видеозаписи, а также место, где вы можете арендовать звуковое оборудование мирового уровня и получить поддержку лучших специалистов в сфере звука. Под эгидой Iosis проходят практически все рок-фестивали Узбекистана, поэтому их логотип можно встретить на всех афишах или флаерах проходящих концертов. Генеральный директор компании – Игорь Иосис, страстно увлеченный рок-музыкой.
С финансовой части вопроса, нашим рок-музыкантам приходится туго. Любой концерт или клип требует финансовых вложений, что затрудняет многим рок-группам развитие и реализацию себя как музыкантов.
Но есть человек, благодаря которому рок-движение до сих пор остаётся на плаву, и это Игорь Иосис – который вот уже на протяжении многих лет помогает финансово и идейно развивать рок-музыку в Узбекистане.
«Благодаря Игорю Зиновьевичу, у нас появилось больше возможностей на проведение фестивалей на новом уровне. Сейчас уже у музыкантов есть хорошие инструменты и доступ к записи. Такие условия, какие мы предоставляем для рок-групп, ни один артист не получает. Потому что поп-музыканты зарабатываю деньги выступлениями на свадьбах и продажей альбомов, а рок-группы почти ничего не получают»,
Для того, чтобы продвигать творчество, внутри каждого музыканта должен быть стержень. Таких артистов, по мнению ребят, не так много, но есть как минимум десяток старых групп или музыкантов, которые не могут жить без музыки и несмотря ни на что, продолжают радовать нас своими новыми проектами. Именно этих ребят и поддерживает Игорь Иосис.
«Сцена для музыкантов - если сравнивать с житейской аналогией, это как инсулин для диабетиков. То есть человек не может без сцены, он на маленький квадратный метр выйдет с гитарой и споёт, потому что он без этого не может»,
Трудовые будни
Дмитрий отмечает, что главной сложностью для вокалистов является выступление в то время, когда ты простужен или болеешь. В тоже время, Меньшиков из тех людей, кто не отменяет выступление, даже в случаи плохого самочувствия.
«Это катастрофа. У меня были три или четыре ситуации, когда нужно было отменять концерт, но я ничего не переносил и работал до конца. Как говорил Высоцкий: «Единственная уважительная причина неявки артиста - смерть». И даже в день смерти моего отца, у группы должен был состояться концерт вечером. Я поехал и пел, потому что мы должны были это сделать»,
Артем же рассказывает о сложностях в организации концертов: иногда, во время выступления музыкантов, он понимает, что концерт не окупается.
В прошлом году, ребята привозили из Бишкека три андеграундных бэнда, которые выступали в клубе БарDuck, и рассчитывали покрыть расходы, установив определенную цену за билет.
«Цена была невысокая, где-то 4$. Но мы поняли, что группа приезжает послезавтра, а билетов продано штук 50, и мы начинаем соображать, что влетели на 1000 баксов. Мероприятие прошло отлично, но деньги-то нужно возвращать. Однако, момент, когда ты чувствуешь энергетику группы и понимаешь, что людям нравится концерт, перекрывает все трудности положительными эмоциями. Это и есть те самые чувства, ради которых, мы работаем»,
Таким же способом, ребята привозили из Казахстана и Киргизии музыкальные группы, но самым запоминающимся, был концерт группы из Бишкека - My Own Shiva. Бэнд играл тяжелый и прогрессивный метал, особых надежд на группу не возлагали, потому что было неизвестно, как публика отнесется к такой команде. На разогреве играли наши ребята, и аудитория воспринимала музыку на «отлично». Но тут настал момент Икс.
My Own Shiva
«Выходит группа My Own Shiva и мы думаем, что собранная аудитория в 1500 человек разбежится. Но нет! Добавилось еще пятьсот! Я бегал во время концерта решать организаторские вопросы, а в какой-то момент останавливаюсь, и вижу, что наши девушки в хиджабах начали отрываться под тяжелый метал»,
Наблюдая такую картину, ребята понимают, что тяжелая музыка может быть востребована для любых слоев населения. Но в первую очередь, все будет зависеть от того, играет ли группа качественно, является ли их материал хорошим продуктом и есть ли в музыке душа. После бишкекской группы, Дима и Артем стали более смелыми и теперь приглашают самых разных исполнителей для сотрудничества.
С 2017-года, в реализации рок-выступлений, ребятам помогает парк Анхор, который поддерживает рок-движение в стране и принимает на своей площадке различные группы. Дважды в парке играли группы тяжелых жанров, что немного не свойственно для нашей аудитории. После их концерта, руководство парка попросило, чтобы такая тяжелая музыка звучала пореже, потому что, как оказалось, соседние дома стали ругаться.
«Помню, нам рассказали, что жители стали звонить в хокимият и говорить, что в парке шайтаны орут. Хотя, они просто не знали, что все эти песни о любви, просто спеты в интересном жанре»,
Воспоминания о 90-00-х
Дмитрий рассказывает, что его группа принимала участие в фестивале «Звезда по имени солнце» (2004-год), который был посвящен Виктору Цою. Некоторые концерты того времени были организованы официально, за вход брали деньги, а организаторы платили налоги. Музыканты на фесте играли 1-2 песни Виктора Цоя, а затем, свои собственные композиции.
«Под конец 90-х был настоящий пик рок-музыки. На фестиваль «Дети цветов» я попал в 13 лет и это был мой первый рок-концерт. До этого я ходил на Газманова, а на рок-концерте попал в другую вселенную»,
Как вспоминает Дима, рокеры 90-х были агрессивные, с диким желанием с кем-нибудь подраться. Однажды несколько рокеров пыталось раскачать трамвай возле ДК Слепых.
Меньшиков рассказывает, что после этого концерта, интересовался российскими исполнителями. Та же проблема присутствует до сих пор – люди знают, что рок-движение в Узбекистане существует, но кто, где и что играет, не в курсе.
«Многие слушают Linkin Park, AC/DC, но они не знают, насколько было обширно наше рок-движение, и как оно процветает на данный момент»,
Hard Rock Cafе в Ташкенте
Данное заведение – это сеть кафе-баров. В СНГ их можно найти в Казахстане, Грузии, Азербайджане и России. Hard Rock Cafe – аналог Макдональдса для рокеров, только с алкоголем и соответствующей атмосферой.
В 2003-м году в Ташкенте функционировало именно такое Hard Rock Cafe. Fомальгаут готовились к презентации демо-альбома.
«Две недели подряд по средам мы презентовали демо. Помню, что писали «Hard Rock Cafe был полностью заполнен, а туалет Hard Rock Cafe был полностью разгромлен». Проработало, заведение, к сожалению, недолго»,
Первые концерты в этом кафе были ураганные, и приходило очень много народу, которые не знали, кто такие Fомальгаут. Группа дарила диски и кассеты слушателям, распространяя свою музыку. Проработало Hard Rock Cafe мало, потому что каждый день набирать полный зал было затруднительно. Первое время по 200-300 человек собирались в стенах кафе, но со временем, людей становилась все меньше и меньше.
Закрылось заведение из-за неправильного менеджмента. Нужной отдачи не было, а клиентов становилось меньше. Деньги на аренду заканчивались, находилось кафе на Хамид Олимжане, а содержать там заведение – удовольствие дорогое. После того, как Hard Rock Cafe закрыли, на этом месте появилась библиотека.
Ротация на радио
Дима рассказывает, что за каждую ротацию, музыкантам нужно платить деньги радиостанции. Если музыкант хочет, чтобы его песню прокрутили 100 раз за месяц, ему нужно будет заплатить 1000$. Можно выбрать определенный пакет на ротацию и приобрести за определенную сумму.
«В Ташкенте у нас есть друзья – Игорь Ганкин и Алишер Канаев, благодаря которым, мы многократно появлялись на радио, принимали участие в интервью и наши композиции крутились бесплатно. На российских радиостанция наш альбом «Жизньнебесконечность» тоже крутилась в эфире, но тогда у лейбла был ограниченный бюджет на нашу раскрутку»,
По его словам, в Европе и в Америке ситуация абсолютно другая. Раскруткой артиста занимается лейбл, у которого много денег. Его песни отдают за определенную сумму на радио, и если композиции попадают в чат, то радиостанция будет платить музыкантам за ее ротацию. У нас же, если хочешь, чтобы песня играла, нужно платить. В тоже время, российских артистов у нас на радио крутят бесплатно.
Прогнозы на развитие рок и метал-индустрии в стране
«Конечно, будущее у рок-музыки есть. Если бы не было, то мы бы уже давно занимались рэпом или поп-музыкой»,
По словам Дмитрия, реп в нашей стране, та же самая андеграундная музыка, потому что по популярности находится на еще более низком уровне, чем рок.
Сейчас ребята думают о том, каким образом можно привлечь больше народу к рок-движению, начали снимать видео и заниматься рекламой. Чем больше народу будут видеть в своих гаджетах рекламу рок-тусовок, тем больше интерес к жанру будет повышаться, а количество зрителей увеличиваться. Но в первую очередь, они смогут все это делать, если будут спонсоры.
«Наши спонсорские пакеты, это аттракционы невиданной щедрости. Мы всегда открыты к диалогу и найдем решение под любой бюджет. Важно лишь желание бренда поддержать движ»,
С самого детства, Дмитрий смотрел концерты на канале MTV, и таким образом, смог познакомиться с творчеством Linkin Park или HIM. Дмитрий и Артем мечтают, чтобы в Узбекистане, на разогревах знаменитых зарубежных исполнителей, выступали наши группы, а масштабные концерты и шоу, сошедшие с телеканала MTV, появлялись и в наших городах.
«Хокимият города очень старается нам помогать в организации мероприятий. Это большой шаг навстречу нашему рок-движению. Вот вы могли раньше представить, что в центре города 10 дней подряд будут выступать по две группы в день? Для меня это звучит как сон»,
Ребята благодарят всех людей, которые имеют какое либо отношение к организации рок-концертов в стране. Вместе с этими же ребятами, Игорь Иосис установил всю аппаратуру, а Ташгор поставил экран и свет. Все это происходило усилиями энтузиастов.
«Если бы мне сказали в детстве, что мы на огромной сцене будем делать рок-концерт, то я бы покрутил у виска и сказал бы, «Да вы что? С ума сошли?». Из маленьких клубов мы смогли выйти на большие площадки, а значит, можем замахнуться и на нечто большее»,
В декабре Артем работал над туром Электрооко и занимался менеджерскими вопросами. С группой он отправился по городам в качестве тур-менеджера. Щербаков вспоминает, что группа рассчитывала на аудиторию в 100 человек. В итоге, в каждом театре группа собирала минимум 200, а рекорд был поставлен в Бухаре в огромном дворце молодежи.
«Сцена была шикарная, как и зал и акустика. В этом же зале, кстати, снимали фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», и здесь же выступал сам Владимир Высоцкий»,
Так что, спрос есть. К сожалению, основная движуха происходит в столице, а в регионах ситуация особо не меняется. Ребята призывают бэндов, не важно, какого жанра, заявлять о себе, писать материал, изучать маркетинг и рекламироваться. На музыку спрос есть, осталось только найти, что ты можешь предложить.
По словам ребят, рынок будет развиваться и это лишь вопрос времени. Главное, чтобы страна снова не погрузилась в карантин.
«Кто там нас читает, пожалуйста, не закрывайте нас! Не убивайте бизнес! Мы будем вакцинироваться!»,
Ребята рассказывают, как во время карантина не могли работать, потому что все люди, вовлеченные в ивент-сферу, потеряли свою работу. Само понятие «ивент» потеряло свою актуальность. Те, кто зарабатывали в данной сфере, пошли работать в Express24, как это сделали Дима и Артем.
«Да, мы на карантине экспрессили. А что делать, кушать-то надо»,
Ребята рассказывают, что даже не пытаются заработать на своем творчестве. Недавно они записали новый сингл, и после выступления в одном из баров столицы, надеялись покрыть хоть какие-то расходы, но все равно не получилось.
«Творчество – это не про деньги. Про деньги – это каверы. Но мы будем продолжать биться головой об стенку. Знаете, как в фильме «Побег из Шоушенка»? Энди же смог сломать стену. Так же и мы сможем»,
Авторы статьи: Дарья Пензова, Мадина Кихова