Тонкости и подводные камни на пути стартап проектов Узбекистана

Обзор стартап-индустрии от организатора конференции StartupMIX Алишера Юсупова.


Алишер Юсупов, пожалуй, один из главных фронтменов и идеологов развития стартапов как рынка и нового решения в бизнесе в нашей стране. На счету Алишера такие проекты, как акселераторы CAT Science Accelerator, SmartwatersLab, Climate LoungePad Uzbekistan, в которых он выступает как соорганизатор, организация конференции StartupMIX. Он также является ментором и трекером проекта «Стартап-инициативы».

У вас появилась идея для стартапа? Хотите попробовать себя в роли локального Илона Маска или Цукерберга, но не знаете, с чего начать? Эксперт рассказал, как можно реализовать идею в стартап-проект, куда пойти за финансированием, и указал на недостатки и неправильные тенденции в стартап-индустрии Узбекистана.

Сперва необходимо определиться с терминами:  

  • Стартап — это не просто любой новый бизнес, а бизнес, в котором есть элементы инноваций, технологичности и быстрого масштабирования. Если вы хотите открыть классический производственный цех, то это не стартап. Чтобы гордо называться стартапером, вам нужно хорошо изучить проблемы нашего рынка и предложить технологичный проект, решения которого на рынке Узбекистана пока нет или существуют аналоги, но вы можете сделать лучше, инновационнее.
  • Стартап-экосистема — это возможности и ресурсы, которые предоставляются государством и бизнесом для создания и развития стартапов : коворкинги, инкубаторы, акселераторы, молодежные программы поддержки стартапов в университетах, конкурсы, хакатоны, конференции, частные инвесторы, венчурные фонды, корпоративные акселераторы, экспертиза менторов, трекеров и в целом активное стартап-сообщество. 

Стартап-экосистема Узбекистана пока только развивается, и сегодня, после нескольких лет периода исключительно частных инициатив и акселераторов, появляются государственные проекты по поддержке стартапов. 

Представим, что вы выпускник вуза или молодой специалист и у вас есть бизнес-идея.
Ваши шаги по запуску стартапа и поиску инвестиций: 

  1. Перед тем как вы захотите подать заявку в стартап-инкубатор или на любой из стартап-конкурсов, которые проводятся в Узбекистане, вам нужно собрать команду. Без команды с вами не будут разговаривать серьезно. Без команды вы никогда не продвинетесь дальше идеи. Без команды вам «не светят» инвестиции. Вам в команду нужны сооснователи, люди, которые будут болеть вашей общей идеей и развивать проект вместе с вами. Команда в стартапе — самое главное.

  2. Если у вас пока есть только идея, вам нужен стартап-инкубатор или программа поддержки молодежных стартап-идей. До запуска проекта идею нужно протестировать, хорошо изучить аудиторию (провести Customer development), создать MVP (минимально рабочую версию продукта или услуги), и только после этого презентовать стартап инвесторам.

  3. Не нужно сразу снимать дорогой офис в центре города. Для стартапов идеально подходят коворкинги — это альтернатива офису с готовой инфраструктурой для работы и организации встреч и стоимостью аренды, доступной для стартапов и небольших команд.  Самая большая сеть коворкингов — Ground Zero (5 локаций в Ташкенте + 1 в Самарканде), также в Ташкенте работают коворкинги C-Space и  Bunker Coworking.

    Со стартапами на стадии идеи в Узбекистане работают:
  • Программа поддержки молодежных инновационных идей и стартап-проектов «Стартап-инициативы».
    Эта программа обычно открывает набор летом-осенью, принимает проекты на стадии идеи и хорошо обучает команды со всех регионов Узбекистана. Лучшие стартапы могут получить финансирование до 50 миллионов сумов на развитие проекта. Финал 4-го набора «Стартап-инициатив» прошел 27 февраля 2020 года.
  • Программа стартап-инкубации при IT-Park Uzbekistan рассчитана на три месяца, поможет получить навыки для создания собственного бизнеса и подготовит к программе акселерации.
  • innoWIUT Entrepreneurship Lab — стартап-лаборатория для студентов Вестминстерского университета — развивает предпринимательскую жилку в студентах WIUT.

Все вышеперечисленные программы работают с проектами на стадии «у меня есть только идея».  Если вы продвинулись дальше и создали MVP (рабочую версию проекта), нашли первых клиентов и сделали первые продажи, вам уже нужен стартап-акселератор. Обычно акселераторы не работают с проектами на стадии идеи, их суть — ускорить уже существующий, работающий проект. Вы идете в акселератор за менторами, навыками, нетворкингом (полезными контактами) и «прокачкой» своего стартапа. 

Проекты, у которых уже есть прототип, MVP и продажи, ждут в нескольких стартап-акселераторах:

  • Если стартап связан с наукой, медициной, сельским хозяйством, энергоэффективностью, обращайтесь в научный акселератор при Центре передовых технологий и Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан C.A.T. Science Accelerator. Совсем недавно завершился отбор заявок. В прошлом году акселератор поработал с 25 научными стартапами, три из которых получили инвестиции Министерства инновационного развития на общую сумму $200 000. Участие в этом акселераторе особенно полезно для получения международного менторства, доступа к лабораториям и интересным проектам на стыке технологий и науки. Программа рассчитана на пять месяцев. 

  • Акселератор при IT-Park недавно завершил прием заявок, но регулярно набирает новые проекты на обучение и развитие (пока без получения инвестиций, но все может измениться). 

  • Проекты водно-экологической тематики, возобновляемых источников энергии могут участвовать в крупнейшем международном конкурсе «зеленых» стартапов ClimateLaunchpad. В Узбекистане конкурс проходит второй год, и в 2019 году стартап-акселератор Water Solutions Innovation Lab поработал с 10 проектами, и  2 проекта-победителя поехали на финал ClimateLaunchpad в Амстердаме (Узбекистан впервые был представлен в этом конкурсе). В этом году ClimateLaunchpad Uzbekistan начнет принимать заявки с апреля, следите за новостями конкурса, и вы также сможете представить свой проект на международной арене и побороться за призовой фонд конкурса.

  • Подпишитесь на новости Министерства инновационного развития: именно это министерство ответственно за развитие инноваций (логично), и стартапов в том числе. Министерство в прошлом году организовывало конкурс по финансированию стартапов (проекты получили  от 416 млн сумов до 1,5 млрд сумов), до 30 апреля 2020 года принимаются заявки на конкурс “узбекско-российских стартапов” с выделением до 1 млрд сумов на 2 года для каждого проекта.
  • Первые «корпоративные» конкурсы стартапов в 2019 году провели «Узавтосаноат» (с призовым фондом в 60 млн сумов) и Ucell (призовой фонд 500 млн сумов на 3 стартапа).  В этом году следует ожидать активности больших корпораций, банков, мобильных операторов по запуску стартап-конкурсов или даже акселерационных программ. Во всем мире корпоративные акселераторы — большой тренд, так как корпорациям сложно придумать идеи внутри своей компании, и они вынуждены приглашать «свежие» идеи и проекты со стороны.
  • Задачу вовлечения девушек в стартапы и IT (а в этой сфере очень много гендерных стереотипов) решает международный конкурс Technovation Girls Uzbekistan (команды девушек создают мобильные приложения и могут выиграть поездку в Калифорнию на международный финал конкурса)

Интересный факт: все акселераторы и инкубаторы из действующих на рынке пока не берут долю в проектах за свои услуги. Стартапы участвуют во всех программах бесплатно. Это связано именно с развитием отрасли и экосистемы, участникам нашего рынка нужно повышать вовлеченность молодежи и «отсеивать» больше заявок. На развитых рынках за доступ к ресурсам акселератора стартапы должны отдать 5-10 % доли в своей компании.  

Получить инвестиции в проект вы сможете либо от бизнес-ангелов (частных инвесторов), к которым еще нужно найти доступ, либо от венчурных фондов. Пока в Узбекистане венчурное финансирование тоже только начинает развиваться, к нам приглядываются международные фонды, но рынок, с их точки зрения, у нас маленький, и достойные стартапы можно пересчитать на пальцах одной руки. Местных специалистов по венчурному финансированию в стране практически нет, эта сфера будет активно развиваться. Нам нужно обучать и инвесторов тоже, а не только стартапы. Многие инвесторы не понимают разницы между рискованными инвестициями в стартапы и традиционными инвестициями в классический бизнес. 

Следите за отраслевыми онлайн-СМИ: к нам приезжают такие международные проекты, как Startup Weekend и SeedStars, проводятся локальные хакатоны (Open Data Hackathon), часто бывают конкурсы стартапов Центральной Азии и Казахстана, где наши проекты тоже могут участвовать. Главное — собрать команду, начать делать проект, довести его хотя бы до стадии MVP, быть активными, ходить на конференции (например, Startup MIx), знакомиться с менторами и инвесторами, налаживать контакты, рассказывать о своем проекте в соцсетях и СМИ.

Резюмируя, хочется отметить, что стартап-экосистема Узбекистана не может быть сформирована искусственно или скопирована с США, Израиля или Сингапура. Мы не создадим Кремниевую долину, построив только несколько современных зданий со всей инфраструктурой. Кроме зданий, нужен контент и нужны люди, профессионалы.

  • В числе приоритетных для развития стартапов секторов нужно сфокусироваться на сильных сторонах и проблемах нашего рынка: это агросектор, водные вопросы, «зеленые технологии»
  • Нужно много и серьезно обучать стартапы, менторов и инвесторов, развивать навыки
  • Развивать инновационное предпринимательство в вузах
  • Проводить больше конкурсов и мероприятий не только в Ташкенте, но и в регионах
  • Фокусироваться не просто на мобильных приложениях, а на проектах с аналитикой данных, IoT,  стартапах на стыке технологий и науки, медицины.

Это большая работа, которая должна вовлекать игроков как из частного бизнеса, так и из государственного сектора.

Отдельного внимания заслуживает упоминание недостатков и препон, которые затрудняют создание и развитие должной стартап-системы.

  • Отсутствие кадров, понимающих, что такое стартапы, особенно в госорганах. Стартапы и диджитализация — модные сейчас термины, но многие чиновники не понимают сути технологического предпринимательства и работы со стартапами.
  • Государственные органы фокусируются на зданиях и инфраструктуре. Это важно, но это не панацея. Не следует забывать об обучении людей для работы со стартапами, о привлечении молодежи, развитии навыков и постоянной генерации контента и проектов для этих зданий. Иначе у нас получится второй пустующий Astana Hub или гигантское «Сколково».
  • Построив здания, вложив кучу денег и усилив образование, мы не станем страной стартапов и не достигнем быстрого роста. Нужны навыки и компетенции, нужно уметь применять свои знания, уметь зарабатывать деньги и делать бизнес, развивать soft skills и предпринимательское мышление в специалистах всех отраслей.
  • Стартапами пытаются заниматься несколько ведомств (Мининфоком, Мининноваций, НАПУ), и каждое ведомство «тянет одеяло на себя», чтобы получить PR только для себя. Госорганы стараются не подпускать частных игроков вместо того, чтобы быть фасилитаторами (посредниками для налаживания коммуникации двух сторон – прим. ред.) и помогать частным инициативам. Зачастую государственные ведомства дублируют активности друг друга. 
  • У ведомств, пытающихся запускать программы акселерации, отсутствует методология работы со стартапами. Что угодно называют акселераторами, но при этом ответственные лица слабо понимают, что делают.
  • Не развита культура менторства. Именно на менторов нужно делать акцент в работе со стартапами и молодежью. Менторство — это не платные или одноразовые консультации, пока понимания менторства в экосистеме нет.
  • Под стартапами многие государственные чины и молодежь понимают мобильные приложения по доставке еды, вызову такси и пр., не пытаясь развивать актуальные для нашего региона agrotech, cleantech, fintech-стартапы, медицинские, научные проекты.
  • У наших стартапов узкое мышление на локальный рынок. Да, 33 миллиона человек — это хорошие цифры, но для серьезных стартапов и серьезных инвесторов это маленький рынок. Мыслить более глобально стартапам мешает незнание языков (английского, русского) и, конечно, отсутствие пока конкурентоспособных (на региональном или международном уровнях) идей, проектов и сильных команд. Не говоря на других языках, наши стартапы так и останутся маленькими.
  • Совсем не ведется работа по активации предпринимательских инициатив студентов в вузах.  В странах с развитыми стартап-экосистемами стартап-инкубаторы, как правило, имеются в каждом университете, чтобы поощрять и развивать бизнес-навыки студентов.
  • 99% активностей и конкурсов сфокусировано в Ташкенте, и эти конкурсы — однодневки в большинстве случаев. Одни и те же стартапы ходят по одним и тем же конкурсам, получают дипломы, привыкают пиариться, но не делают проекты. 
  • Нет прописанного грамотного механизма инвестирования, схемы продажи и выхода из проекта (во всем мире продажа стартапа — отличный вариант для основателей).
  • В нашем законодательстве нет подходящей для стартапов формы собственности. Сейчас все стартапы выбирают ООО (общество с ограниченной ответственностью), но в мировой практике больше подходит юридический статус corporation (корпорация), когда юрлицо управляется профессиональным советом директоров и зачастую не прямыми основателями стартапа.
  • Нет доступа к финансированию. Да, запускаются гранты и конкурсы, но они пока проходят не на постоянной основе. Стартапы не знают, куда обращаться за менторством и инвестициями.

Все вышеперечисленное — сложности и задачи, стоящие перед госорганами и бизнесом, заинтересованными в развитии стартап-экосистемы Узбекистана.


Получайте статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости