Третий Ренессанс — новая национальная идея? Часть вторая

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему национальная идея должна выражать практическую потребность общества.

Третий Ренессанс — новая национальная идея? Часть вторая

Ренессанс — это не только борьба просвещения против невежества. Это признание человека высшей ценностью и творцом, защита его прав и свобод. 

Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти будет бессмертным. 

Алишер Навои (1441 – 1501 годы), величайший тюркский поэт, философ, государственный деятель. 


Не золотом, не серебром прославлен человек.
Своим талантом, мастерством прославлен человек.

Абдурахман Джами (1414-1492 годы), персидско-таджикский поэт, суфийский шейх, философ. 

«Мы строим дороги, метро, но нужно улучшать школы. Если не будет знаний там, не будет знаний и в высшем образовании, фундаментальных знаний… Мы готовим основу для третьего Ренессанса. Если мы создадим условия в школах, знаете, ни в одной стране мира нет таких терпения, трудолюбия, знаний, как у узбекской нации. Ренессанс будет, появятся [новые] Улугбеки. 

Возьмите творческие школы… Почему столько денег математике, химии, биологии? Завтра эти фундаментальные знания все равно дадут свой результат. Дали же в своё время», — заявил президент Шавкат Мирзиёев 29 августа 2020 года во время осмотра новых станций метро.

«Мы… при наличии всех этих полезных учреждений, несчастны, необразованны, дики и бедны!..» (Абдурауф Фитрат, один из крупнейших представителей джадидизма)

Джадидизм - просветительское движение на рубеже ХIХ-ХХ веков, родившееся в недрах изнемогавшего от невежества и темноты «традиционного» общества. Арабским словом «джадид» («новый»), были названы те, кто под влиянием педагогических идей Исмаила Гаспринского (1851-1914 годы), - выдающегося крымско-татарского просветителя, - открывал новометодные школы, в которых преподавали не только религиозные, но и светские науки.

В целях социально-культурного развития Средней Азии в новом направлении джадидистские лидеры предложили ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии и искусства. Они выступили с идеями переоценки и усовершенствования этики, веры, правосудия, здравоохранения, улучшения положения женщин, всех сторон общественной жизни.

Почему именно в этот период появились джадиды? Это время появления в позднефеодальных условиях ростков капиталистических отношений (образование ремесленной мануфактуры, крупных мастерских, цехов, появление мастеров-хозяев «устод», подмастерьев «муздвар» и учеников «шогирд»). Развитие машинного производства требовало грамотных работников. Просвещение стало необходимостью. 

И появились люди с новыми взглядами и мировоззрением, которые шагнули навстречу передовой западной мысли в русских или османских переводах, приблизив тем самым неизбежную модернизацию и европеизацию общества. 

Это проявилось даже во внешнем облике джадидов. Гладко выбритый, в европейском костюме, шляпе и очках, заботящийся о пользе для народа, хорошо говорящий по-русски – таков идеальный образ прогрессиста. В огромной чалме, бухарском халате и с остатками плова в бороде – это традиционалист. Такие изображения были не редкостью в карикатурах того времени.

Из реформ, предпринятых джадидами, первыми и наиболее значимыми были изменения в области образования, оказавшие заметное воздействие на население, политическую и духовную жизнь Средней Азии. Они начали создавать новометодные школы, в которых преподавали, главным образом, светские науки и русский язык. 

До джадидов также организовывались учебные заведения - русско-туземные школы. 19 декабря 1884 года в доме ташкентского купца Сайид-Азимбая, известного своими прогрессивными взглядами, была открыта первая русско-туземная школа для представителей местных народов. В школе было организовано преподавание русского языка, законов Российской империи, арифметики, ремёсел и шариата. 

Следует отметить, что значительную поддержку развитию русско-туземных учебных заведений оказал преемник Константина Кауфмана генерал-губернатор Николай Розенбах. В 1886 году в Туркестане их было 14, в 1911 году – 89, а к 1917 году в крае насчитывалось 126 русско-туземных школ с 6 213 учащимися.

Визиты Исмаила Гаспринского в Ташкент, Самарканд и Бухару в 1893 году послужили толчком для последующего распространения просветительских идей. В 1893 году в Бухарском эмирате открылась первая новометодная школа. В 1898 году первая новометодная школа для девочек была впервые открыта в Ташкенте. К 1911 году общее количество новометодных школ в Туркестане составляло 63. В них проходило обучение 4 106 детей.

В 1917 году в Туркестане имелось около 100 новометодных школ, в которых обучалось – по разным оценкам – от 8 до 10 тысяч детей. В них начинали своё образование такие впоследствии известные писатели как Хамза, Уйгун, Айбек. С начала ХХ века в этих школах, наряду с учебниками, созданными татарами, турками, персами, азербайджанцами, стали использоваться учебники местных авторов.

Во главе джадидистского движения стояли: в Ташкенте — Мунаввар кары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Убайдулла Ходжаев, Исмаил Обиди; в Самарканде — Махмудходжа Бехбуди, Абдукадыр Шакури, Саидахмад Сиддики-Аджзи, Саид Рза Ализаде; в Бухаре – Фитрат, Файзулла Ходжаев, Усман Ходжаев, Садриддин Айни,  Абдулкадыр Мухитдинов, Муса Саиджанов; в Ферганской долине – Хамза, Ибрат, Чулпан; в Хиве – Палваннияз Ходжи Юнусов и Баба Ахун Салимов. 

Прогрессисты не ограничивались открытием новометодных школ в Туркестане. Они отправляли местную молодёжь учиться и получать высшее образование в России, Турции, Египте и Западной Европе. Ведь обученные в лучших восточных медресе и европейских университетах молодые люди могли передавать полученные знания на родине и работать в качестве врачей, инженеров, юристов, агрономов, религиозных и государственных деятелей.

Среди отправленных в Турцию молодых людей был и Абдурауф Фитрат (1884(6)-1938 годы) – будущий видный идеолог и крупный представитель джадидизма, получивший образование в старометодной школе и медресе. Он проявил себя как талантливый и прогрессивно настроенный юноша, впитавший идеи джадидизма и стремящийся к получению новых знаний.

В 1908-1913 годах, находившийся на учёбе Фитрат, наблюдает первые шаги турецкой революции, её победу над феодальным строем. Под впечатлением увиденного и прочитанного, критически осмысливая события, происходившие в Бухаре, он убеждается, что главным злом на пути к прогрессу является фанатизм религиозно настроенных масс. 

В своём труде «Спор» он обличил невежество и коррупцию бухарского духовенства, а в работе «Рассказы индийского путешественника» показал, что главной причиной экономического упадка Бухары, Карши и других городов эмирата являются злоупотребления духовенством своим положением. Эти книги, написанные и изданные в Турции и тайно привезённые в Бухару, потрясли мировоззрение молодёжи Туркестана.

Значение движения джадидов определяется не только тем, что они реформировали мусульманскую устаревшую систему народного образования. Прогрессисты явились основателями национальной печати, театра и литературы.  Вопросы семьи, положение женщин в семье и обществе также были в центре внимания джадидов. 

Фитрат, ещё будучи молодым человеком, написал трактат, который так и назывался «Семья». Основываясь на исламские ценности, он в своём трактате перечислил основные обязанности и права каждого члена семьи и указал, что настоящая семья может быть нерушимой и счастливой только при строгом их соблюдении.

Из среды джадидов вышли младобухарцы и младохивинцы, левое крыло которых впоследствии вступило в коммунистическую партию Бухары и Хивы и приняло активное участие в революционном движении.  Многие прогрессисты (Махмудходжа Бехбуди, Абдулхамид Чулпан, Абдурауф Фитрат) внесли значительный вклад в развитие современного узбекского языка и литературы, а их острая сатира на религиозные догмы и предрассудки сыграла большую роль в развенчании мусульманского духовенства. 

О революционности их взглядов говорят такие факты. Махмудходжа Бехбуди призывал «овладеть не двумя, а четырьмя языками». При этом имелось в виду, что кроме узбекского и персидского языков, необходимо знать русский и один из европейских языков. Подчёркивая, что изучение веры является долгом каждого мужчины и женщины, джадиды выступали сторонниками совместного обучения девочек и мальчиков.

Их судьба была трагичной. Некоторые были уничтожены бухарским эмиром, который после революции 1917 года и манифестаций в Бухаре начал уничтожать младобухарцев. В 1919 году Бехбуди был задержан в Карши и по приказу Саид Алимхана казнён. После прихода Советской власти город Карши был переименован в Бехбуди (1926-1937 годы). 

Некоторые убиты уже в советское время религиозными фанатиками, которых джадиды в своё время высмеивали и разоблачали (Хамза Хаким-заде Ниязи в 1929 году). Многие из них погибли в 1930-х годах, пав жертвой необоснованных обвинений в контрреволюционной антисоветской деятельности по доносам (Абдурауф Фитрат, Абдулхамид Чулпан).

Лучшие представители джадидизма служили народу и родине. Вся их жизнь была отдана великой исторической миссии — просветить угнетённый народ, показать ему дорогу к счастливой и зажиточной жизни, воспитать в нем чувство собственного достоинства, чувство хозяина той земли, на которой жили его предки, и на которой он живёт поныне. Джадиды были во всех отношениях передовыми людьми своего времени.

«Мне… не даёт покоя мысль о том, что наши предки-просветители, джадиды, могли ещё в ХХ веке свершить третий Ренессанс» (Шавкат Мирзиеёв)

До 1917 года движение джадидов не имело своей определённой программы. Неофициальной программой джадидов до этого времени служили труды Фитрата «Спор» и «Индийский путешественник». 

Написанный в 1917 году при участии Фитрата «Проект в Бухаре комитета младобухарцев» является одним из первых документов, в котором содержались формулировки, свойственные политическим программам («Земельно-водный вопрос», «Вакуфные земли», «Военное дело», «Финансовое дело», «Внутренние дела» и другие).

Программа джадидов, главных носителей просветительских идей в конце ХIХ – начале ХХ веков в Туркестане, заключалась в следующих задачах: 

1.    Проведение реформы мусульманского народного образования и подготовка квалифицированных специалистов по основным отраслям культуры, науки и техники; 

2.    С помощью этих специалистов развивать хозяйство, индустрию и сельское хозяйство Туркестана, превратить его из отсталого в развитый край России; 

3.    Повышение жизненного уровня народа, борьба с нищетой и бедностью; 

4.    За счёт развития предпринимательства увеличить число зажиточных людей;

5.    Проведение коренизации (подготовка и выдвижение на руководящие должности представителей местных национальностей) государственного аппарата;

6.    Создание в Туркестане независимого государственного образования.

Могли ли джадиды прийти к власти в Туркестане и объявить о создании независимого государства? Вполне. Факт создания самопровозглашённой Туркестанской автономии (Туркистон Мухторияти, 28 ноября 1917 года - 22 февраля 1918 года) на территории современных Узбекистана, Казахстана и Киргизии тому подтверждение. 

Могли ли джадиды удержать власть (это главное!) и провести свои реформы? Думается, что нет. Взгляды джадидов могли пропагандироваться среди населения в основном с помощью театральных постановок (население было неграмотным), что не давало необходимой поддержки их идеям. Не было чётко сформулированной и понятной программы; существовали непреодолимые разногласия между различными политическими течениями, участвующими в создании автономии, в первую очередь, между джадидами и кадимистами; в движении участвовали промышленники, купцы, торговцы, ремесленники и различные слои населения, включая бедняков, которые имели различные цели; ханы, баи и духовенство видели угрозу в прогрессистах. Рано или поздно, но в Туркестане появились бы этнические и клановые вопросы: джадиды мечтали о создании независимого Туркестана как единого государственного образования.

Это выразилось и в отношении к Советской власти, где джадиды заняли противоречивую позицию. Одни вступили в союз с большевиками и приняли участие в формировании среднеазиатских социалистических наций (Файзулла Ходжаев, Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни, Мирзо Мухиддин Мансуров, Маджид Кадыри). Другие же эмигрировали или влились в состав антисоветского басмаческого движения (Усман Ходжа).

Автономия существовала не в вакууме. Поэтому нельзя рассматривать ситуацию в отрыве от существовавшего тогда положения (Гражданская война, Белое движение, контрреволюция, Антанта, «Британская военная миссия в Туркестане»). В этих условиях можно было бы увидеть просто повторение в Туркестане результатов Русской революции 1905 года и Младотурецкой революции 1908 года.

Но разве Возрождение не началось с образованием Узбекской ССР? Давайте на минуту оставим клише «полуколониальное прошлое», «колония советской империи», «новая форма колониализма», «советский режим», «тоталитарный строй», «большевики-неоколонизаторы», «красная чума большевизма и коммунизма» и прочие, используемые современными политическими и научными деятелями, получившими образование в советское время и которые были, зачастую, членами КПСС. 

Просто посмотрим: из шести пунктов программы джадидов в Советском Узбекистане было выполнено четыре (критерии зажиточности отсутствуют – поэтому будем считать этот пункт невыполненным). 

26 декабря 1919 года, Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Согласно декрету, с 1920 года всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. По желанию — на русском или на родном языке.

Революционные партии проповедовали веру в прогресс — технический, культурный и социальный. Это относится и к джадидизму: «Разве равны между собою знающие и незнающие?»  О каком прогрессе можно говорить в безграмотном обществе?

Так каковы итоги «ликбеза» и проведения политики развития образования? Уровень грамотности вырос в Узбекской ССР с 3,6 процента (перепись населения 1897 года) до 99,7 процента в 1970 году (таков уровень грамотности и в современном Узбекистане).

21 октября 2019 года президент страны выступил на торжественном собрании, посвящённом 30-летию придания узбекскому языку статуса государственного языка. «Во время тоталитарного строя предпринимались попытки вытеснить узбекский язык. Но наш народ смог бережно сохранить свой родной язык – свою национальную гордость», - отметил Шавкат Мирзиёев.

Давайте посмотрим, как Советский Союз предпринимал «попытки вытеснить узбекский язык». Ежегодно выпускалось около тысячи книг и брошюр на узбекском языке тиражом 27 млн экземпляров в год, на узбекском языке издавалось свыше 30 журналов тиражом около 100 млн экземпляров, выходило почти 200 газет на узбекском языке…

В Узбекской ССР было несколько книжных издательств: «Узбекистан», «Фан», «Укитувчи», Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, «Ёш Гвардия», «Медицина», «Каракалпакстан», газетно-журнальное издательство ЦК КП Узбекской ССР. На правах издательства работала редакция Узбекской советской энциклопедии, созданная в 1970 году и выпустившая в течение 1971-1980 годов первую национальную энциклопедию (14-томная Узбекская советская энциклопедия). В это же время было подготовлено и осуществлено 15-томное издание произведений Алишера Навои, вышли энциклопедия Ташкента, отдельные тома по истории Бухары, Ташкента, Коканда, Хорезма и Каракалпакской АССР.

В 30-е годы XX века происходит активная индустриализация Узбекистана. Только за годы довоенных пятилеток в Узбекской ССР было построено свыше 500 различных промышленных предприятий, в том числе завод «Ташсельмаш» (1931 год), Ташкентский текстильный комбинат (1934 год), Чирчикский электрохимический комбинат (январь 1941 года). Наблюдалось ускоренное развитие индустрии: если в 1986 году валовая продукция сельского хозяйства по сравнению с 1913 годом увеличилась в 8,1 раза, то общий объем промышленного производства за этот период возрос в 103 раза.

В Узбекской ССР проводилась политика выдвижения национальных узбекских кадров. В 1930-х годах на долю титульной нации приходилось более 60 процентов от численности руководящего состава республиканской компартии. 

Вот выдержки из постановления Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 23 ноября 1931 года:

«По докладу правительства Узбекской CCР об узбекизации государственного аппарата, вовлечении рабочих в производство и подготовке и переподготовке кадров в Узбекской ССР.

Президиум Центрального исполнительного комитета Союза ССР, в целях устранения отмеченных недочётов, постановляет:

1. Окончательным сроком узбекизации всего государственного аппарата Узбекской ССР установить 1933 год…

2. Предложить президиуму Центрального исполнительного комитета Узбекской ССР усилить работу Центральной комиссии по узбекизации и контроль над проведением узбекизации во всех учреждениях и организациях Узбекской ССР...

4. Обратить внимание президиума Центрального исполнительного комитета Узбекской ССР на необходимость усилить работу по квалификации и переквалификации рабочих из коренной национальности.

5. Учитывая, что вовлечение женщин-националок в производство является в условиях Узбекской ССР важнейшим фактором раскрепощения женщин, и отмечая слабые темпы этой работы, поручить президиуму Центрального исполнительного комитета Узбекской ССР разработать мероприятия по её усилению.

6. Предложить правительству Узбекской ССР рядом конкретных мероприятий обеспечить привлечённым в отдельные отрасли производства в Узбекской ССР специалистам и квалифицированным работникам из других союзных республик благоприятные условия для работы и для усвоения узбекского языка».

Это 1931 год…

«И лучшие из песен, спетых мной, Советской посвятила я Отчизне» (Зульфия, «Здесь родилась я»)

Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки. Раньше всех культура Возрождения начала складываться в Италии. Именно эта страна к XIV веку достигает высокого уровня экономического и политического развития по сравнению с другими средневековыми регионами Европы.

Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки: относительно высокий уровень экономического развития; отсутствие чётких границ между сословиями; культ равенства граждан перед законом; развитая система образования, охватывающая разные слои населения. 

В 1943 году – идёт Великая Отечественная война – в Ташкенте создаётся Академия наук Узбекской ССР. Первым президентом Академии наук Узбекской ССР стал математик Ташмухамед Кары-Ниязов (автор курсов по высшей математике на узбекском языке, трудов по истории науки и культуры Узбекистана), первыми академиками — этнограф Михаил Андреев (составил этнографическую карту республики), ирригаторы Александр Аскоченский (вице-президент Международной комиссии по ирригации и дренажу) и Виктор Пославский (разработчик энергоирригационной схемы Ферганской долины, возглавлял проектирование крупнейших водохранилищ Средней Азии), писатели Гафур Гулям (основоположник – наряду с Хамзой – нового узбекского стихосложения) и Муса Ташмухамедов (Айбек) (один из первых узбекских романистов), математики Всеволод Романовский (вклад в развитие математической статистики) и Ташмухамед Сарымсаков (создан новый тип алгебры — топологические алгебры Буля), геолог Александр Уклонский (открытый им парагенезис нефти и серы широко используется нефтяниками всего мира и является одним из фундаментальных открытий ХХ века), физик Султан Умаров (разработал теории адсорбции воды в волокнах хлопка и электропроводности волокон), биолог Рихард Шредер (селекция плодовых пород, винограда и хлопка).

О развитии науки можно судить по одному факту. В 1956 году в Ташкенте был создан Институт ядерной физики АН СССР, построен и физически запущен исследовательский ядерный реактор, под Ташкентом построен научный городок Улугбек («Среднеазиатская Дубна»). Организация в 1966 году Института кибернетики Академии наук УзССР тоже о многом говорит.

В истории мировой науки и техники Ташкент навсегда останется местом создания первого работающего прообраза электронного телевизора и осуществления первой электронной телепередачи Борисом Грабовским. Осенью 1926 года Грабовский с соавторами прибыл для дальнейшей работы по созданию аппарата электронного телевидения в Ташкент.

26 июля 1928 года в Ташкенте Грабовскому впервые в мире удалось передать по радио, без проводов, движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения со строчной и кадровой развёртками, что было зафиксировано Специальной комиссией в официальном протоколе. 

Бурное развитие получает градостроительство. В столице и других городах возводятся новые музеи, парки, театры, жилые дома и административные здания. В архитектуре общественных зданий использовались приёмы конструктивизма и неоклассицизма. Ташкент – первый и единственный город в СССР, где полностью были ликвидированы бараки и коммуналки.

В 1977 году - впервые в Центральной Азии - было открыто метро в Ташкенте, а столичная телебашня (1985 год, 375 метров) до сих пор является самым высоким непромышленным сооружением в Центральной Азии.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года вводилось всеобщее обязательное начальное обучение. С 1949/1950 учебного года в Узбекской ССР началось успешное осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения. К 1963 году завершается переход на всеобщее обязательное 8-летнее образование. 

В дальнейшем последовательно расширяются институциональные основы среднего образования. Наряду с дневными общеобразовательными школами была развёрнута широкая сеть вечерних школ, техникумов и средних профессионально-технических училищ. В 1976 году было сообщено, что одним из достижений девятой пятилетки является «завершение в основном перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи». Конституция СССР, принятая в октябре 1977 года, законодательно закрепила всеобщее обязательное среднее образование молодёжи (статья 45).

Этой же Конституцией было закреплено право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего. В Советском Союзе, с целью обеспечить доступность образования для всех категорий граждан, впервые в мире была создана система заочного образования, охватывающая все образовательные уровни.

Принятая в июле 1918 года Конституция РСФСР впервые в мире законодательно закрепила равенство политических и гражданских прав женщин, предоставила им наравне с мужчинами право избирать и быть избранными во все органы государственной власти и управления. В 1927 году было объявлено массовое движение «Худжум» - наступление на все формы закрепощения восточных женщин, коренная ломка патриархальных традиций, уничтожение затворничества и закабаления. 

Если в 1925 году в Узбекистане насчитывалось лишь 87 узбечек, работавших практикантами в загсах, судах и исполнявших обязанности народных заседателей, то к 1971 году удельный вес женщин среди рабочих и служащих составил 42 процента.

Искусство возрождается. Художники Лев Бурэ, Павел Беньков, Александр Волков, Варшам Еремян, Самиг Абдуллаев, Чингиз Ахмаров, Николай Карахан, Джавлон Умарбеков, Рузы Чарыев, Урал Тансыкбаев; писатели и поэты Садриддин Айни, Махмуд Ходиев (Бату), Хамза Хакимзаде Ниязи, Манзура Собирова (Ойдин), Абдулла Кадыри, Абдулла Каххар, Муса Ташмухамедов (Айбек), Хамид Алимджан, Усман Насыр, Уйгун, Тураб Тула, Зульфия Исраилова (Зульфия), Уктам Усманов, Гафур Гулям; танцовщица Тамара Ханум; артистки балета Мукаррам Тургунбаева, Галия Измайлова, Бернара Кариева, Гулнора Маваева, Клара Юсупова; оперные певцы Мухитдин Кари-Якубов, Карим Закиров, Боборахим Мирзаев, Павел Воловов; певцы Гавриэль Муллокандов, Джурахан Султанов, Туйчи Ташмухамедов, Халима Насырова; композиторы Рейнгольд Глиэр, Тохтасын Джалилов, Георгий Мушель, Мухтар Ашрафи, Талиб Садыков, Виктор Успенский, Юнус Раджаби; режиссёры, актёры и актрисы Маннон Уйгур, Лютфи Сарымсакова, Сара Ишантураева, Малик Каюмов, Орифжон Ташматов, Абрар Хидоятов, Вахоб Азимов, Хадича Аминова, Аббас Бакиров, Машраб Юнусов, Гани Агзамов, Юлдаш Агзамов, Шухрат Аббасов; артисты цирка Игамберды Ташкенбаев, Мухамед Ходжаев… 

Этот список можно продолжать долго. Во многих странах известны учёные Садык Азимов и Фатхулла Абдуллаев, хирург Васит Вахидов, археолог и искусствовед Галина Пугаченкова, космонавт Владимир Джанибеков, режиссёры Тимур Бекмамбетов и Сергей Алибеков, архитекторы Леон Адамов и Сабир Адылов, первая женщина-дирижёр в Узбекистане Дильбар Абдурахманова, основоположник узбекской эстрады Батыр Закиров

В декоративно-прикладном искусстве Советского Узбекистана в 1920-1930-х годах были восстановлены основные виды традиционного народного творчества. 1960-1980 годы – период нового подъёма прикладного искусства Узбекистана. Создаётся многообразие местных школ керамики (Гиждуван, Риштан, Самарканд, Хива, Шахрисабз); производство абрового шелка («облачной ткани») в Маргилане, Намангане; вышивание национальных тюбетеек, ручных и машинных сюзане, декоративных монументальных панно. Развиваются искусство изготовления ковров и паласов, национальных музыкальных инструментов, золотое шитьё и другое, а в синтезе с архитектурой – традиционная резьба и роспись по дереву, мрамору, ганчу.

Нас не должно смущать, что ныне в постсоветских странах эпоха социализма всячески отрицается и сведена исключительно к сталинским репрессиям. Точно так же подвергалась отрицанию и эпоха Возрождения вплоть до инквизиции и Реформации.

В Советском Союзе было Возрождение. Был Великий Советский Ренессанс!

«Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение» (Сальвадор Дали, испанский живописец, график, скульптор)

Как Советская эпоха, так и эпоха Ренессанса по масштабам того мирового социально-культурного переворота, который произвела каждая из них, несоизмерима ни с какими другими эпохами в истории человечества, разве что только друг с другом.

При этом Ренессанс и социализм в Советском Союзе являлись переходными этапами со всеми присущими общими признаками для обеих этих эпох:

-     развитие процессов урбанизации в каждой из них вызывает и соответствующий переход от культуры деревенской (сельской) к культуре городской;

-     для обоих обществ показателен энтузиазм и творческий почин;

-     научно-техническая революция, характерная для обеих этих эпох, позволяет с полным правом назвать каждую из них эпохой научно-технических открытий. Причём, опытное знание и в том, и в другом случае приобретает особое значение;

-     наблюдается тесная связь науки и просвещения;

-     характерен культурный подъем, сопровождающийся возрастающим значением образованности и проявляющимися талантами;

-     незаконченность формационного становления: Ренессанс ещё не был этапом буржуазно-капиталистической формации, а Советский Союз не был завершённым этапом создания коммунистического общества;

-     опорой нового мировоззрения были утопические построения и идеалы. 

При Ренессансе и Советской власти вместо Бога в центр мира выдвигается Человек. Процесс становления индивида как субъекта – это то главное, что объединяет Ренессанс и Советскую эпоху. Ренессанс, – по сути, и по результатам, – это величайшая культурная революция. Культурная революция, начавшаяся в Советском Союзе и Узбекской ССР, имела всеобщий характер, что роднит её с эпохой Возрождения.

Даже развал Советского Союза напоминает исход эпохи Возрождения: нечто подобное происходило во всех странах Европы на закате эпохи Ренессанса, когда особенно бесчинствовала инквизиция, с началом религиозных, колониальных войн, что совпало и с периодом первоначального накопления капитала.

Так может ли быть третий Ренессанс в Узбекистане? О какой подготовке к нему идёт речь? Развитие экономики, образования, культуры? Но ведь в 1991 году была выполнена и пятая цель джадидов (независимость страны) и осталась лишь одна: повышение жизненного уровня народа, борьба с нищетой и бедностью. 

По данным Международного валютного фонда на 1 октября 2020 года уровень дохода на душу населения в Узбекистане составляет 1 762 доллара (в РФ – 9 972 доллара, в Казахстане - 8 781 доллар). Государство стремится решить и этот вопрос. Даже Министерство экономического развития и сокращения бедности создано, возглавляет которое заместитель премьер-министра.

Если значительно возрастёт благосостояние населения, будет ли это означать эпоху нового Ренессанса? Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). 

Для стабильного, устойчивого развития важно чётко определить место всех форм общественного сознания в иерархии идентичностей. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. Это будет залогом бесконфликтности межэтнических отношений и способ противодействия фундаментализму. Как пример, можно привести последствия Младотурецкой революции 1908 года.

Если все формы общественного сознания не подчинены национальным и гражданским целям, то неизбежно наступит радикализация общественных настроений. Радикализм отрицает многообразие и переходит на систему «свой — чужой». Носишь платки, короткие носки, шорты, рваные джинсы, причёску полубокс  «чужой». Девушка, выставляющая видео в TikTok, – «чужая». Пришёл в госорган и не разговариваешь на государственном языке – «чужой». Не разделяешь убеждений – «чужой». Не согласен с мнением начальника – «чужой». Не разделяешь политику государства – «чужой». Выбирай: с нами — будешь другом, или против нас — и ты враг.

Просветители Туркестана в качестве первопричины страданий человека указывали на невежество, необразованность, бескультурье, консерватизм и религиозный фанатизм. Они боролись с абсолютизмом, ратовали за политическое свободомыслие и права человека. 

Так почему сейчас всё больше ощущается разрыв между декларированием прав человека, соблюдением его интересов и реальным положением в обществе. Всё явственнее слышится средневековая семантика (содержание или информация, передаваемые языком). Всё чаще имеют место явления, как будто вернувшиеся из средних веков: самосожжение, игнорирование общественного мнения, принудительное выселение из домов, нарушение прав собственности и человека, напряжённость в межэтнических отношениях, унижение и угнетение женщин, «убийство чести» (убийство члена семьи, чаще всего женского пола, совершённое родственниками за навлечение на семью бесчестия)… 

Мы становимся свидетелями того, как в наше «просвещённое» время юноши убили свою мать за то, что она общалась «с другими мужчинами», сестру за размещение своих фотографий в социальной сети. 

Мне это напомнило судьбу советской узбекской актрисы Нурхон Юлдашходжаевой, которую 1 июня 1929 года убил её брат за то, что она танцевала перед публикой с открытым лицом, сняв чачван. В 1968 году был открыт памятник Нурхон, который в 1991 году был демонтирован. Статуя, посвящённая феминистке эпохи «Худжум», оказалась неудобной для постсоветского времени.

Необходимо уже чётко определить национальную идею. Общие лозунги и метание в разные стороны недопустимы. Вакуум моментально заполняют другие идеи и зачастую они носят далеко не светский характер.

Давайте посмотрим на Турцию. В результате проведения «Кемалистских реформ» в целях секуляризации (от лат. saecularis — светский) общественной жизни были закрыты дервишские обители, упразднены все секты и тарикаты (30 ноября 1925 год), священнослужителям запрещено повседневное ношение культовой одежды. Облачение в неё допускалось лишь в мечетях во время молений (30 ноября 1925 год). В целях европеизации Турции ношение фески было запрещено, а европейских платьев и головных уборов - поощрялось (25 ноября 1925 год). В стране введены европейский календарь (26 декабря 1925 год), европейский алфавит (1 ноября 1928 год), европейская система мер и весов (26 марта 1931 год), фамилии (21 июня 1934 год).

Изменения произошли в положении женщин. Им были предоставлены право избирать и быть избранными (5 декабря 1934 год), возможности для политической, общественной и профессиональной деятельности. «Кемалистские реформы» привели к превращению Турции в светское государство и обеспечили её ускоренную модернизацию и «европеизацию».

9 июня 1961 года на референдуме была принята новая конституция. Турецкая республика провозглашалась демократическим, светским, социально-правовым государством с республиканской формой правления. В новой конституции значительное место было уделено принципам светскости: отсутствие государственной религии, свобода вероисповедания, запрет на эксплуатацию религиозных чувств в политических и личных целях.   

Государство должно служить своему народу, а не бизнесу!

Почему в нашей Конституции не закреплён принцип светскости? Статья 61 Конституции говорит лишь о том, что «религиозные организации и объединения отделены от государства». Но это означает только то, что религиозные организации не выполняют государственных функций.

Некоторые убеждают, что принцип светскости заключён в статье 1 Конституции: «Узбекистан – суверенная демократическая республика». Но ведь демократия и светскость – далеко не одно и то же. Демократия — это концепция, относящаяся к принципам демократии. Светское же означает не относящийся к религии или не связанный с ней.

Светское и демократия – это два не связанных между собой термина. Светское не включает религию в политическую систему. Это даёт людям свободу от всех религиозных правил и учений. Светское государство нейтрально в вопросах религии. Оно не поддерживает ни религию, ни атеизм. 

Люди свободны быть личностями и на них не обращают внимания в отношении их религии, религиозных убеждений или отсутствии таковых. Государство утверждает, что относится к своим гражданам как к равным, независимо от их религии. Государство может стать светским во время своего создания (Соединённые Штаты Америки, Индия и другие) или после секуляризации государства (Франция, Непал и другие).

Как выглядит интересующее нас положение, например, в Конституции Турецкой республики: «Республика Турция - демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права…» (статья 2). Существует интересный момент. Это положение относится к неизменяемым положениям Конституции (статья 4): они «не могут быть исправлены, и при этом не могут вноситься предложения об их изменении».

Государство часто обвиняет граждан в том, что они не оказывают поддержки его начинаниям. Так произошло недавно, когда столичное управление транспорта сообщило, что с 19 октября не будут пускать в транспорт пассажиров без медицинских масок и перчаток. Или хозяйственная организация вводит новые правила в условиях карантина, которые обязаны к исполнению пассажирами. 

Не было ни решений хокима или Спецкомиссии, ни рекомендации Минздрава. Было самоуправство и поспешность принятия решения со стороны управления транспорта города Ташкента. В результате – кучи использованных перчаток возле урн на остановках, недовольство граждан и совет от перевозчиков нести перчатки домой. 

Это наглядный пример того, как государство не считается с мнением своих граждан и стремится вводить всё новые ограничения и запреты. При этом изменить проводимую государственную политику обычный человек не может. Государство прекратило слышать своих граждан и зачастую рассматривает их как помеху или недоразумение.

Но ведь должно быть наоборот! Мы же говорим о Ренессансе. Если во времена Средневековья земная жизнь и отдельный человек полностью обесценивались, а смысл имело лишь божественное, то эпоха Возрождения революционно выводит человека на первый план. Человек Возрождения — венец творения, властелин своей судьбы и окружающего мира. Перед ним открыты все дороги, он способен познать мир, подчинить его своей воле и добиться всего, к чему он устремлён своим разумом и своим сердцем. 

Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. В широком же смысле возрожденческий гуманизм — это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой морали, от власти религиозных догм и авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни, величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение – антропоцентрично: на первом месте человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

Человек, а не государство! 

Люди вправе требовать от государства добросовестного выполнения его обязанностей, которые заключаются лишь в том, чтобы быть обслуживающим органом для народа, а не его хозяином. В случае, если власть пытается выйти за рамки этих функций, народ имеет право высказать возмущение, несогласие, а также перейти к сопротивлению. 

Принятая ООН в 1948 году Всеобщая декларация прав человека говорит в преамбуле: «…необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…» Кстати, это первый международно-правовой документ, к которому присоединилось наше государство после обретения независимости.

«В мире стоят стоны от притеснения вероломных людей, всюду слышатся вопли от гнёта бессовестных мужей. Со времени основания этого мира никого этот огонь так, как меня, не жжёт, со времени появления вероломства никто не испытал подобный гнёт. От вероломства людей нашего времени в мою грудь шипы вонзаются, от бесстыдства людей в моей груди раны появляются. 

Терпения Иова не хватит о них рассказать, и жизни Ноя не хватит, чтобы все это описать. Пусть Господь поставит притеснителей на путь совести и милосердия или же пусть даст мне, угнетённому, силу и терпение». Так писал великий Алишер Навои. И недавние события в Беларуси и Кыргызстане показали, что это отнюдь не фантастический вариант развития событий. 

Государство для народа

Вот в чём должна заключаться национальная идея. Не ожидание и обещание «Великого будущего» или «Третьего Ренессанса» в неопределённой перспективе, а поворот государства к нуждам и запросам людей сейчас. 

Запрос общества сегодня – это переориентация созданной системы с разграбления страны на её развитие. Именно из этого вытекают все существующие пороки – от незащищённости права собственности и произвола монополий до феномена массовой бедности населения государства, занимающего по запасам золота четвёртое месте в мире.

Заменить эту порочную систему можно лишь возвращением к обычному здравому смыслу. К тому, что государство должно служить своему народу, а не глобальному бизнесу или монополиям, для которых народ - в самом лучшем случае - не представляет особой ценности.

И такая мысль прозвучала 7 декабря 2017 года на торжественном собрании, посвящённом 25-летию принятия Конституции Узбекистана. «Нам предстоит ещё немало сделать для дальнейшего повышения уровня и качества жизни нашего народа, реального обеспечения прав и интересов человека. Не в будущем, а уже сегодня наши соотечественники должны на примере своей жизни увидеть и почувствовать результаты реформ... Главным правилом для руководителей всех уровней должен стать принцип «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», - заявил в своём выступлении Шавкат Мирзиёев.

Но постепенно актуальность этого принципа сошла на нет. Чиновники успокоились и вновь вернулись к слепоглухонемому стилю в своей работе. Интересы человека оказались опять на второстепенных ролях. А зачем что-то менять и напрягаться? Ведь всегда можно попросить прощения, произнеся магическое заклинание: «Узр».

Реальное воплощение в жизнь и чёткое следование принципу «Государство для народа» позволило бы действительно провести эффективные реформы во всех сферах общественной жизни, обеспечить ожидаемое движение страны к демократии, светскости и развитию. 

Тем более, что такая постановка вопроса полностью отвечает требованиям Конституции Узбекистана. «Государство выражает волю народа, служит его интересам» (статья 2) и «Народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа» (статья 7). 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения 

Читайте также: Культура мусульманского средневековья не только предваряла Ренессанс в Европе, но и подготавливала его зарождение. 

Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.

Последние новости

Больше новостей