Узбекистан

10.10.2020 | 11:50

Узбекистан планирует принять закон «О чрезвычайном положении»

Аналогичный проект разрабатывался в 2016 году, но принят не был. 

sputniknews-uz.com

sputniknews-uz.com

Депутаты Узбекистана начали работу над законопроектом «О чрезвычайном положении». Об этом сообщает Gazeta.uz. В окончательный вариант законопроекта могут быть внесены изменения, так как он не был выставлен на общественное обсуждение.

Вопрос необходимости закона о ЧП стал актуальным с введением в стране ограничительных мер для борьбы с COVID-19. Точная дата ввода карантина неизвестна, хотя санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы утверждаются главным государственным санитарным врачом и вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.

В документе даются следующие определения

  • Комендантский час — время суток, в течение которого устанавливается запрет находиться на улицах и в иных общественных местах либо вне жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;
  • Особо важные и категорированные объекты — социально-экономические организации, отдельные сооружения и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и имеющие стратегическое значение, определяемые в соответствии с законодательством;
  • Чрезвычайное положение — временно вводимый в соответствии с Конституцией и данным законом на всей территории страны или в отдельных административных территориях особый правовой режим деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах (хокимиятов), органов самоуправления граждан (махаллей), политических партий, негосударственных некоммерческих организаций и других организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их должностных лиц, допускающий возложение дополнительных обязанностей на граждан Узбекистана, иностранных граждан, лиц без гражданства или отдельные ограничения их прав и свобод, устанавливаемый настоящим законом;
  • Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения — специальный орган государственного управления, создаваемый указом президента для выработки мер по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения и координации деятельности органов государственной управления, органов государственной власти на местах и других организаций и комендатур территорий, где введено чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение на всей территории страны или в отдельных административных территориях вводится указом президента, который в течение трех суток вносится на утверждение в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса и незамедлительно публикуется в СМИ.

Срок действия ЧП на территории страны не может превышать 30 суток, а на ее отдельных административных территориях — 60 суток. По истечении срока ЧП считается прекращенным. 

Указом президента, срок действия ЧП могут продлить, если в течение того времени, цели достигнуты не были. Действие ЧП может быть прекращено полностью или частично при устранении обстоятельств раньше срока.

Предлагаемые меры и ограничения при ЧП

Согласно проекту закона, на период действия чрезвычайного положения указом президента может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

  • введение комендантского часа;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
  • усиление охраны общественного порядка, особо важных и категорированных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
  • личный досмотр граждан Узбекистана, иностранных граждан, лиц без гражданства, проверка документов, удостоверяющих их личность, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
  • выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим ЧП и не проживающих на территории, где введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств госбюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
  • временное отселение населения в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или мобильных жилых помещений;
  • эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения, а в отношении недвижимых объектов принятие соответствующих мер по их охране;
  • приостановление деятельности политических партий и иных негосударственных некоммерческих организаций, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • привлечение государственных резервов, мобилизация ресурсов организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
  • в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, привлечение трудоспособного населения, транспортных средств юридических и физических лиц для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда;
  • установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия, медикаментов и товаров первой необходимости;
  • запрещение продажи специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства и их аналоги, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной продукции. В исключительных случаях временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, у организаций оружия, боеприпасов, специальных средств и ядовитых веществ, а также боевой, учебно-боевой (учебной) техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • полное или частичное приостановление на территориях, где введено чрезвычайное положение, полномочий органов государственного управления (их структурных подразделений) и органов государственной власти на местах;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • установление ограничений на свободу передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, установление ограничений на въезд и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на указанной территории, а при необходимости — на всей территории Узбекистана;
  • ограничение движения транспортных средств и усиление осуществления их досмотра;
  • установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, включая реализацию товаров, работ и услуг;
  • запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
  • ограничение деятельности СМИ с указанием условий и порядка такого ограничения, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих средств, множительной техники, определение особого порядка проведения аккредитации журналистов.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства Министерства внутренних дел, Национальной гвардии, Службы государственной безопасности и Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также других государственных органов и организаций, входящих в Государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В исключительных случаях президент для обеспечения режима ЧП может привлечь силы и средства Вооруженных сил.

Лица, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на 48 часов по решению начальника органа внутренних дел. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток, предлагает законопроект.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.     

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости