25 октября 2019 года состоялось заседание Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, сообщает пресс-служба Верховного суда.
В заседании, прошедшем в режиме видеоконференцсвязи, приняли участие судьи Верховного суда, председатели и судьи судов по уголовным и гражданским делам, административных, экономических и военных судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде, члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, представители Конституционного суда, Высшего судейского совета, соответствующих министерств и ведомств, ответственные сотрудники правоохранительных органов, ученые-правоведы и представители средств массовой информации.
На заседании, которое вел председатель Верховного суда Республики Узбекистан К. Камилов, отмечалось, что проводимые в нашей стране последовательные реформы по обеспечению верховенства закона и укреплению законности служат демократизации и либерализации судебно-правовой системы. В результате надежно защищаются права и свободы граждан, обеспечивается справедливость в обществе. Речь также шла о выполнении приоритетных задач, возложенных на судебную систему, обеспечении справедливости в обществе, системной работе по надежной защите прав граждан.
Как отмечено, осуществляемые по инициативе Шавката Мирзиёева судебно-правовые реформы играют важную роль в обеспечении верховенства закона и дальнейшем реформировании судебно-правовой системы, расширении гарантий надёжной защиты прав и свобод граждан, укреплении законности, повышении уровня доступа к правосудию.
В ходе прошедшего заседания обсуждены проекты постановлений Пленума Верховного суда «Об определениях суда первой инстанции по гражданским делам» и «О практике взыскания судебных расходов по административным делам», которые направлены на точное и единообразное применение законов в этой сфере и формирование единой судебной практики.
В частности, рассмотренный на заседании Пленума проект постановления «Об определениях суда первой инстанции по гражданским делам» разработан в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона при вынесении судом первой инстанции определений.
Данным постановлением разъясняется, что определение суда первой инстанции, в отличие от определений, выносимых по результатам рассмотрения дела в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, является судебным актом, которым дело не разрешается по существу. Общий порядок вынесения, содержание и исполнение определений суда первой инстанции регламентированы нормами Гражданского процессуального кодекса. Определения суда первой инстанции могут быть вынесены судом как в отдельном помещении (совещательной комнате) в порядке, установленном законодательством, так и на месте с занесением в протокол судебного заседания. Предусмотрено вынесение определений как по отдельным процессуальным вопросам, возникающим в ходе производства по делу, так и определений, которыми оканчивается производство по делу (об оставлении заявления без рассмотрения, прекращении производства по делу). В отдельном помещении (совещательной комнате) в установленном порядке выносятся, в частности, определения: об удовлетворении или отклонении заявления об отводе, рассмотрении дела в порядке заочного производства, приводе, наложении судебного штрафа, возобновлении разбирательства дела по существу, исправлении описок и явных арифметических ошибок, разъяснении решения, немедленном исполнении решения, отсрочке либо рассрочке исполнения решения, изменении порядка и способа его исполнения, обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению, пересмотре заочного решения, оставлении заявления без рассмотрения, прекращении производства по делу, продлении и восстановлении процессуальных сроков, назначении супругам срока для примирения и отложении разбирательства дела и взыскании алиментов до принятия судом решения. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом судом на месте без удаления в совещательную комнату выносится определение по разрешению несложных вопросов (привлечение или вступление в дело третьих лиц, представителей, вызова свидетелей, отложение судебного разбирательства, установление порядка исследования доказательств, истребование или приобщение к делу доказательств и др.). Вместе с тем, суд по своему усмотрению вправе по любому из перечисленных вопросов вынести определение в виде отдельного процессуального документа. Постановлением Пленума внимание судов обращено на необходимость вынесения определений в строгом соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса, предъявляемыми к его содержанию. Определение, вынесенное судом первой инстанции на месте, должно содержать сведения о предмете спора и сути обсуждаемого вопроса, мотивах и ссылку на нормы закона, обосновывающие выводы суда, и выводах суда по разрешаемому вопросу и подлежит оглашению немедленно. Определение суда, вынесенное в отдельном помещении (совещательной комнате), должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
В целях устранения недостатков, имеющихся в судебной практике по взысканию судебных расходов по административным делам, обеспечения правильного применения судами законодательства по указанному вопросу разработан проект постановления Пленума «О практике взыскания судебных расходов по административным делам». Следует отметить, что судебные расходы по административным делам состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Разъясняется, что в соответствии с законом под государственной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. Поскольку государственная пошлина наряду с другими видами обязательных платежей является составляющей частью формирования доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан судам необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о взыскании государственной пошлины по административным делам. Государственная пошлина по административным делам взимается: с подаваемых в суд первой инстанции заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов; оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственного управления, иных организаций, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц; об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий; об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок; апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения административных судов, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов; за выдачу дубликатов и копий судебных документов. За выдачу фотокопий материалов дела государственная пошлина не взимается. Отношения, связанные с уплатой государственной пошлины по административным делам, регулируются Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Кодексом Республики Узбекистан об административном судопроизводстве и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1994 года № 533 «О ставках государственной пошлины». Государственная пошлина уплачивается до подачи в суд заявления, жалобы, если иное не установлено законом (например, в случаях освобождения плательщика от уплаты государственной пошлины, отсрочки либо рассрочки уплаты государственной пошлины). Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме должен быть подтвержден платежным поручением с отметкой банка о принятии платежа. Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме должен быть подтвержден квитанцией, выдаваемой плательщику банком по установленной форме, либо квитанцией, выдаваемой плательщику организацией или должностным лицом, принявшим государственную пошлину, по форме, установленной Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан. В случаях, когда по одному платежному поручению государственная пошлина уплачена по нескольким заявлениям, подлежащим рассмотрению в данном суде, платежное поручение прилагается к одному из дел. В остальных делах судьёй производится отметка (составляется справка) об уплате государственной пошлины с указанием даты и номера платежного поручения и со ссылкой на дело, в котором находится платежное поручение. Размер государственной пошлины, подлежащей уплате, зависит от требования, с которым заявитель обращается в суд, и определяется по ставкам, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан. С заявлений, состоящих из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина взимается за каждое требование в отдельности по ставкам, установленным соответственно для заявленного требования. Постановлением Пленума внимание судов обращено на то, что согласно закону о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями, государственная пошлина взимается на общих основаниях. С вступившего в дело правопреемника заявителя, государственная пошлина взыскивается на общих основаниях, если она не была уплачена ранее.
Как отмечалось на заседании, обсуждённые проекты постановлений Пленума важны тем, что направлены на единообразное и правильное применение норм действующего законодательства, формирование единой судебной практики, надёжную защиту прав и законных интересов граждан, дальнейшее повышение эффективности правосудия.
По рассмотренным на заседании вопросам были приняты соответствующие решения.
В заседании принял участие Генеральный прокурор Республики Узбекистан Н. Йулдошев.
Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться